Этика и этикет менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 23:14, реферат

Описание работы

Целью данной работы стало изучение теоретических и практических вопросов этики менеджмента.
Так как я являюсь главным бухгалтером организации, то живейший интерес к данному исследованию вызван также тем, что знание деловой этики и этикета просто необходимо в ежедневной профессиональной деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………3
1. Этика менеджмента………………………………………………………….………….………………4
1.1. Этика и этикет менеджмента – понятие и сущность……………………………...……… 4
1.2. Правила этики в деятельности менеджера…………………………………..….………….5
2. Требования к внешнему облику менеджера………………………………………...…….…………..8
2.1. Внешний облик делового мужчины……………………...…………………….…..……….9
2.2. Внешний облик деловой женщины………………………………..………………………10
3. Этика делового общения……………………………………………………………………………….12
3.1 Приветствие…………………………………………………………….…………………….12
3.2. Представление………………………………………………………………………………13
3.3. Обращение………………………………………………………………………...………...14
3.4. Визитные карточки…………………………………………………………………….……15
4. Этика отношений……………………………………………………………………………………….17
4.1. Этика отношений в системе «руководитель — подчиненный»………………..………...17
4.2. Похвала………………………………………………………………………………………19
4.3. Правила конструктивной критики…………………………………………………………20
4.4. Принципы восприятия критики…………………………………………………………….23
5.Телефонный и речевой этикет…………………………………………………………………….……25
5.1.Телефонный этикет в работе менеджера……………………………………….…………..25
5.1.1.Если звоните Вы…………………………………………………….……...……..26
5.1.2.Если звонят Вам…………………………………………………………………..27
5.2. Речевой этикет в деловом общении менеджера…………………………………………...28
5.3. Деловая беседа………………………………………………………………………………31
5.3.1. Правила подготовки и проведения деловой беседы……………………………31
5.3.2. Как правильно вести беседу……………………………………….…………….32
5.3.3. Чего не следует делать во время беседы……………………………..…………33
5.3.4. Воздействие на партнеров. Приемы воздействия на деловых партнеров
и подчиненных………………………………………………………………….………34
5.3.5. Способы прекращения разговора………………...……………………………..36
6. Проведение переговоров…………………………………………………………………….…………36
6.1. Собрания и совещания в работе менеджера…………………………………….…………36
6.2. Правила подготовки и проведение переговоров……………………………….………….39
6.3.Деловые приемы…………………………………………………………………….………..42
6.3.1. Деловые приемы как продолжение служебной деятельности…….…………..42
6.3.2. Правила поведения на деловых приемах…………………………….…...…….43
6.3.3. Застольные манеры………………………………………………………………46
7. Смена работы и этикет……………………………………………………………………….…..……48
7.1. Правила увольнения……………………………………………………………….………..48
7.2. Если вас увольняют……………………………………………………………….………...49
7.3.Адаптация менеджера на новом месте работы………………………………….…………49
8. Национальные особенности………………………………………………………………….….…….50
8.1. Национальные особенности этики менеджмента…………………………………..……..50
8.2. Особенности этики менеджмента в России………………………………………..………51
8.3. Особенности этики менеджмента иностранных партнеров……………………..……….52
Заключение……………………………………………………………………………………..…………60
Список литературы……………………………………………………………………………………….62

Работа содержит 1 файл

Этика менеджмента-Реферат.doc

— 882.50 Кб (Скачать)

5. Цвет мужских носков должен быть темней цвета кос­тюма. Носки должны быть без рисунка.

6. Женщине, приглашенной на дневной прием и коктейль, рекомендуется надевать одежду строгих, скромных линий и умеренных тонов — обычной длины платье, платье-костюм или костюм, если нет других указаний в приглашении. На приемы, начинающиеся после 20.00, рекомендуется надевать вечернее платье (более нарядное и открытое).

7. Туфли у женщин должны быть выходные — из кожи, замши на любом удобном каблуке. Вечерние туфли могут быть из цветной кожи, плотных шелков, парчи и т. д. Сумочка должна быть маленькой.

Если форма одежды указывается в приглашении («White tie» — белый галстук, что означает — фрак, «Black tie» — черный галстук, т. е. смокинг; «Evening dress» — вечерняя одеж­да, что также означает фрак), выполнение этого требования является обязательным. Дамы в таких случаях должны быть в вечерних туалетах. Туалеты дам должны быть изящными, но скромными. Умение сочетать элегантность с простотой ценит­ся больше всего. Не рекомендуется приходить на приемы с большим количеством ювелирных украшений.

