Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 13:32, курсовая работа
Курсовая работа имеет особую актуальность в данный момент, так как сейчас особое внимание стало уделяться вопросам наиболее эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными. Основной целью исследования является анализ стилей руководства, которые применяют в своей практике руководители и выбор наиболее оптимального варианта сочетания методов воздействия на работников.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………….…………………………
1. СТИЛЬ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО РУКОВО-ДИТЕЛЯ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ………………………………………...
1.1 Понятие стиля руководства………………………………………..
1.2 Классификация стилей руководства………………………………
1.2.1 Управленческая решётка Блейка и Мутона………………….
1.2.2 Модель Дугласа МакГрегора…………………………………….
1.2.3 Исследования Левина……………………………………………...
1.2.4 Модель Лайкерта…………………………………………………..
1.2.5 Модель Р. Танненбаума и У. Шмидта…………………………
1.2.6 Модель эффективности руководства Ф. Фидлера…………
1.2.7 Модель «путь – цель» Т. Митчела и Р. Хауса………………..
1.2.8 Модель жизненного цикла П. Херси и К. Бланшара………...
1.3 Методы управления………………………………………………...
1.3.1 Административные методы управления……………………..
1.3.2 Экономические методы управления, основные понятия…..
1.3.3 Социально – психологические методы управления………….
1.4 Взаимосвязь методов и стилей управления……………………...
2. АНАЛИЗ СТИЛЯ И МЕТОДОВ РАБОТЫ СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ в ОАО «АСБ Беларусбанк»………………………
2.1 Краткая характеристика ОАО «АСБ Беларусбанк»……………..
2.2 Анализ использования методов в системе управления ОАО «АСБ Беларусбанк»………………………………………………...
2.3 Оценка и анализ стилей и методов управления………………….
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТИЛЯ И МЕТОДОВ РАБОТЫ СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ…………………………………
3.1 Совершенствование личных качеств руководителя……………...
3.2 Совершенствование стиля и методов управления на предприя-тии………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………….………………
|
3 5 5 6 8 9 12 16 19 21 24 25 27 27 30 32 34 36 36 40 42 44 44 46 51 53 |
Изучение стиля руководства в последнее десятилетие стало важным направлением в процессе оптимизации деятельности человека, а так же в интегральном изучении личности.
Курсовая работа имеет особую актуальность в данный момент, так как сейчас особое внимание стало уделяться вопросам наиболее эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными. Основной целью исследования является анализ стилей руководства, которые применяют в своей практике руководители и выбор наиболее оптимального варианта сочетания методов воздействия на работников.
Как
видно, стиль и метод руководства существуют
в определенном единстве. Стиль представляет
собой форму реализации методов руководства,
принятую данным менеджером в соответствии
с его личными, субъективно-психологическими
характеристиками. Каждому из сложившихся
методов руководства адекватен вполне
определенный стиль управления. Это значит,
что каждый метод для своей реализации
нуждается в личностях, обладающих вполне
определенными качествами. Менеджер с
присущим только ему стилем руководства
в своей деятельности может использовать
различные методы управления (организационно-
Как видно, стиль руководства - явление строго индивидуальное, так как он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми, технологию принятия решения именно данной личности. Регламентируется стиль личными качествами менеджера.
Стиль управления руководителя своими подчиненными во многом определяет успех организации, динамику развития фирмы. От стиля руководства зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое. Таким образом, эта область менеджмента имеет огромное значение в управлении, и, на мой взгляд, обязательна и полезна для изучения.
Основной целью исследования является анализ стилей руководства, которые применяют в своей практике руководители и выбор наиболее оптимального варианта сочетания методов воздействия на работников.
Исследование проводилось в филиале №510 ОАО «АСБ Беларусбанк». Актуальность избранной темы обусловлена тем, что стиль и методы управления являются важнейшим инструментом для успешного результата работы организации.
Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие основные задачи:
4. Сформулировать предложения по совершенствованию стиля и методов управления на предприятии.
1.
СТИЛЬ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО
РУКОВОДИТЕЛЯ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА в контексте управления - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.
Каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стили руководства не всегда можно отнести к какой-то конкретной категории. По традиционной системе классификации стиль может быть автократичным (это одна крайность) и либеральным (другая крайность) или это будет стиль, сосредоточенный на работе, и стиль, сосредоточенный на человеке (рис. 1.1).
Рис.
1.1 Автократичный - ëèáåðàëüíûé êîíòèíóóì
В Древней Греции слово «стиль» означало заострённый стержень для писания на восковых дощечках. В дальнейшем понятие «стиль» совпало с термином «почерк», поскольку в почерке (стиле) проявляется индивидуальность человека, особенности группы (команды), черты той или иной системы. Для ученых были и остаются такие проблемы, как методы исследования стиля и его влияние на результаты работы. Практиков интересовала и интересует проблема эффективности и одновременно неэффективности стиля - каким образом стиль влияет на людей, их отношения, труд и его результаты.
Стиль руководства предопределяется особенностями организации и её подразделений, существующим в них порядком ведения дел, позициями владельцев и высших менеджеров, преобладающей системой ценностей и типом культуры, случайными обстоятельствами.
В руководстве подчиненными нет абсолютных истин, так как поведение людей не только рационально, но и иррационально. На него влияют как объективные условия так и субъективные моменты. На практике успешное руководство - это функция трех переменных: руководителя, подчиненного и ситуации. Оно предполагает сочетание научных правил и процедур с искусством их применения.
Сегодня в одной фирме попеременно могут использоваться различные стили руководства, что получило название в западном менеджменте « метод двух шляп».
Вопрос «когда какой стиль применять?» является наиболее сложным в менеджменте. В настоящее время существует целый ряд теорий об основах формирования управленческих стилей. Стили управления складываются под влиянием конкретных условий и обстоятельств. В связи с этим можно выделить «одномерные», то есть обусловленные одним каким-то фактором, и «многомерные», т.е. учитывающие два и более обстоятельств при построении взаимоотношений «руководитель - подчиненный»,стили управления.
Источник:
[7]
Используя для анализа различные источники, можно определить разные классификации стилей руководства. Существует два подхода к изучению стилей: традиционный и современный.
К традиционному подходу относятся «одномерные» стили управления. «Одномерные» стили характеризуются одним каким - то фактором, к ним относятся: авторитарный, демократический и либерально - попустительский. Эти стили относятся к классическим моделям.
Усложнение деятельности руководителя и повышение его ответственности за качество принимаемых решений и выбор стиля руководства дало новый толчок к проведению более подробных и широких исследований в данной области.
Многие учёные и известные исследователи в области менеджмента постоянно проводят опросы руководителей и их непосредственных подчинённых с целью выявить характерные методы и приёмы, используемые руководителями различных уровней.
К современному подходу относятся «многомерные» стили руководства. В современных условиях успех дела предопределяется не только характером отношений между руководителем и подчинённым и степенью их свободы, которая им предоставляется, но и рядом других обстоятельств. Выражением этого и являются «многомерные» стили управления, которые представляют комплекс взаимодополняющих, переплетающихся подходов, каждый из которых независим от других.
Итак, рассмотрим и произведём анализ моделей в рамках «одномерных» и «многомерных» стилей управления в таблице 1.1
Авторитарный |
Демократический |
Либеральный | |
Способ принятия решений |
Единоличный с подчинёнными |
На основе консультаций сверху или мнения группы |
На основе указаний |
Способ доведения решений доисполнителя |
Приказ, распоряжение, команда |
Предложение |
Просьба, упрашивание |
Распределениеответственности |
Полностью в руках руководителя |
В соответствии с полномочиями |
Полностью в руках исполнителя |
Отношение к инициативе подчинённых |
Допускается |
Поощряется и используется |
Полностью передаётся подчинённым |
Принципы подбора кадров |
Избавление от сильных конкурентов |
Ориентация на деловых, знающих сотрудников и помощь им в карьере |
|
Отношение кзнаниям |
Считает, что всё сам знает |
Постоянно учится и требует того же от подчинённых |
Безразличное |
Отношение кобщению |
Отрицательное, соблюдает дистанцию |
Положительная, активно идёт на контакты |
Инициативы не проявляет |
Отношение кподчинённым |
По настроению, неровное |
Ровное, доброжелательное, требовательное |
Мягкое, нетребовательное |
Отношение кдисциплине |
Жёсткое, формальное |
Разумное |
Мягкое, формальное |
Отношение кстимулированию |
Наказание с редким поощрением |
Поощрение с редким наказанием |
Нет чёткой ориентации |