Исследование управления персоналом банка и совершенствование этой деятельности на примере Банка России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – исследование управления персоналом банка и совершенствование этой деятельности на примере Банка России.

В связи с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:

1.Рассмотреть теоретические аспекты процесса управления персоналом организации;
2.Раскрыть управление персоналом на основе процессных технологий в Банке России;
3.Проанализировать систему управления персонала Банка;
4.Показать основные направления работы с кадрами Банка.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты процесса управления персоналом коммерческого банка 5
1.1. Понятие и методы управления персоналом организации 5
1.2. Система управления персоналом в современном банке и ее отечественная специфика 11
1.3. Технология кадровой работы организации 19
Глава 2. Исследование управления персоналом коммерческого банка 32
2.1. Управление персоналом на основе процессных технологий 32
в Банке России 32
2.2. Анализ системы управления персонала банка 45
2.3. Основные направления работы с кадрами банка 49
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложение 63

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 537.00 Кб (Скачать)

     1. Руководство Банка (Президент, Председатель Правления, члены Правления):

     Основная  задача: формирования стратегической политики Банка в области управления персоналом. Функции:

     - Формирование политики Банка в области управления персоналом и организационного развития:

     - Утверждение приоритетов с учетом главных задач Банка

     - Кадровая политика

     - Анализ кадровой информации.

     - Утверждение нормативных документов по вопросам управления персонала и контроль за их реализацией.

     - Принятие решений по принципиальным вопросам управления персоналом.

     - Утверждение социальной политики банка.

     - Утверждение новых ключевых руководителей подразделений.

     2. Линейные руководители (начальники  Управлений, Служб, отделов, Управляющие  дополнительными офисами и филиалами)

     Основная  задача: оперативное управление сотрудниками подразделения. Линейные руководители играют главную роль, т.к. осуществляют руководство повседневной деятельностью персонала.

     Функции:

     - Планирование и контроль деятельности сотрудников.

     - Анализ и оценка деятельности сотрудников.

     - Разработка предложений по организационно-штатным изменениям и функциям.

     - Контроль за соблюдением правил внутреннего трудового распорядка.

     - Формирование квалификационных требований к сотрудникам.

     - Информирование о задачах подразделения, результатах деятельности, предстоящих изменениях.

     - Мотивация сотрудников на результат.

     - Адаптация новых сотрудников.

     - Обеспечение оптимальныхусловий труда, производственного и психологического климата.

     - Определение потребности в обучении и предложений по тематике повышения квалификации.

     - Управление корпоративным поведением.

     - Участие в проведение аттестации персонала.

     - Распределение функций, полномочий и зон ответственности.

     - Участие в оценке эффективности обучения.

     - Разработка и реализация положений о подразделениях, должностных инструкций, технологических карт работ.

     - Определение показателей оценки, результатов работы подразделений и сотрудников.

     Основная  задача: организация и мониторинг работы системы управления персоналом. Функции:

     - Организация и координация основных направлений кадровой работы, разработка основных кадровых технологий.

     - Взаимодействие с линейными руководителями.

     - Составление и реализация плана работы с персоналом.

     - Методическое обеспечение и сопровождение принимаемых кадровых решений.

     - Контроль за соблюдением единых стандартов и процедур кадровой работы.

     - Контроль за соблюдением кадрового законодательства.

     - Мониторинг организационной структуры Банка и разработка предложений по ее оптимизации.

     - Планирование численности сотрудников банка с учетом экономических показателей.

     - Проведение общебанковских мероприятий по укреплению корпоративной культуры.

     - Кадровое обеспечение инновационных процессов в банке.

     - Анализ организации работы с персоналом и разработка предложений по ее совершенствованию.

     - Изучение обстановки в коллективах, разработка предложений и рекомендаций по улучшению микропроцессов управления сотрудниками.