Как преодолеть страх перед общением

Многим людям трудно чувствовать себя свободно на об­щественных мероприятиях. Исследования показывают, что более 40% всех взрослых людей в той или иной степени вол­нуются, находясь в обществе, особенно среди незнакомых людей (75% опрошенных). Поэтому специалисты рекомендуют, прежде чем пойти на деловую встречу, составить план действий. Представьте, какие люди могут быть на этой встрече и о чем вы будете говорить с ними. Следите за языком движений. Человек, стоящий одино­ко, может разделить вашу компанию. Можно также подойти к группе из трех или более человек.

Если вы не знаете никого на встрече, проявите инициа­тиву. Например, подойдите к группе людей, поведение ко­торых показывает, что они готовы принять в свою компанию еще кого-то, скажите: «Я здесь никого не знаю, поэтому думаю, что мне лучше представиться. Меня зовут…». Сразу же установите контакт. В короткой беседе обяза­тельно покажите, что искренне интересуетесь вопросами, которые задаете. В группе людей следует находиться не бо­лее 10 минут и затем двигаться дальше. Этого времени вам достаточно для того, чтобы провести короткую беседу и не быть назойливым. Отходите от группы тактично, извинившись сразу после того, как закончили говорить вы, а не кто-то другой.

Если вы не входите в группу лиц, которой поручено пос­ле мероприятия привести все в порядок, то не покидайте встречу в числе последних гостей. Пусть лучше сожалеют о вашем уходе, чем о том, что вы слишком задержались.

Приходить на деловой прием следует точно в назначен­ное время. Если нет нагрудных бирок с именами и фамилия­ми (бейджей) и к вам подходит человек, имя которого «кру­тится» у вас в голове, вам проще заново представиться, на­звав себя, и протянуть руку для рукопожатия. Если вы сделаете это, то другой человек, возможно, поступит таким же образом. Общаться следует как с теми, кто вам знаком, так и с теми, кого вы не знаете.

Интересно, что новым явлением в найме на работу, осо­бенно топ-менеджеров, становится «испытание ужином». Кан­дидат для собеседования приглашается в ресторан. Так, ди­ректор по развитию розничной сети «Термоклуб» Максим Маркушев за ужином расспрашивает кандидата о жизни и присматривается к его поведению. Если соискатель не в меру болтлив или злоупотребляет спиртными напитками, то ди­ректор может и отказать ему в месте. Председатель совета директоров компании «Паркет Холл» А. Линер окончатель­ное решение о найме топ-менеджера также принимает в ресторане: «Ресторан необходим для того, чтобы проверить, знает ли кандидат деловой этикет».

 

6.3.3. Застольные манеры

Умение вести себя за столом — быть предупредительным в отношении соседей, умело пользоваться столовыми прибо­рами, правильно сидеть, красиво есть — это тоже одна из сторон культуры поведения делового человека. Ведь и дело­вые встречи, и заключение сделок, и прием делегаций — все это в деловом мире связано с застольем. Помните, что ваше поведение постоянно будет на виду и под пристальным вниманием окружающих независимо от типа приема. Хорошие манеры и воспитание особенно пригодятся вам в этой, казалось бы, совсем неофициальной обстановке.

Правила поведения за столом диктуются соображениями удобства и целесообразности, гигиеническими и эстетичес­кими требованиями. Основное правило поведения за столом — стараться есть и пить как можно тише и вообще беззвучно. Не забывайте, что вы находитесь на приеме прежде все­го ради дела, а не ради еды. Не заказывайте блюд, пачкаю­щих руки, пусть даже вам они очень нравятся.

За столом надо сидеть прямо, не облокачиваясь, локти на стол не ставить. Брать еду из общей посуды следует разложенными столовыми приборами — чаще всего это вилка и ложка. Держа в левой руке вилку, а в правой — ложку, соответствующую еду кладут в свою тарелку. Не надо в свою тарелку накладывать одновременно несколько холодных за­кусок и салатов. Если какое-то блюдо вам неизвестно, надо незаметно понаблюдать, как его ест хозяйка, которая всегда начинает есть первой.

Хлеб из общего прибора берут руками и кладут на таре­лочку для хлеба. Едят его небольшими кусочками.

Если на пол упал нож, вилка, салфетка или другой пред­мет, их не следует, искать и поднимать. После окончания вечера это сделают хозяева или официанты, обслуживаю­щие вас на приеме.

Если у дамы салфетка случайно соскользнет с колен, то этикет требует, чтобы она сама незаметно ее подняла: в дан­ном случае правила вежливости требуют как бы невнимания со стороны мужчины. Не принято складывать салфетку пос­ле еды. Перед тем как выйти из-за стола, салфетку следует небрежно положить справа от тарелки, бумажную же после употребления — на тарелку.

