Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 21:12, курсовая работа
Цель исследования – исследование управления персоналом банка и совершенствование этой деятельности на примере Банка России.
В связи с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
1.Рассмотреть теоретические аспекты процесса управления персоналом организации;
2.Раскрыть управление персоналом на основе процессных технологий в Банке России;
3.Проанализировать систему управления персонала Банка;
4.Показать основные направления работы с кадрами Банка.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты процесса управления персоналом коммерческого банка 5
1.1. Понятие и методы управления персоналом организации 5
1.2. Система управления персоналом в современном банке и ее отечественная специфика 11
1.3. Технология кадровой работы организации 19
Глава 2. Исследование управления персоналом коммерческого банка 32
2.1. Управление персоналом на основе процессных технологий 32
в Банке России 32
2.2. Анализ системы управления персонала банка 45
2.3. Основные направления работы с кадрами банка 49
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложение 63
Дополнительным результатом этого процесса является формирование банка претендентов и резерва персонала на определенные должности (первый формируется из внешних кандидатов, второй - из сотрудников банка). Формирование обоих происходит исходя из требований конкретных должностей, а потому качество претендентов с точки зрения наличия у них необходимых для данной должности качеств является более высоким.
Развитие персонала. Цель этого процесса обеспечить (в рамках возможного) постоянное повышение потенциала имеющихся человеческих ресурсов, добиваясь максимального достижения предъявляемых требований. Направления развития персонала определяются видами ресурсов. Требуемый уровень вытекает, как уже отмечалось, из описаний процессов.
Для повышения профессиональной компетентности используются различные формы подготовки, переподготовки, обучения. При этом наличие требований к профессиональной компетентности позволяет выбрать наилучшие курсы из имеющегося каталога учебных программ Банка России, а также сформировать внутренние учебные программы, обеспечивающие достижение необходимого уровня компетентности. По итогам учебных мероприятий осуществляется выходной контроль достигнутого уровня полученной компетентности, что в свою очередь позволяет оценить эффективность проводимых учебных мероприятий.
Основной формой подготовки работников на руководящие должности является работа с резервом персонала, направленная на формирование внутреннего источника кадровых ресурсов для своевременного комплектования должностей руководителей и главных специалистов банка высококвалифицированными и лояльными сотрудниками и на раскрытие и эффективное применение их профессионального и творческого потенциала. Развитие управленческого ресурса также происходит исходя из требований к управленческой компетентности на соответствующих должностях. Здесь важными являются знания в области применяемых в Национальной банке управленческих технологий, навыки владения отдельными практиками. Большую роль при этом играют тренинги, проводимые специалистами Департамента персонала Банка России. Потенциальные возможности человека включают в себя совокупность качеств, которые позволяют сотруднику успешно осуществлять коллективную деятельность, реализовать поставленные цели и достигать результатов, определенных процессами. Совокупность таких качеств, получивших название эмоционального интеллекта, может развиваться. Развитие потенциальных возможностей сотрудников имеет своей целью повысить эмоциональный интеллект и, тем самым, эффективность деятельности сотрудников банка с точки зрения достижения конечных результатов.
Перечень продуктов (услуг) и процессов в системе управления персоналом
Наименование процесса (подпроцесса) | Результат процесса (подпроцесса) - продукт или услуга | Форма представления продукта(услуги) | В каких целях используется продукт |
01. Управление организационной структурой | Определение количественной и качественной потребности в человеческих ресурсах по результатам оценки функциональной нагрузки | Штатное расписание, должностные инструкции, положения о структурных подразделениях | Обеспечение необходимыми
трудовыми ресурсами для |
02. Комплектование штата | Персонал, отвечающий требованиям должностей | Расстановка персонала по штатному расписанию | Удовлетворение потребностей Банка России по Челябинской области в персонале |
02.01
Определение существующего |
Оценка потенциала персонала по всем аспектам человеческого ресурса | Форма учета потенциала сотрудников | Принятие управленческих решений |
02.02
Определение потребности в |
Потребность в человеческих ресурсах | 1. Заявка
на комплектование штата
2. Предложения по развитию человеческих ресурсов |
1. Принятие
управленческих решений
2. Текущее и оперативное планирование по развитию потенциала |
02.03
Формирование банка |
Банк данных кандидатов на работу | Банк претендентов на работу в НБ РБ | Оперативный подбор кандидатов на вакантные должности |
02.04
Формирование резерва
персонала (внутренний |
Банк данных кандидатов | Список резерва персонала Банка России по Челябинской области | Оперативная замена специалистов, занимающих должности с повышенной функциональной ответственностью |
02.05 Назначение на должность | Персонал, отвечающий требова-ниям должностей | Приказ о приеме (переводе) работника | |
03. Развитие персонала | Соответствие ресурсов работников требованиям должностей | ||
03.01 Адаптация новых работников | Наращивание потенциала
новых работников по ресурсам,
не в полной мере
удовлетворяющим требованиям |
Заключение
по результатам прохождения |
Принятие управленческого решения о дальнейшей работе в Банке России по Челябинской области |
03. 02 Обучение | Повышение профессиональной компетентности и управленческого потенциала работников, исходя из должностных требований | Документы о прохождении обучения (дипломы, удостоверения, сертификаты) | Увеличение
профессионального и |
03.03
Должностное профессиональное
продвижение сотрудников ( |
Распределение персонала по рабочим местам на перспективу | План развития карьеры | Оптимальное использование потенциала ресурсов |
03.04
Формирование корпоративности |
