Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 19:02, реферат
Большинство людей видят в конфликтах вещь неприятную, часть проклятия рода человеческого. Но
можно отнестись к конфликтам по-другому - увидеть в них потенциально сознательный прогресс.
"Самый верный способ разрешать конфликты - это избегать их". Так заявил судья Верховного суда
США Феликс Франкфуктер на процессе, известном адвокатам под названием "Дело Western Pacifiс". Но, как
знает каждый из нас, в жизни не всегда удается следовать этому совету.
субъектам. Остальные 9/10 сами стремятся к упорядоченности. Среди "трудных" Брамсон выделяет пять
типов возмутителей спокойствия. Коротко охарактеризуем их:
Агрессивные. Подразделяются на два подтипа: танки, снайперы и взрывники. Танки абсолютно уверены
в том, что их советы самые компетентные. Единственное, чего они не любят - агрессивных реакций со
стороны тех, с кем они общаются. Чтобы добиться в споре с танками каких-либо успехов, надо дать им
возможность "выпустить пар", и тогда, они не редко становятся даже ручными. Снайперы стреляют в
людей различными колкостями и остротами и тем самым вносят расстройство в коллективные действия
персонала. Самый эффективный прием воздействия на них - это потребовать подробно объяснить, что
он мыслит под той или иной своей остротой. Но при этом снайпер не должен терять своего лица, иначе
он "взрывается" или затаивается "с камнем за пазухой". Взрывники - типы, которые обрушиваются на
оппонентов с бранью, при этом так артистично выходят из себя, что создается впечатление у
окружающих, будто их, сильно обидели. Им нужно дать выплеснуть из себя накопившиеся эмоции.
Жалобщики. Эти типы
так красочно описывают свои "беды",
что у слушателя нередко
мнение в их пользу. Лучшее, что можно сделать в таких случаях, - это перефразировать жалобы своими
словами, дав понять, что их переживание замечено.
Нерешительные. Подобного типа люди делают так много пробных шагов перед тем, как что-либо
сделать, что вызывают раздражение у окружающих. Нерешительные сторонятся тех, кто на них
оказывает давление. Навязанные им предписания они выполняют без энтузиазма.
Безответственные. В какой-то степени - это тревожные личности, однако тревоги порождают у них не
уход от конфликта, а агрессию. Если они почувствуют к себе теплоту отношения, поведение их как бы
само собой войдет в рамки.
Всезнайки. Они в сущности, являются ценными работниками, но ведут себя так вызывающе, что
вызывают у окружающих чувство неполноценности. Следует помнить, что они редко соглашаются на то,
чтобы признать свои ошибки.
Отсутствие
уважения к руководству. Если
у большинства сотрудников
стиль и методы управления не отвечают практическим потребностям, то это может послужить причиной
возникновения конфликтной ситуации. Неудовлетворенность уровнем деловой или управленческой
компетенции руководителя имеет большой демотивационный потенциал. Очевидно, важно знать, чего ждет
персонал от своих руководителей, и делать из этого надлежащие выводы.
Недостаточная
мотивация. Если удается
потребностями организации, очевидно, что персонал будет выкладываться ради удовлетворения этих
потребностей, чего не обеспечит никакое принуждение.
Кн. №2 стр. 94-98
2. Основные типы конфликтов по отношению к субъектам
Существуют
четыре основных типа
Внутриличностный конфликт
Межличностный конфликт
Конфликт между личностью и группой
Межгрупповой конфликт
Внутриличностный конфликт. Выражается борьбой противоречий внутри человека,
сопровождаемой эмоциональной напряженностью. Одна из самых распространенных форм – ролевой
конфликт: когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен
быть результат его работы. Внутреличностный конфликт возникает и в результате того, что требования не
согласуются с личными ценностями, а также является ответом на рабочую перегрузку или недогрузку.
Последнее связано с низкой степенью удовлетворенности работой, отсутствием настоящего дела. Это
обстоятельство часто болезненно бьет по той категории работников, которые в течение длительного времени
вели активную деятельность на работе, но затем, в силу определенных причин, были вынуждены резко
изменить объем или место работы. Эта проблема в настоящее время весьма актуальна.
Межличностный конфликт. Этот тип конфликта самый распространенный. Конфликт между
личностями возникает там, где сталкиваются разные школы, манеры поведения, их может питать и желание
получить что-то,
неподкрепленное
также проявляться как столкновение людей с различными чертами характера, взглядами и ценностями. В
организации межличностный конфликт – это чаще всего борьба руководителя за ограниченные ресурсы,
капитал или рабочую
силу, время использования
привилегии; это столкновение различных точек зрения в решениях проблем, различных приоритетов.
