Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 01:16, курсовая работа
Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей.
Введение……………………………………………………………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Экономическая теория…………………………………………………………………………………….4
Что такое Экономическая теория……………………………………………………….4-22
Основы экономической теории…………………………………………………………22-29
Позитивная экономика и нормативная экономика…………………………………..29-35
Глава 2. Основа формирования экономической политики…………………………………..36
2.1 . Понятие экономической политики……………………………………………………………..36-40
2.2. Важнейшие экономические цели, лежащие в основе формирования экономической политики………………………………………………………………………………….41-44
2.3. Основные этапы разработки экономической политики………………………………45-61
Заключение…………………………………………………………………………………………………………62
Список литературы…………………………………………………………………………………………………………………….63
Данная тема занимает особое место
в структуре общей
Сегодня человек не может считать себя приобщенным к образованию и культуре, если он не изучил и не понял законов общественного развития, не овладел знаниями экономической теории. При изучении этой темы студенты получают представление о целом ряде новых категорий, иных постановок проблем, оперировать которыми, расширяя их и обогащая, придется на протяжении изучения всего дальнейшего курса.
10
Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все это в полной мере относится и к комплексу наук,
изучающих экономику. С давних времен
люди пытались выяснить, от чего зависит
развитие человеческого общества, по
каким законам развивается
Жизнь людей чрезвычайно
Зачатки экономической науки появились еще в древнем мире. Уже ученые-философы Древней Греции, Рима, Востока, Египта, Китая и Индии пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как наживать состояние.
Экономическая мысль Древней Греции и ученые той поры, например Платон (427-347 гг. до н. э.) и Аристотель (384-322 гг. до н. э.), сформулировали исходные положения экономической теории о полезности как исходной ценности материальных благ, равновеликом обмене эквивалентов.
Мыслители Древнего Рима -- Сенека (4-65 гг. до н. э.), Лукреций Кар (39-55 гг. до н. э.) и др. исследовали экономические причины разложения и гибели рабства, главной из которых, по их мнению, было отсутствие материального интереса. Взгляды Сенеки оказали влияние на формирование экономических концепций христианства, которое в последующем историческом процессе развития человечества совершило коренной переворот во взглядах на хозяйственную жизнь. Христианские мыслители и проповедники объявили простой хозяйственный труд необходимым и святым делом, считая, что «Если кто не хочет трудиться, тот пусть и не ест». Христианское учение обосновывало принципы справедливого ценообразования, социальной, а не индивидуальной оценки благ с учетом затрат труда.
11
Однако мыслители древности еще не выделяли экономические явления из всей суммы общественных процессов, не создали систематизированного учения об экономике.
Итак, как прикладная наука о
ведении хозяйства
Первой теоретической школой был
меркантилизм (от итальянского «меркантилизм»
-- купец, торговец). Представители этой
школы считали, что богатство
общества возникает только в торговле
(деньги, золото). Главный предмет
своей науки они видели в процессах
товарного и денежного
Между тем критики меркантилизма справедливо отмечали, что во время торговой сделки не возникает вообще никакого богатства, а происходит лишь обмен денег на товар и наоборот. При нарушении равенства в обмене богатство лишь перераспределяется в пользу одной из сторон. Когда же обмен равноценен, то никто не может обогатиться.
Позже появляется теоретическое учение физиократов («физиократин» в переводе с греческого -- власть природы). Вслед за основателем учения Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.) физиократы считали,
12
что источником богатства является
производство, хотя и существует только
одна его отрасль - сельское хозяйство,
где богатство возникает
Поворот к исследованию производства открыл путь для возникновения научной политической экономии. Наиболее обоснованные ответы на рассматриваемые вопросы дала классическая школа. Ее представители Давид. Риккардо (1772-1823 гг.), Адам Смит (1723-1790) установили, что богатство нации возникает в материальном производстве, причем во всех его отраслях. Его всеобщей универсальной формой выступает стоимость товаров. А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, подчеркнув роль производительного труда, создал учение о доходах.