2.3. Основные направления  работы с кадрами  Банка

 

     Кадровая  служба Банка, выполняя основные задачи и функции, определяет направления  работы с кадрами. Каждое направление работы с персоналом подкрепляется конкретным перечнем работ, содержащим сроки выполнения и ответственных за каждое мероприятие. Все направления тесно взаимосвязаны друг с другом, и успешная реализация стратегии развития персонала в целом зависит от работы по каждому направлению в отдельности.

     Основные  направления работы с кадрами  Банка

Наименование  направления Цель
1. Учетно-организационная  работа Организация кадрового  делопроизводства и учета персонала  в соответствии с требованиями нормативных и законодательных актов
2. Планирование  и подбор персонала Определение потребностей подразделений Банка и своевременный  подбор специалистов, обладающих необходимой  квалификацией и личностными  качествами
3. Развитие персонала Организация обучения персонала, профессионально владеющего современными банковскими технологиями
4. Система мотивации  и стимулирования Закрепление высококвалифицированных  специалистов, мотивация и стимулирование сотрудников на достижение высоких  результатов труда, повышение квалификации
 
  1. Содержание  работ по направлению «Учетно-организационная  работа»
Формы работы Ответственные Сроки
1. Управление  расходами на персонал
  - планирование расходов на заработную плату Планово-экономическое  Управление Постоянно
  - планирование расходов на реализацию кадровых программ:

- привлечение специалистов на работу в Банк;

- обучение;

- развитие корпоративной культуры;

- мотивирование сотрудников;

- социальное обеспечение (организация питания,

- медицинское обслуживание, мат. помощь и т.п.)

Планово-экономическое  Управление совместно с управлением  по работе с кадрами Раз в  квартал
  - мониторинг рынка специалистов и уровня оплаты труда Управление  по работе с кадрами 1 раз  в квартал
2. Разработка  и утверждение положений, регламентирующих процесс труда:
  - Правила внутреннего трудового распорядка;

- Положения о подразделениях;

- Должностные инструкции;

- издание организационно-распорядительных кадровых документов (приказов и распоряжений) с занесением данных в кадровую базу данных

Управление  по работе с кадрами совместно с руководителями подразделений По мере необходимости
  - разработка методических рекомендаций для линейных руководителей по основным кадровым технологиям и их размещение в общебанковской сети:

- «Проведение собеседование при приеме на работу» (разработано);

- «Адаптация нового сотрудника» (разработано);

- «Поощрение сотрудников»;

- «Система оценки труда»;

- «Система информирования» и др.

Отдел развития персонала Постоянно
3. Кадровый  учет и делопроизводство
  - ведение базы данных сотрудников (личные дела, трудовые книжки, электронная база данных);    
  - учет изменений анкетно-биографических данных и должностных перемещений сотрудников;    
  - ведение табеля учета рабочего времени; Управление  по работе с кадрами Постоянно
  - воинский учет;    
  - подготовка аналитических отчетов и справок по вопросам кадрового состава Банка:

- изменение численности подразделений;

- кадровые изменения на уровне начальников отделов и выше;

- динамика численности персонала;

- состав банка по категориям

   
4. Мониторинг  организационно-штатной структуры
  - анализ положений о персонале и должностных инструкций с целью определения функциональных и должностных обязанностей;  
 
 
 
 
 
Управление  по работе с кадрами 
 
 
 
 
 
 
 
 
Постоянно 
 
  - структурированное интервью с руководителями по вопросам организационно-штатной структуры и выполняемым функциям;
  - выработка рекомендация по оптимизации организационно-штатной структуры;

- предложения по оптимизации распределения функций между подразделениями;

- оптимизация схем взаимодействия

  - отслеживание изменений в штатном расписании подразделений  
5. Правовое  регулирование трудовых отношений                               Юридическое управление По мере необходимости
6. Решение вопросов трудовой дисциплины
  - разработка норм трудовой дисциплины; Управление  по работе с кадрами  
  - отслеживание количества нарушений трудовой дисциплины сотрудниками; Служба  безопасности, Управление по работе с  кадрами 
Ежемесячно
  - составление отчетов о динамике количественных показателей трудовой дисциплины по подразделениям;   Ежеквар-тально
  - издание нормативных документов по вопросам трудовой дисциплины; Управление  по работе с кадрами 
 
