Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 22:33, курсовая работа
Инновационная деятельность — это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары, услуги или товары, услуги с новыми качествами.
Также инновационная деятельность может быть определена как деятельность по созданию, освоению, распространению и использованию инноваций.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………..4
1 ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………….……….6
1.1 Общая характеристика сферы инновационной деятельности ………………………………...6
1.2 Необходимость инноваций и система инновационных рычагов ……………………………..7
1.3 Инновационная политика и экономическая сущность инновации….………………………...8
1.4 Инновационный процесс и его организация на предприятии………………………………..10
2 АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЕДУЩИХ ЗАРУБЕЖНЫХ
ФИРМАХ…………………………………………………………………………………………….14
2.1 Анализ организации инновационной деятельности в корпорациях ……….………………..14
2.2 Компания HSBC Holdings Plc ………………………………………………………………….30
2.3 Компания Nokia…………………………....................................................................................36
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ …….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………….44
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………………...46
Компания ищет инициативы, которые имеют значение в жизни людей, будь то через собственные спонсируемые программы, таких как YourMoneyCounts, или через поддержку сотен общественных групп по всей территории.
HSBC является одной из крупнейших
международных банковских и
Они обслуживают около 89 миллионов клиентов посредствам розничных банковских услуг и управления капиталом, коммерческих банков, инвестиционно-банковских услуг и рынков, а также глобальной Private Banking. Сеть охватывает 85 стран. У компании более 220000 акционеров в 132 странах. [4]
Более подробно остановимся на инновационной деятельности банка HSBC. Новый банковский продукт:
Понятие «инновации» применимо ко всем нововведениям во всех сферах функционирования банка, обладающим определенным положительным экономическим или стратегическим эффектом или создают условия для получения его. Инновационный процесс, т.е. процесс, связанный с созданием, освоением и распространением инноваций, охватывает все стороны деятельности банка: от разработки концепции или идеи до ее практической реализации.
Все существующие в банке HSBC инновационные процессы можно подразделить на три логические группы:
Любой инновационный процесс в банке имеет циклический характер. Схематически цикл инновационного процесса изображен на рисунке 7.
Рисунок 7 - Схема инновационного процесса
Каждая стадия инновационного процесса предназначена для решения отдельной определенной задачи:
Инновационная деятельность HSBC представляет собой динамическую взаимосвязь пяти управленческих процессов: анализ среды, определение целей, выбор стратегии, выполнение стратегии, оценка и контроль выполнения. Схематически эти взаимосвязи представлены на рисунке 8.
Рисунок 8 - Схема взаимодействия стратегических процессов управления
На современном этапе особый упор компания делает на разработку и создание ряда новых банковских продуктов. Но HSBC не может исключить влияния среды окружения, процесс анализа заключается в изучение трех ее составляющих:
Внутренняя среда компании включает в себя совокупность нескольких компонент, ее образующих:
Микроокружение включает в себя потребителей банковских продуктов, партнеров, конкурентов, рынка рабочей силы. Макроокружение: общеэкономические, политические, нормативно-правовые, социальные и технологические общественных отношений различных стран.
Во время процесса определения целей создаются и определяются общие ориентиры инновационной деятельности банка HSBC. Цели, устанавливаемые банком, определяют количество и сущность протекающих инновационных процессов. Каждая цель в зависимости от масштаба и сложности проблемы определяет зарождение одного или нескольких инновационных процессов, направленных на ее достижение. Компания HSBC выбирает свой уникальный набор средств, способов, принципов и мероприятий для достижения поставленных перед собой целей, т.е. определяет свою стратегию. Процесс выбора стратегии, логически следует за процессом определения целей, сводит воедино представления руководства об имеющихся и предполагаемых возможностях, ее сильных и слабых сторонах, потенциале и т.д. Его результатом является решение о том, когда и как именно необходимо инициировать инновационные процессы, какие именно ресурсы будут задействованы по мере их прохождения, каков будет характер инновационной деятельности, какие моменты функционирования компании будут вовлечены в нее и т.п. Определение текущей стратегии компании необходимо для принятия решения, касающегося дальнейшего развития банка в перспективе. Эта процедура включает в себя видоизмененный процесс обработки результатов, полученных на стадии анализа среды, включающий в себя оценку пяти внешних и внутренних факторов.
Внешние факторы:
- масштаб деятельности, степень разнообразия предлагаемых продуктов,;
- характер и природа изменений в структуре собственности компании;
- структура и направления деятельности компании за предыдущий период;
- выявленные компанией за предыдущий период и выбранные в качестве ориентиров рыночные возможности;
- отношение компании к внешним угрозам, отрицательным воздействиям.
