Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 21:12, курсовая работа
Цель исследования – исследование управления персоналом банка и совершенствование этой деятельности на примере Банка России.
В связи с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
1.Рассмотреть теоретические аспекты процесса управления персоналом организации;
2.Раскрыть управление персоналом на основе процессных технологий в Банке России;
3.Проанализировать систему управления персонала Банка;
4.Показать основные направления работы с кадрами Банка.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты процесса управления персоналом коммерческого банка 5
1.1. Понятие и методы управления персоналом организации 5
1.2. Система управления персоналом в современном банке и ее отечественная специфика 11
1.3. Технология кадровой работы организации 19
Глава 2. Исследование управления персоналом коммерческого банка 32
2.1. Управление персоналом на основе процессных технологий 32
в Банке России 32
2.2. Анализ системы управления персонала банка 45
2.3. Основные направления работы с кадрами банка 49
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложение 63
3.
Моделирование будущей
Совершенствование практики подбора и расстановки кадров, стимулирования их труда, продвижения работников, повышения их квалификации связано с объективной, построенной на научной основе деловой оценкой работников.
Оценка касается всех категорий работников, хотя значимость ее для отдельных категорий далеко не одинакова. Естественно, что оценка деловых и личных качеств человека при подборе директора предприятия, главных специалистов — несравненно более сложная задача, чем, например, подбор рабочих для освоения профессий даже квалифицированного труда. То же относится и к оценке результатов труда. Оценка персонала как важный вид работ в составе управления персоналом, прежде всего, касается руководителей, специалистов и служащих.
Важное значение оценки персонала для управления состоит в организации обратной связи. Работник должен знать, как оцениваются результаты его труда, соответствует ли этой оценке получаемое вознаграждение и отношение руководства.
Оценка персонала происходит непрерывно, но важной формой оценки является аттестация, проводящаяся периодически. По результатам аттестации принимаются решения в отношении каждого аттестуемого.
Аттестация — определение степени соответствия уровня квалификации работника — квалификации выполняемой им работы (функции)1.
Данная процедура получила достаточно широкое распространение еще в условиях плановой экономики, однако в большинстве случаев была малоэффективна из-за традиционно формального подхода к ее проведению. В настоящее время аттестацию следует рассматривать как прикладной инструмент управления персоналом, обязательными условиями эффективного применения которого выступают:
– закрепление во всех соответствующих внутренних регламентах банка статуса аттестации как обязательного предварительного условия любых должностных перемещений, а также решения о целесообразности подписания с данным сотрудником нового трудового контракта. Это автоматически повышает значимость аттестации как прикладной процедуры управления в глазах всех категорий сотрудников банка;
– использование обобщенных результатов текущей оценки деятельности сотрудника за весь межаттестационный период;
—
обеспечение регулярного
– обязательность участия в аттестации представителей высшего руководства банка (для категорий «руководители среднего звена» и «эксперты»), служб безопасности и персонала.
Общий порядок, условия и формализованную процедуру проведения аттестации определяют специальным внутренним регламентом — Положением об аттестации сотрудников банка, которое утверждается вице-президентом по работе с персоналом и четко устанавливает ее цели, участников, периодичность и возможные результаты. Исходя из указанных выше целей, рекомендуется следующая типовая структура данного документа:
- общая часть, содержащая ссылку на основание для разработки документа, его прикладные задачи, перечень пользователей, порядок внесения изменений и дополнений;
- порядок подготовки аттестации, определяющий общие условия проведения различных форм аттестации (плановой и досрочной), перечень необходимых документов, состав участников, иные предпосылки организационно-технического характера;
- порядок проведения аттестации, определяющий ее формализованную процедуру;
- порядок оформления и использования результатов аттестации, определяющий функции службы персонала и других участников аттестации (включая и высшее руководство) в процессе непосредственной реализации принятых по ее итогам решений. Другим организационным аспектом рассматриваемого процесса является планирование сроков проведения аттестаций. Данная функция реализуется службой персонала с использованием сводного для банка план-графика, формируемого по типовой форме ПМ-7 (Приложение 1).
Наряду с плановой может проводиться и досрочная аттестация, которая оформляется специальным приказом на основании представления руководителя соответствующего структурного подразделения, согласованного с руководителем службы персонала. Основанием для досрочной аттестации является, как правило, необходимость ранее незапланированного должностного перемещения конкретного сотрудника.
В процессе подготовки к проведению аттестации руководитель соответствующего подразделения и служба персонала используют различные источники информации о деятельности аттестуемого сотрудника, к важнейшим из которых относятся:
– результаты ежегодной оценки текущих итогов деятельности работника, определенные по утвержденной методике и зафиксированные службой персонала в документах персонифицированного учета;
– заключение психолога об изменениях в состоянии личностных качеств сотрудника за межаттестационный период;
– собственные оценки руководителя и его выводы по их результатам.
