Экономическая теория и экономическая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 01:16, курсовая работа

Описание работы

Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Экономическая теория…………………………………………………………………………………….4
Что такое Экономическая теория……………………………………………………….4-22
Основы экономической теории…………………………………………………………22-29
Позитивная экономика и нормативная экономика…………………………………..29-35

Глава 2. Основа формирования экономической политики…………………………………..36
2.1 . Понятие экономической политики……………………………………………………………..36-40
2.2. Важнейшие экономические цели, лежащие в основе формирования экономической политики………………………………………………………………………………….41-44
2.3. Основные этапы разработки экономической политики………………………………45-61
Заключение…………………………………………………………………………………………………………62
Список литературы…………………………………………………………………………………………………………………….63

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 89.96 Кб (Скачать)

Данная тема занимает особое место  в структуре общей экономической  теории, так как она является своеобразным методологическим введением в изучаемый  курс. Необходимо выяснить, что исследует  общая экономическая теория, какие  приемы она для этого использует, какую роль играет в развитии общества.

Сегодня человек не может считать  себя приобщенным к образованию  и культуре, если он не изучил и не понял законов общественного  развития, не овладел знаниями экономической  теории. При изучении этой темы студенты получают представление о целом  ряде новых категорий, иных постановок проблем, оперировать которыми, расширяя их и обогащая, придется на протяжении изучения всего дальнейшего курса.

10

Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все это в полной мере относится и к комплексу наук,

изучающих экономику. С давних времен люди пытались выяснить, от чего зависит  развитие человеческого общества, по каким законам развивается экономика.

Жизнь людей чрезвычайно разнообразна, сложна и противоречива. Она охватывает экономику, политику, культуру и т. д. Различные стороны общественной жизни изучаются различными науками. Одной из таких наук является экономическая  наука.

Зачатки экономической науки появились  еще в древнем мире. Уже ученые-философы Древней Греции, Рима, Востока, Египта, Китая и Индии пытались решить отдельные вопросы экономики: что  лежит в основе цены товара, как  наживать состояние.

Экономическая мысль Древней Греции и ученые той поры, например Платон (427-347 гг. до н. э.) и Аристотель (384-322 гг. до н. э.), сформулировали исходные положения  экономической теории о полезности как исходной ценности материальных благ, равновеликом обмене эквивалентов.

Мыслители Древнего Рима -- Сенека (4-65 гг. до н. э.), Лукреций Кар (39-55 гг. до н. э.) и др. исследовали экономические  причины разложения и гибели рабства, главной из которых, по их мнению, было отсутствие материального интереса. Взгляды Сенеки оказали влияние  на формирование экономических концепций  христианства, которое в последующем  историческом процессе развития человечества совершило коренной переворот во взглядах на хозяйственную жизнь. Христианские мыслители и проповедники объявили простой хозяйственный труд необходимым  и святым делом, считая, что «Если  кто не хочет трудиться, тот пусть  и не ест». Христианское учение обосновывало принципы справедливого ценообразования, социальной, а не индивидуальной оценки благ с учетом затрат труда.

11

Однако мыслители древности  еще не выделяли экономические явления  из всей суммы общественных процессов, не создали систематизированного учения об экономике.

Итак, как прикладная наука о  ведении хозяйства экономическая  теория возникла в период рабовладельческого строя. Но только в XVI - XVIII вв. появилось  ее название -- политическая экономия (от греческих слов: «политейя» -- общество, «ойкос» -- дом, хозяйство, «номос» - закон). Таким образом, политическая экономия -- наука о законах функционирования общественного хозяйства в рамках государства. В самостоятельную  науку политическая экономия превращается в начале XVII в.

Первой теоретической школой был  меркантилизм (от итальянского «меркантилизм» -- купец, торговец). Представители этой школы считали, что богатство  общества возникает только в торговле (деньги, золото). Главный предмет  своей науки они видели в процессах  товарного и денежного обращения. Такие представления не были случайными. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности -- международной торговле, когда  товары покупались в одной стране по более низким ценам, а продавались  в другой по более высоким. Поэтому  меркантилисты советовали государству  расширять торговлю, накапливать  золото в стране. Представитель этой школы -- Томас Ман (1571-1641 гг.). Идеи меркантилизма -- государственное вмешательство  в хозяйственную жизнь, протекционизм  в торговле -- используются и в  современной экономике.

