Исследование управления персоналом банка и совершенствование этой деятельности на примере Банка России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – исследование управления персоналом банка и совершенствование этой деятельности на примере Банка России.

В связи с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:

1.Рассмотреть теоретические аспекты процесса управления персоналом организации;
2.Раскрыть управление персоналом на основе процессных технологий в Банке России;
3.Проанализировать систему управления персонала Банка;
4.Показать основные направления работы с кадрами Банка.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты процесса управления персоналом коммерческого банка 5
1.1. Понятие и методы управления персоналом организации 5
1.2. Система управления персоналом в современном банке и ее отечественная специфика 11
1.3. Технология кадровой работы организации 19
Глава 2. Исследование управления персоналом коммерческого банка 32
2.1. Управление персоналом на основе процессных технологий 32
в Банке России 32
2.2. Анализ системы управления персонала банка 45
2.3. Основные направления работы с кадрами банка 49
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложение 63

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 537.00 Кб (Скачать)

Оглавление 

 

Введение 

     Эффективное функционирование современных российских банков сегодня в решающей степени зависят от активности и уровня профессионализма их руководителей. Сегодня управление организацией и характер стратегий руководителей во многом предопределяют состояние российской экономики. В стране продолжаются поиск новых моделей управления.

     Проблема  управления персоналом заключается  в отсутствии специалистов, обладающих современными глубокими знаниями в  области управления персоналом и, в  первую очередь, в организациях основного  звена, где происходят существенные изменения в управлении банка в целом и системе управления персоналом в особенности. Основную нагрузку в реализации этих изменений несут специалисты по управлению персоналом, поэтому именно от того, насколько полно и прочно они будут вооружены такими знаниями и, главное, насколько умело, эффективно они смогут применять их на практике, зависит то, как организации адаптируются (уже сегодня) к условиям и требованиям рынка и как они достигают поставленные перед собой цели.

     Управление  людьми, коллективами требует навыков  и умений. Поэтому здесь нужна специальная подготовка, периодическое повышение квалификации и постоянное самообразование.

     Большое значение для выработки этих качеств  у руководителей имеют научно обоснованные и проверенные практикой  рекомендации по применению эффективных приемов управления и совершенствованию стиля руководства, которые рассматриваются И. Алёхиной, Ю.Д. Красовской, А.А. Урбанович, Б.З. Мильнер, В.В. Лукашевич и многими другими.

     Объект  исследования - управление персоналом банка.

     Предмет исследования – методы управления персоналом банка.

     Цель  исследования – исследование управления персоналом банка и совершенствование этой деятельности на примере Банка России.

     В связи с поставленной целью выдвигаются  следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты процесса управления персоналом организации;
  2. Раскрыть управление персоналом на основе процессных технологий в Банке России;
  3. Проанализировать систему управления персонала Банка;
  4. Показать основные направления работы с кадрами Банка.

     Теоретическую основу исследования составляют работы по изучению совершенствования управления персоналом банка (А.Р, Алавердов, В.Р. Веснин, А.П. Егоршин,  Л.Г. Кириллов, А.Б. Леонова и др.).

     Практическая  значимость: разработанные рекомендации по совершенствованию управления персоналом банка могут быть применены в практике других организаций.

     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

Глава 1. Теоретические аспекты процесса управления персоналом коммерческого банка

1.1. Понятие и методы управления персоналом организации

 
 

     В научной литературе и публикациях  специалистов по проблемам управления персоналом встречаются различные  толкования понятия «управление  персоналом». Одни авторы1 акцентируют внимание на организационной стороне управления, оперируя в основном целями управления и методами их достижения. Другие в определении делают упор на содержательную часть и отражают функциональную сторону управления2.

     Управление персоналом в организации это системное, планомерно организованное воздействие с помощью взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер на процесс формирования, распределения, перераспределения персонала организации, на создание условий для использования профессиональных качеств работника в целях обеспечения эффективного функционирования организации и всестороннего развития занятых в ней работников.

     С точки зрения Н.П. Кабушкина, цели управления состоят в повышении производственной, творческой отдачи и активности персонала, в разработке и реализации программ развития кадров организации. Эти цели служат для обеспечения слаженной работы всех звеньев системы управления организации в целом3.

     Цели  управления персоналом организации  как совокупность желаемого состояния  выражаются двояко. С одной стороны, это цели персонала, которые он ставит перед собой в процессе трудовой деятельности. Достижение персоналом целей зависит от его собственных усилий и от работы администрации организации, ее службы управления персоналом, направленной на обеспечение реализации целей персонала. С другой стороны, администрация имеет собственные цели по востребованию способностей персонала, которые не всегда совпадают с целями персонала. Поэтому администрация призвана разработать систему целей, позволяющих реализовать социальные потребности и с точки зрения персонала, и с точки зрения администрации, т. е. целевые задачи должны быть непротиворечивы. Это, в свою очередь, создаст объективную основу эффективных взаимоотношений персонала и администрации для достижения общих целей.

     На  уровне организации управление персоналом это система взаимосвязанных  организационно-экономических и  социальных мер по созданию условий  для нормального функционирования, развития и эффективного использования  потенциала рабочей силы. Эта система  мер выступает в форме непрерывного процесса, направленного на целевое изменение мотивации работников для получения от них максимальной отдачи, а, следовательно, и достижения высоких конечных результатов в деятельности организации.