Мясо не разрезают сразу на мелкие кусочки, как для маленьких, а по мере надобности, отрезав и съев кусочек, приготавливают следующий. Вилкой придерживают малень­кий кусочек мяса, который отрезают от большого. Считается, что, если мясные кушанья легко разделяют­ся одной вилкой, пользоваться ножом вообще не следует.

Если надо намазать хлеб маслом, паштетом, мажут часть его. Масло берут из масленки своим ножом, если нет специ­ального; сначала кладут его себе на тарелку, затем намазы­вают на кусочек хлеба. Бисквиты, торты, пирожные едят десертной ложкой. Пе­сочные или слоеные пирожные берут руками.

Следует соизмерять темпы поглощения пищи с вашими сотрапезниками. Если будете есть слишком быстро или слиш­ком медленно, окружающие станут присматриваться к ва­шим манерам.

Женщинам не рекомендуется за столом пудриться, гля­деться в зеркальце или подкрашивать губы.

Во многих ресторанах курение в зале запрещено и на столе отсутствуют пепельницы. Во Франции нарушение это­го запрета влечет за собой штраф, причем не только для курильщика, но и для хозяина. Если же курить в кафе или ресторане разрешено, то надо спросить позволения заку­рить у соседей по столу и курить только после десерта. При взаимном согласии всех сидящих за столом допустимо ку­рить и перед едой. Помните, что для официанта закуренная сигарета является сигналом того, что стоящие перед вами блюда вы уже есть не будете. Поэтому курить рекомендует­ся во время смены блюд.

Вина, как ни странно, — составная часть имиджа в дело­вой сфере. Так, если вам надо устроить деловой прием для своих французских партнеров, нужно быть особенно акку­ратным в выборе вин: не соответствующий моменту и стату­су гостя напиток может сорвать сделку. Французы предпочи­тают только марочные вина.

Какие напитки подают к различным блюдам:

Белые вина — к закускам, легкой еде из мяса и рыбы, сыру, к крабам — сухое белое вино.

Красные вина — к мясным блюдам. К бифштексу, свини­не — крепленые красные вина.

Водка, виски подходят к соленым, пряным, жирным блюдам.

Десертное вино — полусладкое, сладкое, ликер и шам­панское — подают к десерту, фруктам.

Сухое вино подают перед сладким. Слабое вино — перед крепким, дешевое — перед дорогим. Бокалы не наливают до­верху, а лишь наполовину или не доливая 2 см, так как, под­нимая их и поднося ко рту, можно расплескать вино. Кроме того, вино должно быть нужной температуры: белое — 8~ 12 градусов, шампанское — 6–8, красное вино — 16–18.

Чем крепче вино, тем меньше рюмки, из которых его пьют. Все алкогольные напитки подают в оригинальной посу­де, кроме домашних вин и настоек, которые подают в гра­фине. Водку также можно подавать в стеклянном или хрус­тальном графине.

Перед началом торжественного приема предлагается апе­ритив, вызывающий аппетит, побуждающий к беседе. Это сервированные на подносе бокалы шампанского, шипучего вина, легкого крюшона, сухого или полусухого белового вина и т. п. Крепкие алкогольные напитки никогда не подают пе­ред едой, так как они притупляют вкусовые ощущения. В качестве аперитивов также могут предлагаться безалкоголь­ные напитки и соки. Из безалкогольных напитков подают минеральные столовые воды, а также газированную воду и другие газированные напитки, причем несладкие, посколь­ку сахар снижает аппетит. Возможна подача только одного какого-то напитка или нескольких, чтобы гости могли выбрать. Также на аперитив могут подаваться несладкие коктейли.

На завтраке, обеде или ужине может предполагаться об­мен речами или тостами. Во время произнесения речей и то­стов недопустимо разговаривать, наливать вина, есть. Пер­вым речь или тост произносит хозяин дома, а затем гость, в честь которого устроен прием. На официальных завтраках, обедах или ужинах не принято чокаться.

Во время беседы за столом лучше избегать разговора о семейной жизни, неудачах, болезнях, политике, религии и доходах семьи. Не следует также говорить в обществе о де­лах, касающихся только вас и вашего собеседника, не стоит затрагивать и вопросов, понятных только вам двоим. Кроме того, не принято за столом говорить о людях, с которыми присутствующие не знакомы. Рекомендуется также избе­гать тем, которые могут испортить аппетит и настроение всем или даже одному из сидящих за столом (болезни, методы их лечения и страдания, которые они доставляют, или замеча­ния о несвежести и плохом качестве одного из поданных блюд). И уж совсем недопустимы нелестные замечания, насмешки, высказанные вслух по поводу туалета, макияжа, украшений какой-либо из дам или высмеивание кого-либо из гостей.

