Коммуникационный процесс в современных организациях на примере ОАО «Скопинский силикатный завод»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

По признанию многих, коммуникации имеют огромное значение для успеха деятельности предприятия и характеризуют собой одну из немаловажных составляющих менеджмента. По существу это своего рода «кровеносная система» единого организма фирмы. Эффективно работающими руководителями считают те из них, кто эффективен в коммуникациях, в процессах взаимодействия между сотрудниками. Менеджеры должны в совершенстве владеть искусством коммуникации, так как, образно говоря, они выполняют работу «чужими руками».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….. .3
1. Коммуникации: основные понятия, характеристика, виды……………………. 5
1.1 Общее понятие и виды коммуникаций…………………………....................... .5
1.2 Коммуникационные сети и стили……………………………………………….11
1.3 Межличностные и организационные коммуникации……………… ………....15
2. Коммуникационный процесс в современных организациях
на примере ОАО «Скопинский силикатный завод»………………………………..17 2.1 Производственно- экономическая характеристика предприятия.…….……..17
2.2 Факторы конкуренции…………………………………………………………...21
2.3 Коммуникации между организацией и ее средой …………………………...…28
3. Преграды при управленческих коммуникациях и пути
их устранения в ОАО «Скопинский силикатный завод»………………………………………………………………………………….32
3.1 Коммуникационные каналы и коммуникационные
структуры в ОАО «Скопинский силикатный завод» ……………………………..34
3.2 Деловое общение как форма коммуникаций в управлении………………...35
4. Совершенствование коммуникативного процесса в организации…………………………………………………………………………...37
4.1 Принципы организации эффективной коммуникации…………………….…...37
4.2 Способы совершенствования информационного обмена в организации….….38
4.3 Предложенные меры по повышению эффективности коммуникации в управлении предприятием ОАО «Скопинский силикатный завод»………………40
Заключение………………………………………………………………………..….44
Список литературы…………………………………………………………………..48

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 315.00 Кб (Скачать)

Для устранения конфликтных ситуаций, как коммуникационных преград, мною рекомендуется использовать руководством и сотрудниками предприятия такой метод преодоления конфликтов как внутриличностные методы, которые заключаются в умении правильно организовать собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека. Этот метод поможет сотруднику (руководителю) удержать позицию, не превращая другого работника в своего врага. Этот способ может быть полезен в любой обстановке. 
 
 
 
 
 
 

3.1 Коммуникационные каналы и коммуникационные структуры в ОАО «Скопинский силикатный завод». 

По моему  мнению, на предприятии ОАО «Скопинский силикатный завод» есть вертикальные и горизонтальные коммуникационные каналы.

Вертикальные  коммуникационные каналы соединяют  элементы управленческой структуры, принадлежащие  к различным ее уровням. По ним  сверху вниз передаются приказы, распоряжения, инструкции, а снизу вверх поступают  отчеты о проделанной работе, заявки и заказы со стороны потребителей.

Вертикальные  коммуникационные каналы связывают, например, заместителя директора с главным  менеджером по работе с частным сектором, с главным менеджером по корпоративным  клиентам и начальником участка по корпоративным клиентам.

Горизонтальные  коммуникационные каналы непосредственно  связывают равные по статусу уровни управления. Они обеспечивают наиболее эффективное решение общих проблем.

Горизонтальные  коммуникационные каналы представлены связями между, например, главным менеджером по работе с частным сектором и главным менеджером по корпоративным клиентами, или между начальник отдела снабжения и главным бухгалтером.

Рассматривая  коммуникационную структуру ОАО «Скопинский силикатный завод» можно сказать, что здесь присутствует сеть типа «дом», т.е. здесь помимо вертикальных каналов, присутствуют и горизонтальные каналы на нескольких уровнях.

                                                                                              Рис. 1 Сеть типа «дом»

   3.2     Деловое общение как форма коммуникаций в управлении 

Основными способами делового общения на ОАО «Скопинский силикатный завод» являются собрание, совещание, переговоры, беседа и диалог, присутствует так же и спор.

Собрания проводятся по мере необходимости при решении сложных проблем с участием всего коллектива предприятия.

Совещания проводятся 3 раза в неделю (как правило, с 9.00 до 10.00).

Если  классифицировать совещания, проводимые в ОАО «Скопинский силикатный завод» то можно выделить такие их виды как:

по форме  организации диктаторское, когда  ведущая роль в процессе ведения  совещания принадлежит генеральному директору.

по целевой  установке иногда совещания принимают  информационный характер (доклад о  текущей работе), а иногда совещание направлено на принятие решения.

Однако, мною было отмечено не верное ведение  совещаний. Основные ошибки, допускаемые  руководством предприятия при проведении совещания – это:

- не  устанавливается регламент (порядок  ведения совещания), что приводит очень часто к спорам и не деловой обстановке;

- не  ограничивается время на выступление

- не  ведется протокол совещаний, в  результате многие принятые решения  остаются без должного внимания  со стороны их исполнителей, т.к.  ответственность в данном случае не фиксируется.

Деловые переговоры ведутся и высшим руководством, и рядовыми сотрудниками, например, менеджерами в процессе общения  с потребителями.

Итак, подведя итог исследыванию на предприятии, я выявила следующие недостатки в коммуникационном процессе:

  1. Неквалифицированный персонал,
  2. Информационные перегрузки,
  3. Конфликты,

    4. Нехватка  оргтехники (сломан принтер и факс  и отсутствует сканер),

     5. Не ведется протокол совещаний, в результате многие принятые решения остаются без должного внимания со стороны их исполнителей, т.к. ответственность в данном случае не фиксируется. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Совершенствование коммуникативного процесса в организации 

     4.1 Принципы организации эффективной коммуникации. 
 Следующие принципы являются полезными для организации эффективной коммуникации, так как они концентрируют внимание на четырех решающих областях: качество сообщения, условия приема, поддержание целостности организованных усилий и использование преимуществ неформальной организации.

