Лекции по "Инвестиционному менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 09:20, курс лекций

Описание работы

Тема № 1 Понятийный аппарат
Тема № 4. Выбор источников финансирования проекта.
Маркетинг инвестиций

Работа содержит 1 файл

инвестиционный менеджмент -лекции.doc

— 409.00 Кб (Скачать)

     С учетом того обстоятельства, что уровень  риска не одинаков по стадиям реализации инвестиционного проекта (жизненного цикла), он должен соответствующим образом учитываться и отражаться в инвестиционной политике предприятия.

     Сегодня существуют многочисленные методы анализа  рисков, позволяющие руководству предприятий принимать решения в условиях неопределенности. Один из них это вероятностный метод.

     Вероятностный метод анализа требует, чтобы  специалист, принимающий инвестиционные решения, мог предвидеть множество возможных результатов реализации инвестиционного проекта и оценить вероятность наступления предполагаемого или изучаемого события. Основой для вероятностного анализа служат экспертные оценки специалистов, обладающих знаниями и опытом работы в индустрии по изучаемой проблеме.

      Вероятностный анализ позволяет избежать как слишком  оптимистических, так и пессимистических оценок. Такой анализ требует многих вычислений, для их сокращения часто используется упрощенный подход к проведению вероятностного анализа.

     Следует отметить, что метод вероятностей исходов при оценке эффективности инвестиционных проектов достаточно сложен. Сложность применения этого метода заключается в том, что он требует от специалистов, принимающих решения глубокого знания рынка и предмета исследования. Эти знания позволяют предвидеть множество возможных результатов и оценить вероятность наступления каждого из них. Слабым местом этого метода является его субъективность. Разные оценки возможных исходов событий могут привести к совершенно противоположным результатам при принятии решения о целесообразности инвестиционного проекта.

     Применение  различных методов для оценки уровней рисков, а также при  анализе инвестиций предполагает использование количественных показателей уровня риска. Из литературы известны различные показатели оценки уровня инвестиционных рисков:

  1.   Дисперсия показателя оценки эффективности инвестиций (например, дисперсия доходности, ЧПС, и т. д.).
  2.    Среднеквадратическое отклонение (стандартное отклонение).
  3.    Коэффициент вариации.
  4. Средний ожидаемый убыток (рассчитанный по распределению вероятностей ЧПС) и нормированный ожидаемый убыток (НОУ), определяемый как отношение среднего ожидаемого убытка к средней ожидаемой величины ЧПС.
  5. Бэта - коэффициент - показатель уровня систематического риска.
  6. Показатели предельного уровня (точка безубыточности или иначе точка самоокупаемости затрат, финансового рычага и др.) применяются для субъективной оценки уровня риска, а также в сочетании с предполагаемым стандартным отклонением целевого показателя (например, отклонение объема продаж по сравнению с его критическим значением) используются для количественной оценки уровня риска. Метод анализа факторов рисков с расчетом точки безубыточности и динамичности целесообразно использовать при оценке тех проектов, которые находятся в пределах профильной деятельности фирмы. При этом не происходит существенных изменений в структуре видов деятельности и в структуре источников финансирования, а также в стоимости отдельных видов капитала, привлекаемых для реализации проекта. Метод точки безубыточности и динамичности целесообразно использовать при анализе рисков, возникающих на стадиях эксплуатации (производства) и реализации продукции, а также при анализе макроэкономических рисков, таких, например, как изменения нормативно-законодательных актов по вопросам налогообложения, прибыли, определения состава затрат, включаемых в себестоимость, и др.
  7. Коэффициенты риска - количественные меры риска, связанного со структурой капитала, доходов и др. (например, коэффициент финансового риска, коэффициент операционного риска).
  8. Издержки, обусловленные фактором неопределенности (ожидаемые потери принятия инвестиционного проекта (убытки) в случае его отклонения, рассчитанные по распределению вероятностей ЧПС).
  9. Вероятность неблагоприятного исхода (оценивается по распределению вероятности целевого показателя эффективности).

     Следует отметить, что данные методы анализа рисков, позволяющие руководству предприятий принимать решения в условиях неопределенности еще не содержат достаточно обоснованных правил, позволяющих полностью избежать риска. Это объясняется тем, что разработанные к настоящему времени методы анализа риска базируются на достаточно абстрактных концепциях, которые очень сложно на практике представить в точной количественной форме.