По мере необходимости
  - оценка эффективности мер воздействия на нарушителей трудовой дисциплины; 1 раз  в год
  - анкетирование нарушителей с целью анализа условий и причин нарушений  
7. Анализ  текучести кадров и причин увольнения
  - оценка уровня и динамика текучести по подразделениям, Банку в целом и по отдельным категориям персонала. Определение социального статуса уволившихся (образование, возраст, должность, стаж работы в Банке). Подготовка аналитической справки;  
 
 
 
 
 
Управление  по работе с кадрами 
 
 
 
По мере увольнения сотрудников
  - разработка анкеты для анализа причин увольнения; Разработан
  - отчет об уровне и причинах увольнения; 1 раз  в полгода
  - проведение анкетирования с целью определения уровня потенциальной текучести в подразделениях Банка и анализа ее причин; Постоянно
  - разработка рекомендаций по профилактике текучести персонала 3 квартал  2010 г.
 
 

2. Содержание  работ по направлению «Планирование  и подбор персонала» 

Формы работы Ответственные Сроки
1. Текущее и перспективное изучение потребностей Банка в персонале
  - разработка планов развития подразделений Банка с обоснованием увеличения штатной численности; Начальники  Управлений и Служб Минимум 1 раз  в год
  - анализ укомплектованности подразделений персоналом, обладающим профессиональными умениями и навыками, соответствующими должностным требованиям; Управление  по работе с кадрами совместно  с линейными руководителями Постоянно
  разработка  рекомендаций по оптимизации численности  сотрудников на основе показателей  экономической целесообразности    
2. Разработка  требований к сотрудникам Банка:
  - составление профессиограмм (описание психологических и профессиональных требований к основным банковским специальностям, перечень функций, выполняемых в рамках той или иной должности, с указанием их относительной значимости);

- разработка критериев эффективности выполнения должности

Управление  по работе с кадрами совместно  с начальниками Управлений и Служб 3—4 кварталы 2010 г.
  - подбор комплекса психологических тестов по основным банковским специальностям;

- разработка профессиональных тестов для наиболее массовых банковских специальностей (бухгалтер-операционист, кассир, и др.)

  Разработано
3. Мониторинг  рынка специалистов и уровней  оплаты труда
  - анализ изменения уровня оплаты и условий труда банковских специалистов на рынке и разработка рекомендаций по оптимизации заработной платы сотрудников; Управление  по работе с кадрами 1 раз в квартал
  - создание и ведение базы резюме специалистов в соответствии со штатным расписанием и структурой Банка;  
Постоянно
  - создание автоматизированной системы, поддерживающей банк данных о кандидатах с возможностью выборки по факторным запросам  
3-4 кварталы 2010г.
4. Подбор  персонала
  Поиск специалистов вне Банка по текущим заявкам  и на перспективу в соответствии с утвержденным штатным расписанием  с использование различных способов привлечения специалистов: - использование собственной базы данных;

- сотрудничество с кадровыми агентствами;

- реклама о наборе в СМИ, в том числе на сайте в Интернете;

- установление рабочих контактов с вузами;

- организация стажировок выпускников вузов с целью последующего отбора

Управление  по работе с кадрами По мере необходимости
  - первичный отбор кандидатов на работу на конкурсной основе с учетом их профессиональных качеств и психологических особенностей Управление  по работе с кадрами По мере необходимости
4.1. Психологическая и профессиональная оценка кандидатов    
  - комплексное профессиональное и психологическое тестирование кандидатов на работу и работающих сотрудников (определение личностных особенностей, оценка уровня интеллекта); Отдел развития персонала При оценке кандидатов
  - представление руководителям результатов тестирования и рекомендаций по методам построения эффективных взаимодействия с сотрудником
 
 
4.2.
Адаптация новых  сотрудников    
  Подготовка  брошюры «Введение в корпоративную культуру» для сотрудников с отражением следующих моментов:

- история Банка;

- требования к сотрудникам;

- рекомендации по повышению эффективности работы и т.п.

