Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 10:41, курсовая работа
Основной целью настоящей работы является исследование теоретического и методологического аппарата стратегии вертикальной интеграции на примере конкретного предприятия, направленной на обеспечение сбалансированного развития входящих в его состав основных сфер бизнеса.
Объектом исследования в данной работе является ОАО "Молочный комбинат "Южно-Сахалинский".
Введение……………………………………………………………………….3
1. Аналитическая часть
1.1 Теоретико-методологические основы формирования вертикальной интеграции на предприятии…………………………………………………..5
1.2. Организационно-экономическая характеристика предприятия……….7
1.3. Анализ внутренней среды ОАО "Молочный комбинат "Южно- Сахалинский"……………………..……………………………………………8
1.4. Анализ внешней среды ОАО "Молочный комбинат "Южно-Сахалинский"………………..……………………………………………….15
1.5. SWOT – анализ ОАО "Молочный комбинат "Южно-Сахалинский"..17
2. Проектная часть
2.1. Формирование стратегии вертикальной интеграции в ОАО "Молочный комбинат "Южно-Сахалинский" ……………………………………………23
2.2. Разработка проекта реализации стратегии вертикальной интеграции на ОАО "Молочный комбинат "Южно-Сахалинский" …….25
3. Экономическая часть
Расчет экономического эффекта предлагаемых мероприятий……………36
Заключение……………………………………………………………………38
Библиографический список…………………………………………………39
Министерство образования и науки Российской Федерации
«Дальневосточный
государственный технический
(ДВПИ им. В.В. Куйбышева) в г.Южно-Сахалинске
Кафедра менеджмента
и гуманитарно-экономических
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине «Стратегический менеджмент»
на тему «Формирование стратегии вертикальной интеграции
ОАО «Молочный
комбинат «Южно-Сахалинский»
Работу выполнил:
Студент (ка) группы_____Сафонов
А.Е. ______________________________
«____»______________________
Научный руководитель
П_____________________________
(ученая степень, ученое звание или должность)
«____»______________________
г. Южно-Сахалинск
2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Аналитическая часть
1.1 Теоретико-методологические
основы формирования вертикальной интеграции
на предприятии…………………………………………………
1.2. Организационно-экономическая характеристика предприятия……….7
1.3. Анализ внутренней
среды ОАО "Молочный комбинат "Южно-
Сахалинский"……………………..……………………
1.4. Анализ внешней
среды ОАО "Молочный комбинат "Южно-Сахалинский"………………..…………
1.5. SWOT – анализ ОАО "Молочный комбинат "Южно-Сахалинский"..17
2. Проектная часть
2.1. Формирование стратегии вертикальной интеграции в ОАО "Молочный комбинат "Южно-Сахалинский" ……………………………………………23
2.2. Разработка проекта реализации стратегии вертикальной интеграции на ОАО "Молочный комбинат "Южно-Сахалинский" …….25
3. Экономическая часть
Расчет экономического эффекта предлагаемых мероприятий……………36
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………39
Введение
Складывающиеся рыночные отношения в отечественном экономическом пространстве стимулируют возможности отхода от традиционного управления предприятием, обусловливают неизбежность и экономическую целесообразность перехода от управления как такового к менеджменту и маркетингу, требуют создания системы эффективных алгоритмов принятия управленческих решений с учетом изменения рыночной конъюнктуры.
Стабилизация и развитие организации, повышение эффективности
их работы в немалой степени зависит от его структурных преобразований путем реформирования и дальнейшего совершенствования организации.
Особую актуальность в настоящее время приобрела проблема
вертикальной
интеграции и совершенствования
структуры организации путем
образования вертикально-
Для эффективного функционирования российских предприятий и
организаций крайне важным является создание заинтересованности в соединении усилий, ее переработке и сбыту в целях экономии на издержках производства и на базе внедрения новых технологий.
Стратегии вертикальной интеграции могут преследовать цель полной
интеграции (участие во всех стадиях отраслевой цепочки ценностей) или частичной интеграции (создавая позиции на наиболее важных этапах отраслевой цепочки ценностей). Предприятие может осуществить вертикальную интеграцию, начиная собственные действия в других звеньях отраслевой цепочки ценностей или приобретая фирмы, уже работающие в этой сфере, чтобы они были ближе к компании.
Основной целью настоящей работы является исследование теоретического
и методологического аппарата стратегии вертикальной интеграции на примере конкретного предприятия, направленной на обеспечение сбалансированного развития входящих в его состав основных сфер бизнеса.
Объектом исследования в данной работе является ОАО "Молочный
комбинат "Южно-Сахалинский".
Предмет исследования является процесс формирования стратегии вертикальной интеграции на предприятии ОАО "Молочный комбинат "Южно-Сахалинский"
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены
следующие задачи:
Дать определение понятию стратегии вертикальной интеграции как
стратегии производственного роста.
2. Рассмотреть организационно-экономическую характеристику
предприятия.
3. Провести
анализ сильных и слабых
4. Сформировать стратегию вертикальной интеграции на примере
предприятия ОАО "Молочный комбинат "Южно-Сахалинский"
Теоретической и методологической базой исследования являются: работы,
учебники и монографии отечественных и зарубежных авторов в области теории управления, маркетинга, экономики, материалы периодической печати, методические указания, ресурсы глобальной сети Internet.
Информационная база данного исследования представлена следующими
источниками:
1) Бухгалтерская и финансовая отчетность за последние ОАО "Молочный
комбинат "Южно-Сахалинский" за 3 года;
2) Статистическая информация планово-экономического отдела
предприятия за последние 3 года;
3) Материалы
маркетинговых исследований рынка
кондитерских молочной продукции.