Между тем критики меркантилизма  справедливо отмечали, что во время  торговой сделки не возникает вообще никакого богатства, а происходит лишь обмен денег на товар и наоборот. При нарушении равенства в  обмене богатство лишь перераспределяется в пользу одной из сторон. Когда  же обмен равноценен, то никто не может обогатиться.

Позже появляется теоретическое учение физиократов («физиократин» в переводе с греческого -- власть природы). Вслед  за основателем учения Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.) физиократы считали,

12

что источником богатства является производство, хотя и существует только одна его отрасль - сельское хозяйство, где богатство возникает естественным путем и представляется даром  природы. Отсюда рост богатства они  связали только с естественным плодородием  земли, а промышленность не считали  отраслью, где создается прирост  доходов. Однако сама по себе природа  без приложения капитала и труда  не может постоянно умножать богатство  общества.

Поворот к исследованию производства открыл путь для возникновения научной  политической экономии. Наиболее обоснованные ответы на рассматриваемые вопросы  дала классическая школа. Ее представители  Давид. Риккардо (1772-1823 гг.), Адам Смит (1723-1790) установили, что богатство нации  возникает в материальном производстве, причем во всех его отраслях. Его  всеобщей универсальной формой выступает  стоимость товаров. А. Смит заложил  основы трудовой теории стоимости, подчеркнув роль производительного труда, создал учение о доходах.

Рост богатства происходит тогда, когда первоначально затраченная  сумма прирастает на дополнительную величину (прибавочную стоимость, или  прибыль). Это Принципиально важное открытие, которое и позволило  экономической теории, в которое  и позволило экономической теории конечном счете стать подлинной  наукой. В это же время формируются  взгляды утопического социализма, основные положения которого изложены в трудах Томаса Мора «Утопия», Кампанеллы «Город Солнца». Позднее в это учение внесли вклад II. Фурье, К. Сен-Симон, Р. Оуэн.

На основе классической политической экономии и утопического социализма складывается марксистское направление.

До сих пор экономическая  наука нашей страны развивалась  в основном в рамках марксистской школы. В любом серьезном исследовании истории экономической мысли  этой школе уделяется большое  внимание. Так, П. Самуэльсон и В. Нордхаус ставят «Капитал» К. Маркса в один ряд с «Богатством народов» А. Смита и «Общей

13

теорией занятости, процента и денег» Д. М. Кейнса, рассматривая все эти  произведения как узловые пункты развития мировой экономической  теории.

К числу современных направлений  экономической мысли относится  неоклассическая школа, представители  которой формулируют субъективную теорию стоимости и теорию равновесия. Экономическое хозяйство рассматривается  ими как совокупность микроэкономических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках. Исходным пунктом в этом анализе  выступает спрос и предложение, потребность и потребление.

В XIX в. экономическая наука все  больше изучает законы ценообразования  и рационального использования  ресурсов, оптимального использования  факторов производства и достижения предельных результатов (основные представители  этой школы -- А. Маршалл, К. Кобб, П. Дуглас).

Развивается и теория общего динамичного  равновесия (Л. Вальрас), с помощью, которой  можно установить то, как спрос  на товары и услуги влияет на спрос  на факторы производства (труд, землю, капитал).

В современной экономической теории следует выделить несколько крупных  направлений: неоклассическое, кейнсианское, монетаристское, институционально-социологическое. Эти направления производят анализ динамических процессов в экономике (циклов, инфляции, занятости, изменения  экономических структур, в денежных измерителях и др.).

Особо следовало бы подчеркнуть  роль и течение экономической  мысли России. Развитие ее начинается с образования всероссийского рынка  в XVII в. и трактовок известного экономиста и государственного деятеля Ордын-Нащокина (1605-1680 гг.) Его взгляды - проявление русского меркантилизма в централизованном государстве. В последующем экономические  воззрения представлены такими

14

учеными, как И. Т. Посошков (16524 726 гг.), М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.), М. М. Сперанский (1772-1839 гг.),'а также трудами А. Н. Радищева, А. И. Герцена, С. Ю. Витте, П. А. Столыпина, Г. В. Плеханова и др. Они  обосновывали необходимость рыночных связей между сферами и регионами  России на основе проведения финансовых, аграрных и промышленных реформ.

