Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 14:19, курсовая работа
В настоящее время предприятие, если оно желает выжить и не быть настигнутым конкурентами, обязано быть инноватором, таким, которое изменяется, развивается, создает, производит и предлагает новые продукты, а также применяет или внедряет новые процессы производства и системы управления ими. Давление конкурентов очень сильно, так как жизненный цикл продуктов и процессов постоянно сокращается.
ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА НОВОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1 Инновации в деятельности машиностроительного предприятия 6
1.2 Порядок организации инновационной деятельности на предприятии 8
1.3 Организация подготовки предприятия к производству новой продукции 12
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ОАО «СОЛИГОРСКСТРОЙ» ... 16
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия 16
2.2 Оценка инновационной деятельности предприятия 20
2.3 Процесс организации подготовки производства новой
продукции 31
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТСОВАНИЯ ИННОВАЦИОН-НОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «СОЛИГОРСКСТРОЙ» 40
3.1 Недостатки в организации инновационной деятельности 40
3.2 Предложения по повышению эффективности инновационной деятельности 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
Данные, представленные в таблице 2, свидетельствуют о том, что суммарный годовой инновационный эффект, выраженный в рублевом эквиваленте, в 2008 году увеличился по сравнению с предыдущим периодом на 451,83 млн.руб., а в 2009 году произошло увеличение этого показателя на относительно предыдущего периода на 421,36 млн.руб.
Это случилось за счет увеличения экономического эффекта в 2008 году на 156,05 млн.руб. относительно 2007 года, а в 2009 году – на 132,24 млн.руб. по сравнению с 2008 годом. Эти изменения можно обосновать следующими действиями:
1)
Реализацией 4 лицензий предприятия
по выпуску трансмиссионных
2)
Внедрением изобретений – 3-
3) Приростом объема продаж за счет новых рыночных сегментов – рынок Львовской области Украины, рынок Калининградского округа Российской Федерации (прибыль в 2007 году составила 653,29 млн.руб., в 2008 году – 701,15 млн.руб., в 2009 году – 732,52 млн.руб.).
4)
Улучшением использования
5)
Ростом производительности
6) Повышением фондоотдачи за счет оптимального распределения объемов выпуска продукции за каждым видом оборудования, т.е. технического выпуска продукции (прибыль в 2007 году составила 163,92 млн.руб., в 2008 году – 185,33 млн.руб., в 2009 году – 201,83 млн.руб.).
7)
Ускорением оборачиваемости
Представим полученные результаты по экономическому эффекту на следующей диаграмме.
Рисунок
4 – Распределение экономического
эффекта от инновационной
деятельности, млн.руб.
На основе полученных результатов видно, что наибольшей прибыли предприятие получило от прироста объема продаж.
Научно-технический эффект увеличился в 2008 году на 184,01 млн.руб. по сравнению с 2007 годом, а в 2009 году этот показатель возрос на 203,68 млн.руб. относительно его значения в 2008 году. Это произошло за счет следующих мероприятий:
1) Реализации 3 авторских свидетельств по изготовлению термопластов без дополнительной выдержки в печах (в результате прибыль в 2007 году составила 118,85 млн.руб., в 2008 году – 129 млн.руб., в 2009 году – 143,15 млн.руб.).
2)
Внедрения новых
3)
Внедрения новых
4)
Повышения автоматизации
5)
Повышения уровня организации
труда – группировка рабочих
в мобильные бригады по
6)
Повышения
Полученные результаты по научно-техническому эффекту представим на следующей диаграмме.
Рисунок
5 – Распределение научно-технического
эффекта от инновационной
деятельности, млн.руб.