В последние десятилетия развитие как мировой экономики, так и национальных экономических систем характеризуется усилением интеграционных процессов. Нарастание тенденций экономического объединения участников национальных рынков, образование транснациональных вертикально интегрированных структур стимулировали научный интерес к изучению данных процессов, широкий общественный резонанс получила проблема глобализации экономики. В силу особенностей исторического развития Россия столкнулась с такой формой организации бизнеса как вертикальная интеграция, в рыночном ее проявлении, лишь в конце XX века. Поэтому актуальной задачей отечественных исследований в этой области является не только обобщение и осмысление зарубежного опыта, но и его адаптация к специфическим условиям российской экономики. Претерпев коренную трансформацию, отечественная экономическая система нуждается в новых, обусловленных объективными законами рыночной экономики подходах к развитию предпринимательства. С учетом перспектив вступления России в ВТО, первоочередной задачей является выработка подходов к управлению предпринимательскими структурами, от малого бизнеса до транснациональных компаний, способных обеспечить экономический рост России в конкуренции с мощными иностранными корпорациями, имеющими колоссальный опыт работы в рыночных условиях. Повышение устойчивости предпринимательских структур в рыночной экономике актуально как для Российской Федерации в целом, так и для Сахалинской области. Большой шаг вперед в изучении природы фирмы как участника рыночных отношений связан с возникновением неоинституционального направления современной экономической мысли, зародившегося в первой половине и оформившегося в 60-70-е гг. минувшего века. Работы Р. Коуза, О. Уильямсона, Д. Норта дали фундаментальную основу для научного исследования многих экономических процессов, включая вертикальную интеграцию, с новых, отражающих особенности институционального устройства современной экономики, позиций.
Среди российских
ученых большой вклад в перевод
трудов основателей неоинституционализма
и популяризации их идей, изучение экономической
теории прав собственности внес Р. И. Капелюшников.
Любое предприятие является поставщиком и потребителем. Оно интегрировано в систему трансформации сырья в конечные, доставленные потребителям товары и услуги. Предположим, что по заданным критериям можно рассчитать "длину пути" между сырьем и доставленным потребителям товаром, а также - что определенная доля этого пути принадлежит предприятию. Стратегия, связанная с увеличением доли длины пути, принадлежащей в этом процессе предприятию, называется стратегией вертикальной интеграции и предполагает движение назад, к сырью (обратная вертикальная интеграция), и движение вперед, то есть к доставленному потребителям товару (прямая вертикальная интеграция) (рисунок 1.1).
Основная мотивация для
Рисунок 1.1 Графическая
интерпретация понятия "вертикальная
интеграция»
Нередко одним из мотивов вертикальной интеграции является желание расширить бизнес в связи со стабилизацией рыночной ситуации и невозможностью увеличения рыночной доли. В таких ситуациях предприятие уже не имеет возможности расти «вширь» и предпочитает начать рост «в длину».
Помимо достоинств, стратегия вертикальной интеграции имеет недостатки. Прежде всего, она требует инвестиций. Во-вторых, она увеличивает риск для всего предприятия, так как при ее реализации предприятие вступает в новые сферы бизнеса. В-третьих, сильно вертикально интегрированные предприятия бывают часто завязаны в единый технологический цикл, и при появлении прорывных технологий они имеют наибольшие трудности с перестройкой процесса. В-четвертых, оптимальные объемы производства для различных этапов "пути" могут сильно различаться, что не позволит предприятию максимально использовать преимущества эффектов масштабов.
Формирование стратегии - это одна из функций управления, которая
представляет
собой процесс выбора целей организации
и путей их достижения.
1.2. Организационно-экономическая
характеристика предприятия.
Открытое акционерное общество ОАО «"Молочный комбинат "Южно-
Сахалинский" - один из лидеров предприятий пищевой промышленности области. Комбинат специализируется на выпуске цельномолочной продукции и мороженого. Продукция молочного комбината занимает значительное место на сахалинском рынке и пользуется заслуженным спросом.
Комбинат был основан в 1950 году и за время своего существования
неоднократно признавался лучшим предприятием в области и в стране и получил множество различных наград и премий. В настоящее время предприятие располагает современными производственными цехами, лабораториями, холодильниками, котельной, автопарком, столовой. Имеется собственное артезианское водоснабжение, на случай аварийных отключений электроэнергии - автономная дизельная электростанция. Поэтапно внедряются новые технологии и мощности, расширяется ассортимент, сейчас он составляет более 70-ти наименований. В качестве сырья используется натуральное молоко сельхозпроизводителей южной зоны Сахалина.
На комбинате работают производственная и бактериологическая лаборатории, осуществляющие тщательную проверку качества поступающего сырья и материалов и контроль за соблюдением строгих требований к выпускаемой продукции. Лаборатории прошли аттестацию Сахалинскими ЦСМ и ЦГСЭН. Применение новых высокотемпературных технологий, современных герметичных упаковочных материалов позволили увеличить сроки годности от 3 до 7 суток, что позволило расширить географию поставок: в настоящее время продукцию ОАО "Молочный комбинат "Южно-Сахалинский" можно встретить практически во всех районах области, договора поставки заключены с более чем 600 оптовыми покупателями.
Комбинат использует современную упаковку «Тетрапак», которая удобна для транспортировки товара и хранения. Упаковка красочная, привлекающая внимание покупателя. На упаковке четко указана дата производства, состав продукта, его калорийность, четно написано как правильно упаковку открыть. Комбинат заказывает упаковку в ближайшем филиале «Тетрапака» в Хабаровске приблизительно один раз в два месяца. А для молока «Утро родины», со сроком хранения один месяц, закупается упаковочная лента из Индии.