     Принцип ясности.

     Хотя  о коммуникации часто думают просто как о сообщении для того, чтобы  она обладала какой-то ценностью, она  должна пройти испытание по принципу ясности: сообщение обладает ясностью, если оно выражено таким языком и  передано таким образом, что может  быть понято получателем.

     Принцип целостности.

     Управленческие  сообщения скорее являются средствами, чем конечными целями.

     Принцип целостности состоит в следующем: цель управленческих сообщений - содействовать  установлению понимания между людьми в процессе их сотрудничества, направленного  на достижение целей предприятия. 
 Принцип стратегического использования информационной  
организации. 
 Характер этого принципа заключается в следующем: наиболее эффективной коммуникация бывает тогда, когда руководители используют неформальную организацию в дополнение к коммуникации формальной организации.
 
 
 
 

    4.2 Способы совершенствования информационного обмена в организации

     Рассмотрим  некоторые способы совершенствования  информационного обмена в организации.

     Регулирование информационных потоков.

       Руководитель должен представлять потребности в информации  своих начальников, коллег, подчиненных, а также  собственные. Руководитель должен научиться оценивать качественную и количественную стороны своих информационных потребностей, а также других потребителей информации в организации. Он должен стараться определить, что такое «слишком много» и «слишком мало» в информационных обменах. Как показано ниже, информационные потребности в значительной мере зависят от целей руководителя, принимаемых им решений и характера показателей оценки результатов его работы, а также его отдела и подчиненных.

     Управленческие  действия.

     Регулирование информационного потока - лишь один пример из числа действий руководителя по совершенствованию обмена информацией. Есть и другие. К примеру, руководитель может практиковать короткие встречи с одним или несколькими подчиненными для обсуждения грядущих перемен, новых приоритетов, распределения работы и т.п. Руководитель может также по своему усмотрению предпочесть вариант периодических встреч с участием всех подчиненных для рассмотрения тех же вопросов.

     Система обратной связи.

В той же мере, в какой обратная связь может  способствовать совершенствованию  межличностного обмена информацией, могут  действовать и системы обратной связи, создаваемые в организации. Такие системы составляют часть системы контрольно-управленческой информационной системы в организации. Один из вариантов системы обратной связи - перемещение людей из одной части организации в другую с целью обсуждения определенных вопросов.  
   Опрос работников - еще один вариант системы обратной связи. Такие опросы можно проводить с целью получения информации от руководителей и рабочих буквально по сотням вопросов:

1) четко ли  доведены до них цели их  деятельности;

      2) с какими потенциальными или  реальными проблемами они сталкиваются или могут столкнуться;

     3) получают ли они точную и  своевременную информацию, необходимую  им для работы;

      4) открыт ли их руководитель  для предложений; 

     5) информированы ли они о грядущих  переменах, которые отразятся  на их работе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.3 Предложенные меры по повышению эффективности  коммуникации в управлении предприятием ОАО «Скопинский силикатный завод»

    Миссия  организации представляет собой  общую цель организации, которая  объединяет все аспекты ее деятельности. Она выражает философию и смысл существования организации и выступает как основной ориентир всей деятельности. Существует два подхода к формулированию миссии организации: краткий и состоящий из трех частей. Миссия предприятия – мы оказываем услуги высокого качества. При этом мы гарантируем безопасность технологии для окружающей среды, своевременную поставку и отправку вверенных нам и поступивших на наши подъездные пути вагонов, а работникам предприятия – справедливую оплату труда и создание условий для развития их творческого потенциала. На основе миссии формулируются ключевые цели организации.                                                                 Таблица 4.

    Ключевые  цели по функциональным подсистемам.

Функциональная  подсистема

                

                  Ключевая цель

Маркетинг

Проведение  работы по привлечению новых потенциальных  клиентов, заключение договоров на более выгодных условиях
Производство Увеличить перечень оказываемых услуг, сотрудничать с  предприятиями аналогичного вида деятельности
Инновации (НИР) Применяя накопленный  ранее опыт рабочих, учитывая новые  технологии, проводить ремонтные  работы, снижая их себестоимость 
Финансы Сохранять и  поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов, проводить  работу по сокращению дебиторской задолженности
Персонал Обеспечить  условия для безопасного труда  работников, а также для повышения  заинтересованности в работе.
Менеджмент Определить  проблемы, существующие в области  управления и способы их решения  для получения запланированных результатов.
 

 

Для устранения такой преграды, как информационные перегрузки, можно рекомендовать часть организационных и контрольных работ возложить на исполнителей.

     Для устранения конфликтных ситуаций, как  коммуникационных преград, мною рекомендуется использовать руководством и сотрудниками предприятия такой метод преодоления конфликтов как внутриличностные методы, которые могут быть полезными в любой обстановке.

     Мною было отмечено, что проводя совещание руководство делает грубые ошибки, снижая тем самым эффективность коммуникаций в процессе совещания.

       Для повышения эффективности  выполнения принятых решений  предлагается:

     1.Вести  протокол совещаний,

     2. Давать фиксированное время для  выступления,

     3. В результате принятия решения  возложить ответственность на конкретное лицо исполнение данного решения(приказ и подпись)

Информация о работе Коммуникационный процесс в современных организациях на примере ОАО «Скопинский силикатный завод»