Итогом этой работы выступает специальная аттестационная характеристика, содержащая наряду с фактологическим материалом прямые рекомендации руководителя по дальнейшему развитию аттестуемого сотрудника. Указанные рекомендации базируются на результатах проведенной оценки и должны иметь предельно лаконичный и предметный характер.
Аттестационную характеристику рекомендуется представлять в унифицированной для банка форме ПМ-8 (Приложение 2).
Развитие персонала определяется как непрерывный процесс, целью которого является последовательное приближение квалификационных и личностных качеств сотрудников банка к оптимальным, то есть наиболее полно соответствующим его требованиям. Теория персонального менеджмента определяет недопустимость сохранения в неизменном состоянии квалификационного уровня и должностного статуса для большинства категорий наемных работников. Специфика же банковской сферы с ее особыми требованиями к качеству трудовых ресурсов существенно ужесточает подобное требование. Это касается как постоянного повышения профессиональной квалификации сотрудников, так и обеспечения наиболее полной реализации их трудового потенциала. Рассматриваемая в данном разделе операционная подсистема нацелена на решение именно этих задач.
Данный процесс охватывает первый этап работы вновь нанятого сотрудника в соответствующем банке. Он направлен на решение четырех важнейших задач, во многом определяющих дальнейший процесс оперативного управления1:
•
окончательное подтверждение
• обеспечение скорейшего перехода специалиста в режим полноценного исполнения возложенных на него функций;
• выявление потенциальных возможностей, не раскрытых в предшествующей трудовой деятельности, если таковые вообще имеются;
• окончательное определение его профессиональной категории, следовательно, схемы организации последующего индивидуального развития в процессе дальнейшей работы. Непосредственная организация рассматриваемого процесса осуществляется по двум направлениям. В централизованном порядке силами службы персонала периодически проводятся коллективные и индивидуальные собеседования с новыми сотрудниками банка. Аналогичная работа обеспечивается и непосредственно в структурных подразделениях при прохождении ими испытательного срока или стажировки.
Испытательный срок в настоящее время используется многими банками и другими коммерческими структурами в качестве эффективного метода завершающей стадии отбора своего персонала. Правовой основой данной управленческой процедуры служат статьи 70 и 71 Трудового кодекса РФ. Испытательный срок объективно мобилизует работника на достижение установленных параметров его работы в предельно сжатые сроки с целью убедить работодателя в правильности сделанного выбора. Сам же банк получает возможность оценить уже не предполагаемые, а фактические качества претендента еще до момента окончательного зачисления его в постоянный штат.
Общая
продолжительность
- для младшего обслуживающего и технического персонала — 3 месяца;
- для квалифицированного исполнительского персонала — 6 месяцев;
- для младшего и среднего управленческого персонала — 12 месяцев.
Установленные сроки четко определяются в индивидуальном контракте, но при необходимости могут быть продлены по взаимному согласию сторон (в качестве альтернативного решения администрация должна предложить расторгнуть контракт по причине, указанной выше). Подобное продление обычно используется в случае, когда у непосредственного руководителя возникают сомнения в целесообразности найма, не получившие к концу испытательного срока полного подтверждения.
Предварительная стажировка, в отличие от испытательного срока, предполагает не только проверку фактических качеств претендента, но и предъявляет к нему дополнительные требования, касающиеся будущей трудовой деятельности, например освоение новой для него операции, приобретение необходимых знаний в смежных областях и т.п. Чаще всего необходимость в стажировке возникает у сотрудников, допустивших длительный перерыв в профессиональной деятельности (т.е. частично утративших свою прежнюю квалификацию) либо работавших ранее в кредитной организации, имеющей принципиальные отличия в специализации или масштабе совершаемых операций. Решение о необходимости прохождения и конкретных формах стажировки принимается на завершающей стадии отбора и определяется необходимым условием последующего зачисления в штат банка.
Стажировка может проводиться как по месту основной деятельности сотрудника, непосредственно на рабочем месте, так и в специализированных учебных центрах, формируемых в зарубежных условиях многими крупными банками (в России последняя форма пока надлежащего распространения не получила). Продолжительность стажировки зависит от времени, реально необходимого для практического решения сотрудником определенных ему задач, и может колебаться от 2 недель до 6месяцев. Необходимыми элементами организации этой формы первичного развития выступают назначение руководителя стажировки и утверждение ее программы. Далее сформулированы основные особенности организации стажировки для вновь принятых на работу сотрудников.
1.
В отличие от испытательного
срока стажировка может
2.
Следствием
3.
Для выпускников профильных