Управление  по работе с кадрами совместно  с Управлением рекламы 3 квартал 2010 г.    
  - разработка методических материалов по адаптации сотрудников для руководителей Управление  по работе с кадрами Разработано
  - консультации руководителей по вопросам адаптации персонала  
По мере необходимости
  - оценка прохождения сотрудниками испытательного срока Совместно с  руководителями подразделений По окончанию  испытательного срока
 

3. Содержание  работ по направлению «Развитие  персонала» 

Формы работы Ответственные Сроки
1. Оценка (Аттестация) персонала    
  - разработка положения об аттестации персонала; Управление  по работе с кадрами  
  - определение критериев и формы оценки персонала;  
 
4 квартал  2010 г
  - подготовка аттестационных листов, протоколов и других нормативных документов;  
 
 
  - формирование комиссии по аттестации персонала;  
 
1 квартал  2010 г
  - Проведение аттестации по следующим параметрам;

- Оценка степени соответствия работающего персонала квалификационным требованиям

- Анализ выполняемых функций и их соответствие должностным инструкциям

 
 
1—2 квартал  2010 гг.
  - выработка предложений и рекомендаций по результатам аттестации:

- возможности перемещения сотрудников;

- составление прогноза соответствия настоящей и перспективным должностям;

- необходимость направления на обучение и др.

Управление  по работе с кадрами совместно с руководителями подразделений 2 квартал  2010 г
  - профессиональное и психологическое тестирование с целью определения необходимости повышения квалификации. Управление  по работе с кадрами По мере необходимости
2. Планирование  обучения
  - оценка потребности в повышении квалификации сотрудников в случае: Управление  по работе с кадрами совместно  с линейными руководителями 
По  мере необходимости
  - расширений функций сотрудников;

- расширение номенклатуры новых услуг;

- внедрение новых технологий;

- открытие новых отделений;

- изменение нормативных документов;

- выводы по результатам аттестации сотрудников

  Планирование  каждой обучающей программы по следующим параметрам:

- определение целей обучения;

- выбор методов обучения;

- определение содержания программы обучения;

- план-график проведения обучения;

- предполагаемый список участников;

- оценка эффективности обучения по разработанным методикам

Управление  по работе с кадрами По мере необходимости
  - сбор заявок и изучение потребностей подразделений Банка в обучении специалистов Управление  по работе с кадрами 
1 раз  в квартал
  - разработка программ и планов-графиков обучения для различных категорий специалистов или обеспечение текущих заявок на обучение Постоянно
  - информирование руководителей и специалистов о предлагаемых программах обучения, планируемых семинарах, конференциях, выставках Управление  по работе с кадрами 
Постоянно
  - подготовка нормативных документов по вопросам обучения По мере необходимости
3. Организация внутреннего обучения
3.1 Подготовка  специалистов для проведения внутреннего  обучения    
  - выявление специалистов, готовых к проведению обучения; Линейные  руководители 3 квартал  2010 г
  - обучение «специалистов-преподавателей» по вопросам организации тренингов и семинаров, подготовка внутренних тренеров; Управление  по работе с кадрами 
4 квартал  2010 г
  - разработка системы поощрения специалистов, проводящих внутреннее обучение 4 квартал  2010 г
3.2 Организация внутреннего  обучения по следующим направлениям:    
  - доведение знаний, полученных на внешних семинарах до сотрудников, работающих в смежных областях;

- расширение профессиональных навыков специалистов;

- ротация специалистов в смежные подразделения/на смежные рабочие места с целью повышения квалификации и взаимозаменяемости сотрудников;

- «круглые столы» по актуальным вопросам работы Банка с привлечением специалистов различных подразделений

