Инновация на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время предприятие, если оно желает выжить и не быть настигнутым конкурентами, обязано быть инноватором, таким, которое изменяется, развивается, создает, производит и предлагает новые продукты, а также применяет или внедряет новые процессы производства и системы управления ими. Давление конкурентов очень сильно, так как жизненный цикл продуктов и процессов постоянно сокращается.

Содержание

ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА НОВОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1 Инновации в деятельности машиностроительного предприятия 6
1.2 Порядок организации инновационной деятельности на предприятии 8
1.3 Организация подготовки предприятия к производству новой продукции 12
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ОАО «СОЛИГОРСКСТРОЙ» ... 16
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия 16
2.2 Оценка инновационной деятельности предприятия 20
2.3 Процесс организации подготовки производства новой
продукции 31
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТСОВАНИЯ ИННОВАЦИОН-НОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «СОЛИГОРСКСТРОЙ» 40
3.1 Недостатки в организации инновационной деятельности 40
3.2 Предложения по повышению эффективности инновационной деятельности 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52

Работа содержит 1 файл

ИННОВАЦИИ (КУРСАЧ).doc

— 943.00 Кб (Скачать)

    оглавление 
 

 

     введение 
 

    Создание  новых видов продукции в машиностроении осуществляется в процессе подготовки производства. Подготовка производства протекает вне рамок производственного  процесса. Задача подготовки производства состоит в том, чтобы обеспечить необходимые условия для функционирования производственного процесса. Но, в отличие от таких процессов подготовительной фазы, как приобретение предметов труда, наем рабочей силы и других повторяющихся систематически при каждом обороте производственных фондов, подготовка производства стала единовременным актом, осуществляемым при переходе предприятия на выпуск новой продукции.

    Подготовка  производства – это процесс непосредственного  приложения труда коллектива работников в целях разработки и организации  выпуска новых видов продукции или модернизации изготовляемых изделий. Процесс подготовки производства представляет собой особый вид деятельности, совмещающий выработку научно-технической информации с ее превращением в материальный объект — новую продукцию.

    Эффективность работы предприятий во многом обусловлена уровнем конкурентоспособности выпускаемой продукции или оказываемых услуг как на внутреннем, так и на внешнем рынках. [1, с.33]

    В настоящее время предприятие, если оно желает выжить и не быть настигнутым конкурентами, обязано быть инноватором, таким, которое изменяется, развивается, создает, производит и предлагает новые продукты, а также применяет или внедряет новые процессы производства и системы управления ими. Давление конкурентов очень сильно, так как жизненный цикл продуктов и процессов постоянно сокращается. Такая тенденция базируется на трех фундаментальных аспектах:

  • ускорение научно-технического прогресса: продукты исчезают в связи с появлением новых, с лучшими потребительскими свойствами, а условия открытия новых технологий или улучшения существующих безграничны;
  • интернационализация экономики, когда конкурентами становятся не только страны Европы, но и другие, не предполагаемые ранее, например, азиатские;
  • утрата рынками массовости, то есть тенденция к производству товаров, сделанных на заказ, направленных на определенные рынки.

    Все это требует большой гибкости производственных процессов. [2,с.19]

    Непрерывное совершенствование производственного  процесса, кадрового потенциала, ресурсной базы требует быстрых изменений в организационной и технологической структуре предприятий.

    Инновации являются двигателем экономического роста  любой страны. Государства должны способствовать этому процессу, для  чего создается соответствующая  эффективная нормативная база (Закон «О государственной научно-технической политике», Указ Президента «О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь», Указ Президента «О некоторых вопросах приобретения имущественных прав на результаты научно-технической деятельности и распоряжения этими правами»  и др.), инновационная инфраструктура (Белорусский инновационный фонд, Республиканский центр трансфера технологий, Белорусский парк высоких технологий, технопарки, бизнес-инкубаторы, венчурные фирмы).

    Однако  только государственной активности для наращивания инновационного потенциала недостаточно – каждый субъект хозяйствования должен «включиться» в эту цепочку последовательной реализации инновационных проектов.

    И ОАО «Солигорскстрой» не является исключением, так как имеет достаточно прочную производственную базу, высокий уровень квалификационного подбора кадров, выгодное территориальное размещение, оптимальную оргструстуру. Поэтому тема работы является актуальной в настоящей экономической ситуации, сложившейся в нашей стране.

    Целью курсовой работы является  оценка инновационной  деятельности и процесса организации  подготовки производства к выпуску  новой продукции на ОАО «Солигорскстрой».

    Для достижения данной цели в курсовой работе были решены следующие задачи:

    – охарактеризованы понятия «инновация», «инновационная деятельность», их составляющие, признаки;

    –  охарактеризованы этапы организации  инновационной деятельности на предприятии;

    – охарактеризованы стадии организации  подготовки предприятия к производству новой продукции;

    – дана краткая организационно-экономическая  характеристика ОАО «Солигорскстрой»;

    – проведена оценка инновационной  деятельности по экономическому, научно-техническому, социальному и экологическому направлениях;

    – описан весь процесс организации подготовки производства к выпуску новой продукции;

    – выявлены недостатки в организации  и ведении инновационной деятельности на ОАО «Солигорскстрой»;

    – разработан комплекс направлений по устранению выявленных недостатков  с целью повышения эффективности  инновационной деятельности ОАО «Солигорскстрой».

 

ГЛАВА 1

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА НОВОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

    1.1 Инновации в деятельности машиностроительного предприятия

 

    Главными  факторами устойчивого развития и экономического роста общества являются научно-технические знания. В развитых странах до 80% прироста валового внутреннего продукта достигается за счет инноваций. Тенденция роста наукоемкости общественного производства стала объективной реальностью современного мирового воспроизводственного процесса.

