Инновации в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Инновационная деятельность — это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары, услуги или товары, услуги с новыми качествами.
Также инновационная деятельность может быть определена как деятельность по созданию, освоению, распространению и использованию инноваций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………..4
1 ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………….……….6
1.1 Общая характеристика сферы инновационной деятельности ………………………………...6
1.2 Необходимость инноваций и система инновационных рычагов ……………………………..7
1.3 Инновационная политика и экономическая сущность инновации….………………………...8
1.4 Инновационный процесс и его организация на предприятии………………………………..10
2 АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЕДУЩИХ ЗАРУБЕЖНЫХ
ФИРМАХ…………………………………………………………………………………………….14
2.1 Анализ организации инновационной деятельности в корпорациях ……….………………..14
2.2 Компания HSBC Holdings Plc ………………………………………………………………….30
2.3 Компания Nokia…………………………....................................................................................36
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ …….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………….44
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………………...46

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 153.19 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………..4

1 ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………….……….6

1.1 Общая характеристика сферы инновационной деятельности ………………………………...6

1.2 Необходимость инноваций и система инновационных рычагов ……………………………..7

1.3 Инновационная политика и экономическая сущность инновации….………………………...8

1.4 Инновационный процесс и его организация на предприятии………………………………..10

2 АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЕДУЩИХ ЗАРУБЕЖНЫХ

ФИРМАХ…………………………………………………………………………………………….14

2.1 Анализ организации инновационной деятельности в корпорациях ……….………………..14

2.2 Компания HSBC Holdings Plc ………………………………………………………………….30

2.3 Компания Nokia…………………………....................................................................................36

3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ …….40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………….44

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………………...46

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Инновационная деятельность — это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары, услуги или товары, услуги с новыми качествами.

Также инновационная деятельность может  быть определена как деятельность по созданию, освоению, распространению  и использованию инноваций.

Инновационная деятельность — это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшение качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках, предполагающая целый комплекс научных, технических, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.

Различают несколько видов инноваций:

  • технические - появляются в производстве продукты с новыми или улучшенными свойствами;

- технологические - возникают при применении более совершенных способов изготовления продукции;

- организационно-управленческие - связаны с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;

- информационные - решают задачи рациональной организации информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;

- социальные - направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

В современных условиях для  укрепления конкурентоспособности  на рынке необходимо постоянно вводить инновации, совершенствоваться, удовлетворять самые различные потребности  покупателей. Инновации должны быть оправданы определенными выгодами для предприятия, иначе они принесут  убытки.

Если на предприятии хорошо организована инновационная деятельность, то предприятие получает большую прибыль, является более привлекательным для инвесторов, увеличивает  свою  клиентскую  базу.

Целью данной курсовой работы является организация инновационной деятельности на предприятии.

Для поставленной цели будут  решаться следующие задачи: будет  анализирована инновационная деятельность в ведущих зарубежных фирмах и предложения использования опыта организации инновационной деятельности на отечественных предприятиях.

Объектом нашего анализа будет инновационная деятельность предприятий. Предметом анализа -организация инновационной деятельности.

Для выполнения курсовой работы будут использованы такие источники, как интернет и учебные пособия.

 

1 ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

    1. Общая характеристика сферы инновационной деятельности

 

Инновация (англ. innovation) — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем. Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы. [1]

Инновации являются главным средством обеспечения  конкурентоспособности продукции и сохранения устойчивости успеха предприятия (корпорации) на рынке в целом. В силу этого управление инновационной деятельностью выступает составной частью и одним из основных направлений стратегического управления предприятием.

Стратегия инновационной деятельности предприятия  ориентирована на научно-технический прогресс (НТП), на использование его результатов для повышения эффективности производства и обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом. Это достигается детальной разработкой целей инновационной деятельности на основе стратегических программ (стратегического плана) развития предприятия.

Инновация характеризуется более высоким  технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом. Инновация являет собой результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения конкретных запросов потребителей (в т.ч. предприятия).

Понятие инновации отражает комплексный  характер инновационной деятельности, вытекающий из ее сложности и многогранности, и включает широкий спектр нововведений с различным уровнем их новизны, предназначенных для применения в различных сферах деятельности и реализуемых в различных отраслях экономики и на различных рынках. В силу этого инновации могут существенно различаться между собой. Различие инноваций проявляется в параметрах, закономерностях и условиях их применения. При этом закономерности, характерные для одних видов инноваций, могут не проявляться или иметь противоположный характер в отношении других видов. В практике управления инновационной деятельностью необходимо учитывать их классификацию и типологию. [2]

 

1.2 Необходимость инноваций и система инновационных рычагов

 

Активное использование инноваций  как инструмента рыночной конкуренции  предопределяется  комплексом  предпосылок, основными из которых являются:

- индивидуализация потребностей  покупателей вследствие насыщения  большинства сегментов рынка  стандартизированной продукцией;

- усиление международного характера  конкуренции вследствие глобализации  мировой экономики;

- сокращение возможностей конкуренции   на  основе  операционной  эффективности   за счет  развития  информационных  систем и технологической   разведки  предприятий;

- сокращение  продолжительности   циклов  экономической  конъюнктуры;

- ускорение динамики отраслевых  технологий и сокращение  длительности  жизненных циклов продукции;

- неравномерность динамики технологических  укладов.