     С другой стороны, управление персоналом представляет собой разнообразную деятельность специальных служб (службы кадров, отдела труда и заработной платы, финансовой службы, юридической службы и др.) и линейных руководителей подразделений организации, направленную на достижение целей стратегического развития организации и решение тактических задач1.

     Практика  показывает, что к управлению персоналом как составной части управления организацией имеются два подхода технократический и гуманистический. При технократическом подходе управленческие решения подчинены прежде всего интересам производства (максимизация выпуска продукции, выполнение плана и т. п.): численность и состав работников определяются исходя из применяемой техники, технологического разделения труда и т. п. Таким образом, управление персоналом поглощается процессом управления производством и сводится к подбору кадров с соответствующими профессиональными, квалификационными характеристиками и их расстановке исходя из задач организации производства.

     Гуманистический подход к управлению персоналом подразумевает создание таких условий труда и такое его содержание, которые позволяют снизить степень отчуждения работника от его трудовой деятельности и от других работников. Поэтому функционирование производства и его результативность при таком подходе во многом зависят не только от соответствия численности и профессионально-квалификационного состава работников требованиям техники и технологии, но и от уровня мотивации работников, степени учета их интересов, что требует большего внимания к учету интересов работника как личности: повышения содержательности труда, улучшения условий труда, реализации личностных устремлений человека.

     Управление  персоналом рассматривается как  один из механизмов реализации кадровой политики субъекта управления, система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и иных имеющих нормативно-правовую основу мероприятий, обеспечивающих рациональное использование способностей человека, как в его собственных интересах, так и в интересах организации. Она состоит из следующих компонентов: организационной структуры управления персоналом организации; системы работы с персоналом организации; нормативно-правовой базы управления персоналом; информационно-методического обеспечения системы управления персоналом; технологий управления персоналом и методов управления персоналом организации (рисунок 1)1.

     Данная  система управления персоналом организации, являясь органической составной  частью государственной кадровой политики, должна строиться и базироваться на ее принципах и приоритетах, а также на общих принципах системы управления персоналом организации.

     Управление персоналом организации это целенаправленное упорядоченное воздействие субъекта на объект, осуществляемое непосредственно субъектом управления.

       

Рис. 1. Компоненты системы управления персоналом организации 

     Управление  персоналом одновременно выступает  как система организаций и  как процесс. Оно представляет собой  совокупность (единство) отношений, механизмов, форм и методов воздействия на формирование, развитие и востребованность профессиональных возможностей работников, включая разработку концепции и стратегии кадровой политики организации, технологий управления персоналом (Рисунок 2)1.

     Управление персоналом нельзя сводить к ограниченному набору действий, которые традиционно выполняют кадровые службы современных организаций. Управление персоналом организации в условиях модернизации общества представляет собой сложный, постоянно обновляющийся творческий процесс, в котором взаимодействуют многие организационные, социально-психологические, правовые, экономические, нравственные и другие факторы.

Рис. 2. Субъект-объектные отношения и связи в системе управления персоналом организации 

     Общие принципы системы управления персоналом организации отражены в Конституции Российской Федерации, Федеральных законах Российской Федерации и других нормативных правовых актах.

     Основные  из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом1:

      научная обоснованность и комплексность в работе с персоналом с учетом всех факторов, влияющих на нее;

      перспективность с учетом прогноза формирования и развития персонала организации на ближайшие десятилетия и с учетом социального прогресса, в том числе изменений содержания и характера труда работников;

      устойчивость системы управления персоналом к изменениям внешней среды и соответствие ее состоянию;

      коллегиальность и единоначалие в управлении персоналом организации;

       непрерывность в управлении персоналом и оперативность при принятии решений по анализу и совершенствованию системы управления персоналом;

      законность, основанная на правовой и социальной защите персонала организации, соблюдении нормативно-правовых требований и процедур при решении кадровых вопросов;

       подконтрольность персонала организации вышестоящим органам;

     систематическое обновление персонала организации, его качественное укрепление за счет постоянного притока свежих сил с сохранением преемственности и использованием способности кадров всех возрастов;

     оптимальность при выборе наиболее рационального варианта формирования системы управления персоналом для конкретных условий;

     экономичность и эффективность функционирования системы управления персоналом.

     Эти принципы должны быть отражены в локальных нормативных актах организации и положены в основу формирования системы управления персоналом, определять содержание ее компонентов и выбор конкретных форм, средств и методов управления персоналом организации.

     Управление  персоналом можно рассматривать и как внутреннее качество системы (управления), основными элементами которой являются субъект управляющий элемент (руководитель организации и кадровая служба этого органа) и объект управляемый элемент (персонал организации), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации1.

     Таким образом, управление персоналом организации как система в настоящее время усложняется. Возрастание сложности управления персоналом в сфере управления происходит, во-первых, в силу усложнения управленческого труда в условиях перехода к рынку; во-вторых, в силу того, что персонал — наиболее сложный объект управления организации; в-третьих, в результате постоянного и резкого изменения системы ценностей работников, что связано с общеполитическими и экономическими реформами общества; в-четвертых, в результате роста численности персонала системы государственного управления, что требует более эффективного его развития и рационального использования.

Информация о работе Исследование управления персоналом банка и совершенствование этой деятельности на примере Банка России