Лекции по "Основам менеджмента"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 07:16, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Основы менеджмента".

Работа содержит 1 файл

Основные категории менеджмента.docx

— 172.01 Кб (Скачать)

     Направленность  методов управления ориентирована на систему (объект) управления. Это может быть как учреждение в целом, так и отдельное его подразделение (отдел, департамент и т. п.). Также это может быть функция предприятия (производство, маркетинг, инновация, финансы, информация) либо функция менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль).

     Содержание  методов управления — это специфика приемов и способов воздействия.

     Организационная форма методов  управления — воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Оно может быть прямым (непосредственным) или косвенным (постановка задачи и создание стимулирующих условий).

     В связи с вышеизложенным выделяются следующие методы управления:

  • организационно-распорядительные, или организационно-административные,

               основанные на прямых директивных указаниях;

  • экономические, обусловленные экономическими стимулами;
  • социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

     Организационно  – административные методы управления

         Организационно  – административные методы оказывают  прямое воздействие на управляемый  объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно  или устно, контроль их выполнения ,систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т.д. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства, основными целями которого является  правовое регулирование трудовых отношений, укрепление законности, защита прав и законных интересов предприятия и его работников в соответствии с КЗоТ и другими законодательными актами.

                  В рамках организации возможны  три формы проявления организационно  –административных методов:

    • обязательное предписание (приказ, запрет)
    • согласительные методы ( консультация, разрешение компромиссов)
    • рекомендации пожелания ( совет, разъяснение, предложение, общение и т.д.)

         Как правило, это прямые задания и  распоряжения вышестоящих органов  управления (волевое воздействие  руководителя на подчиненных),которые направлены на соблюдение законов и постановлений, приказов и распоряжений руководителей в целях оптимизации производственных процессов.

         В общем виде система организационно – административных  методов может быть представлена как совокупность двух равнозначных элементов – воздействия на структуру управления (регламентация деятельности и нормирование в системе управления) и воздействия на процесс управления (подготовка, принятие, организация выполнения и контроль управленческих  решений). Организационное воздействие на структуру управления осуществляется в большинстве случаев путем организационного регламентирования, нормирования, организационно – методического инструктирования и проектирования.

         Экономические методы управления

         Экономическим методам в управлении отводится центральное место. Это обусловлено, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.

         Экономические методы управления представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности в частности. Чтобы экономические методы управления были действенными, необходимо, как минимум, обеспечить «отзывчивость» организации на экономические рычаги. Без этого теряет смысл расширение структурных единиц и самофинансирование организации.

         В свою очередь , расширение самостоятельности ведет к большей свободе коллективов в хозяйственной деятельности и экономическим методам руководства. Только в условиях обоснованной самостоятельности возможен реальный переход к экономическим методам руководства: коллектив распоряжается материальными фондами, полученным доходом (прибылью), зарплатой и реализует свои экономические интересы. Экономические методы способствуют выявлению новых возможностей и резервов, что особенно важно в переходный к рыночным отношениям период. Речь идет об изменении системы материального стимулирования с учетом экономических интересов всех участников трудового процесса.

                Конкретный набор и содержание  рычагов экономического воздействия  определяется спецификой управляемой  системы. В соответствии с этим  в управленческой практике экономические методы управления  чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование, финансирование, система материального поощрения.

                  В отличие от организационно  – административных экономические  методы управления предполагают  разработку общих планово –экономических показателей и средств их достижения. Это своего рода экономический механизм в хозяйственных отношениях. В результате повышения действенности экономических рычагов и стимулов формируются такие условия, при которых трудовой коллектив и его члены побуждаются к эффективной работе не столько административным  влиянием (приказы, директивы, указания и т.п.), сколько экономическим стимулированием.  На основании экономических методов управления должны развиваться и укрепляться организационно – административные и социально – психологические методы, повышаться профессионализм и культура их применения.

         Социально – психологические  методы управления

         Социально – психологические методы, представляют собой совокупность специфических  способов воздействия  на  личностные отношения и связи, возникающие  в трудовых коллективах, а также  на социальные процессы, протекающие  в них. Главная цель  применения этих методов  - формирование в коллективе положительного социально – психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические  задачи.

         Приемы  и способы социально – психологического воздействия во многом определяются подготовленностью руководителя, его  компетентностью, организаторскими способностями  и знаниями  в области социальной психологии.

         Необходимость использования  в практике управления организацией социально – психологических  методов руководства очевидна, так  как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и  потребности работников, видеть перспективы  изменения конкретной ситуации, принимать  оптимальные управленческие решения.

