Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 21:12, курсовая работа
Цель исследования – исследование управления персоналом банка и совершенствование этой деятельности на примере Банка России.
В связи с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
1.Рассмотреть теоретические аспекты процесса управления персоналом организации;
2.Раскрыть управление персоналом на основе процессных технологий в Банке России;
3.Проанализировать систему управления персонала Банка;
4.Показать основные направления работы с кадрами Банка.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты процесса управления персоналом коммерческого банка 5
1.1. Понятие и методы управления персоналом организации 5
1.2. Система управления персоналом в современном банке и ее отечественная специфика 11
1.3. Технология кадровой работы организации 19
Глава 2. Исследование управления персоналом коммерческого банка 32
2.1. Управление персоналом на основе процессных технологий 32
в Банке России 32
2.2. Анализ системы управления персонала банка 45
2.3. Основные направления работы с кадрами банка 49
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложение 63
Персональный менеджмент (термин, пришедший в Россию из зарубежной теории управления) определяется как целостная система управления кадровым направлением деятельности банка, ориентированная на решение трех стратегических задач:
– оперативного и полного удовлетворения потребностей банка в трудовых ресурсах необходимой специализации и уровня квалификации;
– формирования и поддержания комплекса организационных, экономических, а также социально-психологических условий, благоприятствующих наиболее эффективному исполнению банковскими служащими возложенных на них функций;
– обеспечения необходимого уровня взаимосвязи (точнее — взаимной поддержки) между собственно управлением персоналом и другими направлениями банковского менеджмента1.
При практической организации данной системы прежде всего следует учитывать, что ее предметной специализацией выступает человеческий индивидуум – наименее стабильный и прогнозируемый объект управления. Именно это определяет сложность управленческого воздействия на работников. Кроме того, как и любая другая управляющая система, персональный менеджмент зависит от множества факторов внешнего и внутреннего характера, например от текущей ситуации на рынке трудовых ресурсов, требований действующего трудового законодательства, уровня квалификации сотрудников кадровых служб, финансового состояния организации и т.п. Все эти факторы должны учитываться при практической организации конкретных элементов системы и непосредственного механизма ее эксплуатации. Не менее важным представляется и процесс взаимодействия с другими направлениями банковского менеджмента. Например, текущие финансовые возможности субъекта хозяйствования по содержанию высококвалифицированного персонала прямо зависят от эффективности финансового менеджмента, а на него в свою очередь будет оказывать влияние уровень квалификации и другие качественные характеристики соответствующих специалистов банка. Особую роль персональный менеджмент играет в условиях высококонкурентной среды, когда соответствующий рынок в короткие сроки преобразуется из «рынка продавца» в «рынок покупателя». На первый план в такой ситуации выдвигаются качественные параметры обслуживания потенциального клиента, что предъявляет новые требования к эффективности управления трудовыми ресурсами банка.
Действие перечисленных факторов предъявляет к системе управления персоналом ряд методических условий и принципов, нарушение которых предопределяет ее конечную неэффективность с соответствующими негативными последствиями для банка в целом.
Методические требования к системе управления персоналом банка:
1.
При формировании системы
2.
Система должна иметь
3.
Функционирование системы
4.
Система должна
5. На стадии разработки системы должно обеспечиваться рациональное сочетание, с одной стороны, необходимого уровня статичности (т.е. стабильности) ее ключевых элементов, а с другой — высокой степени адаптируемости их к прогнозируемым изменениям внешней и внутренней среды.
6. Необходимым элементом системы должен выступать формализованный процесс ее практического внедрения, эксплуатации и последующего развития.
Методические принципы организации системы управления персоналом банка:
1.
Организация управления на
2.
Ориентация на решение
3. Четкое разграничение функций, полномочий и ответственности в системе управления персоналом между дирекцией банка, кадровой службой и руководством структурных подразделений.
4.
Использование в системе
5.
Относительная методическая
Эти требования и принципы подлежат дальнейшей детализации и уточнению, исходя из специфики локальных элементов системы персонального менеджмента, принципиальная организационная структура которой приведена ниже.
Кадровая стратегия банка — совокупность стратегических целей по кадровому направлению деятельности и избранных методических подходов к их практической реализации.
