Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 23:14, реферат
Целью данной работы стало изучение теоретических и практических вопросов этики менеджмента.
Так как я являюсь главным бухгалтером организации, то живейший интерес к данному исследованию вызван также тем, что знание деловой этики и этикета просто необходимо в ежедневной профессиональной деятельности.
Введение……………………………………………………………………………………………………3
1. Этика менеджмента………………………………………………………….………….………………4
1.1. Этика и этикет менеджмента – понятие и сущность……………………………...……… 4
1.2. Правила этики в деятельности менеджера…………………………………..….………….5
2. Требования к внешнему облику менеджера………………………………………...…….…………..8
2.1. Внешний облик делового мужчины……………………...…………………….…..……….9
2.2. Внешний облик деловой женщины………………………………..………………………10
3. Этика делового общения……………………………………………………………………………….12
3.1 Приветствие…………………………………………………………….…………………….12
3.2. Представление………………………………………………………………………………13
3.3. Обращение………………………………………………………………………...………...14
3.4. Визитные карточки…………………………………………………………………….……15
4. Этика отношений……………………………………………………………………………………….17
4.1. Этика отношений в системе «руководитель — подчиненный»………………..………...17
4.2. Похвала………………………………………………………………………………………19
4.3. Правила конструктивной критики…………………………………………………………20
4.4. Принципы восприятия критики…………………………………………………………….23
5.Телефонный и речевой этикет…………………………………………………………………….……25
5.1.Телефонный этикет в работе менеджера……………………………………….…………..25
5.1.1.Если звоните Вы…………………………………………………….……...……..26
5.1.2.Если звонят Вам…………………………………………………………………..27
5.2. Речевой этикет в деловом общении менеджера…………………………………………...28
5.3. Деловая беседа………………………………………………………………………………31
5.3.1. Правила подготовки и проведения деловой беседы……………………………31
5.3.2. Как правильно вести беседу……………………………………….…………….32
5.3.3. Чего не следует делать во время беседы……………………………..…………33
5.3.4. Воздействие на партнеров. Приемы воздействия на деловых партнеров
и подчиненных………………………………………………………………….………34
5.3.5. Способы прекращения разговора………………...……………………………..36
6. Проведение переговоров…………………………………………………………………….…………36
6.1. Собрания и совещания в работе менеджера…………………………………….…………36
6.2. Правила подготовки и проведение переговоров……………………………….………….39
6.3.Деловые приемы…………………………………………………………………….………..42
6.3.1. Деловые приемы как продолжение служебной деятельности…….…………..42
6.3.2. Правила поведения на деловых приемах…………………………….…...…….43
6.3.3. Застольные манеры………………………………………………………………46
7. Смена работы и этикет……………………………………………………………………….…..……48
7.1. Правила увольнения……………………………………………………………….………..48
7.2. Если вас увольняют……………………………………………………………….………...49
7.3.Адаптация менеджера на новом месте работы………………………………….…………49
8. Национальные особенности………………………………………………………………….….…….50
8.1. Национальные особенности этики менеджмента…………………………………..……..50
8.2. Особенности этики менеджмента в России………………………………………..………51
8.3. Особенности этики менеджмента иностранных партнеров……………………..……….52
Заключение……………………………………………………………………………………..…………60
Список литературы……………………………………………………………………………………….62
5. Цвет мужских носков должен быть темней цвета костюма. Носки должны быть без рисунка.
6. Женщине, приглашенной на дневной прием и коктейль, рекомендуется надевать одежду строгих, скромных линий и умеренных тонов — обычной длины платье, платье-костюм или костюм, если нет других указаний в приглашении. На приемы, начинающиеся после 20.00, рекомендуется надевать вечернее платье (более нарядное и открытое).
7. Туфли у женщин должны быть выходные — из кожи, замши на любом удобном каблуке. Вечерние туфли могут быть из цветной кожи, плотных шелков, парчи и т. д. Сумочка должна быть маленькой.
Если форма одежды указывается в приглашении («White tie» — белый галстук, что означает — фрак, «Black tie» — черный галстук, т. е. смокинг; «Evening dress» — вечерняя одежда, что также означает фрак), выполнение этого требования является обязательным. Дамы в таких случаях должны быть в вечерних туалетах. Туалеты дам должны быть изящными, но скромными. Умение сочетать элегантность с простотой ценится больше всего. Не рекомендуется приходить на приемы с большим количеством ювелирных украшений.
