Лекции по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 19:00, курс лекций

Описание работы

Понятие менеджмента. История управленческой мысли
Понятие менеджмента.
Функции и ключевые роли менеджера.
Школа научного управления.
Административная (классическая) школа управления.
Школа человеческих отношений. Поведенческая концепция.

Работа содержит 1 файл

Лекции по менеджменту.docx

— 168.62 Кб (Скачать)

-4-

Формы контроля по стадиям выполнения работ:

  1. Предварительный контроль – проводится до фактического начала работ. Он используется для проверки качества комплектующих изделий, сырья и материалов, идущих в производство, а также в отношении деятельности подчиненных, компетентность, а также добросовестность которых вызывает у начальников определенные сомнения. Предварительный контроль призван предотвращать потенциальные ошибки и несоответствие установленным стандартам и требованиям, создавая тем самым уверенность, что данная работа и процесс будет происходить должным образом.
  2. Текущий контроль – осуществляется в ходе проведения работ. В наибольшей степени он характерен для производственных процессов, где благодаря ему, выявляется необходимость в регулировании хода производства. Этот вид оперативного контроля требует быстрого и постоянного поступления информации по каналу обратной связи.
  3. Проводится по окончании процесса или выполнения задания. Сфера его применения  - это и контроль качества произведенной продукции или услуг, и оценка деятельности как линейного, так и функционального персонала.

-5-

     Традиционная система организационного контроля предполагает четыре ключевых этапа. 

Этапы процесса контроля. 

Обратная  связь

                                      

                                    Уточнение            Уточнение

                                    нормативов           результатов                          Если не

                                                                                          соответствует

 

 

                                                           Если соответствует 

 

 
 
 
 

    1. Установление  нормативных показателей – в  рамках общего стратегического плана  организации менеджеры определяют отделам конкретные цели в форме  особых операционных условий, в том  числе некие нормативные показатели по которым сверяется организационная  деятельность.

      Нормативные показатели должны устанавливаться  предельно точно, чтобы менеджеры  и рабочие постоянно использовали их в повседневной деятельности.

    1. Измерение фактических результатов – разработка к онкретных количественных нормативных показателей (ежедневных, еженедельных, ежемесячных), и регулярные замеры в соответствии с ними.
    2. Сравнение результатов с нормативными показателями – детальное сравнение фактических результатов деятельности и нормативных показателей. Общепринятой является практика ведения сравнения путем занесения в таблицу нормативных показателей и фактических результатов за различные временные промежутки – это упрощает процесс сравнения.
    3. Коррекционное воздействие в результате несоответствия фактических результатов нормативным показателям. Менеджерам необходимо тщательно анализировать подобные отклонения.
 

ТЕМА  №9

« Методы управления» 

  1. Сущность  и понятие методов управления персоналом. Административные методы
  2. Экономические методы
  3. Социально-психологические методы.

-1- 

     Методы управления персоналом  – это способ воздействия на  коллектив и отдельных сотрудников  с целью осуществления мотивации  и координации их деятельности  в процессе функционирования  организации.

     В зависимости от преобладания  тех или иных способов воздействия  на сотрудников методы управления  персоналом можно определить  как регламентирующие и стимулирующие:

  1. Регламентирующие – образуют единую группу организацонно-административных методов управления персоналом.
  2. Стимулирующие, разделяют на две группы: экономические методы (материально стимулирующие) и социально-психологические (морально стимулирующие)
 

     Административные методы управления  персоналом – это способы прямого  административного воздействия  на управляемый объект, основанные  на принципе подчиненности и  прямого командования и имеющие  обязательную силу для исполнителя. 

 

 

 
 

-2-

    

     Экономические методы – методы управления персоналом, позволяющие рядовым сотрудникам, исходя из материальной заинтересованности, самим принимать большинство решений и отвечать за их результаты. Они основываются на правильном применении экономических законов и по способам воздействия известны, как «метод пряника» 

Методы  материальной мотивации управления персоналом

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

-3- 

     Социально-психологические методы предполагают два направления воздействия на поведение сотрудника и повышение его трудовой активности. С одной стороны они направлены на формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, развитие благожелательных отношений между его членами, изменение роли руководителя, а с другой стороны, на раскрытие личных способностей каждого сотрудника, помощь в их совершенствовании, что в конечном счете ведет к максимальной самореализации человека в своей трудовой деятельности, а следовательно к повышению ее эффективности. Сегодня к этим методам можно отнести психологическую мотвацию, гуманизацию труда, профессиональный отбор и т.д. 