Факторы, определяющие особенности кадровой стратегии1:
1.
Миссия банка и стратегия его
рыночного поведения (например, закрепленная
в миссии ориентация на
2. Состояние отраслевого рынка труда на территории соответствующего региона (для периферийных российских банков данный
фактор имеет приоритетный характер из-за сохраняющегося в провинции дефицита квалифицированных специалистов и неразвитой инфраструктуры самого рынка).
3.
Степень понимания
4. Финансовые возможности банка по содержанию персонала и обеспечению непрерывного развития системы персонального менеджмента.
5.
Имидж конкретного банка на
рынке трудовых ресурсов как
работодателя (степень доверия к
нему со стороны его
6. Уровень профессионализма сотрудников кадровой службы.
7. Наличие филиальной сети, дружественных банков и других финансовых институтов, прочие аналогичные факторы.
Общие методические требования к кадровой стратегии:
1. Реальность (практическая достижимость) поставленных ею целей с учетом уже имеющихся и перспективных возможностей банка.
2.
Взаимосвязь с другими
3. Необходимость предварительной оценки всех факторов, определяющих кадровую стратегию конкретного банка (уточнение общего перечня факторов, степени их реального воздействия и возможных последствий для системы).
4.
Оперативная корректировка
Как показывает практика, большинство не только отечественных, но и зарубежных банков при определении кадровой стратегии (по крайней мере в ее официально декларируемом виде) ограничиваются перечислением общих задач и принципов управления персоналом. В результате кадровая стратегия выполняет функции политической программы, а не рабочего документа в системе банковского менеджмента. При таком подходе работники службы персонала в процессе решения прикладных управленческих задач естественно руководствуются не положениями «политической программы», а негласно сложившимися в конкретном банке традициями и собственными представлениями о целесообразности того или иного решения. В результате кадровая стратегия присутствует лишь «на бумаге», что заведомо снижает эффективность оперативного управления персоналом. Для предотвращения подобной ситуации в соответствующем документе должны быть четко сформулированы не только общие стратегические цели, но и подходы к их практической реализации.
Типовой перечень направлений блока обеспечения:
1. Нормативно-методическое обеспечение как совокупность внешних и внутренних регламентов и методик, используемых банком при управлении персоналом, условно разделяемых на следующие группы:
– внешние регламенты, устанавливающие внешние требования и ограничения по кадровому направлению деятельности банка (Трудовой кодекс РФ – цели, задачи, основные принципы и состав установлены в гл. 1, 2 и 5; указы президента, постановления правительства, законодательные и подзаконные акты местных органов власти и т.п.);
– внутренние регламенты — документы, разработанные и утвержденные самим банком, которые определяют конкретный порядок, механизмы и процедуры, а также иные требования к управлению персоналом и имеют нормативный характер для всех его подразделений и сотрудников (положения, стандарты, приказы и т.п.);
– методические документы как внешней, так и собственной разработки, которые призваны разъяснять, комментировать и предлагать различные варианты решения конкретных управленческих задач в рамках системы (комментарии к Трудовому кодексу, методические рекомендации для руководителей подразделений и т.п.).
2. Технологическое обеспечение как совокупность формализованных управленческих технологий, с использованием которых обеспечивается непосредственная эксплуатация всех операционных подсистем, а также деятельность самой кадровой службы банка (например, технологии проведения отбора на стадии найма, аттестации, испытательного срока и т.п.).
3. Инструментальное обеспечение как совокупность используемых в конкретном банке административных, экономических, социальных и психологических прикладных методов управления персоналом.
4. Информационное обеспечение как совокупность:
– информационных массивов и баз данных по всем аспектам функционирования системы;
– каналов прохождения управленческой информации в рамках системы, организованных по следующей принципиальной схеме: источник информации — содержание информации — сроки передачи информации — получатель информации.
5. Финансовое обеспечение как совокупность денежных средств, выделяемых руководством банка для поддержания эксплуатации и дальнейшего развития системы.
Формирование
новой методологии
Факторы макросреды (действие которых практически не зависело от руководства конкретных банков):
1)
отсутствие общенациональных и
региональных программ
2)
недостаточная «мощность»