     Для повышения надежности анализа неопределенности весьма актуальное значение имеет классификация инвестиционных рисков, как по стадиям реализации инвестиционного проекта, так и по возможностям предотвращения рисков. Решение этой проблемы, а также правильный выбор метода анализа инвестиционных рисков с учетом их конкретного содержания и места реализации инвестиционного проекта позволит существенно повысить обоснованность оценок эффективности инвестиций.

     ЛЕКЦИЯ  № 2. Характеристика и экономическая  сущность инвестиций

     1. Формы и методы  государственного  регулирования. Государство регулирует инвестиционную деятельность для развития рыночных отношений в стране. Регулирующая роль государства возрастает в условиях кризиса, а также проведения реформ. И наоборот, ослабевает при стабильной оживленной экономике.

     Осуществляется  государственное регулирование  инвестиционной деятельности органами государственной власти РФ в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ с изменениями 24 июля 2007 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

     Формы и методы государственного регулирования, а также порядок принятия решений и проведения экспертизы проектов, раскрываются в третьей главе данного закона. Государственное регулирование включает:косвенное регулирование (регулирование условий инвестиционной деятельности); прямое участие государства в инвестиционной деятельности.

     Задачей косвенного регулирования является создание благоприятных условий  для реализации инвестиционной деятельности.Это  регулирование помогло разработать  различные методы воздействия, которые  стимулируют развитие инвестиционной деятельности.Методы воздействия включают в себя: защиту интересов инвесторов, амортизационную политику, налоговую политику и другие меры воздействия. Благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности осуществляются путем:

     1)совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений; установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера; защиты интересов инвесторов;

     2)защита интересов инвесторов

     3) предоставления в пользование  земли и природных ресурсов  на льготных условиях;

     4) расширения строительства объектов  социально-культурного назначения  с большим использованием средств  населения или других внебюджетных  источников;

     5) создания и развития информационно-аналитической  сети, для проведения рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;;

     6) применения антимонопольной политики;

     7) расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

     8) развития в Российской Федерации  финансового лизинга;

     9) проведения в соответствии с  темпами инфляции переоценки  основных фондов;

     10) помощи в создании собственных  инвестиционных фондов.

     Прямое  участие государства в инвестиционной деятельности оказывает помощь при осуществлении капитальных вложений за счет средств федерального бюджета. Формами прямого участия являются:

     1) разработка и финансирование  проектов, осуществляемых РФ, а также  финансируемых за счет федерального бюджета;

     2) составление сметы технического перевооружения объектов, финансируемых за счет федерального бюджета;

     3) предоставление государственных  гарантий за счет бюджетов  субъектов РФ;

     4) размещение средств на условиях  платности, срочности и возвратности;

     5) закрепление части акций в государственной собственности, реализация которых через рынок ценных бумаг возможна лишь через определенный срок;

     6) проведение экспертизы инвестиционных  проектов в соответствии с  законодательством РФ;

     7) защита российского рынка от  поставок устаревших энергоемких и ненадежных материалов;

     8) разработка норм и правил и  осуществление контроля за их  соблюдением;

     9) выпуск облигационных займов;

     10) вовлечение в инвестиционный  процесс временно приостановленных  строек и объектов, находящихся  в государственной собственности;

     11) предоставление средств по итогам  аукционов российским и иностранным  инвесторам.

     Порядок принятия решений, касающихся государственных  капитальных вложений, определяется ст. 13 Федерального закона от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

     Решения принимаются в соответствии с  законодательством Российской Федерации органами государственной власти. В федеральном бюджете Российской Федерации предусмотрены расходы на финансирование государственных капитальных вложений.Они должны являться частью расходов на реализацию федеральных и региональных целевых программ.Счетная палата Российской Федерации проводит контроль за эффективным использованием средств.Все инвестиционные проекты подлежат экспертизе до их утверждения. Это проводится независимо от источников финансирования и форм собственности объекта.Проводится экспертиза для предотвращения нарушения прав физических и юридических лиц и интересов государства, а также для оценки эффективности капитальных вложений.В соответствии с гл. 5 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами местного самоуправления.Методы и формы такого регулирования такие же, как на федеральном уровне.Но также могут использоваться и другие, но не противоречащие законодательству Российской Федерации

