Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 01:16, курсовая работа
Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей.
Введение……………………………………………………………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Экономическая теория…………………………………………………………………………………….4
Что такое Экономическая теория……………………………………………………….4-22
Основы экономической теории…………………………………………………………22-29
Позитивная экономика и нормативная экономика…………………………………..29-35
Глава 2. Основа формирования экономической политики…………………………………..36
2.1 . Понятие экономической политики……………………………………………………………..36-40
2.2. Важнейшие экономические цели, лежащие в основе формирования экономической политики………………………………………………………………………………….41-44
2.3. Основные этапы разработки экономической политики………………………………45-61
Заключение…………………………………………………………………………………………………………62
Список литературы…………………………………………………………………………………………………………………….63
В 1999 г . британское
правительство создало 9 агентств регионального
развития, разделив всю страну на зоны
их компетенции. Агентства играют роль
посредника или связующего звена
между правительством, бизнесом и
другими заинтересованными
В тоже время, одна из главных тенденций последнего времени, заключается в том, что формирование экономической политики перестает быть чисто механической административной процедурой . Процесс принятия решений в этой области становится более открытым и демократичным, обеспечивая участие всех заинтересованных сторон, их равенство в правах на отстаивание своих интересов. В странах с богатыми демократическими традициями и либеральной экономикой сформировалась устоявшаяся система такого взаимодействия. Она позволяет в наибольшей степени учитывать интересы деловых кругов и гражданского общества в процессе формирования государственной политики. Это позволяет принимать более взвешенные решения, отвечающие интересам большинства членов общества, обеспечивать мобилизацию ресурсов не только администрации, но и других участников процесса для достижения общих целей. Опыт сложившейся зарубежной практики позволяет сделать некоторые обобщения по поводу технологий участия.
52
3. Роль прогнозирования в
Прогнозирование есть составная часть
системы государственного регулирования
экономики, призванная выявить важнейшие
проблемы и определить направления
развития страны. Результаты прогнозных
расчетов используются государственными
органами для выработки и обоснования
социально-экономической
Объекты прогнозирования и виды прогнозов.
В состав разрабатываемых прогнозных документов входят:
А. Частные прогнозы, отражающие изменение отдельных сфер социально-экономической жизни, таких как:
- демографическая ситуация в стране,
- состояние природной среды,
включая такие сферы как
- состояние научно технических достижений и их внедрения в производство,
- величина и динамика спроса населения на товары и услуги,
- прогнозы основных факторов производства: капитала, труда, инвестиций,
- прогнозы развития отдельных
отраслей народного хозяйства,
территорий и других
53
Б. Комплексный экономический
Разработка комплексного экономического прогноза преследует две цели:
Во-первых, он должен предоставить правительству информацию для принятия решений в области экономической и социальной политики.
Во-вторых, его показатели служат основой для разработки показателей проекта государственного бюджета страны.
Ни одно хозяйственное, а тем
более стратегическое решение не
может быть принято и выполнено
без предвидения возможных
Прогнозированием, т.е. предвидением тенденций будущего развития, последствий возможных сдвигов в экономике на микро- и макроуровнях и реализации принимаемых решений, занимается каждый агент хозяйственной жизни. В данном случае речь пойдет о
54
государственном прогнозировании -- предвидении будущего, которым, занимаются государственные и муниципальные органы на разных уровнях управления
Прогнозирование выполняет три основных функции в государственном регулировании рыночной экономики:
1) предвидение возможных
2) предвосхищение вариантов и
возможных последствий
3) своевременное внесение
Экономическое и социальное развитие
многогранно, многофакторно и противоречиво.
Поэтому и прогнозы обычно - многовариантные,
чтобы оценить возможные
Переход от централизованно-плановой
к рыночной экономике существенно
повысил роль и значимость прогнозирования.
Прежде основные решения принимали
в союзном центре, который опирался
на такие долгосрочные прогнозы, как
комплексная программа научно-
55
размещения и развития производительных
сил страны на 15 лет. Теперь предприятия,
организации, банки, холдинги принимают
хозяйственные решения и несут
ответственность за их последствия.
Спрос на качественные прогнозы резко
возрос. Они требуются теперь всем
агентам рынка. Однако каждому предпринимателю
предвидеть грядущие перемены в национальном
и мировом хозяйстве не под
силу. Повысилась роль и ответственность
государственных органов и
Прогнозы нужны
Методы стратегического
56
Одновариантные пятилетние планы которые сыграли важную Роль в индустриализации и предвоенном развитии народного хозяйства СССР .
Рыночные реформы начала 90-х гг. начались с разрушения прежнего, во многом эффективного механизма перспективного планирования. Новый, адекватный условиям рыночной экономики механизм не был создан.
Отсутствие реального
Индикативное планирование направлено
на реализацию стратегических планов
и приоритетов и тесно связано
с государственным бюджетом. Оно
отличается от директивного планирования
не только меньшим числом и укрупненным
характером показателей и нормативов,
но и тем, что включаемые в него
индикаторы не носят обязательного
характера для частных и
Каковы функции индикативного планирования в рыночной экономике? Во-первых, оно позволяет определить систему обобщающих показателей и нормативов (индикаторов), которые характеризуют основные параметры социально-экономического развития на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, конкретизируют и реализуют приоритеты стратегических планов. Во-вторых, производится увязка индикаторов с ресурсами федерального, региональных и местных бюджетов, в результате чего реализация этих индикаторов и воздействие на них государства
57
становятся более конкретными
и реальными. В-третьих, оно приводит
в соответствие экономические рычаги
с индикаторами плана. Это создает
условия для повышения
Программирование социально-
58
методических приемов, которые
применяются в процессе разработки
экономических прогнозов. Баланс народного
хозяйства служит методологической
и информационной основой прогнозирования
динамики физических объемов макроэкономических
переменных. Система национальных счетов
служит методологической и информационной
основой прогнозирования
59
По проведенному исследованию можно
сделать вывод, что экономическая
политика - это система методов, инструментов
и форм государственного воздействия
на социально-экономические
Информация о работе Экономическая теория и экономическая политика