Лекции по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 19:00, курс лекций

Описание работы

Понятие менеджмента. История управленческой мысли
Понятие менеджмента.
Функции и ключевые роли менеджера.
Школа научного управления.
Административная (классическая) школа управления.
Школа человеческих отношений. Поведенческая концепция.

Работа содержит 1 файл

Лекции по менеджменту.docx

— 168.62 Кб (Скачать)
 

Обучающаяся организация (основополагающие позиции): 

  1. Развитие  мощной корпоративной культуры и  видения будущего.
  2. Практика наделения властью.
  3. Плоская структура управления.
  4. Командная работа.
  5. Свободный обмен информацией.
 

     Такие характеристики позволяют  обучающейся организации непрерывно  усваивать новые знания, как на  уровне отдельных работников, так  и на уровне коллектива в  целом, добиваясь непрерывных  улучшений. 

ТЕМА  №3

«Особенности  российского менеджмента» 

  1. Этапы развития менеджмента в России.
  2. Основные модели управления в современной России.
  3. Отечественные исследования российского менеджмента.
  4. Зарубежные исследования российского менеджмента.
 
 

-1- 

     Современный российский менеджмент имеет короткую историю, однако, это уже опыт. Менеджер в России профессия молодая. Всерьез говорить о российском менеджменте, как о высокопрофессиональной и современной сфере деятельности стали только в последние годы. 

Этапы развития российского  менеджмента: 

I этап    пересекается с периодом первоначального накопления капитала. Основа

               преумножения индивидуального богатства  – перераспределение собственности. 

               Основу управленческой элиты  составляют:

      • «красные директора» - ставшие руководителями приватизированных предприятий
      • «новые русские» - сумевшие обогатиться за счет ловкости, напора и попрания этических норм ведения бизнеса, имеющие (преимущественно) опыт неформальной и теневой экономики.
      • «бывшие комсомольские лидеры» - представители партийных органов, министерств и ведомств, государственных организаций, которые «назначались» менеджерами.
 

      II этап   связан с массовой приватизацией крупных и средних предприятий. На переднем плане вновь бывший «красный директор». На этом этапе формулируется понятие:  « Иметь – еще не значит грамотно использовать во имя всеобщего блага» 

      III этап начало ему положил кризис 1998 года. Он сыграл положительную роль в формировании управленческого класса в России. Предприятия с неэффективным менеджментом прекратили свое существование. Обострилась конкуренция на рынке Интуиция и предпринимательский талант уходят на второй план. Важнейшим конкурентным преимуществом становиться уровень профессиональной подготовки управленческой команды компании.

                             Появился слой профессионально  подготовленных специалистов, а  также сумевших легализоваться  владельцев крупных капиталов. 

      IV этап     современная Россия. Управление в современной России осуществляется по одной из трех распространенных в нашем государстве моделей управления. 

      -2- 

  1. Модель  здравого смысла – распространена преимущественно в компаниях «новых русских» не являющихся профессиональными управляющими. Бизнес на первой стадии был достаточно простым, и это позволяло руководителям обходиться здравым смыслом. Развитие бизнеса выявило недостаточность профессионализма этой группы.
 
  1. Модель  западная – представлена западными фирмами, работающими на российском рынке. Российские фирмы перенимают в основном атрибутику западного управления    ( вежливость менеджеров, стильная мебель, персональные компьютеры и т.д.), почти не обращая внимания на западные технологии внутрифирменного управления. Повлияв на форму и техническую сторону, западный менеджмент не оказывает существенного влияния на само существо российского менеджмента.
 
  1. Советская модель – самая распространенная – не смотря на многочисленные реформы макроэкономики порядок управления на многих крупных российских предприятиях обладает характерными чертами административно командной системы управления.
 
 

      -3- 

          Отечественные специалисты выделяют следующие характерные черты российского менеджмента:

  • Участие администрации регионов в формировании управления предприятием.
  • Полуправовое регулирование деятельности
  • Использование силовых методов
  • Сила неформальных отношений, круговая порука
  • Повышенная склонность к риску и излишняя диверсификация деятельности
  • Отсутствие склонности к кропотливой и регулярной работе, т.е. чередование бурной деятельности и последующего длительного покоя – «запойные» методы работы.
  • Склонность к масштабным, уникальным проектам с привлечением большого количества людских и материальных ресурсов.
  • Противоречивость
  • Стремление к контролю за всем циклом бизнеса.
  • Стремление избежать практики делегирования полномочий от высшего звена к низшему.
  • Распространение ценности работы как способа общения при одновременном безразличии к ценностям индивидуальной карьеры
  • Создание команд и централизация управленческих функции.
  • Клановый подход к ведению бизнеса.
 

-4- 

     После кризиса 1998 года представление  иностранцев о российском менеджменте  как бесперспективном и непрофессиональном  несколько изменилось. 