Как преодолеть страх перед общением
Многим людям трудно чувствовать себя свободно на общественных мероприятиях. Исследования показывают, что более 40% всех взрослых людей в той или иной степени волнуются, находясь в обществе, особенно среди незнакомых людей (75% опрошенных). Поэтому специалисты рекомендуют, прежде чем пойти на деловую встречу, составить план действий. Представьте, какие люди могут быть на этой встрече и о чем вы будете говорить с ними. Следите за языком движений. Человек, стоящий одиноко, может разделить вашу компанию. Можно также подойти к группе из трех или более человек.
Если вы не знаете никого на встрече, проявите инициативу. Например, подойдите к группе людей, поведение которых показывает, что они готовы принять в свою компанию еще кого-то, скажите: «Я здесь никого не знаю, поэтому думаю, что мне лучше представиться. Меня зовут…». Сразу же установите контакт. В короткой беседе обязательно покажите, что искренне интересуетесь вопросами, которые задаете. В группе людей следует находиться не более 10 минут и затем двигаться дальше. Этого времени вам достаточно для того, чтобы провести короткую беседу и не быть назойливым. Отходите от группы тактично, извинившись сразу после того, как закончили говорить вы, а не кто-то другой.
Если вы не входите в группу лиц, которой поручено после мероприятия привести все в порядок, то не покидайте встречу в числе последних гостей. Пусть лучше сожалеют о вашем уходе, чем о том, что вы слишком задержались.
Приходить на деловой прием следует точно в назначенное время. Если нет нагрудных бирок с именами и фамилиями (бейджей) и к вам подходит человек, имя которого «крутится» у вас в голове, вам проще заново представиться, назвав себя, и протянуть руку для рукопожатия. Если вы сделаете это, то другой человек, возможно, поступит таким же образом. Общаться следует как с теми, кто вам знаком, так и с теми, кого вы не знаете.
Интересно, что новым явлением в найме на работу, особенно топ-менеджеров, становится «испытание ужином». Кандидат для собеседования приглашается в ресторан. Так, директор по развитию розничной сети «Термоклуб» Максим Маркушев за ужином расспрашивает кандидата о жизни и присматривается к его поведению. Если соискатель не в меру болтлив или злоупотребляет спиртными напитками, то директор может и отказать ему в месте. Председатель совета директоров компании «Паркет Холл» А. Линер окончательное решение о найме топ-менеджера также принимает в ресторане: «Ресторан необходим для того, чтобы проверить, знает ли кандидат деловой этикет».
6.3.3. Застольные манеры
Умение вести себя за столом — быть предупредительным в отношении соседей, умело пользоваться столовыми приборами, правильно сидеть, красиво есть — это тоже одна из сторон культуры поведения делового человека. Ведь и деловые встречи, и заключение сделок, и прием делегаций — все это в деловом мире связано с застольем. Помните, что ваше поведение постоянно будет на виду и под пристальным вниманием окружающих независимо от типа приема. Хорошие манеры и воспитание особенно пригодятся вам в этой, казалось бы, совсем неофициальной обстановке.
Правила поведения за столом диктуются соображениями удобства и целесообразности, гигиеническими и эстетическими требованиями. Основное правило поведения за столом — стараться есть и пить как можно тише и вообще беззвучно. Не забывайте, что вы находитесь на приеме прежде всего ради дела, а не ради еды. Не заказывайте блюд, пачкающих руки, пусть даже вам они очень нравятся.
За столом надо сидеть прямо, не облокачиваясь, локти на стол не ставить. Брать еду из общей посуды следует разложенными столовыми приборами — чаще всего это вилка и ложка. Держа в левой руке вилку, а в правой — ложку, соответствующую еду кладут в свою тарелку. Не надо в свою тарелку накладывать одновременно несколько холодных закусок и салатов. Если какое-то блюдо вам неизвестно, надо незаметно понаблюдать, как его ест хозяйка, которая всегда начинает есть первой.
Хлеб из общего прибора берут руками и кладут на тарелочку для хлеба. Едят его небольшими кусочками.
Если на пол упал нож, вилка, салфетка или другой предмет, их не следует, искать и поднимать. После окончания вечера это сделают хозяева или официанты, обслуживающие вас на приеме.
Если у дамы салфетка случайно соскользнет с колен, то этикет требует, чтобы она сама незаметно ее подняла: в данном случае правила вежливости требуют как бы невнимания со стороны мужчины. Не принято складывать салфетку после еды. Перед тем как выйти из-за стола, салфетку следует небрежно положить справа от тарелки, бумажную же после употребления — на тарелку.