Рост богатства происходит тогда,
когда первоначально
На основе классической политической экономии и утопического социализма складывается марксистское направление.
До сих пор экономическая наука нашей страны развивалась в основном в рамках марксистской школы. В любом серьезном исследовании истории экономической мысли этой школе уделяется большое внимание. Так, П. Самуэльсон и В. Нордхаус ставят «Капитал» К. Маркса в один ряд с «Богатством народов» А. Смита и «Общей
13
теорией занятости, процента и денег» Д. М. Кейнса, рассматривая все эти произведения как узловые пункты развития мировой экономической теории.
К числу современных направлений
экономической мысли относится
неоклассическая школа, представители
которой формулируют
В XIX в. экономическая наука все больше изучает законы ценообразования и рационального использования ресурсов, оптимального использования факторов производства и достижения предельных результатов (основные представители этой школы -- А. Маршалл, К. Кобб, П. Дуглас).
Развивается и теория общего динамичного равновесия (Л. Вальрас), с помощью, которой можно установить то, как спрос на товары и услуги влияет на спрос на факторы производства (труд, землю, капитал).
В современной экономической
Особо следовало бы подчеркнуть
роль и течение экономической
мысли России. Развитие ее начинается
с образования всероссийского рынка
в XVII в. и трактовок известного экономиста
и государственного деятеля Ордын-Нащокина
(1605-1680 гг.) Его взгляды - проявление
русского меркантилизма в
14
учеными, как И. Т. Посошков (16524 726 гг.), М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.), М. М. Сперанский (1772-1839 гг.),'а также трудами А. Н. Радищева, А. И. Герцена, С. Ю. Витте, П. А. Столыпина, Г. В. Плеханова и др. Они обосновывали необходимость рыночных связей между сферами и регионами России на основе проведения финансовых, аграрных и промышленных реформ.
Особое место в истории
В современной период перестройки
экономики в России, демократии и
гласности ученые интегрируют взгляды
и достижения отдельных экономических
школ применительно к экономике
переходного периода и
Предмет исследования экономической теории находится в стадии научной разработки и эмпирической адаптации.
До 90-х годов в стране преобладающее значение в формировании экономического мировоззрения и экономического мышления занимала
15
марксистская политэкономия. Вся
литература по социально-экономическим
вопросам сводилась к популяризации
К. Маркса и его учения. Поэтому
мировая экономическая
Предметом исследования политэкономии
в соответствии с классовым подходом
к анализу фактов являлись лишь производственные
отношения, основу которых составляли
отношения собственности. Из системы
производственных отношений выводились
экономические законы, противоречия,
необходимость классовых
Такой сугубо классовый подход в экономике приводил к игнорированию объективных условий, искажению реальной экономической среды, недооценке общечеловеческих условий и цивилизованных факторов развития. Все это завело экономическую теорию и практику хозяйствования в тупик, объективно породило потребность в изменении предмета исследования и названия курса.
С 40-х годов XIX в, экономисты переключили
свое внимание на исследование не общественных,
а вещественных связей в хозяйстве.
Возникает направление
Представляется, что в постиндустриальном обществе экономическая теория выступает в качестве общеметодологической экономической науки, имеющий свой предмет и объект анализа.
16
Одни экономисты сводят курс экономической теории только к анализу рынка и ценообразования. Другие, подчеркивая ее универсальность, отмечают, что это наука о повседневной деловой жизни людей, зарабатывали денег и средств к существованию.
Г. И. Рузавин и В. Т. Мартынов, вновь
возвращаясь к политэкономии, отмечают,
что общая экономическая теория
изучает экономические
Как видим, общепризнанного определения
предмета общей экономической теории
нет, хотя большинство экономистов
признают, что это универсальная
наука о проблемах выбора ресурсов
и экономическом поведении
-основанного на обычаях и
традициях, так называемое
-на основе командно-административной системы
-на основе рыночной системы
организации общественного
Информация о работе Экономическая теория и экономическая политика