Внутренние факторы:
- цели организации;
- структура распределения ресурсов;
- финансовая политика и отношение к финансовому риску;
- степень концентрации инновационной деятельности организации;
- стратегии других отдельных функциональных подразделений организации.
В инновационной стратегии банка HSBC учитывают следующие аспекты:
Выбранная стратегия оценивается по следующим направлениям:
В случае, если оценка выбранной инвестиционной стратегии показала ее правильность и соответствие целям, компания переходит к процессу выполнения стратегии. Этот процесс предполагает решение нескольких задач. Во-первых, задачу определения приоритетов соответствующих процессов административного управления, касающихся распределения ресурсов, построения внутриорганизационных отношений, создания вспомогательных служб и т.д. Во-вторых, задачу ориентирования деятельности организации на выполнение выбранной стратегии. В-третьих, задачу выбора подхода к управлению компанией в процессе реализации выбранной стратегии. Все эти задачи связаны с внесением ряда изменений в существующие структуры, механизмы и технологии, которые в итоге определяют появление внутри банка условий, необходимых для осуществления инновационной стратегии.
В общем, процесс оценки и контроля выполнения инновационной стратегии подразделяется в HSBC на несколько логических составляющих:
- определение показателей - создание системы параметров контроля, напрямую связанных с реализацией инновационной стратегии;
- сравнение результатов - определение эталонных (желаемых) характеристик состояния параметров контроля. Здесь учитывается множество прогностических и целевых установок, скорректированных под текущее состояние с учетов влияния рыночных факторов;
- проведение корректировок - в результате принятия решения о степени соответствия системы показателей неким эталонным характеристикам возникает необходимость в корректировке отдельных целевых установок, обеспечивающих последовательное и четкое выполнение инновационной стратегии.
Процесс формирования и использования банком нововведений является сложной, комплексной проблемой, пронизывающей такие функциональные стороны, как планирование, разработка проектов, маркетинг, производство.
Банк HSBC оперативно реагирует на складывающиеся в рыночной среде тенденции, периодически не просто ориентируясь на клиентуру, а и формируя у нее определенные стимулы и потребности, обусловливающие быструю реакцию на нововведения банка.
Все основные достижения HSBC на рынке банковских продуктов связаны со сформированной целостной системой управления инновациями. Процесс разработки и внедрения инноваций носит не эпизодический, а системно организованный и управляемый характер.
Компания HSBC превращается в финансовый супермаркет, в котором клиент может приобрести необходимый пакет услуг, не прибегая к сложным манипуляциям с раздельным использованием собственных финансовых ресурсов. [5]
2.3 Компания Nokia
Nokia — транснациональная финская компания. Начала работать в области производства современного телекоммуникационного оборудования с середины 1960-х. гг.
Корпорация Nokia производит как мобильные терминалы (бизнес-группы Mobile Phones, Multimedia и Enterprise Solutions), так и оборудование для операторов сотовой и фиксированной связи (подразделение Networks). [6]
Одной из стратегических целей
компании всегда было непрерывное обновление,
которое проявлялось в умелом
и постоянном сегментировании, брэндинге
и дизайне. Nokia периодически выпускала
новинки в различных
Nokia уделяет много внимания
и вкладывает большие средства
в технологические разработки. Главным
же прорывом, по мнению ряда
специалистов, стала продвинутая
и удобная система меню. Именно
она, как считают многие, дала
толчок к расширению
«Nokia» - мощный локомотив финской экономики. Эта компания играет ключевую роль в развитии сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). На ее долю приходится около половины роста в секторе ИКТ. «Nokia» внесла особый вклад в экономический рост страны.
В 2002 г. на долю компании приходилось около 3% ВВП Финляндии. Экспорт фирмы составлял 1/5 всего экспорта страны, а ее акции составляют 60% в капитализации индекса Хельсинской фондовой биржи. Она сыграла важную роль в развитии НИОКР, интернационализации экономики и создании сетевой инфраструктуры.
В 2003 году на долю компании приходилось около 35% НИОКР Финляндии, что значительно превышает общий объем НИОКР, проводимых в финских университетах, и около половины всей суммы расходов на НИОКР в частном секторе.
На предприятиях «Nokia», расположенных на территории Финляндии, работают около 20 тыс. человек, из них более половины занято в сфере НИОКР. На территории Финляндии компания имеет большую сеть субподрядчиков.