Персонал, соблюдающий и разделяющий Кодекс корпоративной культуры Банка России по Челябинской области | Отчет о соблюдении сотрудниками Кодекса корпоративной культуры Банка России по Челябинской области | Развитие личностного ресурса |
03.05 Социальная поддержка персонала | Персонал, мотивированный на эффективную деятельность | 1. Базовый
и дифференцированный пакеты
социальных благ и услуг
2. Отчет о предоставленных услугах персоналу |
Развитие ресурса здоровья и личностного ресурса |
04. Управленческий учет в управлении персоналом | |||
04.01 Кадровое делопроизводство | Формирование информационной базы данных, содержащей учетные персональные данные и данные, характеризующие потенциал человеческих ресурсов и эффективность его использования | Базы данных
в типовом программном График отпусков, индивидуальный режим работы (графики) |
Принятие управленческих
решений
Формирование отчетности Получение текущей документации (справок-объективок, справок о работе, представлений, отчетов для отдела по работе с персоналом) |
04.02
Формирование отчетности о |
Представление объективной отчетности о персонале в вышестоящие организации, налоговую инспекцию, пенсионный фонд и руководству Банка России по Челябинской области | Обязательные формы отчетности: 1-К, годовой отчет о персонале, Пенсионная программа, индивидуальные сведения о страховом стаже и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, статотчетность в ГНИ, по ф. П-4, отчет об использовании рабочего времени | Контроль за деятельностью Банка России по Челябинской области |
Концепция управления персоналом Банка России по Челябинской области рассматривает здоровье сотрудников как важнейшую составляющую их потенциала и, следовательно, важнейший ресурс. Управление и развитие ресурса здоровья в банке имеет своей целью снижение потерь рабочего времени из-за болезней, обеспечение адекватного восстановления и поддержания оптимального уровня работоспособности сотрудников и строится на следующих положениях:
-
вероятность развития
- возникновение и прогрессирование большинства заболеваний можно предотвратить за счет сохранения, восстановления и развития адаптационных ресурсов организма (резерва здоровья);
-
внедрение методов оценки
-
ответственность сотрудника за
состояние своего здоровья, готовность
к повышению потенциала
-
разработка и реализация
Личностный
ресурс характеризует уровень
Среди «неосязаемых» факторов успеха организации важнейшими являются особенности трудовой этики персонала, высокая организационная культура, устойчивость к внутренним и внешним воздействиям, открытость внешнему миру, мобильность и стремление к лидерству. Работа по активизации потенциала человеческих ресурсов направлена на формирование надлежащей внутренней мотивации персонала.
Для формирования продуманной системы мотивации персонала важно, чтобы все элементы системы управления персоналом были нацелены на решение общей задачи - наилучшую реализацию целей деятельности Банка России при экономном использовании ресурсов.
На основе результатов анализа оценки ресурса потенциального развития (оценки исполнительской и трудовой дисциплины) и оценки социального ресурса, а также с учетом индивидуальной программы улучшения здоровья обеспечивается формирование адресной системы мотивации:
-
премирование по итогам работы
(за месяц, квартал, год) на
основании результатов
- предоставление дополнительных дней к отпуску за интенсивный труд и ответственность;
-
моральное воздействие:
-
предоставление путевок в
- решение жилищной проблемы и др.
Процесс ведения управленческого учета в управлении персоналом позволяет сформировать необходимую для принятия решений систему информации.
Подводя итог, необходимо еще раз подчеркнуть, что реализация современных методов управления персоналом на базе концепции управления человеческими ресурсами с использованием процессных подходов позволяет, значительно повысить эффективность кадровой работы, сделав ее универсальным инструментом достижения целей и задач, стоящих перед Банком России.
Комплексный подход к управлению персоналом Банка базируется на следующих основных принципах:
- Ориентация на решение основных стратегических целей Банка.
- Гибкое реагирование на изменение внешнихусловий деятельности Банка.
- Отношение к персоналу как к долгосрочным инвестициям, главному общекорпоративному ресурсу.
- Создание условий для эффективной работы персонала Банка.
- Системность подхода к решению кадровых вопросов. Последовательная реализация этапов работы с персоналом: Методология — Диагностика — Планирование — Реализация планов — Контроль эффективности внедрения кадровых технологий.
- Непосредственное участие линейных руководителей в реализации целей и задач управления персоналом.
- Оптимизация численности персонала на основе принципа экономической целесообразности.
- Обеспечение постоянной оценки деятельности персонала Банка на основе мониторинга функций и показателей оценки работы сотрудников.
- Прогнозирование потребностей и упреждающее планирование развития кадрового потенциала Банка. Обеспечение высокого профессионального уровня всех категорий персонала.
- Приоритетное выдвижение кандидатами на руководящие должности сотрудников Банка.
- Ориентация на удовлетворение потребностей Банка по новым направлениям или объемам работы путем перераспределения внутренних трудовых ресурсов на основе ротации кадров, переквалификации и обучения персонала, совмещения функций и повышения ответственности сотрудников.
- Ориентация на создание сплоченных «команд» как на уровне подразделений, так и на уровне Банка в целом.
- Обеспечение достойных условий и оплаты труда, способствующих стабилизации коллектива и закреплению кадров.
- Приоритетная направленность мотивации на ключевой персонал Банка. Стимулирование инициативных и творчески работающих сотрудников.
- Поддержание сбалансированной системы материального и морального стимулирования персонала. Ориентирование системы стимулирования не только на высокую оплату труда, но и на новые возможности должностного и профессионального роста.
- Безотлагательность, оперативность и гласность в принятии решений о поощрениях и взысканиях.
- Постоянное информирование о положении дел.
- Привлечение персонала к обсуждению и решению общебанковских вопросов.
Управление персоналом осуществляется на 3 уровнях управления: на уровне Руководства Банка, на уровне линейных руководителей и на уровне кадровой службы.