Групповая динамика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 10:57, доклад

Описание работы

Термин "групповая динамика" имеет несколько значений:
1. Модель формирования стадий малой группы (термин ввел Курт Левин);
2. Название исследований, посвященных проблемам формирования и развития малых групп.

Работа содержит 1 файл

групповая динамика.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

Термин "групповая динамика" имеет несколько значений:

  1. Модель формирования стадий малой группы (термин ввел Курт Левин);
  2. Название исследований, посвященных проблемам формирования и развития малых групп.

     «Школа «групповой динамики» представляет собой наиболее «психологическое» направление в исследовании малых групп и связана с именем Курта Левина. Американский период деятельности Левина после эмиграции из Германии начался с создания в Массачусетском технологическом институте специального Центра по изучению групповой динамики (после смерти К. Левина в 1948 г. Центр был перенесен в Мичиганский университет, где и существует по сей день). Направление исследований в этом центре опиралось на ряд теоретических идей Левина. [...] Основная проблематика исследований сводилась к следующему: какова природа групп, каковы условия их формирования, какова их взаимосвязь с индивидами и другими группами, каковы условия их успешного функционирования. Большое внимание было также уделено проблемам образования таких характеристик группы, как нормы, сплоченность, соотношение индивидуальных мотивов и групповых целей, наконец, лидерство в группах». 
 
Степанов С.С., Популярная психологическая энциклопедия, М., «Эксмо», 2005 г., с. 172. 
 
 
Как правило, в процессе любого тренинга можно выделить основные стадии: знакомство; конфронтация; устойчивая работа; распад. Вот как их описывает для воркшопа (семинара, тренинга) Клаус Фопель: 
 
«Как и люди, группы имеют свой жизненный цикл. Группа переживает разные стадии развития, прежде чем полностью раскроет свой потенциал. [...] 
 
1. Начало воркшопа. Это так называемая стадия рождения группы: воркшоп планируется и разрабатывается; проводится запись участников; происходит первая встреча; уточняются цели группы; разрабатывается программа; обсуждаются формы работы. На этой стадии большинство участников ощущает любопытство, неуверенность и некоторую застенчивость. Каждый надеется быть принятым и найти место в учебном сообществе. 
 
2. Знакомство друг с другом. Это «раннее детство» группы: участники ближе знакомятся друг с другом, обнаруживают общих знакомых или общее хобби; замечают сходство и различия в жизненных целях, ценностях, надеждах и опасениях, в жизненном опыте. Группа устанавливает правила, происходит разделение
ролей и задач. Отношения внутри группы становятся более дружескими, участники — более терпимыми, постепенно возникает доверие и ощущение уверенности. 
 
3. Начало работы. Эту стадию можно сравнить с «начальной школой». Группа начинает работать над своими целями, распределять задачи и принимать на себя обязанности. Участники готовы вносить свой вклад в жизнь группы и активно работать. В то же время, группа учится обращаться с «помехами»: участники реагируют на мешающее им поведение ведущего и других членов группы. Обсуждают темп работы (для кого-то он слишком медленный, для других — слишком быстрый). Часто эти реакции выражаются в посторонних разговорах или обсуждении происходящего за пределами группового пространства. 
 
4. Период конфронтации. Этот период можно сравнить с «подростковым возрастом» группы. Сильнее проявляются различия между участниками, возникают конфликты, которые прорабатываются либо игнорируются; яснее «вырисовываются» личности отдельных людей, формируются альянсы и подгруппы. На этой стадии групповые цели и способы действия проверяются и порой определяются по-новому. Некоторые члены группы чувствуют себя раздраженными, подавленными,
недооцененными или обделенными вниманием. Другие, наоборот, довольны своим местом в группе и испытывают чувство, что могут действовать свободно. И всегда есть кто-то, кто раздумывает, стоит ли ему продолжать работу. 
 
5. Развитие синергии. Когда группа научается успешно обращаться с «помехами» и конфликтами, она достигает стадии зрелости, так называемого «взрослого возраста». Участники в основном идентифицируются с целями группы и обнаруживают, что совместная работа столь же важна, как и личность каждого со всеми ее сильными и слабыми сторонами. Члены группы становятся более толерантными, терпимыми к чужим слабостям и недостаткам, в большей степени ответственными за собственное поведение. Они больше не считают, что «виноват» ведущий или другие. Группа готова признавать успехи, принимать различия и решать конфликты. В естественных группах обсуждаются мероприятия, разрабатываются временные планы и обговаривается возможность их реализации в будущем. Участники чувствуют себя компетентными, живыми и сплоченными. 
 
