Коммуникации в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 03:43, курсовая работа

Описание работы

Всякая деятельность человека нуждается в управлении. Управление - это вид деятельности человека, возникший в ее структуре по мере ее оформления в сознательную деятельность по производству необходимых человеку благ. В понимании управления главную роль играет технология производства, которая лежит в основе организации производства, и, следовательно, управления производством. В этом случае управление определяется через понятие организация и, по существу, оно сводится к организации. Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

Содержание

1 Теоретическая часть……………………………………………………………..4
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Коммуникация: понятие и виды………………………………………………….5
2 Коммуникационный процесс……………………………………………………..8
3 Структура коммуникаций………………………………………………………..16
4 Современные бизнес коммуникации…………………………………………....20
2 Практическая часть…………………………………………………….………27
2.1 Общая характеристика предприятия………………………………………….27
Наименование предприятия………...………………………………………28
Структура ОАО «Газпром»…………………………………………………29
Краткая история……………………………………………………………. .30
Стадия развития……………………………………………………………...34
2.2 Внутренняя среда организации………………………………………………..35
2.2.1 Миссия и цели организации…………………………………………………35
2.2.2 Анализ производства…………………………………………………….… ..41
2.2.3 Персонал организации……………………………………………………….42
2.2.4 Корпоративная культура……………………………………………………..44
2.3 Анализ факторов внешней среды……………………………………………..46
2.3.1 Характеристика экономической ситуации в отрасли……………………46
2.3.2 Поставщики…………………………………………………………………48
2.3.3 Конкуренты…………………………………………………………………49
2.3.4 Акционеры……………………………………………………………….….51
2.3.5 SWOT анализ…………………………………………………………………54
Заключение………………………………………………………………………..57
Список использованной литературы……………………………………………60

Работа содержит 1 файл

Курсовой Коммуникации в управлении - Газпром.docx

— 237.18 Кб (Скачать)

2. Общество осознает важность  совершенствования корпоративного  управления своих дочерних и  зависимых хозяйственных обществ  и будет стремиться к обеспечению  открытости и прозрачности деятельности  указанных организаций, а также  практического внедрения в них  основных принципов настоящего  Кодекса.

В последние годы Газпром неоправданно много тратит на рекламу, спонсорство и поддержание имиджа, и эти статьи расходов вызывают наибольшее недовольство госпредставителей. Суммарные имиджевые расходы корпорации составляют около $137,5 млн.

Конфликты со странами-транзитерами газа в Европу (Украина, Белоруссия) значительно подорвали имидж Газпрома, поэтому главным мероприятием в 2010 году по повышению имиджа организации за рубежом стало подписание трехлетнего контракта с такими крупными PR-группами, как Hill & Knowlton, вашингтонская аналитическая фирма Penn, Schoen & Berland Associates, на создание PR-компании.

В целом же существует ряд мер, посредством  которым Газпром стремится укрепить имидж организации:

  • Газпром реализует капиталоемкие проекты, в то числе международные; заключает новые договора, вкладывает деньги в производство и разведку, велики темпы развития;
  • Эффективное управление (минимизация расходов, процесс интенсификации производства);
  • Уплата долгов в бюджет, налоги;
  • Не повышаются цены на газ, стабильное снабжение газом;
  • Снижение задолженности перед поставщиками.
  1. Анализ факторов внешней среды

 

Наряду с прочной позицией организации  существуют проблемы, которые имеют  как стратегический, так и финансовый характер:

