Лидерство как феномен групповой динамики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 06:39, реферат

Описание работы

В наши дни заметно усилился коллективный характер деятельности, и как следствие, увеличилось внимание к проблемам групповой динамики и лидерства. Все больше и больше исследований посвящаются проблемам эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использованию разных средств и воздействий на них.

Работа содержит 1 файл

Реферат менеджмент.docx

— 44.68 Кб (Скачать)

 

 

Введение 

 

В наши дни заметно  усилился коллективный характер деятельности, и как следствие, увеличилось  внимание к проблемам  групповой динамики и лидерства. Все больше и больше исследований посвящаются проблемам эффективности  организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между  ними отношений, использованию разных средств и воздействий на них.

 

Человек составляет основу организации, ее сущность и ее основное богатство, поэтому необходимо рассмотреть  все факторы, которые влияют на человека во время работы. Однако с позиций  управления нельзя говорить о человеке вообще, так как все люди разные, кроме того в любой организации  человек работает в окружении  коллег, товарищей по работе. Он является членом формальных и неформальных групп, что оказывает на него исключительно  большое влияние: либо помогая более  полно раскрываться его потенциалу, либо подавляя способности и желания  работать производительно, с полной отдачей. Организация ожидает от человека, что он будет выполнять  определенную роль. Если член организации  успешно выполняет свою роль и  если при этом он сам лично удовлетворен характером, содержанием и результатами своей деятельности в организации  и своего взаимодействия с организационным  окружением, то не возникает конфликтных  противоречий, подрывающих взаимодействие человека и организации, а это  очень принципиально для развития организации в целом.

 

В настоящее  время для эффективной  деятельности организации необходимо выявить механизмы, влияющие на работу людей, их взаимоотношения друг с  другом и руководством. Своевременные  и правильные действия помогут избежать отрицательные последствия взаимодействия подчиненных и их руководителей, а также предотвратить новые  возникновения конфликтов. Поэтому  изучение динамики групп и лидерства, методов и принципов, которые  применяются для этого в организации, являются очень актуальной проблемой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие групповой динамики

 

Тема групповой  динамики – одна из самых актуальных в психологии управления, поскольку  всякая организация  неизбежно имеет  в своем составе  самые различные  группы. Любая  организация – это  не направленно  созданные структуры, находящиеся  под контролем ее руководителя. Вместе с тем организация – это  и учреждение, где люди, члены  организации строят свои взаимоотношения  и психологически взаимодействуют  друг с другом.

Групповая динамика – это процесс  взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости  и взаимовлияния  в целях удовлетворения как личных, так и групповых  интересов  и потребностей.

Жизнь группы не является неподвижной, и под влиянием как внешних, так  и внутренних причин в группе возникают  изменения, которые сами по себе могут  быть либо небольшими, неспособными поставить  под угрозу существование группы в целом, либо значительными, ведущими к нарушению равновесия и в  конечном счете к распаду группы. Последнее имеет место тогда, когда группе не удается реорганизоваться («перестроиться») и обрести новое  состояние равновесия.

Практически в  любой группе можно  обнаружить как  силы сплочения, оказывающие  сопротивление деформациям группы, так и силы распада, толкающие  ее к необратимым изменениям.

Групповая динамика выражена в следующих  основных процессах  и явлениях:

- руководство  и лидерство;

- нормообразование, то есть выработка  групповых мнений, правил и ценностей;

-принятие групповых  решений;

-формирование функционально-ролевой  структуры;

- групповое  давление и другие  способы регуляции  индивидуального  поведения;

- сплочение;

- конфликты  и другие.

 

Проявляясь постоянно  и не прекращаясь  ни на минуту, указанные  процессы и  явления, в конечном счете, формируют  следующие групповые феномены в  организации:

-систему социальных связей и контактов;

-групповое  мнение;

- внутриорганизационные  обычаи, традиции, привычки;

- групповые  настроения.

К основным факторам, влияющим на направленность процессов групповой динамики, относятся:

- мотивация,  то есть чего ждут члены  организации;

- структура власти в организации, то есть  качественная выраженность власти  и авторитета отдельных членов  организации и ее подгрупп;

- стиль управления руководителя организации;

- состояние процесса коммуникации в организации;

- результаты  деятельности и авторитета организации;

- ощущение принадлежности (непринадлежности) к организации,  степень ответственности за результаты  ее работы.

