Инновация на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время предприятие, если оно желает выжить и не быть настигнутым конкурентами, обязано быть инноватором, таким, которое изменяется, развивается, создает, производит и предлагает новые продукты, а также применяет или внедряет новые процессы производства и системы управления ими. Давление конкурентов очень сильно, так как жизненный цикл продуктов и процессов постоянно сокращается.

Содержание

ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА НОВОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1 Инновации в деятельности машиностроительного предприятия 6
1.2 Порядок организации инновационной деятельности на предприятии 8
1.3 Организация подготовки предприятия к производству новой продукции 12
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ОАО «СОЛИГОРСКСТРОЙ» ... 16
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия 16
2.2 Оценка инновационной деятельности предприятия 20
2.3 Процесс организации подготовки производства новой
продукции 31
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТСОВАНИЯ ИННОВАЦИОН-НОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «СОЛИГОРСКСТРОЙ» 40
3.1 Недостатки в организации инновационной деятельности 40
3.2 Предложения по повышению эффективности инновационной деятельности 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52

Работа содержит 1 файл

ИННОВАЦИИ (КУРСАЧ).doc

— 943.00 Кб (Скачать)

    - разработка новых идей (генерирование  идей);

    - критический пересмотр и модификация  известных проблемных решений  или определенных вариантов решений;

    - поиск уже работающих общих  или частных решений (использование  известного научно-технического  опыта и знания, приобретение  лицензий).

    С этой целью прибегают к использованию  и внешних источников информации, например банкам данных, лицензионным посредникам, материалам ярмарок и исследовательских центров. [14, с.76]

    3-й  этап: продуктовое решение.

    В этой фазе предприятие должно убедиться, что благодаря продуктовой идее будет разработан реальный продукт, который может быть включен в  стратегическую программу предприятия и продвинут на рынок. Все это требует всестороннего планирования, которое охватывает:

    - постановку целей и задач по  данному продукту;

    - составление временного графика  использования ресурсов, необходимых  в рамках данного этапа;

    - планирование производства для  предприятия в целом;

    - планирование сбыта с расчетом  экономической эффективности.

    4-й  этап: научные исследования и  разработки, технологический трансфер.

    В сфере научных исследований и  разработок проводятся следующие различия: фундаментальные исследования не имеют прямого отношения к продукту, прикладные нацелены на будущее применение полученных результатов, а в ходе разработок главный интерес представляет конкретный рыночный результат.

    5-й  этап: освоение производства.

    Разработка продукта считается законченной, когда можно начать производство и все внимание сосредоточить на продукте в фазе изготовления. Значение этой переходной фазы в рамках инновационного процесса чаще всего недооценивается, в результате чего возникают значительные потери времени и убытки для предприятия. В этой фазе важно следующее:

    - адаптация прототипа к производственно-техническим  требованиям;

    - ознакомление задействованного  персонала с технологическими  процессами, методами и новыми  областями задач;

    - запуск машин и оборудования до установленных пределов мощности;

    - поиски новых каналов снабжения.

    Для инновационного менеджмента в данной фазе важно обеспечить максимально  короткие сроки развертывания производства, в частности с помощью соответствующей  подготовки и планирования, а также гибкой реализации целей. Сокращение времени подготовки производства часто обеспечивает получение рыночных преимуществ перед конкурентами, а также позволяет быстро снизить издержки и увеличить прибыль предприятия.

    6-й  этап: внедрение на рынок.

    Инновационный процесс завершается внедрением новинки на рынок. Как показывают эмпирические исследования, неудачей заканчивается введение примерно 1/3 новых продуктов, а среди введенных  лишь около 1/3 дает прибыль выше среднего уровня, остальные позволяют только покрыть издержки.

    Под внедрением на рынок товаров или  услуг понимается проверка с помощью  рыночных тестов конкурентоспособности  продукции, а также целевое использование  маркетингового инструментария. Фаза внедрения заканчивается успешным закреплением продукта на рынке. В качестве решающей предпосылки успешного внедрения следует рассматривать длительную подготовку рынка сбыта для новой продукции. Этого можно достичь с помощью соответствующей работы с общественностью, рекламы, консультирования клиентов, а также путем использования дополнительных маркетинговых инструментов (например, ценовой политики). При этом важен правильный расчет сроков, т.е. верный выбор момента вступления предприятия на рынок с новой продукцией [10, с.27].

    1.3 Организация подготовки предприятия к производству новой продукции

 

    Особенностью  машиностроительного производства является сложность и сравнительно частая смена или модернизация выпускаемых изделий, а также процессов их изготовления. Это требует проведения большой подготовительной работы, которая составляет основное содержание технической подготовки производства, и организации четкой системы управления качеством продукции на всех стадиях жизненного цикла — от разработки конструкции до ее эксплуатации.

    Весь процесс организации подготовки производства к выпуску новой продукции состоит из исследовательской, технической, проектно-конструкторской, технологической и организационно-экономической подготовки.

    Исследовательская подготовка представляет собой проведение фундаментальных и прикладных исследований.

    Фундаментальные исследования направлены на выявление  и теоретическое объяснение общих  закономерностей изучаемых явлений, отдельных частей объекта (например, основные положения, свойства требуемого объекта, принципы его действия).

    Прикладные  исследования нацелены на определение  практической целесообразности и сферы  применения новой продукции, технологий, их моделирование (например,  математические формулы, компьютерные коды языков программирования). [11, с.78]

    Совокупность  взаимосвязанных процессов, обеспечивающих конструкторскую и технологическую готовность предприятия (объединения) к производству нового или модернизированного изделия заданного уровня качества при установленных сроках, объеме выпуска и затратах, называется технической подготовкой производства.

