Групповая динамика

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 06:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ групп, их формирования и развития.
Задачи: определить виды существующих групп, стадии их развития, факторы влияющие на группу.
Объектом анализа является группа.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….. 3
1. Основные параметры групповой динамики…………………………… 4
1.1. Формальные группы……………………………………………. 5
1.2. Неформальные группы…………………………………………. 6
2. Формирование и развитие группы……………………………………… 9
2.1. Стадии развития группы………………………………………… 10
2.2. Хоторнский эксперимент………………………………………. 14
2.3. Управление неформальной организацией……………………. 17
2.4. Факторы эффективности группы………………………………. 18
Заключение…………………………………………………………………. 21
Список использованной литературы и источников …………………….. 22

Работа содержит 1 файл

Копия Курсовая.doc

— 114.00 Кб (Скачать)
 

Факультет: Менеджмента

Кафедра: Менеджмент организации 
 
 

Курсовая работа 

По дисциплине: Основы менеджмента

Тема: Групповая  динамика 

                                                    
 
 
 
 

                                           ВЫПОЛНИЛ:

                                                             Студент

                                                         Курс  группа

                                         ПРОВЕРИЛ:

                                                                    Преподаватель  
 
 

Красноярск 2010 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………….. 3
1. Основные параметры групповой  динамики…………………………… 4
          1.1. Формальные группы……………………………………………. 5
          1.2. Неформальные группы…………………………………………. 6
2. Формирование и развитие группы……………………………………… 9
          2.1. Стадии развития группы………………………………………… 10
          2.2. Хоторнский эксперимент………………………………………. 14
          2.3. Управление неформальной организацией……………………. 17
          2.4. Факторы эффективности группы………………………………. 18
Заключение…………………………………………………………………. 21
Список  использованной литературы и источников …………………….. 22
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Человек нуждается в общении с себе подобными и, по-видимому, получает радость от такого общения. Большинство из нас активно ищет взаимодействия с другими людьми. Во многих случаях наши контакты с другими людьми кратковременны и незначительны. Однако, если двое или более людей проводят достаточно много времени в непосредственной близости друг к другу, они постепенно начинают психологически осознавать и существование друг друга. Время, требующееся для такого осознания, и степень осознания очень сильно зависят от ситуации и от характера взаимосвязи людей. Однако, результат такого осознания практически всегда один и тот же. Осознание того, что о них думают и чего-то ждут от них другие, заставляет людей некоторым образом менять свое поведение, подтверждая тем самым существование социальных взаимоотношений. Когда такой процесс происходит, случайное скопление людей становится группой.

     Целью данной работы является анализ групп, их формирования и развития.

     Задачи: определить виды существующих групп, стадии их развития, факторы влияющие на группу.

     Объектом  анализа является группа.

     Актуальность  выбранной темы обусловлена необходимостью знать процессы взаимодействия участников группы друг с другом, и с другими группами, т.к. от взаимоотношений в трудовом коллективе напрямую зависит трудоспособность работников.

     За  основу взяты исследования группы ученых: М. Мескона, Дж. Морено, Э. Мэйо, Ч. Кули, Г. Хаймена

     1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ

     Групповая динамика (от греч. dynarnis — сила) — совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы, и его этапы. К процессам групповой динамики относятся руководство и лидерство, принятие групповых решений; нормообразование, то есть выработка групповых мнений, правил и ценностей; формирование функционально-ролевой структуры группы; сплочение; конфликты; групповое давление и другие способы регуляции индивидуального поведения, то есть все те процессы, которые фиксируют и обеспечивают психологические изменения, происходящие в группе за время ее существования. 

     Группы  формируются в результате деятельности определенных организационных структур и разделения труда в организации. Так, процесс интеграции членов организации в группы может происходить в подразделениях в ходе совместной деятельности в соответствии с технологическими цепочками, т.е. появление групп может быть реакцией на внедренный технологический процесс, предполагающий постоянные пространственные контакты определенных членов организации, их взаимозависимость и совместное достижение общих целей.

     Группы  могут возникать и тогда, когда  некоторые члены организации видят себя как группу, осознают границы своей группы по отношению к другим структурным единицам и социальным общностям внутри организации.

     Группы  могут формироваться в результате заранее спланированных действий руководства  организации как некоторая часть формальной структуры. Но иногда возникают неформальные структуры организации как следствие непланируемых социальных процессов. В связи с этим важно определить природу и особенности функционирования формальных и неформальных групп в организации.

      1.1. Формальные группы

     Под формальными группами понимаются группы в организации, сознательно созданные для достижения коллективных целей организации. Данные группы осуществляют формальные функции, такие, как выполнение конкретных работ, генерирование идей, поддержание связей и т.д., что содействует достижению целей организации. Ясно, что достижение каждой цели требует создания определенной структурной единицы (в отдельных случаях нескольких структурных единиц), действующей достаточно автономно, причем, согласно требованиям кооперации и осуществления совместной трудовой деятельности, эта структурная единица должна быть формально связана с другими структурными единицами организации.

     При создании формальных групп члены  организации объединяются искусственно в соответствии с порученными им официальными ролевыми предписаниями и заранее спланированной структурой организации. Наиболее существенными чертами формальной группы являются наличие поставленной высшим руководством организации перед группой задачи, а также формально закрепленной, максимально стандартизованной системы поведенческих норм, санкций, ролевых требований, т.е. формальной роли.

