Групповая динамика

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 06:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ групп, их формирования и развития.
Задачи: определить виды существующих групп, стадии их развития, факторы влияющие на группу.
Объектом анализа является группа.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….. 3
1. Основные параметры групповой динамики…………………………… 4
1.1. Формальные группы……………………………………………. 5
1.2. Неформальные группы…………………………………………. 6
2. Формирование и развитие группы……………………………………… 9
2.1. Стадии развития группы………………………………………… 10
2.2. Хоторнский эксперимент………………………………………. 14
2.3. Управление неформальной организацией……………………. 17
2.4. Факторы эффективности группы………………………………. 18
Заключение…………………………………………………………………. 21
Список использованной литературы и источников …………………….. 22

Работа содержит 1 файл

Копия Курсовая.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

     Пpeдaннocть гpyппe чacтo пepepacтaeт в пpeдaннocть opгaнизaции, и мнoгиe люди oткaзывaютcя oт выcoкooплaчивaeмыx дoлжнocтeй в дpyгиx кoмпaнияx, пoтoмy чтo нe xoтят нapyшaть coциaльныe cвязи, пpиoбpeтeнныe в дaннoй кoмпaнии. Цeли гpyппы мoгyт coвпaдaть c цeлями вceй opгaнизaции, a нopмы эффeктивнocти мoгyт пpeвышaть нopмы opгaнизaции, чтo пpивoдит к пoвышeнию пpoизвoдитeльнocти.

     Нeфopмaльныe кaнaлы cвязи инoгдa дoпoлняют фopмaльнyю cиcтeмy кoммyникaций. Иccлeдoвaтeли yтвepждaют, чтo нeoбxoдимo пpизнaвaть cyщecтвoвaниe нeфopмaльныx гpyпп, ocoзнaвaя, чтo иx yничтoжeниe пpивeдeт к yничтoжeнию фopмaльнoй opгaнизaции. Нeoбxoдимo выcлyшивaть мнeния члeнoв и лидepoв нeфopмaльныx гpyпп. Пepeд кaкими-либo дeйcтвиями pyкoвoдcтвo дoлжнo пpocчитывaть oтpицaтeльнoe вoздeйcтвиe нa нeфopмaльнyю opгaнизaцию.

     2.4. Факторы эффективности группы

     Группа  сможет более или менее эффективно идти к достижению своих целей  в зависимости от влияния следующих  факторов: размера, состава, групповых  норм, сплоченности, конфликтности, статуса  и функциональной роли ее членов. 

     Размер. Теоретики управления посвятили много времени определению идеального размера группы. Кит Дэвис, современный теоретик, посвятивший много лет исследованию групп полагает, что предпочтительное количество членов группы - 5 человек. Его исследования показывают, что фактически на собрания в группу приходят от 5 до 8 человек.  

     Состав. Под составом здесь понимается степень сходства личностей и точек зрения, подходов, которые они проявляют при решении проблем. Рекомендуется, чтобы группа состояла из непохожих личностей, так как это сулит большую эффективность в плане выработки качественных решений, чем если бы члены группы имели схожие точки зрения.   

     Групповые нормы. Нормы призваны подсказать членам группы, какое поведение и какая работа ожидаются от них.   

     Сплоченность. Сплоченность группы - это мера тяготения членов группы друг к другу и к группе. Высокосплоченная группа - это группа, члены которой испытывают сильную тягу друг к другу и считают себя похожими.    

     Конфликтность. Хотя активный обмен мнениями и полезен, он может также привести к внутригрупповым спорам и другим проявлениям открытого конфликта, которые всегда пагубны.   

     Статус  членов группы. Статус той или иной личности в организации или группе может определяться рядом факторов, включая такие как старшинство в должностной иерархии, название должности, расположение кабинета, образование, социальные таланты, информированность и накопленный опыт. Эти факторы могут способствовать повышению и понижению статуса в зависимости от ценностей и норм группы.    