Мировая практика предлагает широкий спектр экономических инструментов научно-технической, инновационной и промышленной политики, с помощью которых можно управлять  инновационным процессом на макро- и микроуровнях. Однако их применение в полном объеме потребует значительных финансовых ресурсов, что не всегда по силам даже самым богатым странам.

Вместе  с тем в столь прямолинейном  подходе нет необходимости, поскольку  одни и те же инструменты работают неодинаково в различных условиях. Поэтому основная проблема заключается  в том, чтобы с учетом накопленного мирового опыта выбрать и использовать наиболее эффективные в конкретных условиях инструменты управления и  сосредоточить на них имеющиеся  в распоряжении общества ресурсы. Иными  словами, следует определить рычаги экономического управления, которые позволят выйти на траекторию инновационного роста с наименьшими затратами наиболее дефицитных ресурсов.

Наиболее  универсальными рычагами являются следующие:

- развитие венчурных механизмов освоения нововведений;

- создание благоприятных условий для частных капиталовложений в сферу НИОКР и освоение новых технологий;

- выравнивание (в сторону повышения) инновационного потенциала регионов и территорий путем активизации имеющихся у них научно-технических ресурсов;

- более широкое использование возможностей технологических трансфертов в национальном и международном масштабах. [2]

 

1.3 Инновационная политика и экономическая сущность инновации

 

Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии и технической политики нововведений (инновационной политики) и конкретных мер по их реализации. Нововведением называют:

  1. неизвестные потребителю блага (новые товары, услуги);
  2. неизвестный метод производства продукции или услуг;
  3. разработку новых материалов и элементов;
  4. получение нового источника сырья и энергии;

5) организационные нововведения (освоение нового рынка, получение новых форм финансирования и др.).

Под нововведением (инновацией) принято понимать конкретный объект или мероприятие, внедренные в производство по результатам проведенного научного исследования или сделанного открытия (изобретения), качественно отличный от предшествующего аналога.

Стратегия развития предприятия непосредственно  увязывается с постоянной перспективой нововведений, включая создание прогрессивной продукции, современные методы производства и управления, диверсификацию деятельности и проникновение предприятия в новые сферы бизнеса и на новые рынки. Этому способствует децентрализация управления творческой деятельностью, широкое использование принципов малого предпринимательского бизнеса с учетом рискового капитала, который перемещается из сферы независимых рискофирм и фондов рискокапитала в сферу интересов и деятельности промышленных предприятий (корпораций).

Взаимосвязь стратегии развития и инновационной деятельности предприятия приведена на рисунке 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 






 

 


 



 

 

Рисунок 1 – Взаимосвязь стратегии  развития и инновационной деятельности

 

В условиях современной экономики  одним из основных способов получения  и удержания конкурентных преимуществ  субъектами хозяйствования является активное осуществление ими инновационной  деятельности, т.е. разработка и освоение различного рода инноваций.

В общем случае любая инновация  представляет собой целенаправленный комплексный переход предприятия  как экономической системы в  качественно новое состояние, т.е. приобретение предприятием качественно  новых свойств.

Развитие  инновационной деятельности стало  одним из важнейших средств поддержания активности и стабилизации позиций ведущих компаний в освоенных областях бизнеса, а также средством их экспансии в новые сферы деятельности и участия в переделе мировых и региональных рынков. Основные направления развития этой деятельности находят отражение в формировании соответствующей инновационной (научно-технической) политики.

Инновационная (научно-техническая) политика предприятия предназначена для организации и координации усилий всех подразделений при реализации его инновационной деятельности.

Инновационная политика подчинена достижению главной  цели предприятия: максимально полное удовлетворение требований потребителей к количеству и качеству продукции при минимально возможных затратах на ее разработку и производство. Она содержит конкретные направления работ по инновационной деятельности, ориентированные на достижение успеха в долгосрочном и среднесрочном периодах. Основными принципами реализации этой политики являются:

  1. создание внутреннего климата и условий, стимулирующих творческий поиск и внедрение нововведений;
  2. стратегическая нацеленность инновационного процесса на нужды потребителя и формирование дополнительного спроса;
  3. интеграция и подчинение приоритетных направлений инновационной политики достижению стратегических целей и конкретных задач развития предприятия, обеспечивающих его благополучие в ближней и дальней перспективе;
  4. ускорение процесса «исследования - производство - сбыт», в том числе за счет сокращения числа уровней управления инновационным процессом;
  5. максимальное сокращение сроков разработки и внедрения нововведений в производство, организация инновационного процесса не по последовательной схеме, а на основе максимально возможного параллельного решения конкретных инновационных задач создания, организации производства и сбыта продукции. [2]

Информация о работе Инновации в организации