Мясо не разрезают сразу на мелкие кусочки, как для маленьких, а по мере надобности, отрезав и съев кусочек, приготавливают следующий. Вилкой придерживают маленький кусочек мяса, который отрезают от большого. Считается, что, если мясные кушанья легко разделяются одной вилкой, пользоваться ножом вообще не следует.
Если надо намазать хлеб маслом, паштетом, мажут часть его. Масло берут из масленки своим ножом, если нет специального; сначала кладут его себе на тарелку, затем намазывают на кусочек хлеба. Бисквиты, торты, пирожные едят десертной ложкой. Песочные или слоеные пирожные берут руками.
Следует соизмерять темпы поглощения пищи с вашими сотрапезниками. Если будете есть слишком быстро или слишком медленно, окружающие станут присматриваться к вашим манерам.
Женщинам не рекомендуется за столом пудриться, глядеться в зеркальце или подкрашивать губы.
Во многих ресторанах курение в зале запрещено и на столе отсутствуют пепельницы. Во Франции нарушение этого запрета влечет за собой штраф, причем не только для курильщика, но и для хозяина. Если же курить в кафе или ресторане разрешено, то надо спросить позволения закурить у соседей по столу и курить только после десерта. При взаимном согласии всех сидящих за столом допустимо курить и перед едой. Помните, что для официанта закуренная сигарета является сигналом того, что стоящие перед вами блюда вы уже есть не будете. Поэтому курить рекомендуется во время смены блюд.
Вина, как ни странно, — составная часть имиджа в деловой сфере. Так, если вам надо устроить деловой прием для своих французских партнеров, нужно быть особенно аккуратным в выборе вин: не соответствующий моменту и статусу гостя напиток может сорвать сделку. Французы предпочитают только марочные вина.
Какие напитки подают к различным блюдам:
Белые вина — к закускам, легкой еде из мяса и рыбы, сыру, к крабам — сухое белое вино.
Красные вина — к мясным блюдам. К бифштексу, свинине — крепленые красные вина.
Водка, виски подходят к соленым, пряным, жирным блюдам.
Десертное вино — полусладкое, сладкое, ликер и шампанское — подают к десерту, фруктам.
Сухое вино подают перед сладким. Слабое вино — перед крепким, дешевое — перед дорогим. Бокалы не наливают доверху, а лишь наполовину или не доливая 2 см, так как, поднимая их и поднося ко рту, можно расплескать вино. Кроме того, вино должно быть нужной температуры: белое — 8~ 12 градусов, шампанское — 6–8, красное вино — 16–18.
Чем крепче вино, тем меньше рюмки, из которых его пьют. Все алкогольные напитки подают в оригинальной посуде, кроме домашних вин и настоек, которые подают в графине. Водку также можно подавать в стеклянном или хрустальном графине.
Перед началом торжественного приема предлагается аперитив, вызывающий аппетит, побуждающий к беседе. Это сервированные на подносе бокалы шампанского, шипучего вина, легкого крюшона, сухого или полусухого белового вина и т. п. Крепкие алкогольные напитки никогда не подают перед едой, так как они притупляют вкусовые ощущения. В качестве аперитивов также могут предлагаться безалкогольные напитки и соки. Из безалкогольных напитков подают минеральные столовые воды, а также газированную воду и другие газированные напитки, причем несладкие, поскольку сахар снижает аппетит. Возможна подача только одного какого-то напитка или нескольких, чтобы гости могли выбрать. Также на аперитив могут подаваться несладкие коктейли.
На завтраке, обеде или ужине может предполагаться обмен речами или тостами. Во время произнесения речей и тостов недопустимо разговаривать, наливать вина, есть. Первым речь или тост произносит хозяин дома, а затем гость, в честь которого устроен прием. На официальных завтраках, обедах или ужинах не принято чокаться.
Во время беседы за столом лучше избегать разговора о семейной жизни, неудачах, болезнях, политике, религии и доходах семьи. Не следует также говорить в обществе о делах, касающихся только вас и вашего собеседника, не стоит затрагивать и вопросов, понятных только вам двоим. Кроме того, не принято за столом говорить о людях, с которыми присутствующие не знакомы. Рекомендуется также избегать тем, которые могут испортить аппетит и настроение всем или даже одному из сидящих за столом (болезни, методы их лечения и страдания, которые они доставляют, или замечания о несвежести и плохом качестве одного из поданных блюд). И уж совсем недопустимы нелестные замечания, насмешки, высказанные вслух по поводу туалета, макияжа, украшений какой-либо из дам или высмеивание кого-либо из гостей.