     Роли  членов группы. Существуют две основных направленности ролей для создания нормально работающей группы. Целевые роли распределены таким образом, чтобы иметь возможность отбирать групповые задачи и выполнять их. Поддерживающие роли подразумевают поведение, способствующее поддерживанию и активизации жизни и деятельности группы. 
 

     Итак, формирование и развитие группы очень  важно для организации. Руководители организации должны осознавать важность деятельности групп, распознавать взаимосвязи между группами и уровень их развития, и использовать их для достижения целей организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В ходе своей работы я определил виды существующих групп проанализировал этапы их формирования и развития, а также факторы, влияющие на группу, и пришел к выводу, что группа – это союз двух и более людей, объединившихся вместе, чтобы достичь конкретных целей. Наиболее часто люди объединяются в группы, чтобы удовлетворить свои потребности в усилении власти, обеспечении безопасности, самоуважении, общении, получении определенного статуса. Группы могут быть формальными или неформальными. Формальные группы — это те, которые предусмотрены в структуре организации для выполнения конкретных задач. Неформальные группы создаются для удовлетворения социальных потребностей и общения людей. Они оказывают существенное влияние на поведение людей в организации и эффективность ее работы, подчас не менее важное, чем группы, формально предусмотренные в организационной структуре.

     В итоге, я понял, что эффективность работы группы зависит от возможностей ее членов – их способностей и личностных качеств. Осуществляя анализ и прогнозирование эффективности работы в группе, необходимо учитывать ее структуру (формальное лидерство, роли, нормы, статус, размер группы и ее состав), а также специфику задач, которые приходится решать данной группе.  Принято считать, что чем более сплоченной является группа, тем выше эффективность ее работы. Кроме того, зависимость между сплоченностью группы и производительностью ее членов определяется тем, насколько принятые нормы поведения в группе нацелены на достижение высоких результатов ее работы.  
 
 

   СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

  1. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. Пособие. – Мн.: Новое знание, 2002.
  2. Лукичева Л.И. и др. Менеджмент туризма: Основы менеджмента: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003.
  3. Дафт Ричард. «Менеджмент. 8-е изд.»
  4. Е.Л.Драчева, Л.И.Юликов «Менеджмент»
  5. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента»
  6. Брэддик У. «Менеджмент в организации» -М.:"ИНФРА-М",1997.-
  7. Галькович Р.С., Набоков В.И. Основы менеджмента.  М.: ИНФРА-М, 1998.
  8. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие.-М.:"ИНФРА-М",1998.-
  9. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ,2000.
  10. Жигалов В.Т. Основы менеджмента в управленческой деятельности: Учебное пособие.Ч.1.-М., 1992.
  11. Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов/Науч.редактор А.А.Радугин.-М.: Центр, 1998.
  12. Шипунов В.Г. Основы управленческой деятельности. - М.,"Высшая школа", 1999
  13. Менеджмент: Учебник,3-е издание.  М.: Гардарика, 1998.   
  14. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник.  М.: Проспект, 2007     
  15. Основы менеджмента. /Научный ред. А.А. Радугин. М.: 1997.       
  16. Виханский О.С., Наумов А.И. "Менеджмент" /под ред. А.И. Наумова. - М.: Гардарика, 1998г.         
  17. Гвишиани Д.М. Организация и управление. - Изд. 3-е, перераб. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998г.
  18. М. Мескон М. Альберт Ф. Хедоури Основы менеджмента
  19. http://psylist.net/socpsy/00022.htm
  20. http://revolution.allbest.ru/psychology/00054736_0.html
  21. http://bibliotekar.ru/biznes-43-2/41.htm
  22. http://ru.wikipedia.org/wiki/Хоторнский_эксперимент
  23. http://www.hr-portal.ru/article/ponyatie-gruppy
  24. http://www.dl6.ru/page,1,308-faktory- raboty.html

Информация о работе Групповая динамика