    При технической подготовке производства создается следующая документация: на конструктивные элементы новой машины; рациональные способы получения заготовок, обработки деталей, узловой и общей сборки машины, нормы расхода материальных и трудовых затрат на ее изготовление; конструкции и способы изготовления всех видов технологической оснастки и нестандартного оборудования, необходимых для изготовления отдельных элементов машины и сборки ее; технологическую оснастку и специальное оборудование, обеспечивающие осуществление технологического процесса по изготовлению новых машин в заданном объеме.

    Техническая подготовка производства новой машины (изделия) дополняется комплексом организационных работ, связанных с обеспечением его сырьем, материалами, покупным инструментом, оборудованием. В ряде случаев требуется осуществить реконструкцию и перепланировку производственных участков и цехов, модернизацию действующего оборудования, подготовку кадров рабочих новых профессий и др. Этот комплекс работ называется организационной подготовкой производства.

    Техническая подготовка производства, осуществляемая на машиностроительном предприятии, состоит из двух основных частей: конструкторской и технологической. [12, с.218]

    Содержанием конструкторской подготовки производства является: проектирование, внедрение и освоение в производстве конструкций новых, более совершенных изделий (машин, аппаратов, приборов); усовершенствование (модернизация) ранее освоенных в производстве изделий; осуществление работ по стандартизации.

    Технологическая подготовка производства (ТПП) — совокупность мероприятий, обеспечивающих его технологическую готовность (ГОСТ 14.004—83) к производству нового или модернизированного изделия заданного уровня качества при установленных сроках, объемах выпуска и затратах.

    Данная  подготовка состоит из четырех основных видов работ: разработки технологической документации; проектирования технологической оснастки и нестандартного (специального) оборудования; изготовления технологической оснастки и специального оборудования; наладки запроектированного технологического процесса в условиях установившегося серийного или массового производства. [13, с.25]

    Организационно-экономическая  подготовка — это совокупность процессов организации, планирования, учета, контроля на всех стадиях и этапах комплексной подготовки производства, обеспечивающих готовность объединения к созданию и освоению изделий заданного уровня качества при установленных сроках, объемах выпуска и наименьших затратах. Этот вид подготовки включает следующие этапы.

    I. Предпроизводственные плановые расчеты (создание нормативов затрат времени, стоимости, длительности цикла работы, этапа и стадии; расчет календарно-плановых нормативов будущего производства).

    II. Формирование и совершенствование  производственной структуры объединения, предприятий, цехов и участков (классификация деталей, сборочных единиц и изделий; формирование технологических и предметно-замкнутых участков, поточных и автоматических линий, гибких производственных систем; планировка и перепланировка цехов и участков).

    III. Совершенствование структур и  функций подразделений аппарата  управления, занимающихся комплексной подготовкой производства.

    IV. Обеспечение готовности объединения  к выпуску новых изделий (проектирование, изготовление или приобретение к установке средств транспорта, складирования, оргтехники и прочего вспомогательного оборудования; организация кооперирования и составления планов материально-технического снабжения; подготовка и комплектование кадров).

    V. Перспективное и оперативное  планирование, оперативный контроль  создания и освоения новых изделий.

    VI. Организация перехода на выпуск  нового изделия (выбор метода перехода на выпуск нового изделия; изготовление производственно-пробной партии, свертывание выпуска старой продукции и развертывание производства новой продукции).

    VII. Организация эффективного использования изделий у потребителя (участие потребителя в формировании технико-экономических показателей нового изделия; участие создателей новой техники в достижении запроектированных показателей у потребителя в процессе ее эксплуатации).

    Последовательная  реализация каждого из видов подготовки производства к выпуску новой  продукции позволит в оптимальные  сроки и при минимально возможных затратах труда, денежных ресурсов достичь поставленной цели – выпуска конечной готовой продукции, соответствующей всем требованиям конструкторско-технологической документации, техническим требованиям и предпочтениям покупателей. [15, с.107]

    Таким образом, в первой главе автор  характеризует сущность понятия  «инновация», «инновационная деятельность», определяет этапизацию последовательного  процесса инновационной деятельности, общую для всех предприятиях, а  также приводит подробное описание каждой стадии процесса организации производства к выпуску новой продукции. Характеристика таких направлений позволит в следующих главах данной работы иметь четкое представление о рассматриваемом процессе. 

 

ГЛАВА 2

ОЦЕНКА  УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОЙ  АКТИВНОСТИ ОАО «Солигорскстрой»

    2.1 Краткая организационно-экономическая  характеристика предприятия

 

    Открытое акционерное общество «Солигорскстрой» создано в соответствии с приказом №59 Министерства промышленности РБ от 10.02.1992. Целью создания предприятия было обеспечение сборным железобетоном строительных объектов Республики Беларусь.

    На сегодняшний день, в соответствии с Уставом, предприятие осуществляет следующие основные виды хозяйственной деятельности:

  • производство и реализация по договорным ценам сборных железобетонных конструкций, бетонных изделий, товарного бетона и раствора, сварных металлоконструкций, стеновых материалов, оборудования и механизмов, узлов и запчастей;
  • выполнение строительно-монтажных и ремонтно-восстановительных работ по договорам и для внутренних целей, проектно-сметные и конструкторские работы по заказам и для целей строительства;
  • производство и реализация товаров народного потребления, оказание услуг населению, осуществление перевозочных и грузовых работ как собственным, так и привлеченным транспортом, осуществление коммерческой работы и торговли через фирменный магазин, ведение подсобного хозяйства;
  • осуществление внешнеэкономической деятельности в порядке, предусмотренном законодательством. [17, с.59]

Информация о работе Инновация на предприятии