Конфликт между личностью и группой. Между личностью и группой может возникнуть конфликт,
если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. В организации люди
взаимодействуют непосредственно друг с другом не только как функционеры организации. Стихийно
возникают отношения, нерегламентированные никакими инструкциями. В процессе функционирования
группы вырабатываются групповые нормы, стандартные правила поведения, которых придерживаются ее
участники. Соблюдение групповых норм обеспечивает принятие или не принятие индивида группой.
Межгрупповой
конфликт. Подобные конфликты часто
возникают из-за отсутствия
согласования функций и графиков работы между подразделениями. Причиной может послужить и дефицит
ресурсов: материалов, информации, нового оборудования, времени и т.д. Межгрупповые конфликты
возникают и между неформальными группами.
Кн. №2 стр. 98-99
3. Конфликты
с точки зрения причин
С точки
зрения причин конфликтной
конфликт целей, когда ситуация характеризуется тем, что участвующие в нем стороны по-разному видят
желаемое состояние объекта в будущем. Второй – это конфликт познания или когда существует ситуация, в
которой у участвующих сторон расходятся взгляды, идеи и мысли по решаемой проблеме. И наконец, третий
– это чувственный конфликт, появляющийся в ситуации, когда у участников различны чувства и эмоции,
лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто вызывают друг у друга
раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия или поведения в целом.
Кн. №3 стр. 215
4. Функциональные последствия конфликта
Конфликты способствуют развитию и изменению в организации, так как открывают недостатки в
организации, выявляют противоречия. Они помогают снизить сопротивление изменениям.
Конфликты способствуют
поддержанию динамического
Причины вскрываются, а не уходят вглубь, где еще более усиливаются и разрушающе действуют на
организацию.
Конфликты могут также уменьшить возможности группового мышления и синдрома покорности, когда
подчиненные не высказывают идеи, которые, как они считают, противоречат идеям руководителей. Это
может улучшить качество процесса принятия решений, так как дополнительные идеи и “диагноз”
ситуации ведут к лучшему ее пониманию; симптомы отделяются от причин и разрабатываются
добавочные альтернативы и критерии их оценки. Через конфликт члены группы могут проработать
возможные проблемы в исполнении еще до того, как решение начинает выполняться.
Конфликты способствуют
становлению групповой
внутреннего разобщения и восстановить единство. Но необходимо отменить, что такое воздействие
оказывают конфликты, затрагивающие только такие цели, ценности и интересы, которые не
противоречат основам внутригрупповых отношений. В тенденции такие конфликты содействуют
изменению внутригрупповых норм и отношений в соответствие с насущными потребностями
отдельных индивидов или подгрупп.
В процессе конфликта проблема может быть, решена путем, который приемлем для всех сторон, и в
результате люди больше будут чувствовать свою причастность к решению этой проблемы. Это, в свою
очередь, сводит к
минимуму или вовсе устраняет
трудности в осуществлении
несправедливость и вынужденность поступать против воли.
Вследствие конфликта сторон будут больше расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в
будущих ситуациях, возможно, чреватых конфликтом.
Конфликт вносит вклад в структурирование организации, определяя положение различных подгрупп
внутри системы, их функции и распределяя позиции власти между ними.
5. Дисфункциональные последствия конфликтов
Если не
найти эффективного способа
дисфункциональные последствия, т.е. условия, мешающие достижению целей.
Повышение эмоциональной
и психологической
Неудовлетворенность, плохое состояние духа и, как результат, рост текучести кадров и снижение
производительности.
Меньшая степень сотрудничества в будущем.
Препятствие осуществлению перемен и внедрению нового.
Высокая преданность своей группе и больше непродуктивной конкуренции с другими группами
организации.
Представление о другой стороне как о “враге” , представление о своих целях как о положительных, а о
целях другой стороны – как об отрицательных.
Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами. Увеличение
враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения и взаимодействия и общения.
Конфликт часто настолько меняет приоритеты, что ставит под угрозу истинные интересы сторон.
В основе
любого конфликта лежит
какому либо поводу, либо несовпадающие интересы, желания, влечения оппонентов. Чтобы конфликт начал
разрастаться, необходим инцидент (повод) , когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя (пусть даже
неумышленно) интересы другой стороны:
Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент
Инцидент приводит к конфликту только при наличии противоречий, ждущих своего разрешения.
Большое значение
для конфликта имеет фактор
времени, так как конфликт
5. Этапы развития конфликта
Ситуация, связанная с конкуренцией или ущемлением интересов сторон.