Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 03:43, курсовая работа
Всякая деятельность человека нуждается в управлении. Управление - это вид деятельности человека, возникший в ее структуре по мере ее оформления в сознательную деятельность по производству необходимых человеку благ. В понимании управления главную роль играет технология производства, которая лежит в основе организации производства, и, следовательно, управления производством. В этом случае управление определяется через понятие организация и, по существу, оно сводится к организации. Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.
1 Теоретическая часть……………………………………………………………..4
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Коммуникация: понятие и виды………………………………………………….5
2 Коммуникационный процесс……………………………………………………..8
3 Структура коммуникаций………………………………………………………..16
4 Современные бизнес коммуникации…………………………………………....20
2 Практическая часть…………………………………………………….………27
2.1 Общая характеристика предприятия………………………………………….27
Наименование предприятия………...………………………………………28
Структура ОАО «Газпром»…………………………………………………29
Краткая история……………………………………………………………. .30
Стадия развития……………………………………………………………...34
2.2 Внутренняя среда организации………………………………………………..35
2.2.1 Миссия и цели организации…………………………………………………35
2.2.2 Анализ производства…………………………………………………….… ..41
2.2.3 Персонал организации……………………………………………………….42
2.2.4 Корпоративная культура……………………………………………………..44
2.3 Анализ факторов внешней среды……………………………………………..46
2.3.1 Характеристика экономической ситуации в отрасли……………………46
2.3.2 Поставщики…………………………………………………………………48
2.3.3 Конкуренты…………………………………………………………………49
2.3.4 Акционеры……………………………………………………………….….51
2.3.5 SWOT анализ…………………………………………………………………54
Заключение………………………………………………………………………..57
Список использованной литературы……………………………………………60
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра: «Экономика транспорта»
«КОММУНИКАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ»
Курсовая работа по дисциплине «Менеджмент»
Выполнил: Ляднов Р.А.
Проверил: Кондратова Е.П.
2012
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретическая часть……………………………………………………………..
Введение…………………………………………………………
1 Коммуникация: понятие и виды………………………………………………….5
2 Коммуникационный процесс……………………………………………………..8
3 Структура
коммуникаций………………………………………………
4 Современные
бизнес коммуникации……………………………
2 Практическая часть…………………………………………………….………
2.1 Общая характеристика предприятия………………………………………….27
2.2 Внутренняя среда организации……………………………………………….
2.2.1 Миссия и цели организации…………………………………………………
2.2.2 Анализ производства………………………………………………
2.2.3 Персонал организации…………………………………………………
2.2.4 Корпоративная культура……………………………………………………..
2.3 Анализ факторов внешней среды……………………………………………..46
2.3.1 Характеристика экономической ситуации в отрасли……………………46
2.3.2 Поставщики……………………………………………………
2.3.3 Конкуренты……………………………………………………
2.3.4 Акционеры………………………………………………………
2.3.5 SWOT анализ………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………60
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая курсовая работа посвящена изучению коммуникаций в управлении.
Всякая деятельность человека нуждается в управлении. Управление - это вид деятельности человека, возникший в ее структуре по мере ее оформления в сознательную деятельность по производству необходимых человеку благ. В понимании управления главную роль играет технология производства, которая лежит в основе организации производства, и, следовательно, управления производством. В этом случае управление определяется через понятие организация и, по существу, оно сводится к организации. Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.
Одним из самых важных факторов интеграции управления является коммуникация. Коммуникация - это средство, с помощью которого в единое целое объединяется организованная деятельность. Ее также можно рассматривать как средство, с помощью которого социальные и энергетические вклады вводятся в социальные системы.
Актуальность темы заключается в рассмотрении коммуникации как средства, с помощью которого модифицируется поведение, осуществляются изменения, информация приобретает эффективность, реализуются цели, т.е. осуществляется эффективное управление.
Целью данной научно-исследовательской работы является изучение коммуникации в управлении, ее значения, видов и способов усовершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить виды, значения коммуникаций, коммуникационные процессы, их сети и стили;
2) Рассмотреть управление коммуникациями в организациях, коммуникации между организацией и внешней средой и межуровневые коммуникации;
3) Подробно рассмотреть современные способы совершенствования коммуникаций с применением вычислительной техники;
Объектом исследования является информационный менеджмент.
Предметом исследования выступает коммуникация в управлении.
Коммуникация стала темой
Исследуемая тема имеет большое практическое значение. По общему признанию, коммуникация и коммуникационные процессы имеют огромное влияние на успех деятельности предприятий и представляют одну из сложных проблем менеджмента. По существу это своего рода «кровеносная система» единого организма фирмы.
1 Коммуникация: понятие, виды
Коммуникация (лат. communicatio), буквально означающее «общее» или «разделяемое всеми»[8, с. 11]. В практическом плане – это процесс обмена идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию. Применительно к менеджменту можно обозначить такую формулировку – процесс связанный с межличностным и межорганизационным общением, при передаче информации как внутри организации, так и с внешней средой.
Цели коммуникаций:
- Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления.
- Совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией.
- Создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий.
- Регулирование и рационализация информационных потоков [7, с. 25].
Существует две основные функции коммуникации: информационная и личностная.
