Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 23:14, реферат
Целью данной работы стало изучение теоретических и практических вопросов этики менеджмента.
Так как я являюсь главным бухгалтером организации, то живейший интерес к данному исследованию вызван также тем, что знание деловой этики и этикета просто необходимо в ежедневной профессиональной деятельности.
Введение……………………………………………………………………………………………………3
1. Этика менеджмента………………………………………………………….………….………………4
1.1. Этика и этикет менеджмента – понятие и сущность……………………………...……… 4
1.2. Правила этики в деятельности менеджера…………………………………..….………….5
2. Требования к внешнему облику менеджера………………………………………...…….…………..8
2.1. Внешний облик делового мужчины……………………...…………………….…..……….9
2.2. Внешний облик деловой женщины………………………………..………………………10
3. Этика делового общения……………………………………………………………………………….12
3.1 Приветствие…………………………………………………………….…………………….12
3.2. Представление………………………………………………………………………………13
3.3. Обращение………………………………………………………………………...………...14
3.4. Визитные карточки…………………………………………………………………….……15
4. Этика отношений……………………………………………………………………………………….17
4.1. Этика отношений в системе «руководитель — подчиненный»………………..………...17
4.2. Похвала………………………………………………………………………………………19
4.3. Правила конструктивной критики…………………………………………………………20
4.4. Принципы восприятия критики…………………………………………………………….23
5.Телефонный и речевой этикет…………………………………………………………………….……25
5.1.Телефонный этикет в работе менеджера……………………………………….…………..25
5.1.1.Если звоните Вы…………………………………………………….……...……..26
5.1.2.Если звонят Вам…………………………………………………………………..27
5.2. Речевой этикет в деловом общении менеджера…………………………………………...28
5.3. Деловая беседа………………………………………………………………………………31
5.3.1. Правила подготовки и проведения деловой беседы……………………………31
5.3.2. Как правильно вести беседу……………………………………….…………….32
5.3.3. Чего не следует делать во время беседы……………………………..…………33
5.3.4. Воздействие на партнеров. Приемы воздействия на деловых партнеров
и подчиненных………………………………………………………………….………34
5.3.5. Способы прекращения разговора………………...……………………………..36
6. Проведение переговоров…………………………………………………………………….…………36
6.1. Собрания и совещания в работе менеджера…………………………………….…………36
6.2. Правила подготовки и проведение переговоров……………………………….………….39
6.3.Деловые приемы…………………………………………………………………….………..42
6.3.1. Деловые приемы как продолжение служебной деятельности…….…………..42
6.3.2. Правила поведения на деловых приемах…………………………….…...…….43
6.3.3. Застольные манеры………………………………………………………………46
7. Смена работы и этикет……………………………………………………………………….…..……48
7.1. Правила увольнения……………………………………………………………….………..48
7.2. Если вас увольняют……………………………………………………………….………...49
7.3.Адаптация менеджера на новом месте работы………………………………….…………49
8. Национальные особенности………………………………………………………………….….…….50
8.1. Национальные особенности этики менеджмента…………………………………..……..50
8.2. Особенности этики менеджмента в России………………………………………..………51
8.3. Особенности этики менеджмента иностранных партнеров……………………..……….52
Заключение……………………………………………………………………………………..…………60
Список литературы……………………………………………………………………………………….62
После завершения переговоров следует проанализировать результаты:
- какие действия способствовали успеху (неуспеху) переговоров;
- какие возникали трудности, как они преодолевались;
- что не было учтено при подготовке к переговорам и почему;
- почему не удалось диагностировать особенности партнера, его личностные характеристики;
- каково было поведение партнера на переговорах, его причины;
- какие коммуникативные ошибки были допущены вами и партнером;
- какие принципы ведения переговоров возможно и нужно использовать на других переговорах;
- какие уроки нужно извлечь на будущее.
6.3.Деловые приемы
6.3.1. Деловые приемы как продолжение служебной деятельности
Сегодня, как никогда раньше, деловые отношения развиваются и укрепляются в процессе общения. Общение происходит не только во время переговоров, бесед, но и на приемах, за едой. Менеджеру по роду своей работы порой приходится организовывать или участвовать в деловых приемах, поэтому следует знать основные правила их подготовки и проведения, а также поведения во время приема.
Исторически сложилось так, что приемы играют важную роль в развитии деловых контактов. Необходимо подчеркнуть, что основным содержанием приемов является не употребление пищи и дегустация напитков. Приемы носят деловой характер, они проводятся с целью углубления и расширения контактов, получения нужной информации в неофициальной обстановке. Цель любого приема — способствовать заключению взаимовыгодных договоров.
В беседах на приемах происходит взаимный обмен мнениями и информацией, и полезность этого обмена зависит от опыта и дипломатического умения каждого из собеседников. На приеме приходится встречаться и беседовать со многими людьми, представляющими различные круги общества. И это является продолжением служебной деятельности. Когда разговоры о делах идут у вас вперемежку с салатом или с закусками, помните: дело — прежде всего.