  • Возрастающая взаимозависимость рынков, которая в эпоху глобализации приводит к синхронизации экономик стран и, как следствие, к возможности быстрого переноса спадов либо кризисов из одной страны в другую. Такие условия могут в значительной мере повлиять на рыночные позиции Газпрома.
  • Проблема международного регулирования отрасли. Регулирование энергетической отрасли осуществляется по различным направлениям. Наиболее важными сферами являются либерализация, таможенное и налоговое законодательство, природоохранное законодательство и энергетическая безопасность.
  • Высокая конкуренция при выходе в новые регионы и на новые рынки. Примером могут послужить реализация инвестиционных проектов и выход Газпрома на рынок США, где преобладает высокая конкуренция со стороны работающих на этом рынке поставщиков данного вида топлива и высокая либерализация цен на газ.
  • Географические условия и климат. Значительная доля добычи газа Газпрома приходится на Западную Сибирь, где суровый климат осложняет добычу и увеличивает себестоимость природного газа. Существенная географическая удаленность разрабатываемых западносибирских месторождений от основных регионов реализации продукции требует значительных затрат на транспортировку газа.
  • Изменение валютных курсов и инфляции. Значительная часть выручки Газпрома номинирована в долларах или евро, тогда как большая часть затрат номинирована в рублях. В связи с этим существенное влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности оказывает изменение темпов инфляции и обменных курсов.
  • Рост затрат. В последние несколько лет сохраняется ситуация, когда удельные затраты в капитальном строительстве в нефтегазовой отрасли растут темпами, превышающими темпы инфляции. Определяющими факторами этого роста являются увеличение цен на сырье, материалы, комплектующие, услуги, в том числе цен на металл, газоперекачивающие агрегаты, затраты на бурение скважин и т. д. Для минимизации рисков, связанных с ростом затрат, ОАО «Газпром» использует тендеры по выбору поставщиков товаров, исполнителей работ и услуг, ведет работу напрямую с поставщиками. Разработана и реализуется программа оптимизации (сокращения) затрат, осуществляется работа по повышению эффективности управления, прозрачности и контроля за расходованием средств.

Данные проблемы возникают на пути развития практически любой крупной  структуры, однако Газпром уверенно смотрит вперед, укрепляя позиции  на глобальном энергетическом рынке, способствуя  повышению авторитета и влияния  компании в мировом сообществе, а  также обеспечению долгосрочного  роста ее стоимости.

 

    1. Характеристика экономической ситуации в отрасли

Экономическая ситуация на мировом  энергетическом рынке в настоящее  время:

  • Нефть выступает энергоносителем общемирового значения, газ - в основном регионального, уголь – локального;
  • Резкий рост потребления углеводородов, который в обозримом будущем не будет заменен альтернативными источниками энергии;
  • Резкий рост потребности развивающихся азиатских стран в энергоресурсах с учетом продолжающегося экономического роста, быстрого увеличения численности населения и чрезвычайно высокой энергоемкости национальных экономик;
  • Увеличение разрыва между объемами потребления (растет) и объемами производства (снижается) углеводородов в развитых странах;
  • Ограниченные возможности дополнительного роста производства увеличивают риски, связанные с возможной дестабилизацией рынка;
  • Снижается уровень обеспеченности мировой экономики запасами нефти и газа;
  • Недостаток (временный) нефтеперерабатывающих и транспортных мощностей и ограниченность дополнительных мощностей по добыче нефти;
  • Обозначается интерес промышленно развитых потребителей к проблемам развития альтернативной энергетики;
  • Возрастает значимость проектов по производству и поставкам сжиженного природного газа (СПГ);
  • В ряде стран наблюдается возобновление интереса к атомной энергетике;
  • Активов для слияний и поглощений становится все меньше, поэтому в последние годы основные слияния происходят исключительно в рамках одной страны или же общего геополитического пространства;
  • Рост политических рисков в регионах, наиболее богатых углеводородами.

Перспективы развития нефтегазового комплекса России.

Россия обладает крупным потенциалом  на мировом энергетическом рынке. К  настоящему моменту в России открыто  и разведано более 3 тыс. месторождений  углеводородного сырья. Причем, разрабатывается  примерно половина из них. Более половины российской нефтедобычи и более 90% добычи газа сосредоточены в районе Урала и Западной Сибири. Большинство  месторождений этого региона  отличаются высокой степенью выработки, поэтому при сохранении его в  качестве основной углеводородной базы необходимо развивать и альтернативные регионы добычи.

Исходя из официальных оценок, к 2015 г. добыча нефти в России может  составить 530 млн. т, а ее экспорт - 310 млн. т. Главной нефтяной базой страны останется Западно-Сибирская нефтегазоносная  провинция. Будут сформированы новые  центры нефтяной промышленности в Восточной  Сибири и Республике Саха (Якутия) –  добыча до 50 млн. т в 2015 г.; на шельфе острова Сахалин (25-26 млн. т), в Баренцевом море и российском секторе Каспийского  моря. Увеличится добыча нефти в  Тимано-Печорской провинции.