     По  мнению Д. Джексона, каждая формальная роль содержит описание процедур и  процессов работы и набор предписаний, выражающих требования руководства организации или ее подразделений. При этом в качестве признаков формальных статусов и ролей выступают: формально описанные полномочия в рамках иерархической структуры организации; формальное название должности и ее место среди других должностей организации; поощрения, награды и наказания, которые могут быть применены к данному субъекту в соответствии с его статусом; поощрения, награды и наказания, которые данный работник может применять по отношению к другим работникам организации в соответствии со своим местом в ее иерархической структуре; физическая локализация данного работника внутри организации и степень его доступа к информации.

     Формальные  группы имеют тенденцию к сохранению относительной устойчивости, хотя их состав может изменяться. Это объясняется безличностью формальной структуры – в группах существуют только статусы независимо от индивидов, занимающих эти статусы. Конечно, в организации могут создаваться и временные формальные группы для реализации конкретной задачи.

     Формальные группы могут быть классифицированы по многим основаниям, например по различию в членстве, по выполняемым задачам, по позициям внутри организационной структуры.

     1.2. Неформальные группы 

     Как уже отмечалось, в формальной структуре  любой организации существуют неформальные группы. Эти группы основаны преимущественно на межличностных отношениях, удовлетворении (или неудовлетворении) психологических и социальных потребностей, не связанных с формальными целями и задачами. В этом случае члены социальных групп в организации ориентированы не на социальные статусы и роли, а на первичные групповые отношения. В таких группах развивается взаимозависимость, ее члены постоянно оказывают влияние на поведение друг друга и способствуют удовлетворению личных потребностей, например в общении, в других социальных мотивациях, которые отсутствуют в чисто рабочих ситуациях, особенно в условиях промышленных предприятий.

     Членство  в неформальной группе может быть прекращено через формальную структуру, в частности путем перевода работника в другую, пространственно удаленную часть организации или перехода по вертикали на другой управленческий уровень. В некоторых случаях неформальная группа может одновременно быть формальной или частью формальной группы (актив отдела, управления, сектора или даже организации в целом).

     Члены неформальной группы обычно выдвигают  собственного лидера, который имеет  неформальную власть только в пределах данной группы. Как правило, неформальный лидер отражает установки и ценности членов группы, помогает разрешать конфликты, ведет группу к достижению целей, устанавливает связи вне группы и использует их, что способствует адаптации группы в условиях организации.

     Неформальный  лидер часто меняется в зависимости  от ситуации. В некоторых случаях  он одновременно выполняет функции формального лидера. Однако такая ситуация не характерна для организации, поскольку неформальный лидер, получивший формальный статус, обычно теряет неформальный авторитет, будучи вынужден применять к членам группы формальные санкции. Например, неформальный лидер в отделе назначен начальником отдела. До этого назначения он часто общался со своими сотрудниками на уровне первичных связей, помогал им, вместе с ними проводил свободное время. После назначения на должность начальника отдела он получил новые ролевые полномочия и должен выполнять новые ролевые требования, в частности официальный контроль за поведением сотрудников отдела, что с неизбежностью отдаляет лидера от исполнителей и наносит ущерб его неформальному авторитету.

Неформальные  группы весьма значимы для успешной деятельности организации, поэтому даже предпринимаются попытки искусственного создания таких групп. Естественные группы, состоящие из трех – шести работников, которые в ходе взаимодействий развили высокий уровень близости и привязанности друг к другу, должны поддерживаться руководством организации. В противном случае естественная неформальная структура либо не будет развиваться, либо будет развиваться в формах, нежелательных организации, мешающих достижению целей-заданий.

     Естественная группа может быть искусственно «выращена» и превратиться в «семейную» группу из 8 – 30 членов. Далее процесс развития и укрепления чувства привязанности в течение 6 – 12 месяцев должен привести к формированию одной организованной группы, состоящей из объединенных разветвленной сетью коммуникаций в масштабе организации семейных групп, каждая из которых исключает несколько естественных групп. Такую организованную группу можно рассматривать как общественную организацию, все члены которой связаны общими намерениями.

     Итак, группы в организации могут быть как формальными, так и неформальными; неформальные группы не являются частью формальной организационной структуры; их могут возглавлять работники, которые имеют лишь небольшую  власть (или вообще не имеют формальной власти) в организационной структуре. Однако такие группы могут быть очень сильными и полезными при выполнении заданий. 
 
 
 
 

     2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГРУППЫ

     Индивиды  включаются как в формальные, так  и неформальные группы по причинам, связанным, во-первых, с необходимостью достижения организационных целей и выполнением заданий, и, во-вторых, с потребностью в общении в ходе социальных процессов, а также на основе чувств удовлетворенности или неудовлетворенности, приязни или неприязни. Основными причинами формирования социальных групп являются следующие:

  • работники приходят к пониманию, что достижение определенных целей возможно только на основе соединения, комбинирования усилий некоторого числа членов организации;
  • в ходе трудовой деятельности индивидам требуются понимание и поддержка коллег по работе, для чего он выбирает отдельных членов организации, с которыми возможны не только деловые, но и доверительные отношения;
  • в процессе идентификации у некоторой части членов организации возникает ощущение ингруппы, что в свою очередь приводит к формированию системы более тесных связей, отделению этой ингруппы от остальных членов организации, проведению групповых границ;
  • часть работников нуждается в защите своих интересов и потребностей, что возможно лишь при совмещении усилий в условиях организации, включении индивида в социальные институты, которые осуществляют свои функции также через деятельность организаций;
  • индивидам необходим контроль над основными нормами поведения, так как у них существует потребность в социальном порядке и сохранении устойчивых социальных отношений;
  • у всех индивидов имеется потребность в общении и проведении свободного времени в кругу сослуживцев, что может быть реализовано только в пределах социальной группы.

Информация о работе Групповая динамика