Лекции по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 19:00, курс лекций

Описание работы

Понятие менеджмента. История управленческой мысли
Понятие менеджмента.
Функции и ключевые роли менеджера.
Школа научного управления.
Административная (классическая) школа управления.
Школа человеческих отношений. Поведенческая концепция.

Работа содержит 1 файл

Лекции по менеджменту.docx

— 168.62 Кб (Скачать)

   ТЕМА №1

«Понятие  менеджмента. История  управленческой мысли» 

  1. Понятие менеджмента.
  2. Функции и ключевые роли менеджера.
  3. Школа научного управления.
  4. Административная (классическая) школа управления.
  5. Школа человеческих отношений. Поведенческая концепция.
 

-1- 

Организация – систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей. 

Основные  составляющие черты  организации:

  1. Люди – входящие в ее состав.
  2. Задачи – для решения, которых, существует данная организация.
  3. Управление – формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации.
 

Основополагающие  процессы жизнедеятельности  организации:

  1. Получение сырья и ресурсов из внешней среды.
  2. Изготовление продукта (информации, услуги и т.д.)
  3. Подача продукта во внешнюю среду.
 

Менеджмент  предназначен для поддержания баланса между этими процессами. 

Менеджмент – процесс, в ходе которого профессионалы создают организации, формируют их цели и методы достижения этих целей, планируют и координируют деятельность организации в целом, ее структурных подразделений и отдельных сотрудников. 

Менеджер – член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. 

-2- 

Функции менеджера:

  1. Обеспечение выполнения организацией ее основного назначения.
  2. Проектирование и установление взаимодействия между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации.
  3. Разработка стратеги поведения организации в изменяющемся окружении.
  4. Обеспечение служения организации интересам тех лиц и учреждений, которые ее контролируют.
  5. Информационное звено связи организации с внешним миром.
  6. Формальная ответственность за результаты деятельности организации.
  7. Официальное представление организации на церемониальных мероприятиях.
 

Ключевые  роли менеджера:

  1. Роль по принятию решений – менеджер определяет направление движения организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки.
  2. Информационная роль – сбор информации о внутренней и внешней среде, распространение этой информации в виде фактов и нормативных установок, разъяснение политики и основных целей организации.
  3. Роль руководителя – формирование отношений внутри и вне организации, мотивация членов организации на достижение целей, координация их усилий.
 

    -3- 

    Школа научного управления (1885 – 1920 г.г.) 

    Авторы: Фредерик Уинслоу Тейлор, Генри Гант Френк и Лили Гилберт. 

    Характеристика  научного менеджмента.

    Общий подход:

    • Разрабатываются стандартные методы выполнения рабочих заданий.
    • Проводится отбор работников, обладающих способностями для выполнения конкретных задач.
    • Работники обучаются стандартным методам труда.
    • Менеджер обеспечивает поддержку выполнения рабочих заданий (планирование, устранение помех)
    • Использование материальных стимулов, способствует повышению производительности труда.

Достоинства:

    «+»  Подтверждение тезиса о высокой  оплате труда.

    «+»  Научные исследования выполнения различных  работ и задач.

    «+»  Оценена важность отбора и обучения работников.

Недостатки:

    «-»  Не учитывался социальный контекст работы и возрастающие потребности работников.

    «-»  Не признавались различия между индивидами.

    «-»  Менеджеры, как правило, низко оценивали  уровень профессионализма рабочих  и игнорировали их предложения. 

    -4- 

    Административная (классическая) школа  менеджмента. 

    Авторы: Анри Файоль, Мари Паркер Фоллет, Честер Бернард. 

    Основная  задача: разработка универсальных принципов управления. 

    Принципы управления 

    I категория                       II категория

    Разработка  рациональной структуры  управления организацией.

    Построение  структуры организации  и управление работниками. 
     

