Лекции по "Инвестиционному менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 09:20, курс лекций

Описание работы

Тема № 1 Понятийный аппарат
Тема № 4. Выбор источников финансирования проекта.
Маркетинг инвестиций

Работа содержит 1 файл

инвестиционный менеджмент -лекции.doc

— 409.00 Кб (Скачать)

     Инвестиционное  законодательство контролирует и направляет порядок привлечения отечественных и иностранных инвестиций.

     Основные  правовые акты общего регулирования:

     1) Гражданский кодекс Российской Федерации;

     2) Земельный кодекс Российской  Федерации;

     3) Налоговый кодекс Российской  Федерации;

     4) Закон о недрах;

     5) Закон о Центральном банке  Российской Федерации;

     6) Закон о банках и банковской  деятельности;

     7) Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий;

     8) законодательные акты о налогообложении,  внешнеторговой деятельности и  др.

     Несколько законов специального регулирования:

     1) Федеральный закон от 9 июля 1999 г.  № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях Российской Федерации» с изм. от 26.07.07;

     2) Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав  и законных интересов инвесторов  на рынке ценных бумаг» с изм. от 6.12.07;

     3) Федеральный закон от 29 октября  1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой  аренде (лизинге)»;

     4) Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;

     5) Федеральный закон от 25 февраля  1998 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной  деятельности в Российской Федерации осуществляемой в форме капитальных вложений»;

     6) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 112-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции»;

     7) Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных  бумаг»;

     8) Федеральный закон от 30 декабря  1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

     Специальное правовое регулирование инвестиционной деятельности представлено нормативно-правовыми актами, поэтому носит комплексный характер. Три уровня нормативных актов нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности:

     1) законодательные:

     а) высшей юридической силы – федеральные  конституционные и федеральные  законы;

     б) международные договоры;

     в) законодательство субъектов федерации;

     2) подзаконные акты:

     а) указы Президента Российской Федерации;

     б) межправительственные постановления;

     в) правительственные постановления;

     г) внешнеэкономические соглашения субъектов  Российской Федерации;

     д) ведомственные акты – приказы  и постановления министерств  и ведомств Российской Федерации;

     е) постановления и решения органов  местного самоуправления;

     3) локальные, представленные системой  актов индивидуального характера:

     а) административные акты участников инвестиционной деятельности;

     б) нормативно-правовые договоры (на основе международного публичного и частного права, гражданского и трудового права Российской Федерации).

     Для субъекта инвестирования важно знать  все основные положения законодательства для недопущения ошибок, которые могут впоследствии привести к плохим результатам. Стимулировать инвестиционную деятельность необходимо в связи с высокими инвестиционными рисками и высокой стоимостью кредитных ресурсов. Действующая система стимулов реализуется в форме налоговых и таможенных льгот и имеет фискальный характер. Налоговые льготы, предоставляемые субъектами федерации инвесторам, распространяются на все налоги, составляющие бюджет инвесторов. Наиболее часто льготы предоставляются:

     1) по налогу на прибыль;

     2) налогу на имущество;

     3) транспортному налогу;

     4) налогу на операции с ценными  бумагами;

     5) акцизам в добывающих отраслях.

     Раньше  льготы предоставлялись осторожно и по весьма ограниченному спектру, в последнее время – практически повсеместно и с большим разнообразием. В этом заключается своеобразная тенденция со стороны региональных властей.

     В основном схема предоставления субъектами Федерации налоговых льгот зависит от:

     1) размера инвестиций;

     2) рода деятельности субъекта;

     3) длительности предоставления льгот;

     4) целевого назначения инвестиций.

     Есть  три основных направления развития системы стимулирования инвестиционной активности:

     1) предоставление бюджетных средств негосударственным структурам на возвратной основе;

     2) реализация принципа права собственности  (из федерального бюджета выделяются капитальные вложения на развитие федеральной собственности, а из муниципального бюджета – на развитие муниципальной);

     3) равенство прав инвесторов –  гарантии прав и защиты инвестиций  предоставляются всем инвесторам.

     Нормативно-правовые акты по своей сути направлены на обеспечение  дополнительных налоговых льгот и предоставление бюджетных гарантий инвесторам.

     Для инициирования стабильного инвестиционного  подъема необходима благоприятная среда инвестиционной деятельности, разработка методов и форм экономического регулирования, которые учитывают реальную инвестиционную ситуацию. Роль и место государства в переходной экономике в целом и в частности в инвестиционном процессе – дискуссионная тема среди ученых. Главной их целью является поиск ответа на вопрос об определенной роли государства в рыночной экономике.

     Основная  задача государства – это создание благоприятных условий для роста частных инвестиций при ограничении своей функции непосредственного инвестора. Переходная экономическая система, выведенная из строя, требует более активного участия государства. Это показывает российская экономическая практика истекшего десятилетия.

     Участие государства осуществляется не только в создании правовой основы деятельности частных инвесторов, но и в прямом инвестировании для достижения необходимых структурных сдвигов. Невозможно переоценить особую роль государственных инвестиций.