По этикету не рекомендуется начинать беседу при подаче и употреблении горячих блюд, чтобы они не остывали и не теряли при этом своих вкусовых качеств. Как правило, в основном гости беседуют во время подачи и употребления холодных блюд и закусок, а также десерта, чая или кофе.
Правилами этикета предусмотрены два способа употребления птицы и дичи.
В первом случае к столу каждому из гостей не подают полоскательницу для ополаскивания пальцев. Соответственно птицу и дичь при этом едят только с помощью ножа и вилки, осторожно срезая мякоть с косточек, чему научиться довольно несложно.
Во втором случае справа от каждого сидящего ставят в салфетке полоскательницу с теплой водой, подкисленной ломтиком лимона. Тогда основную мякоть срезают с косточек и едят при помощи ножа и вилки, а косточку с оставшимся небольшим количеством мяса допускается взять большим и указательным пальцами правой руки и аккуратно съесть мясо. После этого косточку нужно положить на край тарелки, а пальцы сполоснуть в полоскательнице и вытереть салфеткой.
Закончить перечисление правил поведения на деловых приемах хотелось бы словами: «Кто сказал, что обед это всегда развлечение? Иногда это трудная работа».
7. Смена работы и этикет
7.1. Правила увольнения
В последнее время менеджеры достаточно часто попадают в неловкую ситуацию, когда им приходится увольнять работников или, наоборот, их увольняют. 60% опрошенных в США менеджеров, руководителей отделов кадров заявили, что самый сильный стресс они переживают в тот момент, когда должны заявить человеку о том, что они его увольняют. Попав в такую ситуацию, начальник испытывает угрызения совести, чувство вины и даже определенную солидарность.
Как уволить человека так, чтобы минимизировать ваш стресс, стресс сотрудника и опасные последствия для компании?
Нужно помнить, что каждое увольнение может оказать влияние на целую группу людей: самого сотрудника, его супруга (супругу) и детей, отдел, друзей на фирме и вне ее, родственников, сослуживцев супруга, близких друзей детей и их семьи — в целом это, возможно, более 100 человек. Хотели бы вы, чтобы такое количество людей сначала услышали, а потом рассказывали о непорядочности вашей фирмы?
Для того чтобы этого не произошло, используйте рекомендации по увольнению сотрудников:
1. Не уведомляйте людей об увольнении из-за отсутствия работы или ликвидации их должностей в четверг, пятницу или за день до праздника, когда у них будет дополнительное время для размышлений. Будьте деликатными и не увольняйте человека в день его рождения, годовщину свадьбы или годовщину работы в фирме.
2. Разговор с сотрудником о его увольнении проводите в закрытой комнате — так, чтобы другие сотрудники не могли ничего слышать или видеть.
3. Нельзя проводить такой разговор прямо на рабочем месте увольняемого или в зале, где работает много народу, чтобы увольняемому не пришлось уходить через шеренгу сочувственно глядящих на него сослуживцев.
4. Разговор-увольнение не должен продолжаться более 20 минут, поскольку оглушенный неприятным известием работник все равно не в состоянии слушать и обдумывать различные подробности.
5. Не выражайте причину увольнения своими словами и не давайте увольняемому возможности подумать, что вы просто не любите его или ее. Сообщите причину официально, с точными и документированными фактами плохого выполнения подчиненным работы или тяжелого положения фирмы. Никогда не унижайте человека, независимо от причины увольнения.
6. Не сообщайте противоречивую информацию: увольняемому сообщают об одной причине, а оставшимся сотрудникам — о другой. Чтобы избежать конфликта, некоторые менеджеры сообщают служащим, что их должность сокращена (ликвидирована), а затем говорят оставшимся, что человек просто не выполнял свою работу. Но такое поведение открывает дверь для незаконных действий и заставляет оставшихся служащих интересоваться, честен ли руководитель с ними.
7. Не говорите никому, кроме тех, кто должен знать, о том, что человек будет уволен. Если такая информация распространится, то это может произвести панику во всей организации и увеличить чувство возмущения увольняемого.
8. Не просите человека немедленно освободить стол или запирающийся шкафчик (ящик) и покинуть офис. Время после работы или выходной день — наиболее подходящее время для того, чтобы увольняемый сделал это.
9. За исключением случаев мошенничества или кражи, не пользуйтесь услугами фирменной службы безопасности с тем, чтобы ее сотрудники проводили уволенного из здания.