 

Характер групповой динамики существеннейшим  образом зависит от эмоционального состояния группы. Действительно, каждый участник группы узнает непосредственно  от других, как он влияет, воздействует на ее жизнь и какое влияние (воздействие) он сам испытывает со стороны других ее членов. И этот опыт глубоко переживается личностью. Он способствует реальному  изменению социального поведения  и лучшему пониманию условий  жизни группы.

Работа группы зависит от качества и объема взаимовлияний, взаимоотношений  членов группы. Дело в том, что и  из нормальных людей может составиться  невротическая группа, которая не сможет принимать решения, доходить до сути дела, давать своим членам ощущение успеха.

Вывод: Моральная атмосфера в  группе и способ управления ею должны способствовать успеху деятельности группы. Управленческая практика свидетельствует, что групповые решения лучше, чем единоличные, ибо хорошо направленная энергия группы всегда больше энергии  одного человека.

 

1.1 Понятие и сущность групп

 

Человек нуждается  в общении  с себе подобными и, по-видимому, получает радость от такого общения. Большинство из нас активно ищет взаимодействия с другими людьми. Во многих случаях наши контакты с  другими людьми кратковременны и  незначительны. Однако если двое или  более людей проводят достаточно много времени в непосредственной близости друг к другу, они постепенно начинают психологически осознавать и  существование друг друга. Осознание  того, что о них думают и чего-то ждут от них другие, заставляет людей  некоторым образом менять свое поведение, подтверждая тем самым существование  социальных взаимоотношений. Когда  такой процесс происходит, случайное  скопление людей становится группой.

 

Каждый из нас  принадлежит одновременно ко многим группам. Мы, члены нескольких семейных групп: своей непосредственной семьи, семей бабушек и дедушек, двоюродных сестер и братьев, родственников жены или мужа и т.д. Большинство людей принадлежит также к нескольким группам друзей, например, кругу людей, которые довольно регулярно видятся друг с другом. Некоторые группы, с которыми нам приходится взаимодействовать, оказываются недолговечными, и их миссия проста. Когда миссия выполнена, или когда члены группы утрачивают к ней интерес, группа распадается. Примером такой группы могут быть несколько студентов, которые собираются вместе для подготовки к предстоящему экзамену. Другие группы могут существовать в течение нескольких лет и оказывать существенное влияние на своих членов или даже на внешнее окружение.

В учебнике «Основы  менеджмента» М. Х. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури  дается следующее определение  группы: «Группа - это два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц».

Характерными  особенностями группы является следующее:

- человек говорит не о себе а, о группе в целом;

-взаимодействие между членами группы носит характер непосредственных контактов личного  разговора наблюдения поведения  друг друга и т.п. В группе люди непосредственно общаются друг, с  другом придавая формальным взаимодействиям «человеческую» форму;

- в группе наряду с формальным распределением ролей, если таковое существует обязательно  складывается неформальное распределение  ролей, обычно признаваемое группой .Отдельные  члены группы берут на себя роль генераторов идей другие склонны к координации усилий членов группы третьи заботятся о взаимоотношениях в группе, о поддержании хорошего климата в коллективе четвертые следят за тем, чтобы был порядок в работе все выполнялось в срок и доводилось до конца. Группы возникают в организации и функционируют как обособленные структурные подразделения в связи с тем, что в результате разделения труда выделяются отдельные специализированные функции, требующие для своего выполнения определенной совокупности людей, обладающих определенной квалификацией, имеющих определенную профессию и готовых в системе совместной деятельности выполнять определенную работу.