 Западные  специалисты выделяют следующие  преимущества российского менеджмента:

  1. склонность к инновациям
  2. вкус к риску, игре
  3. выраженная предпринимательская жилка
  4. амбициозность
  5. самокритичность
  6. отсутствие склонности к чинопочитанию
  7. интуитивность
  8. склонность к бескорыстной помощи
  9. любовь к обучению
 

Недостатки  российского менеджмента:

  1. уничижительное отношение к себе и своей стране
  2. самодержавность
  3. политизированность
  4. транжирство и расточительность, тезис «время – деньги» по сей день, не усвоен российской правящей элитой.
  5. эгоцентризм и алчность
  6. странная привязанность к своей должности
  7. широкомасштабность.

   В России лучше работать россиянам,  т.к. иностранные менеджеры пока  не могут справиться с российской  действительностью.

  ТЕМА №4

«Внешняя  и внутренняя среда  организации» 

  1. Внутренняя  среда – понятие и анализ.
  2. Внешняя среда фирмы – характеристика и основные элементы.
 

-1- 

Внутренняя  среда – это переменный фактор, напрямую влияющий на лицо фирмы. Внутреннюю среду образует совокупность средств производства, персонал с его культурными традициями, ценностями, производственные и информационные процессы, взаимоотношения в коллективе.

     Анализ внутренней среды позволяет  вовремя скорректировать цели  и задачи организации, определить  внутренние возможности, сильные  и слабые стороны, потенциал,  основные навыки и умения, на  которые предприятие может рассчитывать  в конкурентной рыночной борьбе.

Направления анализа внутренней среды:

  1. Производство: объем, структура, темпы производства, номенклатура продукции, обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования, система контроля запасов, наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности, местонахождение производства и наличие инфраструктуры, экология производства, контроль качества, издержки и качество технологий, патенты, торговые марки.
  2. Персонал: структура, потенциал, квалификация, качественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников.
  3. Организация управления организационная структура, система управления, уровень менеджмента, квалификация, интересы и способности высшего руководства, фирменная культура, престиж и имидж фирмы, организация системы коммуникаций.
  4. Маркетинг – товары произведенные фирмой, доля на рынке, возможность собирать необходимую информацию о рынках, каналы распределения и сбыта, маркетинговые планы и программы, нововведения, имидж, репутация и качество товаров, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование.
  5. Финансы и учет – финансовая устойчивость и платежеспособность, прибыльность и рентабельность (по товарам, регионам, каналам сбыта, посредникам), собственные и заемные средства и их соотношение, эффективная система учета, в том числе учета издержек.
 

-2- 

Внешняя среда – определяет границы организации, ее структуру, особенности внутренних процессов, взаимоотношения между людьми. Организация приспосабливается к внешней среде и по ее реакции оценивает успешность своей деятельности. 
 
 

Схема взаимоотношений  организации и  внешней среды: 

 

 
 
 

Основные  характеристики внешней  среды: 

  1. Взаимосвязь факторов внешней  среды - уровень и сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы
 
  1. Сложность внешней среды – общее число действующих на организацию факторов, а также уровень вариативности каждого
 
  1. Подвижность среды – скорость изменений в окружении организации, которая может быть различна для ее подразделений. Чем выше скорость, тем больший объем информации требуется для принятия решения.
 
  1. Неопределенность  внешней среды – соотношение между количеством информации о внешней среде, которой располагает эта организация и уверенностью в точности этой информации.
 

Среда прямого и косвенного воздействия: 

 

 

Среда прямого воздействия – факторы непосредственного воздействия на деятельность организации: учредители, вкладчики и акционеры, рынок труда, деятельность профсоюзов, система законодательства, потребители, конкуренты, государственный контроль. 

Среда косвенного воздействия – факторы не оказывающие прямого воздействия, но влияющие в той или иной степени на организацию, состояние экономики страны и региона, научно-технический прогресс (НТП), социокультурные и политические изменения.

ТЕМА  №5

«Основные функции менеджмента. Функция планирования.» 

  1. Основные  функции менеджмента.
  2. Понятие и значение целей и планов.
  3. Характеристики целей.
  4. Управление по целям (УПЦ)
  5. Типы и модели планирования.
  6. Технология ежегодного планирования.
 

-1- 

Управление  организацией – осуществление взаимосвязанных действий определенного типа по формированию и использованию ресурсов организации для решения стоящих перед ней задач. Менеджмент не эквивалентен всей деятельности организации по достижению конечных целей, а включает только те функции и действия, которые связаны с формулированием задач, с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением работников к осуществлению необходимой производственной и других видов деятельности. 

Базовые функции менеджмента:  

Планирование  – выбор целей и плана действий по их достижению 

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"