Мощности магистральных нефтепроводов  и морских терминалов для экспорта и транзита нефти из России за пределы  СНГ смогут возрасти к 2015 гг. в 1,5 раза по сравнению с тем уровнем, который мы имеем сегодня. Это позволит к 2015 г. реализовать перспективные объемы экспорта нефти в дальнее зарубежье: примерно по 70 млн. т по Западному и Северо-Западному направлениям; около 130 млн. т - по Черноморско-Каспийскому направлению; около 80 млн. т - по Восточному направлению; до 25 млн. т - по Северному направлению.

К 2015 г. добыча газа в России может  достигнуть 740 млрд. куб. м, а экспорт - 290 млрд. куб. м. Добыча газа в Западной Сибири в рассматриваемый период стабилизируется, поэтому весь прирост  добычи будет обеспечен за счет ввода  в эксплуатацию новых месторождений  Восточной Сибири и Дальнего Востока, шельфа Северных и Дальневосточных  морей. Значительные запасы и перспективные ресурсы природного газа Восточной Сибири и Дальнего Востока теоретически позволяют сформировать в данном регионе новые центры газодобычи.

Вместе с тем существующие тенденции  развития отечественного ТЭКа не позволяют  сделать вывод о том, что в  ближайшее десятилетие России удастся  укрепить свои позиции на мировом  энергетическом рынке, превратив свой энергетический потенциал в политические дивиденды.

Основные факторы, сдерживающие развитие газовой отрасли (на примере Газпрома) в России:

  • Политика «Газпрома», для которого невыгодно в условиях существующих внутренних тарифов на газ развивать внутренний рынок;
  • Отставание темпов роста добычи от темпов роста потребления газа;
  • Необходимость инвестировать серьезные средства в разработку новых месторождений;
  • Ставка на закупки среднеазиатского газа вместо инвестиций в добывающие проекты;
  • Проводимая на государственном уровне политика по недопущению иностранных компаний в качестве операторов разработки наиболее перспективных объектов (Ямал, Штокмановское месторождение);
  • Критическое состояние действующей нефтеэкспортной инфраструктуры и проблема модернизации действующей системы магистральных газопроводов;
  • Монополистический характер российской газовой отрасли.
  • К основным потребителям энергоресурсов на внутреннем рынке относятся электроэнергетика, металлургия, агрохимия, цементная промышленность, население, комбыт и прочие. Основными потребителями продукции Газпрома на внешнем рынке являются Дальнее зарубежье, СНГ и Балтия.

 

    1. Поставщики

Крупными странами-поставщиками газа являются Узбекистан, Туркменистан и  Казахстан, с которыми недавно было заключено долгосрочное соглашение о поставке природного газа.

Поставщиками материально-технических  ресурсов для нужд Газпрома на территории России являются такие компании, как  ЗАО «Росэлектропромхолдинг» (г. Санкт-Петербург), ЗАО «Севзаптрубопроводстрой» (дочерняя компания «Газпрома»), ООО «Газкомплектимпэкс» и др.

Долгосрочные соглашения с поставщиками гарантируют организации высочайшее качество поставляемой продукции, а  также ее своевременную поставку. Договоры с Туркменистаном, Узбекистаном и Казахстаном заключаются на год, а цены этих поставщиков значительно  отличаются от рыночных, потому что  среднеазиатские страны, находящиеся  в центре материка, не имеют альтернативных маршрутов экспорта своего газа, например, в Европейский регион. С 2011 года среднеазиатские  поставщики планируют увеличение цен  на продаваемый России газ до европейского уровня, что соответственно отразится  на закупочных ценах для потребителей продукции на внешнем рынке.

 

    1. Конкуренты

На внутреннем рынке, помимо Газпрома, существует ряд таких компаний, как  «Лукойл», «Роснефть» и «Новатэк». В настоящее время они достаточно быстро развиваются (13% в общем объеме российской добычи газа), однако обладая монополией на инфраструктуру, Газпром фактически контролирует всех конкурентов внутри России и стремится избежать либерализации газовой отрасли в нашей стране.