Однако при  несомненном преимуществе перед  другими формами организации  работ, групповая форма может  нести в себе и ряд отрицательных  для организации моментов. Одним  из таких негативных проявлений является групповщина, складывающаяся при условии, что в целом неверно поставлено управление группой и неверно  организовано ее функционирование в  организации. Это выражается в том, что, во-первых, в группе складывается тенденция морализации процессов, сопровождающаяся при этом представлением себя и своих действий в лучшем с моральной точки зрения свете. Во-вторых, группа начинает ощущать себя неуязвимой и даже непобедимой в конфликтных столкновениях. В-третьих, в группе складывается атмосфера конформизма, стремление заставить всех соглашаться с единым мнением нежелание слушать и обсуждать другие мнения и т.п. В-четвертых, в группе развивается единодушие. Люди начинают все более мыслить, как остальные. И если даже у них возникают другие мнения, они не высказываются, считая, что верно общее мнение. В-пятых, группа отказывается рассматривать мнения извне, если они не совпадают с мнением группы.

 

Вывод: Таким образом, под группой  понимаем два лица или более, которые  взаимодействуют друг с другом таким  образом, что каждое лицо оказывает  влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц  и она оказывает влияние на деятельность организации.

 

 

1.2. Классификация групп и их  значение

 

Исходя из определения  «группы», можно считать, что организация  любого размера состоит из нескольких групп. Руководство создает группы по своей воле, когда производит разделение труда по горизонтали (подразделения) и по вертикали (уровни управления). Таким образом, большая организация  может состоять буквально из сотен или даже тысяч малых групп.

 

Существует два  типа групп: формальные и неформальные. Оба эти типа групп  имеют значение для организации  и оказывают  большое влияние  на членов организации.

 

Формальные группы обычно выделяются как структурные  подразделения  в организации. Они  имеют формально  назначенного руководителя формально  определенную структуру  ролей должностей и позиций внутри группы, а также  формально закрепленные за ними функции  и задачи. В организации существует три основных типа формальных групп:

 

  1. Командная (соподчиненная) группа руководителя (состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые также могут быть руководителями).

 

  1. Рабочая (целевая) группа или группа на задании. Она обычно создается для решения отдельной задачи и может быть переформирована в другую, в зависимости от характера задачи (например, проектная группа).

 

  1. Комитеты создаются  для заполнения пробелов в организационных  структурах таким образом, чтобы решать задачи, не входящие в компетенцию ни одного из отделов, координировать деятельность отделов и выполнять специальные функции.

 

Формальная группа имеет следующие  особенности:

 

-она рациональна, т.е. в основе  ее лежит принцип целесообразности  сознательного движения к известной  цели;

 

-она безлична, т.е. рассчитана  на индивидов отношения, между  которыми устанавливаются по  составленной программе.

 

В формальной группе предусмотрены  только служебные  связи между  индивидами, и она  подчиняется  лишь функциональным целям. К формальным группам относятся:

 

- вертикальная (линейная) организация объединяющая ряд органов и подразделений  таким образом, что каждое из них  находиться между двумя другими - выше- и нижестоящими, а руководство  каждым из органов и подразделений  сосредоточено в одном лице;

 

- функциональная организация в соответствии с  которой, руководство распределяется между рядом лиц специализирующихся на выполнении определенных функций  и работ;

 

- штабная организация, характеризующаяся наличием штаба  советников, экспертов, помощников, не включенных в систему вертикальной организации.

Формальные группы могут быть сформированы для выполнения регулярной функции  как, например бухгалтерия, а могут  быть созданы для решения  определенной целевой задачи, например комиссия по разработке какого-либо проекта.

 

Эффективное управление каждой формальной группой внутри организации  имеет  решающее значение. Эти взаимозависимые  группы представляют собой блоки, образующие организацию как систему. Организация  в целом сможет эффективно выполнить  свои глобальные задачи только при  условии, что задачи каждого из ее структурных подразделений определены таким образом, чтобы обеспечивать деятельность друг друга. Таким образом, чем лучше понимает руководитель, что же представляет собой группа и факторы ее эффективности, и чем лучше он владеет искусством эффективного управления группой, тем больше вероятности, что он или она смогут повысить производительность труда этого подразделения и организации в целом.

 

Неформальные  группы создаются  не распоряжениями руководства и  формальными постановлениями, а  членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями общими интересами одинаковыми увлечениями  привычками и т.п. Данные группы существуют во всех организациях, хотя они не представлены в схемах отражающих строение организации  ее структуру. Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила  и нормы поведения люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или  неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы могут  оказывать на своих членов влияние  равное или даже большее чем формальные структуры.

Информация о работе Лидерство как феномен групповой динамики