Коммуникационный процесс в современных организациях на примере ОАО «Скопинский силикатный завод»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

По признанию многих, коммуникации имеют огромное значение для успеха деятельности предприятия и характеризуют собой одну из немаловажных составляющих менеджмента. По существу это своего рода «кровеносная система» единого организма фирмы. Эффективно работающими руководителями считают те из них, кто эффективен в коммуникациях, в процессах взаимодействия между сотрудниками. Менеджеры должны в совершенстве владеть искусством коммуникации, так как, образно говоря, они выполняют работу «чужими руками».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….. .3
1. Коммуникации: основные понятия, характеристика, виды……………………. 5
1.1 Общее понятие и виды коммуникаций…………………………....................... .5
1.2 Коммуникационные сети и стили……………………………………………….11
1.3 Межличностные и организационные коммуникации……………… ………....15
2. Коммуникационный процесс в современных организациях
на примере ОАО «Скопинский силикатный завод»………………………………..17 2.1 Производственно- экономическая характеристика предприятия.…….……..17
2.2 Факторы конкуренции…………………………………………………………...21
2.3 Коммуникации между организацией и ее средой …………………………...…28
3. Преграды при управленческих коммуникациях и пути
их устранения в ОАО «Скопинский силикатный завод»………………………………………………………………………………….32
3.1 Коммуникационные каналы и коммуникационные
структуры в ОАО «Скопинский силикатный завод» ……………………………..34
3.2 Деловое общение как форма коммуникаций в управлении………………...35
4. Совершенствование коммуникативного процесса в организации…………………………………………………………………………...37
4.1 Принципы организации эффективной коммуникации…………………….…...37
4.2 Способы совершенствования информационного обмена в организации….….38
4.3 Предложенные меры по повышению эффективности коммуникации в управлении предприятием ОАО «Скопинский силикатный завод»………………40
Заключение………………………………………………………………………..….44
Список литературы…………………………………………………………………..48

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 315.00 Кб (Скачать)
  • отправитель - лицо, которое собирается или отбирает информацию и передает её;
  • сообщение - сущность информации, передающейся устно или закодированной с помощью символов;
  • канал - средство передачи информации;
  • получатель - лицо, которому предназначена информация и которое её воспринимает.

     Далее рассмотрим понятия коммуникационная сеть и коммуникационный стиль.

 

      1.2 Коммуникационные сети и стили 

     Коммуникационная  сетьсоединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков. В данном случае рассматриваются не индивиды как таковые, а коммуникационные отношения между индивидами. Коммуникационная сеть включает потоки посланий или сигналов между двумя или более индивидами. Коммуникационная сеть концентрируется на выработанных в организации образцах этих потоков, а не на том, удалось ли передать значение или смысл послания. Однако, коммуникационная сеть может влиять на сокращение или увеличение разрыва между посланным и полученным значением.

     Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей.

     Вертикальные  связи строятся по линии руководства  от начальника к подчиненным.

     Горизонтальные  связи осуществляются между равными  по уровням индивидам или частями  организации: между заместителями, между начальниками отделов, между подчиненными.

     Диагональные  связи - это связи с другими начальниками и другими подчиненными. Сеть этих связей создает реальную структуру организации. Задача формальной организационной структуры заключается в том, чтобы придать коммуникационным потокам правильное направление. Размеры подразделений в организации ограничивают возможности развития коммуникационной сети. Если размер группы увеличивается в арифметической прогрессии, то количество возможных коммуникационных отношений возрастает по экспоненте. Отсюда коммуникационная сеть в размере 12 человек более разнообразная и сложная, чем в группе из трех человек. В зависимости от того, как построены коммуникационные сети, деятельность группы может отличаться большей или меньшей эффективностью.

     Существуют  устоявшиеся образцы коммуникационных сетей для групп одной и  той же или разной численности. В  сетях типа «кружок» члены группы могут коммуницировать только с теми, расположен рядом с ними. В сетях типа «колесо» представлена формальная, централизованная иерархия власти, при которой подчиненные комунницируют друг с другом через своего начальника. Объективной основой такой ситуации является то, что лицо, находящееся в центре «колеса», имеет больше коммуникационных связей, чем другие члены группы. Он получает больше посланий, чаще признается другими членами группы как лицо, выполняющее лидерские функции, больше оказывает социального влияния на других членов группы, обычно несет большую ответственность за передачу информации, от него больше, чем от других, ожидается окончательное решение проблемы.