Особое место в истории российской экономической мысли занимает марксистское направление, которое господствовало с 20-х до 90-х годов двадцатого столетия. Монопольное господство марксистских воззрений, как сорняк среди ценных растений, душило прогрессивные экономические  трактовки, хотя они и развивались. Особую ценность представляют идеи Н. Д. Кондратьева (1891-1938 гг.), разработавшего теорию экономических циклов («длинных волн»), А. В. Чаянова (1888-1938 гг.), обосновавшего  организационно-производственные направления  в экономике и семейно-крестьянском хозяйстве. К сожалению, под влиянием диктатора Сталина многие направления  экономических трактовок объявлялись  «политически вредными для социализма».

В современной период перестройки  экономики в России, демократии и  гласности ученые интегрируют взгляды  и достижения отдельных экономических  школ применительно к экономике  переходного периода и становление  предпринимательства в рамках специфической  российской экономики. Некоторые видные представители этой школы - Е.Гайдар, С.Шаталин, Г.Явлинский и др., обосновывают необходимость взаимосвязанного развития микропроцессов и макропроцессов в  экономике на основе использования  монетаризма и разумного государственного регулирования

Предмет исследования экономической  теории находится в стадии научной  разработки и эмпирической адаптации.

До 90-х годов в стране преобладающее  значение в формировании экономического мировоззрения и экономического мышления занимала

15

марксистская политэкономия. Вся  литература по социально-экономическим  вопросам сводилась к популяризации  К. Маркса и его учения. Поэтому  мировая экономическая литература прошла почти незамеченной, так как  она не укладывалась в схемы Маркса. Разрыв экономической науки России и мировой науки привел к тому, что экономисты стали пользоваться разными понятиями и терминами. Появились такие надуманные понятия, как непосредственно общественный продукт, непосредственно общественный труд и т. д.

Предметом исследования политэкономии  в соответствии с классовым подходом к анализу фактов являлись лишь производственные отношения, основу которых составляли отношения собственности. Из системы  производственных отношений выводились экономические законы, противоречия, необходимость классовых конфликтов, диктатура пролетариата и господство командно-административной системы. При  исследовании производственных отношений  акцент делался на их социально-классовом  характере.

Такой сугубо классовый подход в  экономике приводил к игнорированию  объективных условий, искажению  реальной экономической среды, недооценке общечеловеческих условий и цивилизованных факторов развития. Все это завело экономическую теорию и практику хозяйствования в тупик, объективно породило потребность в изменении  предмета исследования и названия курса.

С 40-х годов XIX в, экономисты переключили  свое внимание на исследование не общественных, а вещественных связей в хозяйстве. Возникает направление экономической  мысли, именуемое «Экономикс» (П. Самуэльсон), объявляется поиск методов рационального  использования ограниченных ресурсов для достижения тех или иных альтернативных целей. Организация производства, труда, сбыта продукции в фирме -- предмет  «Экономикс».

Представляется, что в постиндустриальном обществе экономическая теория выступает  в качестве общеметодологической экономической  науки, имеющий свой предмет и  объект анализа.

16

Одни экономисты сводят курс экономической  теории только к анализу рынка  и ценообразования. Другие, подчеркивая  ее универсальность, отмечают, что это  наука о повседневной деловой  жизни людей, зарабатывали денег  и средств к существованию.

Г. И. Рузавин и В. Т. Мартынов, вновь  возвращаясь к политэкономии, отмечают, что общая экономическая теория изучает экономические отношения  в различных системах и типах  деятельности (Рузавин Г. И., Мартынов В. Т. Курс рыночной экономики. М.: Издательство ЮНИТИ, 1994. С. 8).

Как видим, общепризнанного определения  предмета общей экономической теории нет, хотя большинство экономистов  признают, что это универсальная  наука о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека. Напрашивается необходимость обоснования  собирательного понятия экономической  теории как общественной науки, которая  изучает поведение людей и  групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах. Причем ограниченность ресурсов понимается не в физическом смысле (хотя это и  имеет место), а как невозможность  полного удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и  полно. Ограниченность ресурсов порождает  конкуренцию за их использование. Она  отражает противоречия между наличием ресурсов и возможностью их использования, которое разрешается при трех способах организации производства:

-основанного на обычаях и  традициях, так называемое традиционное  производство;

-на основе командно-административной системы

-на основе рыночной системы  организации общественного хозяйства.  Эти системные организации могут  сосуществовать в сочетании и  комбинации друг с другом, образуя  транзитивную экономику.

Информация о работе Экономическая теория и экономическая политика