Лекции по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 19:00, курс лекций

Описание работы

Понятие менеджмента. История управленческой мысли
Понятие менеджмента.
Функции и ключевые роли менеджера.
Школа научного управления.
Административная (классическая) школа управления.
Школа человеческих отношений. Поведенческая концепция.

Работа содержит 1 файл

Лекции по менеджменту.docx

— 168.62 Кб (Скачать)

 

-2- 

     Важнейшие особенности вертикальной организационной структуры: 

  1. Специализация в выполнении рабочих  заданий – это степень, в которой выполнение задач организации требует разделения их на отдельные работы. Специализация позволяет сотрудникам концентрировать усилия на выполнении конкретных задач.

    Альтернатива  специализации – объединение  сотрудников в команды – сотрудники имеют возможность чередования  выполняемых задач, что дает возможность  избежать изоляции работников во время  труда, и немногочисленности, простоты и монотонности выполняемых задач.

  1. Командная  цепочка – неразрывная линия властных полномочий, связывающая всех сотрудников организации и определяющая их подотчетность. В ее основе лежат 2 принципа: единоначалия и скалярности – действие в организации четко определенной линии властных отношений, охватывающей всех работников.
  2. Властные полномочия – официальное законное право менеджера принимать решения, отдавать приказы и распределять ресурсы для достижения желаемых организационных результатов.
  3. Ответственность – оборотная сторона медали властных полномочий. Это назначение сотруднику обязанности по решению рабочих задач или выполнению отдельных видов деятельности. Властные полномочия (ВП) = ответственности (О). Если ВП<О – выполнение задания затрудняется невозможностью полноценного управления, ВП>О – соблазн злоупотребления избыточным ресурсом, использование полноты власти, ради ничего не стоящих целей.
  4. Подотчетность – означает, что наделенные властными полномочиями и ответственностью менеджеры, обязаны докладывать и обсуждать результаты выполнения рабочих задач с руководителями, занимающими более высокие позиции в командной цепочке.
  5. Делегирование – процесс передачи менеджерами властных полномочий и ответственности сотрудникам, занимающим позиции на нижележащих уровнях иерархии.
  6. Линейные властные полномочия – осуществляются в линейных отделах непосредственно связанных с основной целью и миссией организации (отдел производства, отдел реализации товаров и т.п.). Линейные властные полномочия означают, что менеджеры имеют формальное право управлять и контролировать действия непосредственных подчиненных.
  7. Вспомогательные властные полномочия - осуществляются на базе вспомогательных отделов, которые обеспечивают оказание специализированных услуг линейным отделам компании (бухгалтерия, отдел человеческих ресурсов, отдел стратегического планирования и т.п.) Круг вспомогательных властных полномочий ограничивается правом давать советы, рекомендации и консультации в области компетенции персонала, носит скорее коммуникативный характер, когда специалисты высказывают свои предложения в технических областях ( стандартизация платежных услуг, согласование расчетных форм для закупок оборудования)
  8. Норма управляемости – число сотрудников подотчетных менеджеру.
  9. Централизация – властные полномочия по принятию управленческих решений концентрируются на верхних уровнях управления организацией.
  10. Децентрализация – властные полномочия по принятию решений смещаются в направлении нижних уровней организации.
  11. Формализация – разработка менеджментом, закрепленных в официальных документах, формальных правил, политики, инструкций, процедур, описаний работ, наставлений в соответствии с которыми осуществляется управление и контроль за деятельность сотрудников.
 

-3- 

-3.1.- 

Функциональный  подход – сотрудники объединяются в отделы в соответствии с видами деятельности, которые они выполняют и к валификацией (инженерный отдел, бухгалтерия и т.п.) 
 

Схема функциональной организационной  структуры

 

 
 
 
 

                                    Достоинства и недостатки функционального подхода 

Достоинства Недостатки
  • Эффективное использование ресурсов
  • Углубление специализации и развитие
  • Карьерный рост внутри организационных отделов
  • Руководство и контроль со стороны высшего менеджмента
  • Высокая степень координации взаимодействия внутри функции
  • Высокий уровень технического решения проблем
  • Слабые взаимосвязи между функциональными отделами
  • Замедленная реакция на внешние изменения
  • Проблемы в инновационной деятельности. Решения принимаются на верхних уровнях иерархии, что обуславливает замедление процесса.
  • Проблемы с распределение ответственности за устранение проблем.
  • Ограниченное восприятие организационных задач работниками
  • Проблемы с общим обучением работников.
 