14 принципов Файоля:

  1. Разделение труда – выполнение работы большей по объему и лучшей по качеству при тех же условиях, за счет сокращения числа циклов.
  2. Неотделимость власти и ответственности – право отдавать приказ и готовность отвечать за результаты его исполнения.
  3. Дисциплина – обязательна для работников всех уровней и предусматривает справедливое применение санкций.
  4. Единоначалие – единство распоряжения.
  5. Единство направления – каждая группа должна быть объединена единым планом и иметь единого руководителя.
  6. Подчиненность индивидуальных интересов общим.
  7. Вознаграждение персонала по справедливости.
  8. Централизация, уравновешенная децентрализацией.
  9. Иерархия.
  10. Порядок – место для всего и все на своем месте.
  11. Справедливость – доброта, основанная на объективности.
  12. Стабильность рабочего места для персонала.
  13. Инициативность.
  14. Корпоративный дух.
 

  -5-

Школа человеческих отношений (1930-1950г.)

Авторы: Элтон Мэйо, Абрахам Маслоу.

Основные  позиции:

  1. Замена концепции «экономического человека», концепцией «социального человека»
  2. Четкий алгоритм рабочих операций в сочетании с хорошей зарплатой не всегда ведет к повышению производительности труда.
  3. Движущим мотивом людей являются различные потребности.
  4. Эффективное руководство характеризуется учетом мнений и оценкой возможностей рабочих. Это проявляется в консультациях с рабочими, предоставлением им больших возможностей для общения и взаимодействия на работе.

Поведенческая концепция

Автор: Д. Мак - Грегор

Задача: помочь людям наиболее полно раскрыть свои внутренние возможности и тем самым дать дополнительный стимул повышению производительности труда.

Основополагающие  позиции:

Теория  Х (основанная на теории Тейлора):

  • Человек ленив и старается избегать работы
  • Людей нужно побуждать к труду
  • Люди хотят, чтобы ими руководили
  • Люди избегают ответственности, и бояться перемен
  • Людям нельзя доверять

Теория  У (собственно поведенческая концепция):

  • Утверждение о врожденной неприязни среднего человека к труду ошибочно
  • В определенных условиях средний индивид не только берет на себя полагающиеся, но и берет дополнительные обязательства
  • Большинство работников способны проявлять относительно высокий уровень воображения, мастерства и изобретательности
  • Интеллектуальный потенциал индивида используется не полностью.
 

                                                                        ТЕМА №2

«Современные  школы менеджмента» 

  1. Системный подход
  2. Ситуационный подход
  3. Глобализация и теория Z
  4. Управление тотальным качеством (УТК) и обучающаяся организация.
 

-1- 

Системный подход – организация это система – некая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая часть вносит свои изменения в характеристики целого. 

Виды  систем

Открытые

Имеет жестко фиксированные границы, ее действия  не зависимы от окружающей среды.

Закрытые

Характеризуется взаимодействием с внешней средой Организации это открытые системы.

Схема организации как  открытой системы. 

                  ВХОДЫ                          ПРЕОБРАЗОВАНИЯ                           ВЫХОДЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

-2- 

Ситуационный  подход – пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями, для того чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. 

Методология ситуационного подхода:

  1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность.
  2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются в конкретной ситуации.
  3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию.
  4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая движение организации к цели самым эффективным путем в сложившихся обстоятельствах.
 

-4- 

Глобализация – современные компании работают уже не на региональные или национальные рынки, а на глобальный рынок, что диктует свои правила управления и взаимодействия с внешней средой. Факсимильные аппараты, персональные компьютеры, телекоммуникационные сети – объединяют землю в одну большую «деревню», в которой популярностью пользуются одни и те же футболки, кроссовки, бытовая техника и т.д. 

Теория  Z

Гибридная форма менеджмента. 

 

      -4- 

Управление  тотальным качеством  (УТК) или комплексное управление качеством – методы менеджмента, направленные на представление потребителям наиболее качественных продуктов. Качество – основной приоритет. 

Основополагающие  позиции УТК: 

  1. Вовлечение  работников – работники и сотрудники принимают активное участие в  контроле качества.
  2. Фокусирование внимания на покупателях – идентификация потребностей покупателей.
  3. Контрольные сравнения – сопоставление достигнутых результатов с достижениями конкурентов.
  4. Постоянные усовершенствования целей, процессов, процедур. УТК – рассчитано на долговременную перспективу.

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"