Лекции по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 19:00, курс лекций

Описание работы

Понятие менеджмента. История управленческой мысли
Понятие менеджмента.
Функции и ключевые роли менеджера.
Школа научного управления.
Административная (классическая) школа управления.
Школа человеческих отношений. Поведенческая концепция.

Работа содержит 1 файл

Лекции по менеджменту.docx

— 168.62 Кб (Скачать)

Организация – распределение задач между отдельными подразделениями и работниками и установление взаимосвязи между ними 

Мотивация – побуждение исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей. 

Контроль – сравнение реально достигнутых результатов с теми, которые были запланированы. 

-2-

Цель – это желаемое состояние будущего, которого пытается достичь организация.

План – «маршрут» движения организации к поставленным целям, включающий в себя распределение ресурсов, различные графики, промежуточные задачи.

Планирование – процесс определения целей организации и средств их достижения. 

Организационные уровни целей  и планов.

 

 
 
 

 
 

                     3-5 лет 
 
 
 

                 2-4 года 
 

             1год

Миссия – информация о том, что представляет из себя организация и для чего она существует. Для заинтересованных внешних групп миссия несет информацию об обоснованности действий компании. Четко сформулированное, привлекательное заявление о миссии способствует повышению вовлеченности работников в процесс труда, тк. Сотрудники ясно видят цели, к которым стремиться организация. 

Цели  и планы это: 

  1. Источник  мотивации и вовлеченности – цель отвечает на вопрос – зачем существует организация или подразделение, план подсказывает сотрудникам, какие действия они должны предпринять для достижения целей.
  2. Руководство к действию – цели и планы определяют направление движения, привлекают внимание сотрудников к конкретным задачам и способствуют концентрации усилий на их выполнении.
  3. Основа для принятия решений – устанавливая цели и составляя планы, менеджеры получают представление о том, чего стремиться добиться организация, а значит, принимают такие решения, которые нацелены на внутреннюю политику, роли, деятельность, структуру, продукты и расходы на получение желаемого результата.
  4. Стандарты деятельности – цели и планы определяют результаты деятельности организации и выступают критериями их оценки.
 

-3- 

Цели  организации на всех уровнях должны обладать следующими характеристиками: 

  1. Конкретность  и измеримость – по мере возможности цели должны иметь количественное выражение (например, увеличение прибыли на 2%, или снижение затрат на 3%)
  2. Охват всех ключевых результатов – выделение 4-5 ключевых областей для каждого отдела, и постановка целей именно в этих областях.
  3. Труднодостижимые, но реальные – постановка простых целей ведет к снижению мотивации работников к их достижению, недосягаемые цели – ухудшают моральное состояние сотрудников.
  4. Четко определенный период времени – указание периодов времени, за которые должны быть достигнуты цели.
  5. Непосредственная связь с уровнем вознаграждения – воздействие целей на деятельность организации в конечном итоге зависит от повышения заработной платы, продвижения по служебной лестнице или иного, связанного с их достижением вознаграждения.
 

-4- 

Стадии  управления по целям (УПЦ): 

  1. Постановка  целей. Ответ на вопрос: «К чему мы стремимся?». Цели должны быть конкретными и реалистичными, а их достижение – ограничено во времени. За решение поставленных задач, должны нести ответственность конкретные сотрудники. Цели могут быть количественными или качественными. Важно, чтобы в процессе постановки целей принимало участие большинство сотрудников, что стимулирует работников к их достижению.
  2. Разработка планов действий. План действий определяет конкретные шаги, необходимые для достижения поставленных целей. Такие планы разрабатываются как для отделов, так и для сотрудников.
  3. Контроль движения к целям. Периодически менеджеры должны контролировать «график» движения к целям, чтобы убедиться в том, что планы действий работают. Контроль обычно проводиться через 3, 6 и 9 месяцев после начала планового периода.
  4. Оценка результатов деятельности Последняя стадия УПЦ заключается в оценке достигнутых результатов, целей отделов и работников. Оценки могут быть заложены в основу системы вознаграждений. Оценка деятельности отдела или компании в целом служит для постановки целей на следующий год и цикл УПЦ возобновляется.
 