6. Завершение работы группы. Можно сказать, что это тот момент, когда пора покидать «родительский дом и вставать на ноги». Закончилось запланированное время работы группы, и она выполнила свои задачи. Многие ведущие выделяют время для обсуждения прошедшей работы, достигнутых успехов и нереализованных желаний.
Участники довольны в большей или меньшей степени.  
 
[...] Не все группы достигают пятой стадии — стадии синергии. Они могут застрять на стадии конфликтов или перейти к «отступлению». В этом случае они просто довольствуются тем, что группа не стала командой и настоящего сотрудничества не было. [...] Для ведущего важно дать группе достаточно времени для выполнения задач каждой стадии развития. Наблюдается такая тенденция: чем больше группа, тем больше времени она тратит на каждую стадию. Если ведущий помогает группе в выполнении ее задач развития, то нужно избегать двух проблем — скуки и чрезмерных требований».  
 
К. Фопель, Эффективный воркшоп. Динамическое обучение, М., «Генезис», 2003 г., с. 123-126. 
 
Можно высказать гипотезу, что указанные выше стадии формирования группы – лишь одна из возможных моделей. При грамотном управлении малой группой или при большой нагрузке групповая динамика может иметь иные стадии. 
 
ПРИМЕР. «Несколько моих знакомых, хорошо знавших таежную жизнь, рассказывали о лесных пожарах. Информация сводилась к тому, что все бегут в одном направлении, не нападая друг на друга. Конечно, приведенные случаи из жизни представляют собой скорее байки на охоте, нежели сколь-нибудь наукообразные наблюдения, тем паче эксперименты. Однако возможны варианты, когда экспериментаторам придется моделировать подобную совместную толпу. Это может понадобиться, например, при исследовании вопроса перезаписи инстинктов на уровне сознания, разума; или может иметь прикладное значение при лечении некоторых психических расстройств. Мне бы хотелось зафиксировать мысль: при экстремальном природном воздействии, угрожающем сфере, определяющейся низшими потребностями, равноправными единицами возникающей толпы являются существа разных видов. Мы наблюдаем случай одинакового поведения членов различных ступеней биоценоза. Может быть, в эволюционном плане массовидное поведение существует как механизм сохранения не только вида, но и более крупных таксонов, иных структурно-биологических образований». 
 
Большаков В.Ю., Эволюционная теория поведения, СПбГУ, 2001 г., с. 253-254.
 

     Групповая динамика (Group dynamics) — 1. Область исследований в социальной психологии, где изучаются процессы возникновения, функционирования и развития разных социальных групп. 2. Социально-психологические процессы, происходящие в малых группах при их формировании и развитии. 

1. Характеристики малой  группы

Малая социальная группа - объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.

Состав  группы

Численность и  признаки (по возрасту, полу, образованию, национальности...)

Структура группы

Подразумевает функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм (набор предписаний, требований, пожеланий общественно-одобряемого поведения).

Групповые процессы

Подразумевают процессы сплочения или разобщения группы, развитие групповых норм. формирование лидерства, развитие симпатий и антипатий и т.д.

2. Виды и функции  малых групп

По  роду деятельности

(промышленные, учебные, любительские)

По  способу возникновения

  • формальные - возникающие для выполнения определенных функций внутри систем более высокого уровня (3 - 20 чел)
  • неформальные или контактные - возникающие на основе взаимных симпатий, интересов. Пределами их численности являются пределы эмоциональных возможностей человека (3 - 8 чел)

По  степени развития межличностных отношений

От дифференциальных групп до коллектива

По  значимости индивида

  • группы членства (все люди в группе)
  • референтные группы (значимый для индивида круг общения)

Функции групп

Для референтных  групп характерны функция сравнения и функция нормативная. Функция сравнения подразумевает, что группа формирует эталон поведения и оценки самого индивида и окружающих.

Инструментальные  функции групп связаны с организацией совместной деятельности.

Экспрессивная и поддерживающая функции связаны с эмоциональными потребностями индивида.

3. Групповая динамика

Групповая динамика включает следующие  процессы:

  • сплочение или разобщение групп;
  • процесс образования неофициальных групп внутри групп формальных;
  • становление групповых норм (это важнейший процесс), т.е. спонтанно складывающихся стандартов поведения индивида. Такие нормы - стандарты делают поведение индивида предсказуемым, способствуют эффективности групповой деятельности.

Становление групповых  норм повышает сплоченность группы и одновременно усиливает групповое давление на индивида.

Конформность - характеристика позиции индивида относительно позиции группы, мера подчинения индивида групповому давлению.

Конформность  может проявиться в изменении  мнения и поведения человека в направлении большего согласия с группой.

Противоположная сторона конформизма - негативизм.

Одним из важнейших  процессов в динамике групп является выделение лидера. Лидер - член малой группы, имеющий определенное влияние на стороны ее жизни. Влияние основано на авторитете (признании групповых и личностных качеств человека). Выдвижение лидера связано с функциональной задачей управления.

Управление - набор действий, включающих:

  • целеполагание (в т.ч. принятие решений)
  • координацию совместных действий
  • контроль за соблюдением стандартов группового поведения и выполнением принятых решений.

Управление задает отношение субординации (упорядочение сверху вниз), координации (упорядочение горизонтально), реординации (упорядочение снизу вверх).

Управление необходимо для оптимизации совместной деятельности, однако, каждая из сфер жизни группы может инициировать своих лидеров и тогда сплоченность группы будет зависеть от взаимоотношений между ними.

Малая группа - системный  социальный объект. Ее элементами (как  и элементами других соц. систем) выступают люди и возникающие между ними отношения.

Применительно к малым группам  действует принцип  иерархичности. Это  подразумевает. что  малая группа выступает  частью систем более  высокого уровня (например, учебная группа включается в факультет), выступает как подсистема.

Малая группа - динамическая система, об этом свидетельствуют  процессы групповой  динамики. Это открытая система, т.е. она  осуществляет обмен  с внешней средой веществом, энергией, информацией.

Принимая во внимание вышесказанное (курсивом), рассмотрим

Направление действий лидера:

Направление Обеспечить
1. Внешняя  среда Совместимость, контакт (достаточные, чтобы избежать изоляции, но не чрезмерные, чтобы не нарушать целостность группы)
2. Межличностные  отношения Включенность, расположение, контроль.

Включенность  в совместные действия, достаточную, чтобы никто не чувствовал себя в  изоляции, но не чрезмерную, чтобы никто  не терял индивидуальности.

Расположение, достаточное  для экспрессивной и поддерживающей функции, но не чрезмерное, чтобы не мешать реализации инструментальной функции.

Контроль за принятием решений, достаточный, чтобы  все участвовали в обсуждении, но не чрезмерный, чтобы не утрачивалась функция управления (по-моему все  наоборот...)

3. Разрешение  конфликтов Интеграция  точек зрения (сплочение группы против конфликта).

Реализация этих направлений иллюстрирует комплиментарную  функцию лидера (лидер должен делать то, чего не может сделать группа).

Задача управления постоянна, а способы ее реализации зависят от характеристик группы, а так же от ситуации, в которой действует группа.

Модели (стили) управления

Тоталитарный

  1. Авторитарный
  2. Демократический
  3. Либеральный

Анархический

Различия этих моделей можно установить:

  • по характеру отношений между управляющими и управляемыми
  1. Доминирование управляющих
  1. Конструктивное равноправие сторон
  2. Доминирование управляемых
  • по способу принятия решений
  1. Принимает решение 1 человек. Качество зависит от его знаний, квалификации, опыта и т.д. Скорость принятия решения повышается, а реализация решений связана с усиленным внешним контролем лидера над членами группы.
  2. Решение возникает в результате коллективного обсуждения. Качество решения зависит от способности членов группы выражать свои мнения и выслушивать мнения других, а так же от способности лидера организовать дискуссию и при необходимости привлечь эксперта. Скорость принятия решений замедляется, однако увеличивается участие каждого в принятии решений, повышается значение самоконтроля в ходе выполнения решений.
  3. Минимизация управления может привести к тому, что решение так и не будет принято
  • по характеристикам групп, для которых применима та или иная модель

Чем выше уровень  образования членов группы, чем более  творческим является содержание их деятельности, тем менее приемлем авторитарный стиль.

  • по ситуациям, в которых обосновано применение той или иной модели

Например, экстремальные  ситуации оправдывают применение авторитарной модели, а в ситуации сплочения  группы лучше демократический стиль.

4. Изучение малых  групп

1. Эксперимент

Это общенаучный  метод исследования в контролируемых и управляемых условиях причинно-следственных связей между явлениями и процессами.

Схема эксперимента:

  1. выдвижение гипотез
  2. выбор экспериментального и контрольного объекта (или состояний одного объекта)
  3. определение нейтральных, факторных (будем менять) и контрольных (будем отслеживать) характеристик объекта.
  4. подтверждение или опровержение гипотез о причинно-следственных связях между явлениями.

Пример:

Хоторнские  эксперименты (1927-1932)

Тема: Повышение производительности труда.

  1. Условия труда - фактор производительности.

    Факторная характеристика - освещенность рабочего места,

    нейтральная - содержание труда,

Информация о работе Групповая динамика