     Знание  типов коммуникационных сетей особенно важно для понимания отношений  власти и контроля в организации. Известно, что сокрытие или централизация  информации поддерживает властные отношения.

     Характер взаимозависимости работ и людей в группе или организации будет определять тип более эффективной коммуникационной сети. Простая взаимосвязь допускает использование централизованной сети. Сложная взаимосвязь требует «командного» подхода к построению коммуникационных сетей.

     Коммуникационный  стильэто способ, с помощью которого индивид предпочитает строить коммуникационное взаимодействие с другими. Существует много различных стилей, используемых людьми в межличностной коммуникации, так же как и много подходов к определению этих стилей. Знание стилей помогает определить то, как себя вести и чего можно ожидать от поведения, связанного с определенным стилем.

     За  основу измерения межличностной  коммуникации можно взять такие  две переменные, как открытость в  коммуникации и адекватность обратной связи. Первое измерение включает степень открытия или раскрытия себя в коммуникации для других в целях получения ответной реакции от них, особенно их реакции, показывающей то, как они воспринимают нас и наши действия. Второе измерение показывает степень, с которой люди делятся с другими своими мыслями и чувствами о них.

     Коммуникационный  стиль индивидов в первом квадрате может быть определен как открытие себя. Этот стиль характеризуется  высокой степенью открытости себя другим, но низким уровнем обратной связи со стороны индивида, использующего этот стиль. Открытие себя в этом случае измеряется в диапазоне от среднего до максимального. Индивид идет на это, концентрируя тем самым внимание на себе, чтобы вызвать реакцию других на свое поведение. К сожалению, данный стиль страдает тем, что реакция других нередко остается без адекватного ответа или обратной связи со стороны вызывающего его индивида. Принимая реакцию других на свое поведение близко к сердцу, использующий данный стиль индивид может проявлять необузданные эмоции, мало способствующие установлению эффективных отношений между коммуникационными сторонами.

     Коммуникационный  стиль индивидов во втором квадрате определяется как реализации себя и  характеризуется как максимальной открытостью, так и максимальной обратной связью. В идеальных условиях этот стиль является желательным, но ситуационные факторы могут побудить индивида, владеющего этим стилем, отказаться от него.

     Коммуникационный  стиль в третьем квадранте  характеризуется замыканием в себе, т.е. одновременно низким уровнем открытости и низким уровнем обратной связи. Индивид в этом случае как бы изолирует себя, не давая другим познать его. Этот стиль часто используют «интроверты» - люди с тенденцией больше обращать свой разум вовнутрь себя. Крайность в проявлении этого стиля связана со скрытием своих идей, мнений, расположений и чувств к другим.

     Коммуникационный  стиль в четвертом квадранте  связан с защитой себя и, как видно  из матрицы, характеризуется низким уровнем открытости, но высоким уровнем обратной связи. Он широко используется для того, чтобы лучше узнать других или более правильно оценить их. Обычно индивиды, использующие данный стиль, мало открыты для других, но любят обсуждать других. Они любят слушать о себе, но не любят обсуждать свои качества, особенно плохие, с другими.

     В середине матрицы располагаются  индивиды, «продающие» себя, если другие делают то же самое. Такой стиль называется «торговля за себя» и характеризуется  умеренными открытостью и обратной связью, обмениваемыми в процессе межличностной коммуникации.

     Было  бы неверно думать, что какой-то один из названных коммуникационных стилей является наиболее желательным. Однако практика эффективной коммуникации свидетельствует, что стиль, при  котором индивид реализует себя, более желателен и используется в большем количестве ситуаций. Владение таким стилем является настоящим достоинством. В отношении использования других стилей важно понять проблемы эффективной обратной связи, умение раскрыть себя и умение слушать других. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3 Межличностные и организационные коммуникации 

     Межличностные коммуникации - это коммуникации, протекающие  между людьми.