         Успех деятельности руководителя в этом направлении  зависит от того, насколько правильно  применяет он различные формы  социально – психологического воздействия, которые сформируют здоровые межличностные  отношения. В качестве основных форм такого воздействия можно рекомендовать  планирование социального развития трудовых коллективов, убеждение как  метод воспитания и формирования личности, экономическое соревнование, критику и самокритику, постоянно  действующие деловые совещания, которые выступают как метод  и как форма участи сотрудников  в управлении, а также различного рода ритуалы и обряды.

     Планирование  как функция менеджмента

     Планирование - это одна из основных функций менеджментаВ широком смысле планирование это деятельность, направленная на определение целей и задач организации, а также распределение и перераспределение ресурсов для реализации поставленных задач. 
В узком смысле - это процесс составления специальных документов, цель которых состоит в сочетании и координации работы, организации и повышении ее эффективности. 
Виды планирования по срокам:

  1. долгосрочное осуществляется на срок более пяти лет и заключается в разработке перспективных целевых программ (стратегическое планирование);
  2. среднесрочное осуществляется на срок от года до пяти лет (различные программы);
  3. краткосрочное осуществляется на срок менее года (оперативные планы на день и др.).

      
Разновидности планов
Планы-цели: характеристики желаемого состояния предприятия (отделов). Используются при планировании на длительные сроки и в условиях неопределенности. 
Планы для повторяющихся действий регламентируют выполнение традиционных работ в стандартных условиях (расписание движений поездов, самолетов)составляемых с учетом форс-мажорных обстоятельств. 
Планы для неповторяющихся действий составляются для решения специфических проблем в конкретных сложившихся ситуациях. 
Принципы планирования:

  1. участие в планировании максимального числа сотрудников позволяет повысить эффективность выполнения работы, так как учитываются их интересы, а, следовательно, повышается удовлетворенность сотрудников работой;
  2. непрерывность: планы служат основой для дальнейшей работы;
  3. гибкость: возможность корректировки планов в соответствии с изменяющимися условиями;
  4. экономичность: затраты на планирование значительно меньше получаемых выгод;
  5. обеспечение работы необходимыми материальными и организационными ресурсами.

      
Методы планирования:

  1. бюджетный - табличный способ представления материала, отражающий поступление и перераспределение ресурсов по подразделениям и сферам деятельности;
  2. балансовый - согласование поступлений и расходов за определенный период. Баланс - это таблица, в которой зафиксированы все источники и размеры доходов и расходов предприятия.

      
По содержанию баланс бывает:

  1. отчетный (составляется по прошедшему периоду деятельности);
  2. плановый (определение размера доходов и расходов на будущий период);
  3. прогнозный (определяет вероятные объемы потребляемых и распределяемых ресурсов).

      
По виду ресурсов баланс бывает:

  1. натурально-вещественный (движение материальных ресурсов в неденежном выражении);
  2. стоимостный (движение денежных средств);
  3. трудовой (движение трудовых ресурсов);
  4. нормативный (норма поступления и затрат на единицу продукции).

      
Виды норм:

  1. стоимостные нормы (учет финансовых потоков в денежном выражении);
  2. натуральные нормы;
  3. нормы обслуживания;
  4. нормы времени.

      
Математический  метод опирается на использование математических моделей. Его суть заключается в составлении уравнений с переменными. 
Графический метод - это образное представление возможных вариантов развития ситуации (уровень прибыли, изменение доли рынка и т. п.).

     Планирование - это определение системы целей  функционирования и развития организации, а также путей и средств  их достижения. Любая организация  не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать  управленческие решения относительно:

  • распределения ресурсов;
  • координации деятельности между отдельными подразделениями;
  • координации с внешней средой (рынком);
  • создания эффективной внутренней структуры;
  • контроля за деятельностью;
  • развития организации в будущем. Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию.

     В общем, в процессе планирования можно  выделить:

  • процесс целеполагания (определение системы целей);
  • процесс сочетания (координации) целей и средств их достижения;
  • процесс развития или единство существующей системы работы организации с ее будущим развитием.

     Целеполагание - это процесс разработки системы целей, начиная от общих целей организации и заканчивая целями отдельных ее подразделений. В результате получается дерево целей, которое лежит в основе всего процесса планирования.

     Само  по себе наличие цели еще не означает, что она будет достигнута, необходимо наличие соответствующих материальных, финансовых и людских ресурсов. При  этом часто от количества этих ресурсов зависит уровень достижения цели. Так, например, для создания предприятия  в определенной отрасли необходимы первоначальные вложения не менее №  млн рублей. Этот финансовый ресурс обязательно должен быть в наличии, и тогда будет обеспечено сочетание цели и средства ее достижения. Как результат координации появляются планы, в которых сочетаются мероприятия по достижению целей, сроки, средства и исполнители.

Информация о работе Лекции по "Основам менеджмента"