 

-3.2.- 

Дивизиональный  подход – отделы группируются в самодостаточные подразделения в соответствии с общностью выпускаемых товаров, программ или по географическому принципу. Базисом департаментализации (разделения на отделы) выступает не столько сходство, сколько разнообразие навыков и умений 

Схема дивизиональной организационной  структуры

 

 

 
 
 

Достоинства и недостатки дивизионального  подхода:

Достоинства Недостатки
  • Высокая гибкость, быстрая реакция на изменения внешней среды
  • Побуждает к повышенному вниманию к потребностям потребителей
  • Высокий уровень координации взаимодействий функциональных подразделений
  • Четкое распределение ответственности в рамках подразделения
  • Акцент на товар в целом и цели подразделения
  • Развитие навыков общего руководства
  • Дублирование ресурсов в подразделениях
  • Относительно низкий уровень технического развития и специализации в подразделениях
  • Слабая координация взаимодействий подразделений
  • Ограничение контроля над деятельностью подразделений со стороны высшего руководства
  • Конкуренция за корпоративные ресурсы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

-3.3-

Матричный подход – сосуществование функциональных и девизиональных, перекрывающих друг друга, командных цепочек, когда сотрудники подчиняются двум непосредственным начальникам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Достоинства и недостатки матричного подхода 

Достоинства Недостатки
  • Более эффективное, чем в традиционной иерархии использование ресурсов
  • Гибкость, адаптивность к изменяющейся внешней среде
  • Развитие как общей, так и специальной подготовки руководства
  • Кооперация между смежными функциями, все подразделения получают дополнительный опыт
  • Обогащение содержания рабочих задач для всех сотрудников.
  • Путаница и фрустрации, вызванные двойной командной цепочкой
  • Возможность острых противоречий между сторонами матрицы
  • Множество заседаний, слова превалируют над делом
  • Необходимость обучения сотрудников искусству человеческих взаимоотношений
  • Высокая вероятность силового давления одной из сторон матрицы
 

-4- 

-4.1.- 

Командный подход – для выполнения специфических задач и координации деятельности основных отделов в организации создаются команды, пронизывающие все ее уровни от офиса президента до цехов.

 

 

 
 

Достоинства и недостатки командного подхода 

Достоинства Недостатки
  • Позволяет воспользоваться некоторыми преимуществами функциональной структуры.
  • Устраняет барьеры между отделами, что способствует достижению компромиссов
  • Ускорение реакции на потребителей и процесс принятия решений
  • Улучшение морального климата, повышение степени вовлеченности сотрудников в процесс труда
  • Сокращение числа административных уровней
  • Проблема двойной лояльности, конфликты
  • Увеличивается время заседаний и совещаний, снижается эффективность использования ресурсов
  • Нежелательный уровень децентрализации.
 

-4.2- 

Сетевой подход – организация «ужимается», центральное место занимает брокер, поддерживающий с помощью телекоммуникационных технологий связи с другими осуществляющими жизненные функции отделами. Отделы полностью независимы и оплачивают услуги брокера по контракту из прибыли. Отделы могут быть  размещены в любой точке земного шара.

Схема сетевой организационной  структуры: 

 

 
 
 

Достоинства и недостатки сетевой  организационной  структуры: 

Достоинства Недостатки
  • Конкурентоспособность на мировом уровне
  • Гибкость, высокий уровень удовлетворения сотрудников
  • Сокращение потребности в управленческом персонале
  • Отсутствие возможности непосредственного контроля
  • Возможны нежелательные утраты организационных частей
  • Низкая лояльность сотрудников
 

                                                                        ТЕМА №7

« Функция мотивации» 

  1. Понятие мотивации
  2. Понятие содержательных теорий. Теория Маслоу.
  3. Теория МакКлелланда и теория Герцберга
  4. Процессуальные теории мотивации
 

-1-

Мотивация – одна из важнейших функций менеджмента. Она подразумевает систему факторов (побудительных сил), способствующих выполнению определенной задачи, направленной на достижение целей предприятия. 

Мотивация – процесс стимулирования человека (работника, исполнителя) или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организации. 

Мотив – внутреннее побуждение (импульс), которое заставляет человека поступать определенным образом. 

       Известно, что стимулирование человека  непосредственно связано с удовлетворением  его разнообразных потребностей. 

Потребность – осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. 

Вознаграждения  – это то, что  человек считает  для себя ценным

Схема структуры мотива:

 
 

 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"