Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 22:09, курсовая работа
По признанию многих, коммуникации имеют огромное значение для успеха деятельности предприятия и характеризуют собой одну из немаловажных составляющих менеджмента. По существу это своего рода «кровеносная система» единого организма фирмы. Эффективно работающими руководителями считают те из них, кто эффективен в коммуникациях, в процессах взаимодействия между сотрудниками. Менеджеры должны в совершенстве владеть искусством коммуникации, так как, образно говоря, они выполняют работу «чужими руками».
Введение…………………………………………………………………………….. .3
1. Коммуникации: основные понятия, характеристика, виды……………………. 5
1.1 Общее понятие и виды коммуникаций…………………………....................... .5
1.2 Коммуникационные сети и стили……………………………………………….11
1.3 Межличностные и организационные коммуникации……………… ………....15
2. Коммуникационный процесс в современных организациях
на примере ОАО «Скопинский силикатный завод»………………………………..17 2.1 Производственно- экономическая характеристика предприятия.…….……..17
2.2 Факторы конкуренции…………………………………………………………...21
2.3 Коммуникации между организацией и ее средой …………………………...…28
3. Преграды при управленческих коммуникациях и пути
их устранения в ОАО «Скопинский силикатный завод»………………………………………………………………………………….32
3.1 Коммуникационные каналы и коммуникационные
структуры в ОАО «Скопинский силикатный завод» ……………………………..34
3.2 Деловое общение как форма коммуникаций в управлении………………...35
4. Совершенствование коммуникативного процесса в организации…………………………………………………………………………...37
4.1 Принципы организации эффективной коммуникации…………………….…...37
4.2 Способы совершенствования информационного обмена в организации….….38
4.3 Предложенные меры по повышению эффективности коммуникации в управлении предприятием ОАО «Скопинский силикатный завод»………………40
Заключение………………………………………………………………………..….44
Список литературы…………………………………………………………………..48
Для устранения
конфликтных ситуаций, как коммуникационных
преград, мною рекомендуется использовать
руководством и сотрудниками предприятия
такой метод преодоления конфликтов как
внутриличностные методы, которые заключаются
в умении правильно организовать собственное
поведение, высказать свою точку зрения,
не вызывая защитной реакции со стороны
другого человека. Этот метод поможет
сотруднику (руководителю) удержать позицию,
не превращая другого работника в своего
врага. Этот способ может быть полезен
в любой обстановке.
3.1 Коммуникационные
каналы и коммуникационные структуры
в ОАО «Скопинский силикатный завод».
По моему мнению, на предприятии ОАО «Скопинский силикатный завод» есть вертикальные и горизонтальные коммуникационные каналы.
Вертикальные коммуникационные каналы соединяют элементы управленческой структуры, принадлежащие к различным ее уровням. По ним сверху вниз передаются приказы, распоряжения, инструкции, а снизу вверх поступают отчеты о проделанной работе, заявки и заказы со стороны потребителей.
Вертикальные
коммуникационные каналы связывают, например,
заместителя директора с
Горизонтальные
коммуникационные каналы непосредственно
связывают равные по статусу уровни
управления. Они обеспечивают наиболее
эффективное решение общих
Горизонтальные коммуникационные каналы представлены связями между, например, главным менеджером по работе с частным сектором и главным менеджером по корпоративным клиентами, или между начальник отдела снабжения и главным бухгалтером.
Рассматривая коммуникационную структуру ОАО «Скопинский силикатный завод» можно сказать, что здесь присутствует сеть типа «дом», т.е. здесь помимо вертикальных каналов, присутствуют и горизонтальные каналы на нескольких уровнях.
3.2 Деловое общение как форма
коммуникаций в управлении
Основными способами делового общения на ОАО «Скопинский силикатный завод» являются собрание, совещание, переговоры, беседа и диалог, присутствует так же и спор.
Собрания проводятся по мере необходимости при решении сложных проблем с участием всего коллектива предприятия.
Совещания проводятся 3 раза в неделю (как правило, с 9.00 до 10.00).
Если классифицировать совещания, проводимые в ОАО «Скопинский силикатный завод» то можно выделить такие их виды как:
по форме
организации диктаторское, когда
ведущая роль в процессе ведения
совещания принадлежит
по целевой установке иногда совещания принимают информационный характер (доклад о текущей работе), а иногда совещание направлено на принятие решения.
Однако, мною было отмечено не верное ведение совещаний. Основные ошибки, допускаемые руководством предприятия при проведении совещания – это:
- не
устанавливается регламент (
- не
ограничивается время на
- не
ведется протокол совещаний, в
результате многие принятые
Деловые переговоры ведутся и высшим руководством, и рядовыми сотрудниками, например, менеджерами в процессе общения с потребителями.
