Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 19:00, курс лекций
Понятие менеджмента. История управленческой мысли
Понятие менеджмента.
Функции и ключевые роли менеджера.
Школа научного управления.
Административная (классическая) школа управления.
Школа человеческих отношений. Поведенческая концепция.
ТЕМА №1
«Понятие
менеджмента. История
управленческой мысли»
-1-
Организация
– систематизированное, сознательное
объединение действий людей, преследующее
достижение определенных целей.
Основные составляющие черты организации:
Основополагающие процессы жизнедеятельности организации:
Менеджмент
предназначен для поддержания баланса
между этими процессами.
Менеджмент
– процесс, в ходе которого профессионалы
создают организации, формируют их цели
и методы достижения этих целей, планируют
и координируют деятельность организации
в целом, ее структурных подразделений
и отдельных сотрудников.
Менеджер
– член организации, осуществляющий управленческую
деятельность и решающий управленческие
задачи.
-2-
Функции менеджера:
Ключевые роли менеджера:
-3-
Школа
научного управления (1885 – 1920 г.г.)
Авторы:
Фредерик Уинслоу Тейлор, Генри Гант Френк
и Лили Гилберт.
Характеристика научного менеджмента.
Общий подход:
Достоинства:
«+» Подтверждение тезиса о высокой оплате труда.
«+» Научные исследования выполнения различных работ и задач.
«+» Оценена важность отбора и обучения работников.
Недостатки:
«-» Не учитывался социальный контекст работы и возрастающие потребности работников.
«-» Не признавались различия между индивидами.
«-»
Менеджеры, как правило, низко оценивали
уровень профессионализма рабочих
и игнорировали их предложения.
-4-
Административная
(классическая) школа
менеджмента.
Авторы:
Анри Файоль, Мари Паркер Фоллет, Честер
Бернард.
Основная
задача: разработка универсальных принципов
управления.
Принципы управления
I категория II категория
Разработка рациональной структуры управления организацией.
Построение
структуры организации и управление
работниками.
14 принципов Файоля:
-5-
Школа человеческих отношений (1930-1950г.)
Авторы: Элтон Мэйо, Абрахам Маслоу.
Основные позиции:
Поведенческая концепция
Автор: Д. Мак - Грегор
Задача: помочь людям наиболее полно раскрыть свои внутренние возможности и тем самым дать дополнительный стимул повышению производительности труда.
Основополагающие позиции:
Теория Х (основанная на теории Тейлора):
Теория У (собственно поведенческая концепция):
«Современные
школы менеджмента»
-1-
Системный
подход – организация это система –
некая целостность, состоящая из взаимосвязанных
частей, каждая часть вносит свои изменения
в характеристики целого.
Виды систем
Открытые
Имеет жестко фиксированные границы, ее действия не зависимы от окружающей среды.
Закрытые
Характеризуется
взаимодействием с внешней
Схема
организации как
открытой системы.
ВХОДЫ
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
-2-
Ситуационный
подход – пытается увязать конкретные
приемы и концепции с определенными конкретными
ситуациями, для того чтобы достичь целей
организации наиболее эффективно.
Методология ситуационного подхода:
-4-
Глобализация
– современные компании работают уже
не на региональные или национальные рынки,
а на глобальный рынок, что диктует свои
правила управления и взаимодействия
с внешней средой. Факсимильные аппараты,
персональные компьютеры, телекоммуникационные
сети – объединяют землю в одну большую
«деревню», в которой популярностью пользуются
одни и те же футболки, кроссовки, бытовая
техника и т.д.
Теория Z
Гибридная
форма менеджмента.
-4-
Управление
тотальным качеством
(УТК) или комплексное управление качеством
– методы менеджмента, направленные на
представление потребителям наиболее
качественных продуктов. Качество – основной
приоритет.
Основополагающие
позиции УТК: