Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:45, курсовая работа
По определению Марвина Шоу, «группа — это два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц».
Группа - это относительно обособленное объединение нескольких людей (не более 10), находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени.
Тема Групповая динамика в организациях.
Понятие группы. Виды групп в организации.
По определению Марвина Шоу, «группа — это два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц».
Группа - это относительно обособленное объединение нескольких людей (не более 10), находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени.
Люди объединяются в группы не только для выполнения определенной работы, получения результата и вознаграждения за него, для самоутверждения и самопознания, это объективная потребность человека в коммуникациях.
Большинство людей принадлежит к нескольким группам: семьи, друзей, профессиональной
Группы могут существовать как короткое время, когда миссия выполнена или утрачен интерес, группа распадается, так и невероятно долгое время.
Роберт Мертон определяет группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.
В соответствии с этим определением выделяют три наиболее существенные черты группы:
определенный способ взаимодействия между членами группы – например, характерная манера поведения внутри группы;
членство – чувство принадлежности к данной группе (характерная процедура вступления, внешние признаки членства);
идентичность с точки зрения посторонних (люди, входящие в группы, воспринимаются и другими как члены этих групп).
Люди - один из основных ресурсов организации. Здесь они взаимодействуют и строят отношения. Организация любого размера состоит из нескольких или множества групп людей. В ней существует сложное переплетение формальных и неформальных групп.
ФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
Создаются для осуществления производственной деятельности в соответствии с выбранной стратегией по воле руководителей организации:
имеют формально назначенного руководителя,
формальную структуру,
их задачи и функции описаны и закреплены в соответствующих документах.
могут быть созданы как на постоянной, так и временной основе.
Их основная функция - выполнение конкретных задач и достижение определенных, конкретных целей организаци.
Руководство создает группы, когда производит разделение труда по горизонтали (подразделения) и по вертикали (уровни управления).
В организации существует три основных типа групп:
ГРУППА РУКОВОДИТЕЛЯ состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных. Директор магазина и заведующие отделами, заведующий отделом и его продавцы, но продавцы не являются членами командной группы директора, потому что они не подчинены ему напрямую).
РАБОЧАЯ (ЦЕЛЕВАЯ) ГРУППА. Она обычно состоит из лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием, имеет больше самостоятельности в планировании и осуществлении своего труда.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (КОМИТЕТЫ).
НЕФОРМАЛЬНАЯ ГРУППА
Формальная организация создается по воле руководства. Но как только она создана, она становится также и социальной средой, где люди взаимодействуют не только по предписаниям руководства. Люди из разных групп общаются во время собраний, за обедом и после работы. Естественный результат общения - возникновение неформальных групп или неформальных организаций.
образуются часто спонтанно, в соответствии со взаимными симпатиями, общностью интересов, увлечениями, привычками или быть реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности.
имеют явно или неявно выраженного лидера.
оказывают существенное влияние на поведение членов группы, порою даже большее, чем формальные.
НЕФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
— это спонтанно образовавшаяся
группа людей, которые вступают в
регулярное взаимодействие для достижения
определенной цели, которая является
причиной существовании такой неформальн
Причины вступления в неформальную группу:
Принадлежность к неформальным группам может дать людям психологические выгоды не менее важные для них, чем получаемая зарплата.
Практическое задание: (5 мин обдумывания, 15мин – анализ, запись).
1.если у вас в организации такие группы. приведите примеры таких групп.
2. определите причины по которым люди объединяются в такие группы.
Основные причины вступления в неформальную группу:
1. Принадлежность. Чувство принадлежности - социальная потребность, потребность в принадлежности к той или иной группе - является одной из самых сильных. Именно в группе происходит самопознание, самоопределение, самоутверждение. Большинство формальных организаций сознательно лишают людей возможностей социальных контактов. Поэтому рабочие часто вынуждены обращаться к неформальным организациям, чтобы эти контакты обрести.
2. Помощь. В идеальном варианте подчиненные должны иметь возможность без всякого стеснения обращаться к своему непосредственному начальству за помощью и консультацией, но они могут его боятся считать это неуместным и т.д. Подчиненные с большим желанием обратятся за помощью к коллегам, при решении производственных задач, за советом, ознакомлением с неписанными правилами (какой продолжительности должен быть перерыв на кофе, каково отношение начальника и болтовне и шуткам, как следует одеваться). В результате оказания помощи дающий ее приобретает престиж и самоуважение, а получающий — необходимое руководство к действию.
3. Защита. Объединение происходит достаточно часто при возникновении какой-либо угрозы, опасности, для совместной защиты личных или групповых интересов. Например, опротестовать вредные условия работы, несправедливую оплату труда и т. п. Конфликт в формальной группе, попытки формального руководителя разрушить сложившиеся неформальные отношения. Люди всегда знали, что сила — в единстве.
4. Общение. неформальное общение в группе - это дополнительный неформальный канал поступления важной для человека информации. В основе неформального общения лежат интересы, ценности, увлечения (на предприятии может быть столько неформальных групп, сколько общих тем для общения).
Иногда руководство намеренно скрывает от своих подчиненных определенную информацию, принадлежности к неформальной организации дает доступ к неформальному каналу поступления информации — слухам.
5. Симпатии, дружеское общение. Люди часто присоединяются к неформальным группам просто для того, чтобы быть ближе к тем, кому они симпатизируют, избежать одиночества, состояния потерянности, ненужности. Группа предоставляет человеку возможность препровождения времени в приятном для себя окружении.
Неформальные организации являются мощной силой, которая может стать доминирующей в организации и сводить на нет усилия руководства, так как зачастую неформальные отношения играют большую роль, чем формальные.
У неформальных организаций много общего с формальными организациями: у них имеется иерархия, лидеры и задачи имеются неписаные правила, называемые нормами, которые служат для членов организации эталонами поведения. нормы подкрепляются системой поощрений и санкций.
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ. Неформальные организации осуществляют социальный контроль за своими членами. Установление и укрепление групповых норм (эталонов приемлемого и неприемлемого поведения, характера одежды). Чтобы быть принятым группой и сохранить в ней свое положение, личность должна соблюдать эти нормы. Чтобы укрепить соблюдение этих норм, группа может применять довольно жесткие санкции, а тех, кто их нарушает, может ждать отчуждение.
СОПРОТИВЛЕНИЕ ПЕРЕМЕНАМ.
В неформальных организациях наблюдается
тенденция к сопротивлению
НЕФОРМАЛЬНЫЕ ЛИДЕРЫ. Так же, как и формальные организации, неформальные имеют своих лидеров. Функции лидера: помогать группе в достижении ее целей и поддерживать и укреплять ее существование. Средства, применяемых лидерами формальных и неформальных организаций, для оказания воздействия идентичны, но лидер формальной организации имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий, а опора неформального лидера — признание его группой.
Факторы, определяющие возможность стать лидером неформальной организации определяются принятой в группе системой ценностей (возраст, должностное положение, профессиональную компетентность, свобода передвижения по рабочей зоне). Пожилой возраст может считаться положительной характеристикой, или наоборот.
Неформальные организации могут как приносить вред организации формальной так и способствовать достижению целей организации.
Некоторые руководители считают, что неформальная организация результат неэффективного управления, что бы справиться с ней - нужно уничтожить ее. Но при разрушении на ее месте обязательно возникнет другая, с возможно более отрицательным отношение к руководству.
Менеджер должен знать их, взаимодействовать с ними, знать законы групповой динамики и способы влияния на развитие неформальных взаимодействий, уметь целенаправленно управлять ими для.
Негативные моменты:
по неформальным каналам могут распространяться ложные слухи, приводящие к отрицательному отношению к руководству.