По этикету не рекомендуется начинать беседу при пода­че и употреблении горячих блюд, чтобы они не остывали и не теряли при этом своих вкусовых качеств. Как правило, в основном гости беседуют во время подачи и употребления холодных блюд и закусок, а также десерта, чая или кофе.

Правилами этикета предусмотрены два способа употреб­ления птицы и дичи.

В первом случае к столу каждому из гостей не подают полоскательницу для ополаскивания пальцев. Соответствен­но птицу и дичь при этом едят только с помощью ножа и вилки, осторожно срезая мякоть с косточек, чему научиться довольно несложно.

Во втором случае справа от каждого сидящего ставят в салфетке полоскательницу с теплой водой, подкисленной лом­тиком лимона. Тогда основную мякоть срезают с косточек и едят при помощи ножа и вилки, а косточку с оставшимся не­большим количеством мяса допускается взять большим и ука­зательным пальцами правой руки и аккуратно съесть мясо. После этого косточку нужно положить на край тарелки, а пальцы сполоснуть в полоскательнице и вытереть салфеткой.

Закончить перечисление правил поведения на деловых приемах хотелось бы словами: «Кто сказал, что обед это всегда развлечение? Иногда это трудная работа».

 

 

7. Смена работы и этикет

7.1. Правила увольнения

В последнее время менеджеры достаточно часто попада­ют в неловкую ситуацию, когда им приходится увольнять работников или, наоборот, их увольняют. 60% опрошенных в США менеджеров, руководителей от­делов кадров заявили, что самый сильный стресс они пере­живают в тот момент, когда должны заявить человеку о том, что они его увольняют. Попав в такую ситуацию, начальник испытывает угрызения совести, чувство вины и даже опре­деленную солидарность.

Как уволить человека так, чтобы минимизировать ваш стресс, стресс сотрудника и опасные последствия для ком­пании?

Нужно помнить, что каждое увольнение может оказать влияние на целую группу людей: самого сотрудника, его суп­руга (супругу) и детей, отдел, друзей на фирме и вне ее, родственников, сослуживцев супруга, близких друзей детей и их семьи — в целом это, возможно, более 100 человек. Хоте­ли бы вы, чтобы такое количество людей сначала услышали, а потом рассказывали о непорядочности вашей фирмы?

Для того чтобы этого не произошло, используйте реко­мендации по увольнению сотрудников:

1. Не уведомляйте людей об увольнении из-за отсутствия работы или ликвидации их должностей в четверг, пятницу или за день до праздника, когда у них будет дополнительное время для размышлений. Будьте деликатными и не уволь­няйте человека в день его рождения, годовщину свадьбы или годовщину работы в фирме.

2. Разговор с сотрудником о его увольнении проводите в закрытой комнате — так, чтобы другие сотрудники не мог­ли ничего слышать или видеть.

3. Нельзя проводить такой разговор прямо на рабочем месте увольняемого или в зале, где работает много народу, чтобы увольняемому не пришлось уходить через шеренгу сочувственно глядящих на него сослуживцев.

4. Разговор-увольнение не должен продолжаться более 20 минут, поскольку оглушенный неприятным известием ра­ботник все равно не в состоянии слушать и обдумывать раз­личные подробности.

5. Не выражайте причину увольнения своими словами и не давайте увольняемому возможности подумать, что вы просто не любите его или ее. Сообщите причину официаль­но, с точными и документированными фактами плохого вы­полнения подчиненным работы или тяжелого положения фирмы. Никогда не унижайте человека, независимо от при­чины увольнения.

6. Не сообщайте противоречивую информацию: увольня­емому сообщают об одной причине, а оставшимся сотрудни­кам — о другой. Чтобы избежать конфликта, некоторые ме­неджеры сообщают служащим, что их должность сокращена (ликвидирована), а затем говорят оставшимся, что человек просто не выполнял свою работу. Но такое поведение откры­вает дверь для незаконных действий и заставляет оставшихся служащих интересоваться, честен ли руководитель с ними.

7. Не говорите никому, кроме тех, кто должен знать, о том, что человек будет уволен. Если такая информация рас­пространится, то это может произвести панику во всей орга­низации и увеличить чувство возмущения увольняемого.

8. Не просите человека немедленно освободить стол или запирающийся шкафчик (ящик) и покинуть офис. Время пос­ле работы или выходной день — наиболее подходящее вре­мя для того, чтобы увольняемый сделал это.

9. За исключением случаев мошенничества или кражи, не пользуйтесь услугами фирменной службы безопасности с тем, чтобы ее сотрудники проводили уволенного из здания.

Информация о работе Этика и этикет менеджера