Управление  по работе с кадрами совместно  со «специалис-тами -преподавателями» По плану, начиная с 4 квартала 2010 г.
3.3 Тренинги по повышению эффективности работы с клиентами    
  Разработка  методических материалов по следующим  направлениям работы с клиентами:

- тренинг телефонного общения (для сотрудников, работающих с клиентами по телефону);

- клиентоориентированное поведение, повышение качества обслуживания клиентов (для операционистов, кассиров и других специалистов допофисов и филиалов, обслуживающих клиентов);

- способы привлечения клиентов (для специалистов, занимающихся привлечением клиентов);

- способы убеждения, поведение в конфликтной ситуации, особенности межличностного общения (для всех специалистов, работающих с клиентами)

Управление  по работе с кадрами По плану, начиная со 3-го квартала 2010 г
  - организация и проведение семинаров и тренингов Управление  по работе с кадрами 
Начиная с 3-го

квартала 2010 г.

  - контроль эффективности тренингов
3.4 Организация обучения сотрудников филиалов и  доп.офисов    
  - проведение 2—3-дневных тренингов для сотрудников филиалов по вопросам обслуживания клиентов; Отдел развития персонала 
По заявкам  управляющих
  - консультации руководителей филиалов по вопросам организации работы с персоналом с учетом выявленного в процессе кадрового аудита потенциала; По мере необходимости
  - организация стажировок сотрудников Управление по работе с кадрами Начиная с 4-го квартала 2010 г.
3.5 Развитие  управленческих навыков руководителей    
  - Разработка методических материалов по вопросам управления персоналом Управление  по работе с кадрами 3—4 кварталы

2010 г

  Проведение  тренингов для линейных руководителей по основным технологиям управления персоналом:

-  «Мотивация»;

- «Адаптация новых сотрудников»;

- «Делегирование полномочий»;

- «Работа руководителя по развитию карьеры сотрудников»;

- «Повышение эффективности групповой работы», др. темы по запросам руководителей.

Управление  по работе с кадрами с 3-го квартала 2010 г
  Инструктивная беседа с руководителями при назначении на должность:

- инструктаж по вопросам информационной безопасности;

- структура Банка и система подчинения;

- порядок приема, перемещения, увольнения сотрудников; оформление отпусков; информация о временно отсутствующих; порядок повышения квалификации сотрудников;

- действующие в Банке нормативные положения по работе с кадрами. Порядок разработки Положений по подразделениям и должностных инструкций сотрудников;

- дисциплинарная практика;

- информация службы по работе с кадрами в сети;

- консультации по вопросам управления персоналом

Управление  по работе с кадрами совместно  со Службой безопасности При назначении новых руководителей
4. Организация внешних семинаров  
  Создание  и поддержание электронной базы данных по вопросам обучения сотрудников по следующим параметрам:

- компании, проводящие обучение банковских специалистов;

- тематика и программы обучения по направлениям с учетом штатной структуры Банка;

- сроки проведения обучения;

- стоимость курса;

- учет прохождения профессиональной подготовки сотрудниками Банка;

- отзывы об уровне преподавания.

Управление  по работе с кадрами Постоянно, начиная с 3 квартала 2010 г.
  - оформление участие сотрудников Банка во внешних семинарах    
5. Контроль  результатов обучения
  - разработка опросников для оценки эффективности обучения Отдел развития персонала 3 квартал  2010 г
  Проведение  оценки эффективности семинаров (тренингов) по следующим параметрам:

- полученные навыки;

- полученные знания;

- изменение мотивации работы;

- изменение эффективности работы

Управление  по работе с кадрами совместно  с линейными руководителями Через 3-6 месяцев после обучения
6. Работа  с резервом на выдвижение
  - выявление резерва на выдвижение по результатам оценки деятельности Управление  по работе с кадрами совместно  с лин.руководителями 
2 квартал 2010 г. 
  - разработка программы работы с резервом на выдвижение

Информация о работе Исследование управления персоналом банка и совершенствование этой деятельности на примере Банка России