     Иностранные инвестиции

     1. Отток капитала. За последние годы в России появились предприятия и предприниматели, накопившие крупные капиталы. Крупные средства переводятся в западные банки из-за неустойчивого экономического положения в стране. Ожидалось, что Россия станет обращаться к зарубежным кредиторам для финансирования больших инвестиций по мере того, как страна акклиматизируется к рыночным отношеням. Этого не происходит, поэтому отток денежных ресурсов из России в несколько раз превышает их приток. В 1993 г. Россия выдала более крупные кредиты зарубежным заемщикам, чем заняла сама. Сальдо по активу текущего платежного баланса России (когда граждане ссужают больше денег, чем занимают) составило около 10 млрд долларов.

     Это усилило инвестиционный «голод» в стране и привело к дальнейшему ослаблению национальной валюты. Значительная часть накопленных российскими бизнесменами средств под влиянием риска возможного социального взрыва, при инфляции и непрерывном падения курса рубля, переправляется в западные банки или используется для покупки ценных бумаг и недвижимости.  Экономика России слишком нестабильна для осуществления долгосрочных инвестиций.

     В связи с этим предприятия используют свои средства не для капиталовложения внутри страны, а для выдачи кредитов за рубеж.Компании-экспортеры в основном хранят свои доходы на счетах в зарубежных банках вместо того, чтобы они находились в России и направлялись на новые инвестиции.Этот процесс, известный как утечка капитала, в большинстве случаев носит противозаконный характер.И все-таки гораздо надежнее помещать капитал в зарубежный банк со стабильной экономикой, чем в нестабильную российскую экономику.Крупномасштабный отток иностранной валюты за пределы России вынудил принять организационно-правовые меры по усилению контроля за возвратом валютной выручки в страну.Для того чтобы российские предприятия не боялись инвестировать средства в экономику России, нужно создать условия для уменьшения инвестиционного риска.Величина риска может быть уменьшена за счет снижения инфляции, принятия стабильного экономического законодательства, основанного на рыночных потенциалах.Главные источники оттока капитала могут быть как легитимными, так и нелегитимными. В число легитимных источников включаются санкционированные инвестиции в экономику прочих стран в качестве создания совместных предприятий или дочерних фирм. Совокупные масштабы оттока валюты не могут точно измеряться, так как финансовая статистика, естественно, учитывает только их легальную часть. Технология проведения рыночных реформ предполагает последовательность.Вместе со стимулированием притока капитала сразу же должны приниматься меры, препятствующие оттоку капитала заграницу.

     2. Виды иностранных инвестиций. Осуществляемые на основе эффективного сотрудничества между странами потоки инвестиционного капитала приобретают все большее значение. Иностранные инвестиции – это вклад иностранного капитала в активы национальных компаний.Это может осуществляться как в денежной, так и в товарной форме.Иностранные инвестиции – это то, что помогает стабилизировать экономику страны и способствует ее росту.Классификация иностранных инвестиций. Финансовые ресурсы компании недолговечны, поэтому их очень сложно восполнить путем привлечения различных кредитов и займов. На это влияют высокая норма прибыли и низкий уровень налогообложения.Выход из строя основных производственных фондов не должен превышать 25 % производственных мощностей. Поэтому для того, чтобы обеспечить процесс воспроизводства, объем инвестиций ежегодно должен составлять от 100 до 170 млн долларов. Существует ряд преимуществ привлечения в страну иностранных инвестиций:

     1) возможность получения дополнительного  финансирования крупных инвестиционных проектов;

     2) передача опыта, накапливаемого  страной-инвестором на мировом  рынке;

     3) стимуляция развития и роста внутренних инвестиций;

     4) получение доступа к новейшим  технологиям и методам организации  производства;

     5) помощь в разрешении денежных  затруднений страны.

     На  территории Российской Федерации вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности осуществляются на основе Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

     Иностранным инвестором могут быть: иностранные  юридические лица, организации, не являющиеся юридическим лицом, граждане, постоянно проживающие за рубежом, а также иностранные государства.

     Иностранные инвестиции в России могут осуществляться путем:

     1) долевого участия в предприятиях  совместно с гражданами страны;

     2) создания новых предприятий, принадлежащих иностранным инвесторам;

     3) приобретения имущества и ценных  бумаг;

     4) получение прав на пользования  землей и природными ресурсами;

     5) заключение договоров, предусматривающих  другие формы применения иностранных инвестиций.

     Иностранные инвестиции подразделяются на: прямые, портфельные и пр.

     Прямые  иностранные инвестиции – это  вложения, предусматривающие долговременные отношения между партнерами. Прямые зарубежные инвестиции – это больше, чем просто финансирование капиталовложений в экономику, хотя и необходимое России.Эти инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Иностранная компания приносит с собой новые способы организации производства, новые технологии и прямой выход на мировой рынок.Воздействуя на национальную экономику в целом, прямые иностранные инвестиции имеют преимущественное значение. Их роль заключается в следующем:

     1) способность расширить инвестиционные  процессы, поднять и оживить экономику;

Информация о работе Лекции по "Инвестиционному менеджменту"