Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:49, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных подходов к управлению конфликтами в организации. В первой главе мы поподробнее остановимся на теоретических аспектах организационных конфликтов: рассмотрим научные подходы к изучению сущности понятия ”конфликт”, проанализируем объективные причины конфликтов в организации, их типологию, а так же стадии развития в организации. Во второй главе рассмотрены, непосредственно, ключевые подходы к управлению конфликтными ситуациями в трудовом коллективе, при этом, предварительно были выявлены основные приемы диагностики конфликта в организации.
Введение 3
Глава 1. Методологические основы управления конфликтом 5
1.1Сущность, структура и классификация конфликтов 5
1.2Объективные причины конфликтов в организации 10
1.3Стадии развития конфликтов 15
Глава 2. Методика управления конфликтами в организации 24
2.1Диагностика конфликта в организации 24
2.2Диагностика уровня конфликтности в организации 28
2.3Подходы к решению организационных конфликтов 31
Заключение 43
Список литературы 45
Введение
Глава 1. Методологические
основы управления конфликтом
1.1Сущность, структура и
классификация конфликтов
1.2Объективные причины конфликтов в организации 10
1.3Стадии развития конфликтов
Глава 2. Методика управления конфликтами в организации 24
2.1Диагностика конфликта в организации
2.2Диагностика уровня конфликтности в организации 28
2.3Подходы к решению организационных
конфликтов
31
Заключение
Список литературы
Введение
Безусловно, каждому из нас приходилось хоть раз сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми и играют ключевую роль в жизни отдельного человека, коллектива и общества в целом. Однако в ходе данной работы мы поподробнее остановимся на проблеме управления внутриорганизационными конфликтами. Мы рассмотрим основные причины, типологии и стратегии разрешения данных конфликтов, а также и проанализируем их функциональную роль в жизни организации на конкретных примерах.
Основой любой организации
являются люди (коллектив). Очевидно, что
без них функционирование организации
невозможно. Трудовой коллектив - формальная
общность людей, объединенных совместной
деятельностью для достижения определенных
целей (производство продукции, оказания
услуг и т.д). Совокупность объектных
условий, в которых оказываются
люди в процессе совместной деятельности,
предопределяет и ограничивает способы
их взаимодействия. Количество потребностей,
которые могут быть удовлетворены
в общении, также оказывается
ограниченным сложившимися обстоятельствами.
В этой связи в коллективах
часто возникают
Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных подходов к управлению конфликтами в организации. В первой главе мы поподробнее остановимся на теоретических аспектах организационных конфликтов: рассмотрим научные подходы к изучению сущности понятия ”конфликт”, проанализируем объективные причины конфликтов в организации, их типологию, а так же стадии развития в организации. Во второй главе рассмотрены, непосредственно, ключевые подходы к управлению конфликтными ситуациями в трудовом коллективе, при этом, предварительно были выявлены основные приемы диагностики конфликта в организации. В практической части работы мы проанализировали конкретный пример управления конфликтной ситуации в туристической фирме, дали качественную оценку применяемого подхода, а также предоставили ряд рекомендации по сглаживанию рассмотренного конфликта.
Глава 1. Методологические основы управления конфликтом в организации
1.1. Сущность, структура и классификация конфликтов
Организация в широком
смысле представляет собой социальную
систему, устойчивую форму объединения
людей - индивидов, групп и иных общностей,
причастных к определенной совместной
деятельности, а также условия
их взаимодействия друг с другом. Это
более или менее сложное
Любая организация не может существовать и исполнять свои социальные функции без той или иной степени внутренней напряженности, межличностных и межгрупповых столкновений, т.е. без конфликтов и, следовательно, деятельности по их разрешению.
В этой связи неудивительно, что изучение конфликтов - тема, которая привлекает внимание многих ученых. В психологии имеются значительные традиции в изучении конфликтов. Большой теоретический и эмпирический материал, накопленный за почти столетний период, отражается в многообразии подходов и теоретических платформ.