Приемы устраиваются по случаю национальных праздников, годовщин событий, в честь находящейся в стране иностранной делегации, а также в порядке повседневной работы (проведение ярмарок, выставок, презентаций, конференций, симпозиумов, завершение переговоров, подписание соглашений и договоров).
В приемах, связанных с работой, очень много значит состав приглашенных, особенно если встреча происходит по вашей инициативе, поскольку по счету платит, как правило, инициатор мероприятия.
Постарайтесь выбирать рестораны в качестве места проведения приема так, чтобы они соответствовали тому положению, которое занимают приглашенные вами люди в деловом мире. Так, в крупных городах достаточно приличным и спокойным местом для завтрака может послужить обеденный зал хорошей гостиницы.
Согласно международной практике, наиболее почетным по своему характеру видом приемов является обед.
Таблица 1. Виды деловых приемов
Вид приема | Время проведения | С рассадкой или без нее |
Бокал вина | дневной: 12–13 часов (один час) | Без рассадки |
Завтрак | дневной: начало от 12.30 до 13.30 (1–1,5 часа) | С рассадкой за столом |
Чай-кофе | с 17.00 | С рассадкой за столиками |
Коктейль | вечерний (начало — 17.00 или 18.00) | Без рассадки, обслуживание официантами |
А ля фуршет | вечерний (17.00–19.00 или 18.00–20.00) | Без рассадки |
Обед | вечерний (начало — 19–21 час.) | С рассадкой |
Обед-буфет | вечерний (начало — 19–21 час.) | С рассадкой за столиками |
Ужин | вечерний (начало — 21 час и позднее) | С рассадкой |
6.3.2. Правила поведения на деловых приемах
На деловых приемах ваше поведение за столом многое говорит о вас и о том, как вы ведете бизнес. Оно показывает, как тщательно вы относитесь к деталям, которые должны быть неотъемлемой частью жизни любого служащего, желающего достичь конкурентоспособного уровня и сохранить его.
Условности, которые вы должны соблюдать во время приема, зависят от того, что это за прием и какова ваша роль в нем. Так, например, существует ряд правил делового обеда.
1. Встречаясь с кем-то в ресторане, подождите в фойе, если только вас не попросили этого не делать.
2. Если вы первым сели за стол, подождите других и не заказывайте напиток.
3. Прежде чем сделать заказ, осторожно выясните у пригласившего вас человека, какую сумму он рассчитывает потратить, спросив у него: «Что вы порекомендуете?»
4. Заказывайте только основную пищу (салат, главное блюдо и напиток). Если пригласивший вас человек предлагает аперитив или десерт — закажите.
5. Салфетку следует положить на колени после того, как все рассядутся за столом. Она может быть сложена пополам. В конце еды салфетку следует положить на стол справа от столового прибора.
6. Прежде чем насладиться едой, следует подождать, пока не будут обслужены все сидящие за столом.
7. Общие блюда вначале предлагайте другим и только затем кладите еду себе. Прежде чем обслужить себя, предложите еду, находящуюся ближе всего к вам, соседу слева.
8. Передавайте еду вправо, против часовой стрелки. Такой порядок соответствует правилам размещения за столом, где гость сидит справа от вас.
9. Кушайте в том же темпе, что и человек, с которым вы обедаете.
10. Твердая пища должна находиться слева от вас, жидкая — справа.
11. Приборами пользуются в соответствии с их расположением, начиная с крайних и кончая теми, что находятся рядом с тарелкой. Если вы время от времени перестаете пользоваться прибором, то кладите его только на край тарелки, но никак не на скатерть.
12. Если в салате оливки с косточкой, как следует поступать? Для подобных случаев запомните правило: то, что попадает в рот с помощью столовых принадлежностей, с их же помощью и удаляется изо рта. Вынутая с помощью вилки или ложки косточка кладется на край тарелки.
13. Чтобы дать официанту знать, что вы делаете перерыв, просто положите нож ручкой вправо, острием к себе, вилку — ручкой влево и зубцами вверх.
14. Если вам необходимо выйти из-за стола на короткое время, то делайте это во время смены блюд. Оказавшись в такой ситуации, положите вашу салфетку на стол слева от вашего столового прибора. Это еще один знак для официанта, что вы еще не закончили есть.
15. По окончании еды оба прибора кладут на тарелку параллельно.
В организации делового обеда есть также свои подводные камни. Весьма опасно:
1. Показать, что вы не умеете правильно вести себя за столом: это подорвет ваш престиж.
2. Наболтать собеседнику лишнего о подробностях своей личной жизни: это разрушит ваш профессиональный имидж.
3. Выпить слишком много спиртного: люди могут подумать, что у вас не все гладко по этой части.
