Лекции по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 19:00, курс лекций

Описание работы

Понятие менеджмента. История управленческой мысли
Понятие менеджмента.
Функции и ключевые роли менеджера.
Школа научного управления.
Административная (классическая) школа управления.
Школа человеческих отношений. Поведенческая концепция.

Работа содержит 1 файл

Лекции по менеджменту.docx

— 168.62 Кб (Скачать)
 

-8- 

Универсальное правило борьбы со стрессом, осознание  того, что стресс – это не то, что  с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете. 

Классификация стрессоров:

  • те, что можете устранить сами
  • те, что можно ослабить
  • те, что находятся вне нашей воли.
 

Правила снижения воздействия  стресса на подчиненных:

  • оповестить подчиненных заранее и публично об изменениях, которые вы собираетесь произвести, как бы очевидны они не были;
  • будьте тверды и последовательны в осуществлении нововведений;
  • вовлекайте подчиненных в процесс планирования и реализации изменений, это снимет много вопросов;
  • прогнозируйте и упреждайте невыгодное развитие событий, лучше действовать, чем реагировать.
 

Методы  снижения негативного  воздействия стресса  на управленческую деятельность:

  • рационализировать свой рабочий день;
  • планировать работу;
  • чередовать тактики выполнения работы;
  • уметь делегировать полномочия;
  • никогда не брать работу на дом;
  • не затягивать рабочий день ни для себя, ни для других;
  • всегда быть готовым к неожиданностям;
  • находить новые увлечения;
  • ходить на работу пешком;
  • чаще покидать свой кабинет;
  • делать паузы в работе;
  • активно отдыхать в выходные дни;
  • научиться чувствовать приближение стрессовых ситуаций.
 

Способы выхода из стрессовых ситуаций 

Активный  способ

разделяется на две разновидности:

  1. интенсификация конструктивных действий по организации деятельности.
    1. «внешняя бурная реакция»

Пассивный способ

характеризуется тем, что человек «мириться с  ситуацией», подавляет напряжение и  загоняет стресс внутрь, не давая выплеснуться эмоциям. 

Активные  способы противодействия стрессу:

  1. Анализ индивидуальной картины стресса – анализ стрессоров и планирование реальных и конкретных действий по отношению к ним.
  2. Мобилизация физиологических возможностей организма – увеличение приема жидкости (до 8 стаканов к тому количеству, которое мы выпиваем ежедневно), правильное питание, дыхательные упражнения (вдох – 6 сек., задержка дыхания – 6 сек., выдох – 6 сек.), физкультура (задания на выносливость и гибкость, главное не объем, а регулярность)
  3. Психическая саморегуляция:
    • релаксация – сознательное нервно-мышечное расслабление тела;
    • аутотренинг – работа с самоприказами через регулирование состояния различных органов и участков тела;
    • визуализация – саморегулирование состояний на основе мысленного воссоздания во всех подробностях образа приятного места, красивого пейзажа и своих ощущений при нахождении там;
    • медитация – приведение психики человека в состояние глубокой сосредоточенности путем размышлений.
  4. Дополнительные приемы, помогающие снять напряжение:
  • перемена положения или места;
  • прослушивание расслабляющей музыки;
  • отсутствие спешки при приеме пищи;
  • регулярные прогулки на свежем воздухе;
  • вовлечение на досуге в творческие занятия;
  • выполнение одновременно одного дела.
 
 

ТЕМА  №13

«Управление коммуникациями» 

  1. Что такое  коммуникации. Коммуникативный процесс. Коммуникативные каналы
  2. Методы активного слушания.
  3. Формальные каналы коммуникации
  4. Неформальные коммуникационные каналы
  5. Командные коммуникации
  6. Управление организационными коммуникациями
 

-1- 

Коммуникации  – процесс, в ходе которого два  или более человек обмениваются и осознают получаемую информацию, цель которого состоит в мотивировании  определенного поведения и воздействия  на него. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Модель  коммуникативного процесса 

 

Отправитель – это индивид, который хотел  бы донести свою идею или концепцию  до других людей, найти информацию, выразить мысли или эмоции. Он должен закодировать свое послание, выбрать  символы, из которых будет состоять его сообщение. Сообщение представляет собой осязаемую формулировку отправляемой получателю идеи. Сообщение отправляется через определенный канал, по которому послание поступает получателю. Получатель декодирует содержащиеся в сообщении  символы и интерпретирует для  себя их значение. Кодирование и  декодирование являются потенциальными источниками ошибок. И наконец, в  том случае, если получатель реагирует  на коммуникации отправителя ответным сообщением, возникает обратная связь. В отсутствии реакции процесс  коммуникации носит односторонний  характер, обратная связь означает, что сообщения идут в обе стороны. Обратная связь – мощное средство повышения эффективности коммуникаций, т.к. она несет отправителю информацию о том, насколько правильно было интерпретировано его исходное послание.

Классификация коммуникативных каналов по пропускной способности и пригодности для  различных сообщений.