Социально-психологические  методы управления персоналом. 

Группа Методы
Потребности
  • Физиологические
  • Безопасности
  • Принадлежности к социальной группе
  • Признания и уважения
  • Самовыражения
  • Достижения
  • Соучастия
  • Властвования
  • Статусные
Мотивы
  • Условия труда
  • Заработная плата
  • Отношения в коллективе
  • Степень контроля за работой
  • Политика фирмы
  • Карьера
  • Признание и одобрение
  • Высокая степень ответственности
  • Возможности повышения квалификации
Учет  личностных характеристик
  • Тип личности
  • Темперамент
  • Направленность личности
  • Характер
  • Способности
  • Привычки
  • Поведение
  • Чувства и эмоции
  • Стрессы
Способы психологического воздействия
  • Внушение
  • Убеждение
  • Подражание
  • Вовлечение
  • Принуждение
  • Побуждение
  • Осуждение
  • Требование
  • Запрещение
  • Командование
  • Обманутое ожидание
  • «Взрыв»
  • Метод Сократа
  • Намек
  • Похвала
  • Критика
  • Просьба
Социологические
  • Социальные потребности
  • Социальное планирование
  • Установление норм поведения
  • Создание психологического климата
  • Управление конфликтами
  • Формальные и неформальные отношения
  • Профессиональный отбор
  • Управление карьерой
  • Участие в управлении
  • Корпоративная культура
 

ТЕМА  №10

« Механизм управленческого  решения» 

  1. Понятие управленческого  решения
  2. Система разработки, принятия и реализации решений.
  3. Выявление и выбор альтернативы.
  4. Групповые методы принятия решения
  5. Организация выполнения решения.
  6. Управление реализацией решения.
 

-1- 

Управленческое  решение – это оформившееся понимание необходимости предпринимать (или не предпринимать) целенаправленные действия для устранения возникшей проблемы. 

Составляющие  управленческого  решения:

  1. Субъект – лицо или орган, принимающий решение
  2. Объект – отдельный исполнитель или коллектив, которому надлежит выполнить принятое решение.
  3. Предмет решения – содержание решение, определяющее, что и когда конкретно должно быть сделано.
 

Основные  аспекты управленческих  решений:

  1. Правовой аспект – управленческое решение является реализацией власти субъекта управления и его права распоряжаться и использовать ресурсы организации. При этом решение создает ситуацию ответственности: субъект ответственен за возможные неблагоприятные последствия, а исполнители за полное и своевременное исполнение решения.
  2. Социальный аспект – управленческие решения принимаются людьми, отражают и затрагивают человеческие интересы. Принятие и реализация решения обязывает к социальным формам взаимодействия внутри самого коллектива, а результаты решения нередко касаются социальных отношений вне организации и непосредственно влияют на них.
  3. Психологический аспект – управленческое решение представляет собой результат мыслительной деятельности, которая весьма индивидуализирована. Качество решения зависит от глубины мышления, что, в свою очередь, связано со знаниями и опытом менеджера, а иногда от его убеждений и ценностей.
 

-2- 

Система разработки, принятия и реализации решений:

  1. Диагностический анализ реальных и потенциальных проблем – выявляются симптомы, свидетельствующие о наличии проблемы или предстоящее ее возникновение. К общим симптомам, указывающим на наличие проблемной ситуации, относятся: низкие прибыль, сбыт, производительность и качество, высокие издержки, текучесть кадров, аварийность и травматизм, а также различные нарушения технологического режима, многочисленные конфликты в организации и т.д. Выявление симптомов помогает определить проблему в общем виде и способствует сокращению числа факторов, которые следует учесть при обосновании решения.
  2. Выявление и характеристика альтернатив для  разрешения проблем
  3. Выбор альтернативы подлежащей реализации
  4. Организация выполнения выбранного решения
  5. Мотивирование исполнения решения
  6. Организация информационной связи между исполнителем решения и инициатором его, т.е. режим обратной связи.
  7. Текущее управление реализацией решения и ликвидация отклонений в процессе его исполнения
  8. При выявлении невозможности устранить недопустимые отклонения путем реализации данного решения – переход к пункту 1 и повторение вышеприведенной последовательности пунктов 1-8

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"