    Новация (лат. novation – изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше: новые явления, открытия, изобретение, новые предметы, новые действия, обычаи, новые методы. [1,с.7]

    Практическое  использование новшества с момента технологического освоения производства и масштабного распространения в качестве новых продуктов и услуг является нововведением (инновацией) (англ. innovation – нововведение, новшество, новаторство, «инвестицию в новацию», «введение новшества»).

    Термин  и понятие «инновации», как новой  экономической категории, ввел в  научный оборот австрийский (позже  американский) ученый Йозеф Алоиз  Шумпетер (J.A.Schumpeter, 1883–1950 гг.) в начале второго десятилетия ХX века.

    Изучением особенностей инновационной деятельности, природы инноваций занимались такие отечественные ученые, как Виханский О.Р., Наумов В.В., Семенов Н.Г., Набоков С.Л., Олегова Н.Т., Сорокин А.П. [3,с.27]

    Нововведение  представляет собой замену старого  объекта (явления) новым. Нововведение – это перманентная (то есть постоянная) движущая сила развития человеческого общества, продуктов его деятельности и прогресса в целом.

    В Белоруссии под инновацией понимается термин, используемый в Законе «Об основах государственной научно-технической политики в Республике Беларусь»: инновации – это создаваемые (осваиваемые) новые или усовершенствованные технологии, виды новой продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции или услуг на рынок. [23, с.2]

    Определяющими для инноваций являются следующие признаки:

    - они всегда связаны с хозяйственным (практическим) использованием оригинальных решений. В этом заключается их отличие от технических изобретений;

    - дают конкретную хозяйственную и/или социальную выгоду для пользователя. Эта выгода предопределяет проникновение и распространение инновации на рынке;

    - означают первое использование новшества на предприятии независимо от того, применялось ли оно где-либо ранее. Иначе говоря, с точки зрения отдельной компании даже имитация может иметь характер инновации;

    - нуждаются в творческом подходе и связаны с рисками. Инновации не могут создаваться и внедряться в ходе рутинных процессов, а требуют от всех участников (руководителей и сотрудников) ясного понимания необходимости в них и творческих способностей.

    Инновационная активность комплекса народного  хозяйства Республики Беларусь в  наибольшей степени проявляется  на предприятиях электронно-технической, химической промышленности, сельского хозяйства, национальной безопасности.

    Небольшой удельный вес появления новшеств наблюдается на предприятиях машиностроительного комплекса, что характеризуется сложностью и высокой затратаемкостью в процессе изменения и настройки всего технологического процесса.

    Однако  в продукции машиностроительных предприятиях содержится наибольшая доля материальных затрат. А там, где высокие затраты, всегда имеются резервы по их сокращению, которые обеспечиваются за счет внедрения новшеств. Это могут  быть новые продукты, на изготовление которых расходуется более дешевые виды материальных ресурсов, новые технологии, требующие меньших затрат энергоресурсов и сырьевых ресурсов, новые виды оборудования, отличающиеся от нынешних высокой выработкой и, соответственно, низкой трудоемкостью техпроцесса. [4, с.55]

    1.2 Порядок организации инновационной деятельности на предприятии

 

    Инновации являются результатом творческой предпринимательской  деятельности, в которой обычно участвуют  многие подразделения фирмы и  на которую оказывают все большее  воздействие и внешние факторы (государственное влияние, экологические требования, кооперация с другими институтами и пр.).

    Инновационная деятельность – это процесс, направленный на разработку инноваций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

    Инновации имеют свой жизненный цикл, начинающийся с возникновения новой идеи и  завершающийся внедрением и утверждением нового продукта на рынке. В этом цикле  можно выделить шесть типичных этапов с характерными для каждой видами деятельности, ситуациями принятия решений и результатами. [7, с. 143]

    Организация инновационной деятельности на предприятии  должна соответствовать:

    – Указу Президента Республики Беларусь от 9 марта 2009 г. №123 «О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь»; [23, с.1]

    – Указу Президента Республики Беларусь от 26 июня 2009 г. № 349 «О мерах по совершенствованию порядка создания и условий деятельности временных научных коллективов»; [21, с.1]

    – Указу Президента Республики Беларусь от 31 августа 2009 г. № 432 «О некоторых вопросах приобретения имущественных прав на результаты научно-технической деятельности и распоряжения этими правами»; [22, с.1]

    – Указу Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2009 г. № 441 «О дополнительных мерах по стимулированию научной, научно-технической и инновационной деятельности». [20, с.1]

     Рассмотрим  основные этапы организации инновационной  деятельности предприятия (рис.1). 
 
 

    Рисунок 1 – Схема поэтапной  организации инновационной  деятельности 

    1-й  этап: стратегия предприятия и инновации.

    Стратегия позволяет заранее установить планку в инновационных устремлениях предприятия. Определяющими для инновационного процесса служат следующие стратегические решения:

    - выбор рынка или рыночного  сегмента;

    - утверждение применяемой технологии;

    - выбор товаров и услуг, которые  должны производиться на предприятии;

    - решение относительно кооперации  в разработках, производстве и  сбыте;

    - установление объема и скорости  процесса обновления товаров  и услуг.

    2-й  этап: поиски идей и их оценка.

    В этой фазе осуществляются поиски творческих идей для проблемных решений. При  этом можно выделить три пути поиска:

Информация о работе Инновация на предприятии