     .2. Прибыль как источник  инвестиций. Все увеличение прибыли определяется ценовым фактором. Нехватку финансовых ресурсов организации стараются восполнить за счет увеличения цен на свою продукцию.Однако повышение цен приводит к проблемам, связанным с продажей продукции, и, как следствие, ведет к производственному спаду.Это может грозить банкротством многим предприятиям.Правительство разрабатывает меры, которые облегчат фирмам создание необходимых финансовых ресурсов для развития производства, тем более что сейчас они представляют собой один из главных источников капиталовложений в экономику.Однако в условиях ожидания высокого уровня инфляции и отсутствия во многих отраслях конкурентной борьбы за рынок сбыта изготавливаемой продукции, высвобождение ресурсов для финансирования капиталовложений само по себе не оказывает важного влияния на принятие решений по поводу инвестиций.Рост инфляции обесценил собственные средства фирм, полученные за счет амортизационных отчислений, а этот источник капиталовложений фактически девальвировал.Чтобы увеличить устойчивость таких накоплений предприятий, в августе 1992 г. правительство приняло решение о переоценке основных средств для установления их балансовой стоимости, которая будет соответствовать ценам и условиям воспроизводства.Увеличение стоимости амортизационных отчислений и самих основных средств организаций пропорционально темпам инфляции дает увеличение источников собственных средств для финансирования капиталовложений.Антиинфляционная защита амортизационного фонда могла бы стать одной из значимых мер по увеличению внутренней инвестиционной деятельности путем постоянной индексации балансовой стоимости основных фондов. Резкий рост дефицита госбюджета не позволяет рассчитывать на решение инвестиционных проблем за счет централизованных источников финансирования. При недостаточности бюджетных средств как потенциального источника государственных инвестиций предприятие будет вынуждено перейти на кредитование, взамен безвозвратного бюджетного финансирования. Усилится контроль за целевым использованием кредитных льгот. Для создания гарантий возвратности кредита будет распространятся система залога имущества в недвижимости, к примеру земли. Об этом говорится в Законе от 29.05.1992 г. № 2872-I с изменениями от 30.12.2008 «О залоге». Централизованные вложения государства планируется направлять на реализацию региональных программ, создание весьма эффективных структурообразующих объектов, преодоление последствий чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, поддержание федеральной инфраструктуры, решение наиболее острых экономических и социальных проблем.

     Привлечение в инвестиционную сферу средств  населения путем сбыта акций  приватизируемых организаций и  инвестиционных фондов является не только источником капиталовложений, но и одним из путей защиты от инфляции собственных сбережений граждан.

     Инвестиционную  активность населения можно стимулировать  с помощью установления в инвестиционных банках более высоких процентных ставок по личным вкладам по сравнению с иными банковскими учреждениями, привлечение денежных ресурсов населения на жилищное строительство, предоставление гражданам, которые участвуют в инвестировании предприятия, определенного права на покупку его продукции по заводской цене и т. п.

     Для наплыва сбережений населения на рынок капитала необходимы посреднические финансовые организации. Однако нужно обеспечить защиту тем, кто хочет вложить собственные деньги в фондовые ценности. Для этой цели устанавливается жесткий государственный контроль за организациями, претендующими на привлечение средств населения. Главный фактор, оказывающий влияние на состояние внутренних возможностей финансирования капиталовложений – это финансово-экономическая нестабильность. Накопления предприятий и населения обесцениваются за счет инфляции, она существенно снижает инвестиционные возможности этих предприятий. Тем не менее нехватка внутреннего инвестиционного потенциала может считаться относительной.

     3. Нормативно-правовое обеспечение  инвестиционной деятельности

     Регулирование инвестиционной деятельности должно быть рациональным по результатам и сбалансированным по степени гибкости. Это невозможно без создания определенных правовых форм. Право устанавливает нормативную базу, определяет положение субъекта инвестиционной деятельности, устанавливает юридическую ответственность, определяет различное использование инвестиционной деятельности и контролирует отношения между участниками, в том числе и с государством. Правовые нормы имеют несколько характеров: дозволяющий, запрещающий, обязывающий и стимулирующий.В рыночной экономике основная роль экономико-правовых регуляторов – стимулировать и направлять инвестиционный процесс для сбалансированного развития национальной экономики. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляется двумя законодательствами.

     Первое  – это специальное инвестиционное законодательство, второе – гражданское и хозяйственное.

Информация о работе Лекции по "Инвестиционному менеджменту"