Преимущества  и проблемы УПЦ 

Преимущества Проблемы
  1. Усилия менеджеров и работников концентрируются на направленных, на достижение целей, действиях.
  2. Применение УПЦ позволяет добиться улучшения деятельности на всех уровнях организации.
  3. Работники мотивированны к достижению целей
  4. Цели отделов и работников соответствуют целям компании
  1. Перманентные изменения внешней среды не позволяют использовать УПЦ в качестве основы менеджмента.
  2. Плохие отношения между работодателем и работником снижают эффективность УПЦ
  3. Возрастает вероятность конфликта между операционными и стратегическими целями
  4. УПЦ вступает в противоречие с механистической структурой организации и воззрениями, не признающими ценности участия работников в управлении.
  5. Связанный с УПЦ большой объем бумажной работы отнимает слишком много энергии.
 

-5- 

Одноразовые планы – разрабатываются для достижения целей, которые вряд ли возникнут когда–либо еще в будущем.

Постоянные  планы – используются для координации повторяющихся рабочих заданий.

Ситуационные  планы – определяют порядок действий сотрудников компании в случае чрезвычайных ситуаций или экономического кризиса.

Планирование  качества – постоянное усовершенствование качества продукции (информации, услуг). В основе планирования качества лежит цикл Шуарта. 

Цикл  постоянных улучшений  Шуарта: 

 
 

 
 
 
 

 

     Достижение  удовлетворительных результатов  может потребовать нескольких  повторений цикла. Цикл Шуарта  никогда не останавливается, анализ  результатов предыдущего цикла  служит основой для планирования  и реализации нового цикла. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

-6- 

Основные  элементы цикла планирования на год: 

 

 
 

 

 

 

     Центральное место в планах  занимают цели. Именно на уточнение  и корректировке целей допускается  множество ошибок. Для облегчения  работы менеджеров в этом направлении  разработаны:

Основные  вопросы при ежегодном  уточнение целей: 

№ п/п Содержание  вопроса Что уточняется Конкретные  количественные и качественные характеристики
1. Где организация  находится в конкретное время Конкурентная  позиция По каждому  виду товаров
2. Какой организация  желает стать? Возможные варианты ………..
3. Как этого можно  добиться? Стратегические  позиции планов ………..
4. Как определить, что желаемый уровень достигнут? Модели оценки по параметрам: цена-качество, уровень  технологии, мастерства сотрудников.  
………..
5. Какого уровня организация достигла по сравнению  с желаемым уровнем (результатом)? Анализ недостатков  
………..
6. Чем организации  следует заняться в дальнейшем в  первую очередь? Выделение важнейших  элементов  
………..
7. Как этого можно  достичь? Варианты ближайших  краткосрочных целей и планов ………..
8. Кто эти цели (задачи) может выполнить? Подразделения, группы и конкретные сотрудники и  изменения  
………..
9. Как организация  действует, реализуя тактические планы? Конкурентные  позиции на новом уровне ………..
 

ТЕМА  №6

« Функция организации». 

  1. Содержание  и основные направления функции  организации.
  2. Важнейшие особенности вертикальной организационной структуры.
  3. Традиционные подходы к построению организационных структур
  4.      3.1 Функциональный подход
  5.      3.2 Дивизиональный подход 
  6.      3.3 Матричный подход
  7. Современные подходы к построению организационных структур
  8.      4.1 Сетевой подход 
  9.      4.2  Командный подход.

-1- 

Функция организации – формирование структуры объекта управления и обеспечение его всем необходимым для нормального функционирования – персоналом, ресурсами, оборудованием, зданиями, денежными средствами.

Содержание  функции организации:

  1. Организационное проектирование – построение организационной структуры: деление организации на блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности по реализации целей организации. Этот процесс предполагает установление полномочий различных должностей, определение должностных отношений конкретных лиц.

    Организационная структура формальные правила, разрабатываемые менеджерами для эффективного разделения труда и распределения официальных обязанностей среди отдельных сотрудников и групп. Структура характеризует устойчивые связи между элементами организации, позволяет определять сферы контроля управляющих и скоординировать все функции.

  1. Организация процесса работы – обеспечение нормального функционирован6ия и взаимодействия различных подразделений организации при достижении запланированных целей.
 

Основные  направления функции  организации:

    1. Разработка и совершенствование организационной структуры управления фирмой.
    2. Организация процесса производства и труда
    3. Распределение обязанностей и делегирование полномочий
    4. Внутрифирменные коммуникации как система отношений между сотрудниками фирмы
    5. Организационные отношения с элементами внешней среды.

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"