В деловой жизни в последние годы очень распространенным стал прием типа а ля фуршет. Этот тип приема имеет свои особенности, которые делают его привлекательным как для устроителей, так и для приглашенных. На фуршет возможно пригласить значительно больше гостей, чем на обед с рассадкой за столом, проводимый в том же помещении. Большинство деловых людей ценит демократичность, мобильность общения, менее официозную атмосферу, которые характеризуют правила, регламент этой формы приема. Гости, не связанные рассадкой за столом, ее иерархичностью, как на официальных торжествах, свободны в своем выборе места расположения, интересных для себя собеседников. Фуршетный прием создает его участникам прекрасные условия для установления новых знакомств, для закрепления и углубления деловых и личных отношений.
На фуршет, как на большинство приемов без рассадки за столом, не обязательно приходить к самому началу. Нормальным считается пребывание на приеме до 1,5 часов. Первые гости собираются в течение 15–30 минут. Приход на прием в начале и уход с него в конце принято считать выражением особого уважения к хозяевам. Позднее прибытие и ранний уход (без уважительных причин) рассматриваются как желание гостя подчеркнуть натянутое отношение с устроителями приема. Грубым нарушением этикета считается прибытие на прием сотрудников представительств, фирм и т. д. позже своего руководителя. Разъезд гостей происходит в обратном порядке: первым уезжает руководство, а за ним в порядке старшинства остальные сотрудники этих организаций. Придя на прием типа а ля фуршет, надо прежде всего отыскать хозяина и хозяйку, поздороваться с ними. Уходить разрешается не прощаясь в любое время, в рамках указанного в приглашении порядка.
А ля фуршет по-французски означает «на вилке», т. е. на столе должна быть закуска, которую можно брать только вилкой, и нет еды, которую нужно резать ножом.
На приемах без рассадки так же, как и на обеде, следует уметь вести себя достойно, сочетая обязательное соблюдение этикета с приятной непринужденностью.
1. Не навязывать, пользуясь ситуацией, свое общество малознакомым людям, известным деятелям, старшим по положению, иностранным гостям.
2. На подобных приемах не принято вести переговоры об условиях контракта, деньгах и т. п., по которым не удалось найти общих позиций во время официальных встреч. Так, например, в Англии нельзя обсуждать дела после работы, в том числе и на приемах.
3. Не следует обсуждать острые политические, религиозные, национальные вопросы, а также свои личные проблемы.
4. Распространенной ошибкой является стремление представителей приглашающей стороны группироваться и обсуждать свои дела, вместо того чтобы быть гостеприимными хозяевами, уделять внимание приглашенным, помогать им освоиться.
5. Хозяину приема обязательно успеть перекинуться словом с каждым из присутствующих, чтобы каждый почувствовал себя значительным лицом.
6. Беседа с конкретным собеседником не должна продолжаться более 10 минут, так как у интересующего вас собеседника могут быть свои планы на контакты в этот вечер.
7. Гости обслуживают себя сами — подходят к столам, берут себе в левую руку тарелку, на нее кладут вилку, набирают закуски и отходят, чтобы с этой же целью смогли подойти другие. Для того чтобы правая рука была свободна, разумно не переполнять свою тарелку закусками, а оставить на ней место для рюмки.
8. Если вы хотите попробовать другую закуску, нужно просто подойти опять к столу, взять чистую тарелку и вилку.
9. Использованные тарелки, бокалы либо забирают официанты, либо гости оставляют их на специально подготовленных подносах и столиках.
Обед-буфет (шведский стол). Участники буфетного обеда обслуживают себя сами: берут левой рукой салфетку, на которую ставят тарелку с предварительно положенными на нее ножом и вилкой, а затем накладывают на тарелку кушанья. Правой рукой берут бокал с вином, соком или каким-либо другим напитком. Может быть организовано обслуживание с помощью официантов. Наполнив тарелку, гости отходят от стола и рассаживаются за маленькими столиками. Можно расположиться также на диванах, в креслах, стараясь сесть с теми людьми, с которыми необходимо поговорить.
Вина, коктейли и другие спиртные напитки выставляются на буфетных стойках и столах, их наливают официанты.
Требования к внешнему виду на деловых приемах
Этикет и деловой протокол требуют, чтобы деловые люди, отправляясь на прием, строго следовали их правилам.
1. На все приемы, начинающиеся до 20.00, мужчинам можно надевать костюм любого неяркого цвета. На приемы, начинающиеся после 20.00, рекомендуется надевать костюм черного или темного цвета. Иногда в приглашении указывается форма одежды.
2. Пиджак должен быть застегнут на все пуговицы, кроме нижней, которая не застегивается никогда. Расстегнуть пиджак можно во время завтрака, ужина, обеда, т. е. сидя за столом или в кресле.
3. На все виды приемов рекомендуется надевать белую рубашку с крахмальным или мягким воротником и с галстуком любого, но не яркого или черного цвета. Последний надевается только в знак траура или, если это положено, к форменной одежде.
4. Для строгих костюмов рекомендуется надевать полуботинки или ботинки темно-коричневого или черного цвета. На приемы нельзя надевать сандалеты или сандалии, ботинки на толстой подошве, спортивную обувь. Лакированные ботинки надеваются только к смокингу.