Лекции по "Инвестиционному менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 09:20, курс лекций

Описание работы

Тема № 1 Понятийный аппарат
Тема № 4. Выбор источников финансирования проекта.
Маркетинг инвестиций

Работа содержит 1 файл

инвестиционный менеджмент -лекции.doc

— 409.00 Кб (Скачать)

      В макроэкономическом масштабе инвестиции закладывают основы будущего роста  производительности труда и более высокого благосостояния страны. Чем большую часть произведенного сегодня мы сбережем и инвестируем, тем больше будет у нас возможности потреблять завтра. Напротив, чем больше сегодняшних ресурсов мы используем на потребление, тем меньше у нас будет шансов на удовлетворение более высокого уровня потребности завтра.

     Инвестиции  играют исключительно важную роль и  на микроуровне (например, на уровне предприятия  индустрии). На этом уровне они необходимы, прежде всего, для достижения следующих целей:

  • расширения и развития производства услуг;
  • недопущения чрезмерного морального и физического износа основных фондов индустрии;
  • повышения технического уровня обслуживания;
  • повышения качества и обеспечения конкурентоспособности услуг конкретного предприятия;
  • осуществления природоохранных мероприятий;
  • приобретения ценных бумаг и вложения средств в активы других предприятий.

      В конечном итоге инвестиции необходимы для обеспечения нормального функционирования предприятия в будущем, стабильного финансового состояния и максимизации прибыли.

      Таким образом, инвестиции являются важнейшей  экономической категорией и играют значимую роль, как на макро, так и на микроуровне, в первую очередь для расширенного воспроизводства, структурных преобразований, максимизации прибыли и, на этой основе, решения многих насущных проблем.

Особенности оценки эффективности  некоторых инвестиционных

  проектов

     Оценка  эффективности инвестиционных проектов не всегда может быть проведена традиционными  методами. Рассмотрим особенность оценки инвестиционного проекта на примере создание интернет - сайта (интернет - магазина) фирмы.  Для того чтобы достаточно точно оценить эффективность данного инвестиционного интернет - проекта необходимо разработать систему оценки деятельности фирмы. Разумеется, говорить о какой-то универсальной методике сложно - подобная оценка во многом имеет экспертный характер.

Эффективность реализации рассматриваемого инвестиционного проекта для фирмы выгодна по ряду объективных причин, к числу которых можно отнести:

  • привлечение клиентов через сайт фирмы;
  • продвижение продукта (услуги);
  • паблик - рилейшенз (укрепление и популяризация имиджа, реклама и т.д.);
  • добавление новых услуг и т.д.

     Практически оценить эффективность данного инвестиционного проекта достаточно сложно, из-за того, что инвестиционный интернет - проект, как правило, не является единственным новаторством в работе фирмы, направленной на совершенствование всех сторон ее деятельности. Параллельно проводятся рекламные акции, открываются новые направления предпринимательской деятельности, которые оказывают значительное влияние на изменение уровня доходов фирмы.

     Реальная  эффективность создания интернет - сайта зависит, в первую очередь, не от числа возможных посетителей, а от возможных доходов от реализации инвестиционного проекта, подсчитать которые достаточно трудно, по причине влияния многих внешних факторов. Поэтому при анализе рассматриваемого инвестиционного проекта фирме, необходимо оценивать и отслеживать, следующие основные показатели:

      1. Оценка основных источников дохода от интернет – проекта:

  • прямые продажи - прибыль от услуг, проданных через Интернет;
  • косвенные продажи. Для оценки количества товаров или услуг, проданных клиентам, привлеченным при помощи рекламы интернет, проводим выборочное анкетирование посетителей фирмы (например, проводя розыгрыши среди заполнивших анкеты покупателей). При этом следует анализировать влияние инвестиционного интернет - проекта на рекламу, например на торговую марку фирмы;
  • динамика изменения расходов фирмы после запуска интернет – проекта;
  • улучшение рыночной позиции фирмы. Наиболее сложный элемент для оценки. Например, если введение в строй интернет – сайта (магазина) не привело к увеличению объема оборота, но явилось эффективным противовесом аналогичному шагу конкурентов, это так же следует учесть.

      2. Оценка основных расходов на  инвестиционный интернет – проект:

  • начальные затраты. Затраты на разработку интернет - проекта (дизайн и программное обеспечение, приобретение необходимых лицензий), закупка необходимого оборудования, и т.д.;
  • операционные расходы. Зарплата сотрудников, модернизация оборудования, издержки на расходных материалах, телефонных линиях, подключения к сети интернет, финансовая и юридическая поддержки проекта, налоговые отчисления и т. д.

     Таким образом, эффективность инвестиционного интернет - проекта на уровне фирмы оценивается на основе динамики изменения доходов и расходов. В случае если доходы от реализации инвестиционного проекта растут более быстрыми темпами, чем расходы, то интернет - проект является эффективным. Если рост доходов незначителен, в стратегию развития интернет - проекта необходимо вносить серьезные коррективы.

     Разумеется, рассмотренная выше методика имеет  в основном оценочный характер, однако она может послужить базисом для более тщательных исследований. Для оценки эффективности инвестиционных затрат в реализацию инвестиционного проекта необходимо также использовать следующие показатели:

  • общее количество посетителей электронного сайта (магазина) в течение определенного периода времени;
  • число повторных посетителей электронного сайта (магазина) в течение определенного периода времени (что достигается высоким уровнем сервиса и привлекательными ценами на высококачественные услуги);
  • удельный вес посетителей электронного сайта (магазина), сделавших покупки, от общего их числа;
  • удельный вес повторных посетителей, сделавших покупки от общего их числа;
  • объем сделанных покупок в денежном выражении, приходящийся на одного покупателя;
  • минимальный и максимальный объемы покупок, приходящиеся в среднем на одного покупателя;
  • динамика изменения объема продаж на протяжении определенного периода времени;
  • динамика изменения валовой и чистой прибыли на протяжении определенного периода времени.