Итак, подведя итог исследыванию на предприятии, я выявила следующие недостатки в коммуникационном процессе:
4. Нехватка оргтехники (сломан принтер и факс и отсутствует сканер),
5. Не ведется протокол совещаний, в результате
многие принятые решения остаются без
должного внимания со стороны их исполнителей,
т.к. ответственность в данном случае не
фиксируется.
4.Совершенствование
коммуникативного процесса в организации
4.1
Принципы организации эффективной коммуникации.
Следующие принципы являются полезными
для организации эффективной коммуникации,
так как они концентрируют внимание на
четырех решающих областях: качество сообщения,
условия приема, поддержание целостности
организованных усилий и использование
преимуществ неформальной организации.
Принцип ясности.
Хотя о коммуникации часто думают просто как о сообщении для того, чтобы она обладала какой-то ценностью, она должна пройти испытание по принципу ясности: сообщение обладает ясностью, если оно выражено таким языком и передано таким образом, что может быть понято получателем.
Принцип целостности.
Управленческие сообщения скорее являются средствами, чем конечными целями.
Принцип
целостности состоит в
Принцип стратегического использования
информационной
организации.
Характер этого принципа заключается
в следующем: наиболее эффективной коммуникация
бывает тогда, когда руководители используют
неформальную организацию в дополнение
к коммуникации формальной организации.
4.2 Способы совершенствования информационного обмена в организации
Рассмотрим
некоторые способы
Регулирование информационных потоков.
Руководитель должен
Управленческие действия.
Регулирование информационного потока - лишь один пример из числа действий руководителя по совершенствованию обмена информацией. Есть и другие. К примеру, руководитель может практиковать короткие встречи с одним или несколькими подчиненными для обсуждения грядущих перемен, новых приоритетов, распределения работы и т.п. Руководитель может также по своему усмотрению предпочесть вариант периодических встреч с участием всех подчиненных для рассмотрения тех же вопросов.
Система обратной связи.
В той же мере,
в какой обратная связь может
способствовать совершенствованию
межличностного обмена информацией, могут
действовать и системы обратной
связи, создаваемые в организации.
Такие системы составляют часть системы
контрольно-управленческой информационной
системы в организации. Один из вариантов
системы обратной связи - перемещение
людей из одной части организации в другую
с целью обсуждения определенных вопросов.
Опрос работников - еще один вариант
системы обратной связи. Такие опросы
можно проводить с целью получения информации
от руководителей и рабочих буквально
по сотням вопросов:
1) четко ли доведены до них цели их деятельности;
2) с какими потенциальными или реальными проблемами они сталкиваются или могут столкнуться;
3) получают ли они точную и своевременную информацию, необходимую им для работы;
4) открыт ли их руководитель для предложений;
5)
информированы ли они о
4.3 Предложенные меры по повышению эффективности коммуникации в управлении предприятием ОАО «Скопинский силикатный завод»
Миссия
организации представляет собой
общую цель организации, которая
объединяет все аспекты ее деятельности.
Она выражает философию и смысл существования
организации и выступает как основной
ориентир всей деятельности. Существует
два подхода к формулированию миссии организации:
краткий и состоящий из трех частей. Миссия
предприятия – мы оказываем услуги высокого
качества. При этом мы гарантируем безопасность
технологии для окружающей среды, своевременную
поставку и отправку вверенных нам и поступивших
на наши подъездные пути вагонов, а работникам
предприятия – справедливую оплату труда
и создание условий для развития их творческого
потенциала. На основе миссии формулируются
ключевые цели организации.
Ключевые цели по функциональным подсистемам.
Функциональная подсистема |
Ключевая цель |
Маркетинг |
Проведение
работы по привлечению новых |
Производство | Увеличить перечень оказываемых услуг, сотрудничать с предприятиями аналогичного вида деятельности |
Инновации (НИР) | Применяя накопленный ранее опыт рабочих, учитывая новые технологии, проводить ремонтные работы, снижая их себестоимость |
Финансы | Сохранять и поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов, проводить работу по сокращению дебиторской задолженности |
Персонал | Обеспечить условия для безопасного труда работников, а также для повышения заинтересованности в работе. |
Менеджмент | Определить проблемы, существующие в области управления и способы их решения для получения запланированных результатов. |
Для устранения такой преграды, как информационные перегрузки, можно рекомендовать часть организационных и контрольных работ возложить на исполнителей.
Для устранения конфликтных ситуаций, как коммуникационных преград, мною рекомендуется использовать руководством и сотрудниками предприятия такой метод преодоления конфликтов как внутриличностные методы, которые могут быть полезными в любой обстановке.
Мною было отмечено, что проводя совещание руководство делает грубые ошибки, снижая тем самым эффективность коммуникаций в процессе совещания.
Для повышения эффективности выполнения принятых решений предлагается:
1.Вести протокол совещаний,
2.
Давать фиксированное время
3. В результате принятия решения возложить ответственность на конкретное лицо исполнение данного решения(приказ и подпись)