Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 01:16, курсовая работа
Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей.
Введение……………………………………………………………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Экономическая теория…………………………………………………………………………………….4
Что такое Экономическая теория……………………………………………………….4-22
Основы экономической теории…………………………………………………………22-29
Позитивная экономика и нормативная экономика…………………………………..29-35
Глава 2. Основа формирования экономической политики…………………………………..36
2.1 . Понятие экономической политики……………………………………………………………..36-40
2.2. Важнейшие экономические цели, лежащие в основе формирования экономической политики………………………………………………………………………………….41-44
2.3. Основные этапы разработки экономической политики………………………………45-61
Заключение…………………………………………………………………………………………………………62
Список литературы…………………………………………………………………………………………………………………….63
- структурно-отраслевая политика;
- инвестиционная политика;
· амортизационная политика;
- политика институционных преобразований;
- ценовая политика;
- антимонопольно-конкурентная политика;
- бюджетная политика;
- налоговая политика;
- денежно-кредитная политика;
- валютная политика;
- внешнеэкономическая политика.
Государство осуществляет экологическую политику, которая обеспечивает рациональное использование и полноценное воспроизведение естественных ресурсов, создание безопасных условий жизнедеятельности население.
43
В социально-экономической сфере государство осуществляет социальную политику защиты прав потребителей, политику заработной платы и доходов населения, политику занятости, политику социальной защиты и социального обеспечения.
Принципы
экономической политики
Государственное
регулирование, обеспечивающее реализацию
экономических функций
Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект - систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления.
Экономическая политика - система целенаправленных мер государства в области управления экономикой.
Значимое
место в формировании экономической
политики отводится субъектам исполнения
и влияния: общественным и политическим
объединениям, средствам массовой информации,
видным политическим деятелям. Влияние
на экономическую политику оказывает
также каждая личность (в роли потребителя
и избирателя). Очевидно, что роли
субъектов экономической
44
актуальным принятие новых организационных решений, концентрацию усилий государства на формирование более эффективных подходов к государственному регулированию экономики.
Речь идет
в первую очередь об изменении
базовых принципов формирования
и проведения экономической политики
государства, выраженных в усилении
его экономической функции и
наращивания эффективности
Сложная система субъектов
1. Экономическая
политика всегда испытывает на
себе определяющее воздействие
двух факторов: постоянно меняющейся
хозяйственной ситуации и
2. Эффект
экономической политики выше
в том случае, когда она увязана
с реалиями данной страны: учтены
политический расклад сил,
3. Экономическая
политика является решающим
45
2.2. Основные этапы разработки экономической политики
Задача государственного
регулирования экономики и
Системная реализация государственной экономической политики требует разработки концепции экономического развития, которая соответствовала бы целям, и реальным возможностям, имеющимся в стране в данный момент времени.
Главной задачей
при разработке концепции социально-
Еще одной важной целевой установкой при разработке и реализации концепции социально-экономического развития страны является обеспечение дальнейшего экономического развития при соблюдении принципов общего экономического равновесия .
С одной стороны речь идет о достижении равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением товаров и услуг. С другой стороны - соблюдение рыночных принципов при воспроизводстве факторов производства (ограниченных производственных ресурсов), что достигается тогда, когда распределение продукта по направлениям конечного использования (по факторам производства) осуществляется в соответствии с предельным вкладом данного фактора в прирост произведенного продукта.
46
Разработка государственной
1. Анализ положения дел в
2. Выработка и обоснование целей.
Цели также различают по масштабам
воздействия их исполнения на народное
хозяйство и по количественным параметрам
затрат, по возможности
3. Упорядочение целей,
Дерево целей - систематизированный
набор целевых установок
Генеральной целью государственного
регулирования экономики
47
Полномочия и роли в разработке государственной экономической политики можно распределить следующим образом:
- Президент и Правительство
РФ формулируют основные
- разрабатывается
- результаты расчетов
- полученные дезинтегрированные
показатели доводятся до
- принимая во внимание
- в диалоговом режиме с
48
- по результатам согласования
федеральный центр формирует
социально-экономическую
К числу документов фиксирующих экономическую политику относятся:
- законы и законодательные акты ;
- регуляторные и нормативные акты ;
- судебные определения и
- постановления и распоряжения административных органов .
Особую роль при этом играют всякого рода долгосрочные планы , стратегии и концепции развития, часто не являющиеся нормативно -правовыми актами , но задающие идеологию и основные приоритеты социально -экономического развития. Процесс формирования экономической политики - процесс подготовки предложений и рекомендаций по регулированию или дерегулированию тех или иных сфер, оказанию поддержки экономическим субъектам, часто вписывается как раз в рамки подготовки таких программных документов, определяющих направления и приоритеты местного развития.
Перечень документов, регламентирующих
социально-экономическое
Состав и перечень документов развития отдельных регионов, как правило, определяется на местном уровне, например в Санкт –
49
Петербурге система этих документов состоит из Стратегического плана Санкт -Петербурга, Концепции развития Санкт -Петербурга на долгосрочную перспективу, программы социально -экономического развития Санкт -Петербурга, целого ряда документов градостроительного планирования и регулирования, отдельных целевых программ города.
3. Участие предпринимательского
сообщества в разработке
По мере структурирования предпринимательского сообщества, развития предпринимательских ассоциаций и объединений в России стала развиваться практика привлечения деловых кругов к формированию экономической политики. Однако зачастую попытки наладить открытый диалог бизнеса и власти упираются в отсутствие законодательного обеспечения и механизмов реализации этого процесса.
Развитие политической демократии,
обеспечивающей участие представителей
гражданского общества и в том
числе структур, представляющих интересы
предпринимателей в процесс формирования
экономической политики является необходимым
условием для дальнейшего реформирования
экономики и обеспечения
Создание организационных
- легализовать закулисные
- вовлечь «аутсайдеров » - тех,
кто ранее был отстранен от
такого диалога, и не имел
возможности отстаивать
50
страны. Речь , прежде всего , идет о представителях малого и среднего бизнеса ;
- снизить риск «приватизации»
процесса принятия решений об
экономическом развитии, когда только
ограниченное число
- обеспечить мобилизацию
Кроме того:
- власть и бизнес получат возможность согласовать свои взгляды на развитие, донести интересы друг до друга и добиться взаимной поддержки;
- сами инструменты реализации
современной экономической
- наконец, прозрачный диалог
бизнеса и власти даст
Исторически сложившейся, а потому наиболее распространенной формой участия представителей бизнеса в формировании экономической политики является лоббирование ..
Через инструменты лоббирования представители предпринимательского сообщества стараются, как правило, обеспечить соответствие экономической политики своим интересам (интересам определенной компании или группы компаний), а отнюдь не общим интересам предпринимательского сообщества в целом. Именно по этой причине во многих странах есть специальное законодательство, регулирующее практику
51
лоббирования, нацеленное на обеспечение прозрачности и законности этого процесса.
Одно из направлений
в этой сфере - институализация форм
взаимодействия, которая создает
возможности и рамки для
Информация о работе Экономическая теория и экономическая политика