     Таким образом, важное место для фирмы  в оценке конечных результатов эффективности инвестиционного проекта занимают показатели, отражающие различные стороны ее коммерческой и финансовой деятельности.

Анализ  факторов риска инвестиционного  проекта

     В зависимости от принимаемых признаков  классификации инвестиционные риски подразделяются на соответствующие группы. Инвестиционные риски выступают в качестве одной из компонент коммерческих рисков, к ним относятся:

  • Риск упущенной выгоды - это риск возможного наступления экономического ущерба (неполучения запланированного объема прибыли предприятием) в результате неосуществления какого-либо мероприятия (например, страхования, хеджирования и т. п.).
  •      Риск снижения доходности может быть обусловлен снижением размера процентов (дивидендов) по кредитам, портфельным инвестициям и вкладам. Риск снижения доходности включает в себя:
  1. Процентные риски - это опасность возникновения потерь инвестиционными институтами, коммерческими банками, кредитными учреждениями в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам. К этим же видам рисков относятся потери, которые могут понести инвесторы в связи с изменениями выплачиваемых дивидендов по обыкновенным акциям.
  1. Кредитный риск - неуплата заемщиком основного долга и выплат по процентам кредитору. Кредитный риск является разновидностью рисков прямых экономических и финансовых потерь.
    • Риски прямых финансовых потерь подразделяются на:
      1. Биржевые риски имеют своим назначением отразить опасность потерь от проводимых биржевых сделок. К ним относятся: риск неплатежа по коммерческим сделкам, риск неплатежа комиссионного вознаграждения за сданное в лизинг производственное оборудование и т. п.;
      2. Селективные риски - это риски выбора неудачного способа вложения капитала, вида ценных бумаг для: инвестирования средств, направляемых на формирование реального или финансового инвестиционного портфеля;
      3. Риск банкротства влечет за собой полную потерю инвестированного капитала в результате экономически невыгодного способа использования капитальных вложений.

     В зависимости от имеющего места уровня риска по инвестиционным проектам они могут быть классифицированы на две группы: риски с невысокой вероятностью потерь доходов (низкий уровень риска) и сравнительно большой вероятностью потерь доходов (высокий уровень риска). Например, инвестирование в отрасль может открыть перед компанией возможность получения очень высоких доходов при условии, что ей удастся поставить на рынок продукт, пользующийся достаточно большим спросом. Однако риск, что компания не сумеет этого сделать, очень высок. Это может быть связано с тем, что новый продукт окажется недейственным или не получит одобрения у покупателей. Если же компания, инвестировавшая большие средства в разработку нового продукта, выйдет на целевой рынок с высоко конкурентным продуктом, то риск неполучения доходов вряд ли окажется высоким.

     Таким образом, инвестиции с низким уровнем  риска - это те вложения, которые считаются безопасными с точки зрения получения определенного по величине дохода, а инвестиции с высоким уровнем риска - это вложения, которые считаются спекулятивными с точки зрения гарантии получения определенного по величине дохода.

     Многообразие  инвестиционных рисков можно также  разделить на две большие группы: макроэкономические и микроэкономические (внутрифирменные).

     Макроэкономические  риски, не зависящие от предприятия или инвестора, подразделяются на:

  • политические (политическая нестабильность, риск социально-политических изменений);
  • экономические (резкие колебания цен на затраты, валютных курсов, меры государственного регулирования в сферах налогообложения, экспорта-импорта, валютного законодательства, введение ограничений на экспорт и т. д.);
  • законодательные (нестабильность и несовершенство законодательства страны, регулирующей экономическую деятельность хозяйствующих субъектов и инвесторов).  Например, риск изменения законодательства, может привести к существенному изменению ситуации на рынке
  • природные и экологические (климатические катаклизмы).
  • производственные и финансовые (отсутствие необходимой инфраструктуры, возможные банкротства партнеров предприятия, ухудшение финансового состояния обслуживающего коммерческого банка, техническая непригодность производственного оборудования из-за высокого уровня износа, низкий уровень технологической базы, недостаточно эффективная система управления).
  • Микроэкономические (внутрифирменные) риски делятся на:
  • Производственные (отсутствие сырья и материалов, недостаточно квалифицированный управленческий и производственный персонал предприятия, значительное число ошибок при проектировании и планировании выполнения работ, плохие условия работы и т. д.).
  • Финансовые (низкий уровень управления финансовыми потоками, неквалифицированный персонал в области финансового менеджмента, неправильное составление смет, перерасход средств и т. д.).
  • Маркетинговые или рыночные (изменение потребительских настроений клиентов, усиление конкуренции на рынке, потеря позиций на рынке, несвоевременный выход на целевой рынок и т.д.).
  • Правовые (несоблюдение партнерами фирмы условий и сроков контрактов, возможные судебные процессы).
  • Дефолтные риски на уровне предприятия - это риски, связанные с банкротством предприятия или его краткосрочной неплатежеспособностью.
  • Новостные риски - это риски, связанные с возникновением плохих слухов о данном предприятии (плохой имидж фирмы у потребителей).

Информация о работе Лекции по "Инвестиционному менеджменту"