Газпром обладает эксклюзивными правами  на экспорт газа, ему принадлежит  огромная газотранспортная инфраструктура России, на его долю приходится 87% общей добычи газа в стране. Срок обеспеченности добычи Газпрома доказанными запасами составляет примерно 30 лет, он длиннее, чем у большинства конкурентов. Ожидается, что Газпром сохранит контроль над российским рынком газа и над конкурентами, так как, во-первых, в этом заинтересовано правительство, во-вторых, компания владеет сетью основных магистральных газопроводов.

Ситуация на внешнем рынке иная. Как известно, с 1998 года в ЕС проводится либерализация газового рынка, направленная на усиление конкуренции, обеспечение  надежности поставок, формирование единого  рынка газа в Европе и снижение цен для конечных потребителей. Однако до сих пор данная реформа не принесла ожидаемых результатов. Цены на газ  продолжают расти, доступ к хранилищам природного газа для независимых  операторов осложнен, трансграничные продажи газа ограничены, информационное обеспечение участников рынка не устраивает. В результате, в условиях ослабления европейских национальных газовых монополий, Газпром получает хорошие возможности для конкуренции  с другими поставщиками газа на европейском  рынке. Россия сохранит статус регионального  энергетического лидера. ЕС останется  крупнейшим рынком сбыта российских энергоресурсов в ближайшем будущем. Весьма сомнительно, что в ближайшей  перспективе удастся сформировать общеевропейский энергетический рынок  и существенно потеснить на нем  позиции России.

Несмотря на лидирующие позиции  Газпрома среди европейских газовых  компаний, организация имеет серьезных  конкурентов в лице других стран. Это связано с увеличением  доли в энергетическом балансе нефти  и газа Северной Африки (Алжира, Ливии, Египта), а также государств Каспийского  региона, Центральной и Средней  Азии и Ближнего Востока. Ожидаемое  в ближайшие 5 лет осуществление ряда трубопроводных проектов призвано ограничить влияние России. В свою очередь Китай осуществит ряд проектов, также снижающих его зависимость от российских углеводородов: нефте- и газопроводы из Казахстана, газопровод из Туркмении. Кроме того, будут расширены поставки в Китай нефти из Южной Америки, а также СПГ из Ирана.

Существует ряд проблем, связанных  с выходом Газпрома на внешний  рынок. Среди них такие, как: проблема модернизации действующей системы  магистральных газопроводов, нехватка инвестиций в добывающие проекты, отставание по уровню использования наиболее перспективных  технологий, ограниченные возможности  нефтепроводных поставок в Европу, сохранение транзитных рисков, неурегулированность многих вопросов в рамках ЕС и фактическое отсутствие единой точки зрения на пути обеспечения энергобезопасности.

В этой связи в качестве первоочередных мер по изменению сложившейся ситуации можно выделить: рост внимания, как на государственном уровне, так и со стороны крупнейших нефтегазовых компаний к внутреннему сектору газо- и нефтедобычи; стимулирование инвестиций в воспроизводство минерально-сырьевой базы и освоение месторождений; инвестирование в национальные добывающие проекты в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, Сахалине, северном шельфе и т.п.; сохранение и расширение присутствия российских компаний в ТЭКе Ирака, Ирана, других государств региона; особое внимание необходимо уделить проектам по производству СПГ как наиболее перспективным с точки зрения будущего мирового ТЭКа; повышение технологической безопасности и эффективности работы энерготранспортных сетей; расширение поставок углеводородов на рынки в Европе за счет строительства дополнительных энерготранспортных магистралей (в Северную, Южную Европу и на Балканы) и закрепление на азиатско-тихоокеанском рынке; для российских нефтегазовых компаний необходимо использовать благоприятную внешнюю конъюнктуру для реконструкции производственных мощностей с применением современных технологий, и для развития сети сбыта, что позволит снизить себестоимость производства и предложить на внешние рынки более конкурентоспособный продукт.

Тем не менее, какими бы ни были существующие барьеры, Газпром с каждым годом  улучшает положение на мировом энергетическом рынке, делает упор на серьезное усиление своих конкурентных позиций на европейском  и мировом рынках углеводородного сырья, что позволяет уверенно говорить о нашей стране, как об одном из лидеров мировой энергетики.

Информация о работе Коммуникации в управлении