В настоящее время исследования конфликтов в современной зарубежной психологии ведутся по следующим направлениям:
- теоретико-игровое (М. Дойч);
- теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон);
- теория и практика переговорного процесса (Д. Прюитт, Д. Рубин, Р. Фишер, У. Юри).
Представители теоретико-игрового подхода основной задачей считают построение универсальной схемы взаимодействия в конфликтной ситуации и ее разрешение. В основе лежат игры типа "дилемма узника". Решение задачи облегчают четко контролируемые экспериментальные условия. Многообразие стилей поведения в конфликтной ситуации обобщается в два основных типа поведения: кооперативное и конкурентное.
В системном виде данный
подход выражен в работах
Развивая идеи М. Дойча, современные западные исследователи создают в реальных группах экспериментальные ситуации. Среди типов ситуаций выделяют конкурентную, кооперативную и смешанную. Конкурентная ситуация в процессе обучения может иметь мотивирующий эффект, но не вопреки отношениям сотрудничества и взаимопомощи, а наряду с ними. Ситуация кооперативного обучения дает больший эффект, чем традиционное индивидуальное обучение.
Вторым подходом к изучению
конфликта в современной
На рубеже 60-70-х годов
начинает формироваться самостоятельное
направление по изучению переговорного
процесса как части конфликтного
взаимодействия. В настоящее время
теория и практика переговорного
процесса рассматриваются как одно
из перспективных направлений
В нашей стране условно можно выделить три периода в исследовании конфликта. Первый период с 30-х до середины 70-х годов психологическим исследованиям конфликта были присущи разрозненность, фрагментарность, прикладной характер. Отсутствовали работы обобщающего характера, необходимые для формирования методологической и теоретической базы изучения конфликта.
Во второй половине 70-х годов (второй период) появляются работы, в которых предприняты попытки теоретического осмысления накопившегося эмпирического материала. Предложена понятийная схема психологического анализа конфликта. К середине 80-х годов сформировалось несколько подходов к изучению конфликта: организационный, деятельностный и личностный.
На рубеже 80-х - 90-х годов (третий период) - на основе уже имеющихся разработок методологического и общетеоретического характера начинается интенсивное изучение конфликтов в различных сферах деятельности: конфликты в трудовых и научно-исследовательских коллективах, спорте, педагогической деятельности, воинских коллективах.
Существуют различные точки зрения в определении понятия конфликт и его классификации. К.К. Платонов и В.Г. Казаков определяют конфликт ‘’как осознанное противоречие между общающимися личностями, которое сопровождается попытками его разрешения на фоне эмоциональных отношений’’ 2 . А.А. Ершов определяет конфликт ‘’как действие противоположных, несовместимых в данной ситуации мотивов, интересов, типов поведения’’ 3 . Н.В. Гришина рассматривает конфликт ‘’как осознанное препятствие в достижении целей совместной деятельности, как реакцию на почве несовместимости характеров, несходства культурных основ и потребностей.’’ 4
А.Г. Ковалев считает, что ‘’конфликт- это явление межличностных и групповых отношений, это проявление противоборства, активного столкновения оценок, принципов, мнений, характеров,эталонов поведения’’ 5. По мнению К.А. Радугина, ‘’конфликт - это не аномалия или дисфункция в деятельности организаций, а норма отношений между людьми, необходимый элемент жизни, дающий выход социально-психологической напряженности и порождающий изменения в деятельности организации’’ 6 . Конфликт представляет собой деструкцию этих отношений на эмоциональном, когнитивном или поведенческом уровнях. С точки зрения психического состояния противоборствующих сторон, конфликт выступает одновременно и как защитная реакция, и как ответная эмоционально окрашенная реакция.
Единая природа конфликтов разного уровня предполагает наличие общих атрибутивных признаков явления, дающих возможность дать его качественную специфику. Анализ имеющихся определений, описаний при всем различии подходов позволяет выделить в качестве инвариантных следующие признаки конфликта :
1. Наличие противоречия (часто указывается на несовместимость) в целях, интересах, мотивах и т.п.;
2.репрезентация данного
противоречия в сознании или
осознание наличия