На
основе полученных результатов видно,
что наибольшей прибыли предприятие
получило от внедрения новых
Социальный эффект увеличился в 2008 году на 74,66 млн.руб. по сравнению с предыдущим периодом, а в 2009 году этот показатель возрос на 52,2 млн.руб. относительно его уровня в 2008 году. Это связано со следующими положительными тенденциями:
1)
Приростом доходов работников
– в результате повышения
2)
Повышения степени
3)
Повышения степени
4)
Повышения степени
5)
Улучшения условий труда путем
рациональной разработки
Полученные результаты по социальному эффекту представим на следующей диаграмме.
Рисунок
6 – Распределение социального
эффекта от инновационной
деятельности, млн.руб.
На основе полученных результатов видно, что наибольший удельный вес в размере социального эффекта предприятие получило от прироста доходов работников.
А также рассмотрим еще результаты инновационной деятельности предприятия в экологическом направлении. В 2008 году экологический эффект увеличился на 37,11 млн.руб. по отношению к предыдущему году, а в 2009 году такой эффект увеличился на 33,24 млн.руб. по сравнению с 2008 годом. Таким изменения обусловлены следующими мероприятиями:
1)
Снижением выбросов в
2) Снижением отходов производства путем внедрения системы переработки производственных остатков с целью их повторного использования для изготовления продукции (прибыль в 2007 году составила 70,45 млн.руб., в 2008 году – 77 млн.руб., в 2009 году – 80,5 млн.руб.).
3)
Улучшением экологичности
4) Снижением штрафов за нарушение экологического законодательства путем введения на предприятии системы материального взыскания за допущения ошибок, неточностей при обеспечения допустимых норм выбросов вредных веществ (прибыль в 2007 году составила 43 млн.руб., в 2008 году – 50,44 млн.руб., в 2009 году – 56,31 млн.руб.). [6, с.71]
Для более наглядного представления полученные результаты по экологическому эффекту представим на следующей диаграмме.
Рисунок
7 – Распределение экологического
эффекта от инновационной
деятельности, млн.руб.
На основе полученных результатов видно, что наибольшей прибыли предприятие получило от сокращения выбросов вредных веществ в атмосферу, почву и воду.
Таким образом, общий годовой инновационный эффект предприятия в 2007 году составил 3450,63 млн.руб., в 2008 году – 3902,46 млн.руб. и в 2009 году – 4323,82 млн.руб. Наибольший удельный вес в общей прибыли предприятия от инновационной деятельности составил экономический эффект. Представим на следующей диаграмме структурное распределение общей прибыли предприятия от инновационной деятельности.
Рисунок
8 – Структура общего
инновационного эффекта
предприятия, млн.руб.
На
реализацию всех перечисленных мероприятий
в 2009 г. предприятием было затрачено 1286
млн.руб., что на 53 млн.руб. больше чем в
предыдущем периоде (табл. 3). [Приложение
В]
Таблица 3 – Затраты на инновационную деятельность ОАО «С» за 2007-2009 гг., млн.руб.
Название направления инновационной деятельности | 2007 год | 2008 год | ∆ 2008/2007 | 2009 год | ∆ 2009/2008 |
1. Затраты на получение и реализацию лицензий, патентов, изобретений | 653 | 670 | 17 | 688 | 18 |
Продолжение таблицы 3
2. Затраты на регистрацию и реализацию авторских свидетельств, на внедрение новых информационных технологий, техпроцессов | 347 | 358 | 11 | 371 | 13 |
3. Затраты на соцобеспечение работников (матер.помощь, пособия, питание) | 102 | 119 | 7 | 118 | 8 |
4. Затраты
на внедрение |
87 | 95 | 8 | 109 | 14 |
Всего затрат: | 1189 | 1242 | 43 | 1286 | 53 |
Из таблицы 3 видно, что на предприятии прослеживается тенденция ежегодного роста затрат на инновационную деятельность. А параллельно происходит и рост прибыли от такого вида деятельности, что говорит о рациональном использовании средств и достижении плодотворных целей. Отразим (для более наглядного представления) совокупность структуру таких затрат на следующей диаграмме (рис. 9).