Первая осуществляет процесс движения информации, вторая - взаимодействие личностей. Эти две функции теснейшим образом связаны друг с другом. Взаимодействие личностей в значительной степени осуществляется благодаря движению информации, но полностью к информационным процессам не сводится, потому что коммуникация строится не только по факту передачи и получения информации, но и по личностным ее оценкам и индивидуальным интерпретациям.
Коммуникации можно
1) По отношению к организации коммуникации бывают двух типов: внешние и внутренние. Они отражают целостность управляемой системы и одновременно ее открытость, приоритетность действий работников фирмы, стиль управления менеджера, ситуации взаимодействия фирмы с другими объектами.
2) Основную роль в организации играют коммуникации между уровнями и подразделениями. Информация перемещается с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. Она может передаваться по нисходящей, т.е. с высших уровней на низшие. Таким путем подчиненным уровням управления сообщается о текущих задачах, рекомендуемых процедурах и т.д. [7, с. 23].
Помимо обмена по нисходящей, организация нуждается в коммуникациях по восходящей. Передача информации с низшего уровня на высший может существенно влиять на производительность.
3) Коммуникации могут быть одноканальные и многоканальные. Каждый человек имеет разнообразные интересы, которые и определяют множественность его коммуникаций. Но в определенной деятельности человека его интересы могут сводиться к одному типу связей. Это бывает при очень узкой специализации деятельности или очень ограниченных полномочиях. Это часто отражает и определенный стиль управления: управление по ограниченному составу проблем или суженной задаче. Одноканальные коммуникации часто выступают в виде явной и намеренно выделенной приоритетности проблемы в комплексе действий менеджера. Он как бы не обращает внимания на другие проблемы, все подчиняя одной из них. В этом случае и все его связи сводятся к одной, ограниченной данной проблемой. Напротив, многоканальные коммуникации свидетельствуют о широте подхода к проблематике управления, разнообразии решаемых проблем.
Кроме того, характеристики одноканальности и многоканальности коммуникаций определяются и системой информационного обеспечения управления. Множество каналов поступления информации, разнообразие информации создают многоканальные коммуникации.
4) Коммуникации могут быть устойчивыми и неустойчивыми. И тот и другой их вид может играть различную роль в управлении. В одном случае позитивное значение имеют устойчивые коммуникации, в другом - напротив, неустойчивые.
Все зависит от того как те или иные коммуникации определяют качество управленческого решения, как они влияют на процесс разработки управленческих решений. Конечно, понятие устойчивости коммуникаций имеет условный характер. Но каждый менеджер знает, какие связи ему мешают в работе и какие способствуют, какие устойчиво мешают, а какие могут быстро безболезненно исчезнуть[10, с. 45].
5) Коммуникации могут быть формальными и неформальными. Формальные коммуникации отражают связи, необходимые для выполнения функций и полномочий, связи, определяемые характером и системой распределения функций. Такие коммуникации обычно бывают в виде письменного сообщения.
Письменные сообщения имеют
определенные преимущества. Они могут
быть сохранены как записи и источники
ссылок, они часто более тщательно
сформулированы, чем устные сообщения,
и иногда могут сэкономить и время
и деньги. Они используются для
осуществления огромного объема
бумажной работы при заключении сделок
и соглашений, изложения организационных
схем и правил, составления уставов
корпораций и других юридических
документов, для публикации бюллетеней,
меморандумов, составления контрактов
и рекламаций, рекламы и сообщений
печати, изложения курса деятельности,
делегирования полномочий, описания
должностей и многих других вещей. Письменные
сообщения имеют и недостатки.
Люди могут быть внимательными и
точными при составлении
Неформальные коммуникации возникают
в процессе человеческого общения
по различным интересам: житейским,
психологическим, ситуационным. Это
коммуникации, не зафиксированные ни
в каких организационных
6) По условиям возникновения и характеру проявления в деятельности человека коммуникации могут быть ситуационными и постоянными. Ситуационные коммуникации нередко отражают возникновение конфликтов и тем самым требуют дополнительного внимания. Эти коммуникации могут быть разрушительными для организации. Ситуационные коммуникации возникают и как результат деятельности менеджера. Ведь конфликт - не всегда отрицательное явление, в некоторых обстоятельствах он может быть и благом.
7) Коммуникации могут быть мнимыми и реальными. В качестве мнимых коммуникаций выступают те связи, которые существуют по каким-то установленным организационным положениям, но не реализуются в практической деятельности, не оказывают заметного влияния на взаимоотношения служащих. В практике управления часто приходится наблюдать существование мнимых коммуникаций, которые рождаются иногда в связи с какими-то амбициями, иногда в процессе старения организационных положений, вовремя не пересмотренных и не скорректированных с реальными потребностями организации, иногда мнимые коммуникации возникают, как возможность переложить ответственность при возникновении критической ситуации [4, с. 112].
2 Коммуникационный процесс
Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя или более людьми.
Основная цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей. Все, конечно, сами сталкивались со случаями малоэффективного обмена информацией с друзьями, семьей, сотрудниками на работе. Чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности, следует иметь представление о стадиях процесса, в котором участвуют двое или большее число людей.
В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента.
1. Отправитель – лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.
2. Сообщение – собственно информация, закодированная с помощью символов.
3. Канал – средство передачи информации.
4. Получатель – лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
При обмене информацией отправитель
и получатель проходят несколько
взаимосвязанных этапов. Их задача
— составить сообщение и