 

 
 
 

 

-2- 

Десять  ключей к умению слушать

Ключ Плохой слушатель Хороший слушатель
1. Слушайте  активно Пассивен, отстранен  от беседы Задает вопросы, перефразирует сказанное
2. Находите  интересные темы Отклоняется от надоевших тем Ищет возможности, новые знания.
3. Не  раздражайтесь Легко выходит  из себя Ведет себя сдержанно, проявляет терпимость к плохим манерам, умеет концентрироваться на главном.
4. Используйте  то, что мы думаем быстрее, чем  говорим «Засыпает», если собеседник говорит медленно. Обдумывает, резюмирует, предугадывает следующие слова, взвешивает аргументы, прислушивается к интонациям голоса.
5. Будьте  отзывчивы Формально поддерживает диалог Проявляет интерес  жестами, позой, слушает и говорит  сам, создает позитивную обратную связь.
6. Оценивайте  суть, а не слова Отключается, если собеседник не может сформулировать свою мысль. Оценивает суть высказывания, не обращая внимания на огрехи речи.
7. Поддерживайте  в собеседнике интерес. Заранее предубежден, начинает спорить. Не вступает в дискуссию до тех пор, пока не осознает позицию другой стороны.
8. Старайтесь  всесторонне оценить высказываемые  идеи Обращайте внимание прежде всего на факты Прислушивается  к центральным темам диалога.
9. Тренируйте  умение слушать Отсутствие  энергии, проявление ложного внимания Работает активно, использует мимику, жесты, контакт глазами.
10. Тренируйте  интеллект. Предпочитает  иметь дело с легкими и простыми материалами, избегает сложных Воспринимает  сложные проблемы как интеллектуальную игру.
 

-3- 

Формальные  каналы коммуникации – пронизывают  организацию в соответствии с  действующей в ней командной  цепочкой или распределением ответственности  за выполнение рабочих  задач.  
 
 

Организационные коммуникации

Нисходящие  коммуникации – сообщения и информация, отправляемая высшим руководством фирмы  подчиненным. Как правило, нисходящие коммуникации охватывают следующие  темы:

  1. Внедрение целей и стратегий – разъяснение менеджментом новых стратегий и целей обеспечивает работников информацией о конкретных задачах и ожидаемом от них поведении. Полученная информация определяет направление, в котором будут действовать низшие уровни организации.
  2. Должностные инструкции и приказы – это директивы, описывающие выполнение определенной работы и ее связь с остальными видами деятельности организации.
  3. Процедуры и различные правила – в такого рода сообщениях описываются политика, правила, нормы и структуры организации.
  4. Обратная связь по результатам деятельности – в сообщениях содержится информация о том, насколько хорошо или плохо отдельные сотрудники и отделы выполняют рабочие задания.
  5. Внушение идей – данные сообщения призваны мотивировать работников на принятие миссии компании, ее культурных ценностей, участие в специальных церемониях, таких как совместные вечера.
 

Восходящие  коммуникации – идущий снизу вверх  поток формальных коммуникаций формируют  сообщения, передаваемые с низших уровней  организации на высшие уровни иерархии. К восходящим коммуникациям относятся  следующие пять типов сообщений:

  1. Проблемы и вопросы – сообщения информирующие руководство о рабочих проблемах и вопросах.
  2. Предложения по улучшению – новые идеи об улучшении различных процедур, повышении качества или эффективности труда.
  3. Отчеты о результатах деятельности – менеджеры высшего звена периодически получают отчеты о работе отдельных сотрудников или отделов.
  4. Жалобы и споры – жалобы и конфликты между работниками должны быть услышаны и разрешены руководством.
  5. Финансовая и бухгалтерская информация – сообщения об издержках, объемах продаж, отдаче инвестиций и других показателях, которые могут заинтересовать высшее руководство.
 

Горизонтальные  коммуникации – обмен сообщениями  между коллегами по работе, как  внутри отделов организации, так  и между ними. Горизонтальные коммуникации подразделяют на три категории:

  1. Разрешение проблем внутри отделов – такие коммуникации, как правило, связаны с выполнением поставленных задач.
  2. Координация деятельности отделов – сообщения, которыми обмениваются отделы, направлены на выполнение совместных проектов или общих задач.
  3. Консультации линейным отделам – такие сообщения исходят, обычно, от специалистов по операциям, финансам или компьютерам и предназначаются линейным менеджерам, которые нуждаются в соответствующей помощью.
 

    -4- 

     Неформальные коммуникации сосуществуют с формальными, но никак не связаны с узаконенными каналами и иерархической структурой организации. 

Формальные  и неформальные коммуникативные  каналы. 

 

 

                        Формальные каналы

                              Неформальные каналы 

Типы  неформальных каналов:

  1. Управление, основанное на выходах в народ (УВН). Руководители предпочитают получать информацию о жизнедеятельности организации непосредственно из разговоров с сотрудниками. Данный вид общения могут использовать менеджеры всех уровней. Разговор с рядовыми работниками создает почву для позитивных отношений, менеджер «из первых рук» узнает о том, как живет тот или иной отдел, подразделение, вся организация. Неспособный к УВН менеджер ощущает себя отчужденным, изолированным от подчиненных.
  2. «Виноградная лоза» - неформальная коммуникативная сеть организации, объединяющая всех ее членов во всех  направлениях низшего уровня. «Виноградная лоза» существует всегда и везде. Если формальные каналы в организации закрыты, она приобретает характер доминирующего принципы общения. Но и в этом случае она несомненно приносит пользу, потому что по ней распространяется информация, способствующая наиболее адекватному восприятию ситуации. Слухи позволяют сотрудникам заполнить информационные лакуны, уточнить решения  руководства.

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"