принятые группой нормы могут снижать производительность. Социальный контроль, осуществляемый неформальной организацией, может оказать влияние и направить к достижению целей формальной организации. Он также может повлиять на мнение о руководителях и справедливости их решений.
Важно, что бы нормы, правила и ценности неформальной организации не шли в разрез с нормами, правилами, целями и задачами формальной организации, а наоборот поддерживали их.
тенденция сопротивления переменам могут задерживать необходимую модернизацию производства. Руководство может ослабить это сопротивление, разрешая и поощряя подчиненных участвовать в принятии решений.
Положительные моменты:
цели группы могут совпадать с целями формальной организации, а нормы эффективности даже превышать нормы формальной организации.
неформальные каналы связи могут дополнять формальную систему коммуникаций.
многие люди отказываются от более высокооплачиваемых должностей в других компаниях потому, что они не хотят нарушать социальные связи, которые они приобрели в данной компании.
В любом случае, независимо от того, является ли неформальная организация вредной или полезной, она существует. Чтобы справиться с потенциальными проблемами и овладеть потенциальными выгодами неформальной организации, руководство должно:
1. Признать существование
неформальной организации,
2. Выслушивать мнения членов и лидеров неформальных групп. Знать, лидеров и работать с ним, поощряя тех, кто не мешает, а способствует достижению целей организации.
3. Перед тем, как предпринять какие-либо действия, просчитайте их возможное отрицательное воздействие на неформальную организацию.
4. Чтобы ослабить сопротивление переменам, разрешить участвовать в принятии решений.
5. Быстро выдавайте точную информацию, тем самым препятствуя распространению слухов.
признать неформальную организацию и работать с ней, прислушиваться к мнению неформальных лидеров и членов группы, разрешать неформальным группам участвовать в принятии решений и гасить слухи путем оперативного предоставления официальной информации.
Факторы, влияющие на эффективность работы малой группы
Группа сможет более или менее эффективно идти к достижению своих целей в зависимости от влияния следующих факторов: размера, состава, групповых норм, сплоченности, конфликтности, статуса и функциональной роли ее членов.
РАЗМЕР. Формальная группа должна быть сравнительно небольшой -3-9 человек (Ральф К. Дэвиса), идеальная группа - 5 человек (Кит Дэвис):
фактически на собрания в группу приходят от 5 до 8 человек.
группы от 5 до 11 членов, обычно принимают более точные решения.
в группах из 2 или 3 человек ее члены боятся чрезмерной персональной ответственность за принимаемые решения
в группах более 5 человек члены испытывать затруднение, робость в высказывании своего мнения перед другими.
по мере увеличения размера, общение между членами группы усложняется, становится более трудным достижение согласия.
увеличение размера группы способствует неформальному разделению групп на подгруппы.
СОСТАВ. Рекомендуется, чтобы группа состояла из непохожих личностей с целью использование различных позиций при обсуждении проблемы и для нахождения оптимального решения, группы с различными точками зрения вырабатывают больше качественных решений.
СТЕПЕНЬ КОНФЛИКТНОСТЬ. Различие во мнениях обычно приводит к более эффективной работе группы, но и повышает вероятность конфликта.
ГРУППОВОЕ ЕДИНОМЫСЛИЕ. Тенденция подавления отдельной личностью своих действительных взглядов на какое-нибудь явление с тем, чтобы не нарушать гармонию группы.
Эксперимент американского психолога М. Шериф (1936) продемонстрировал неосознанное влияние, которое группа может оказывать на индивидуальное восприятие. Испытуемые, находясь в темной комнате сосредоточивали взгляд на неподвижном световом пятне. Затем каждый член группы отвечал в каком направлении и на какое расстояние перемещалось световое пятно. Отвечая индивидуально, испытуемые дали разные ответы. Однако когда группа получила задание дать единый ответ, члены группы пришли к согласию относительно и направления, и величины перемещения светового пятна; при этом групповое решение отличалось от многих конкретных мнений, которые испытуемые высказывали в индивидуальном порядке.