     Организационные коммуникации - это коммуникации, протекающие  внутри организации между ее сотрудниками.

     Межличностные коммуникации могут быть как между сотрудниками одной фирмы, так и между сотрудниками различных фирм, например, фирм-партнеров.

     Организационные коммуникации затрагивают только одну конкретную фирму и включают в себя часть межличностных коммуникаций, которые возникают между сотрудниками данной фирмы.

     В тоже время межличностные коммуникации включают в себя организационные  коммуникации.

     Таким образов, преграды, возникающие при  межличностных и организационных  коммуникациях, по своей сути практически  ничем не отличаются друг от друга.

     Коммуникация  считается успешной, если получатель информации понимает её содержание адекватно  тому смыслу, который в нее вкладывает отправитель, т. е. менеджер. В противном  случае имеет место безуспешная  коммуникация.

     Факторы, уменьшающие возможности успешной коммуникации, называются коммуникационными барьерами (преградами).

     Различают коммуникационные барьеры макро  — и микроуровня.

     Макробарьеры  коммуникаций препятствуют успешной коммуникации в целом.

     К таким барьерам относятся:

  • перегрузка информационных сетей и искажение информации;
  • потребность во всё более сложной информации;
  • интернационализация деловых контактов и возрастание роли иностранных языков и т.п.

     Микробарьеры  коммуникаций препятствуют успешной коммуникации в конкретных узких сферах, к ним относятся:

  • отношение источника (отправителя) информации к получателю (адресату);
  • отношение адресата к источнику информации;
  • восприятие получателем информации многозначных слов;
  • отсутствие обратной связи.

     Затрудняют  коммуникации также предвзятые представления людей, отвергающие новые идеи в силу их новизны, кажущейся с первого взгляда сомнительной или в силу устойчивого мнения, порожденного определенными условиями (стереотипы).

     В результате искажается восприятие сообщения, замедляется и искажается процесс обратной связи, снижается результативность данного сообщения.

     Рассмотрим  далее некоторые практические аспекты  коммуникационного процесса в организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Коммуникационный процесс в современных организациях на примере ОАО «Скопинский силикатный завод». 

2.1   Производственно- экономическая характеристика предприятия. 

     Адрес предприятия: Рязанская область, мкр. Октябрьский, ул. Ленина

     Сфера деятельности: Производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины.

     Форма собственности: Открытое акционерное  общество.

     Организационная структура предприятия: Структура  с централизованным аппаратом управления.

     Общая численность работающих: 89 человек.

     Рассмотрим  историю создания ОАО «Скопинский силикатный завод». В связи с недостатком строительных материалов в Рязанской области и повышенной необходимостью кирпича в Скопинском районе в 1965г. было принято решение начать строительство кирпичного завода р.п. Октябрьский. В 1970г. были полностью возведены корпуса завода. Проводились работы по благоустройству территории. В 1994г. из-за изменения обстановки в стране, отсутствии финансовых средств, год стал критическим для завода. В 1996г. заводу были выделены кредиты, в результате чего к 1998г. положение предприятия на рынке стабилизировалось и им было выпущено 2 млн. 363 тыс. кирпичей.

     В 2001г. кирпичный завод переименовался в ОАО «Скопинский силикатный завод».

     К 2004г. продукция востребована на рынке  стройматериалов, реализуется не только в города нашей области, но и в  соседние регионы.

Постоянными потребителями являются строительные фирмы г. Скопина и другие города Рязанской области. 
 
 

     Таблица 3

     Структура расходов ОАО «Скопинский силикатный завод» за 2010г.

№ п/п Виды расходов Доля отдельных  видов расходов, %
1 Оплата труда персонала 26,8
2 Транспортные  расходы 8,7
3 Сырье, материалы 21,7
4 Коммунальные  платежи и оплата услуг связи 14,5
5 Реклама, коммерческие расходы 9,7
6 Канцтовары, и  прочие расходы 18,6
  ИТОГО 100

Информация о работе Коммуникационный процесс в современных организациях на примере ОАО «Скопинский силикатный завод»