Формирование и реализация кадровой политики на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Кадровая политика определяет принципиальные решения о целях, мерах и правилах работы с кадрами, общие и специфические требования к ним и формируется собственниками организации и высшем ее руководством.
Объектом исследования работы является процесс формирования и реализации кадровой политики на предприятии.
Для более детального анализа в рамках изучаемого объекта был выделен предмет, которым выступает ПАО «Донбасэнерго»
В данной работе были рассмотрены основы кадровой политики в организации, ее сущность и задачи, пути совершенствования, а так же принципы кадровой политики в организации на примере ПАО «Донбасэнерго»

Содержание

раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Сущность кадровой политики на предприятии
1.2. Типы кадровой политики
1.3 Выбор кадровой стратегии и тактики
Раздел 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ПАО “ДОНБАССЭНЕРГО”
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Организация кадровой работы на предприятии
2.3. Анализ кадровой работы на предприятии
РАЗДЕЛ 3. РОЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КАДРАМИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
3.1. Особенности стратеги кадровой политики предприятий Украины с точки зрения маркетингового похода
3.2. Новые подходы к разработке кадровой политики предприятий в условиях рыночной экономики

Работа содержит 1 файл

кУРСОВАЯ .docx

— 253.66 Кб (Скачать)

 

раздел 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

1.1 Сущность кадровой политики  на предприятии

 

Деятельность организации  в области управления персоналом должна определяться основными направлениями  осуществления такого рода процесса, наиболее существенного для данной организации, а также основными характеристиками этой работы. Как правило, эти направления и их характеристики отражаются в кадровой политике организации, которая является частью стратегии развития организации в целом.

Под кадровой политикой организации понимают генеральное направление работы с персоналом, отражающее совокупность принципов, методов, набор правил и норм в области работы с персоналом, которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы.

Цель кадровой политики –  обеспечение оптимального баланса  процессов обновления и сохранения численности и качественного состава персонала в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства и состоянием рынка труда. [5]

Как элемент системы менеджмента, кадровая политика представляет собой  генеральное направление кадровой работы, совокупность принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, на создание сплоченного квалифицированного и  высокопроизводительного коллектива, способного своевременно реагировать  на постоянно меняющиеся требования рынка с учетом стратегии развития организации и стратегии управления ее персоналом.

Кадровая политика определяет генеральное направление на длительную перспективу, общие и специфические требования к кадрам. В крупных компаниях кадровая политика как философия компании обычно официально декларируется и подробно фиксируется в документах. В небольших фирмах она, как правило, специально не разрабатывается, а существует как система неофициальных установок владельцев.

Кадровая политика, являясь  одним из элементов системы менеджмента  на предприятии, подвергается как внутренниму, так и внешнему влиянию.

К внешним факторам относятся: национальное трудовое законодательство; взаимоотношения с профсоюзами; состояние экономики; перспективы рынка труда.

Факторы внутренней среды  – это факторы, которые поддаются  управляющему воздействию со стороны организации. К ним можно отнести: структура и цели организации; территориальное размещение; применяемые технологии; организационная культура; морально-психологический климат в коллективе.

В настоящее время складывается комплексное понятие «кадровой  политики» как единства взаимосвязанных направлений:

  • обеспечение всех участков производства необходимой рабочей силой;
  • создание условий, настраивающих работника на эффективный высокопроизводительный труд.

Теперь работе с кадрами  вынуждены уделять внимание все  уровни управления фирмой: ее высшее руководство, начальники подразделений, кадровая служба. Основополагающими становятся стратегические вопросы, создание целостной системы. Сфера управления персоналом, наряду с известными классическими задачами администрирования, участвует также в осуществлении основной стратегической линии по руководству предприятием .

В целом кадровая политика как система управления человеческими ресурсами охватывает следующие подсистемы. Комплексная система управления человеческими ресурсами схематически показана на рис. 1.

1. Управление трудовыми ресурсами. Обеспечивает процессы формирования и возмещения человеческих ресурсов путем организации:

  • управления демографическими процессами (рождаемость, смертность, брачность, улучшение положения женщин, забота о семье и детях);
  • управления образованием (дошкольное воспитание, общеобразовательная подготовка, подготовка рабочих кадров непосредственно на производстве и в системе профтехобразования,)
  • управления социальным развитием (расширение непроизводственной сферы, регулирование фондов потребления, обеспеченность продуктами питания и товарами, здравоохранение, использование свободного времени, обеспеченность жильем, развитие бытового обслуживания и общественного питания, социальная работа и др.).

2. Управление занятостью обеспечивает процессы распределения человеческих ресурсов путем организации:

  • управления рабочими местами (учет действующих и создание новых рабочих мест в производственной и непроизводственной сферах хозяйства, организация общественных работ, социальная защита безработных);
  • управления первичным распределением (профессиональный подбор и направление выпускников общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений в различные отрасли хозяйства);

3. Управление персоналом обеспечивает процессы использования (потребления) человеческих ресурсов путем организации:

  • управления трудом (совершенствование производственных процессов, разделения и кооперации труда, методов труда и организации рабочих мест, укрепление дисциплины труда, улучшение условий труда и его охраны, организация оплаты труда и его стимулирования);
  • управления кадрами (кадровой работой) на уровне предприятий, организаций и учреждений (комплектование и подготовка кадров, оценка и расстановка, организация профессиональной адаптации и внутрифирменной мобильности, мотивация и воспитание работников, снижение текучести и др.);
  • управления социально-демографическими процессами (помощь семьям, строительство и содержание объектов социально-культурного назначения, жилья, улучшение медицинского обслуживания, организация досуга, развитие подсобных хозяйств, повышение общеобразовательного и культурного уровня работников).

Социальное управление


Кадровая политика

Система управления

человеческими ресурсами

Управление трудо-выми ресурсами

Управление

занятостью

Управление

персоналом

Управление

демографическими

процессами

Управление рабочими местами

Управление

трудом

Управление

кадрами

Управление социально-демографическими процессами

Управление

распределением

Управление

перераспределением

Управление образованием и профориентацией

Управление

социальным

развитием


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Комплексная система управления человеческими ресурсами


 

Кадровая политика охватывает широкий спектр задач в области управления персоналом организации, поэтому принято выделять отдельные ее направления. Направления кадровой политики совпадают с направлениями кадровой работы в конкретной организации. Другими словами, направления кадровой политики конкретной организации соответствуют функциям системы управления персоналом, действующей в этой организации. В качестве примера рассмотрены характеристики основных направлений кадровой политики. (Приложение А)

Исходя из этих направлений, вытекают следующие требования, предъявляемые к кадровой политике в современных условиях:

1. Кадровая политика должна  быть тесно увязана со стратегией  развития (или выживания) предприятия. В этом отношении она представляет собой кадровое обеспечение реализации этой стратегии.

2. Кадровая политика должна  быть достаточно гибкой. Это значит, что она должна быть, с одной  стороны, стабильной, поскольку именно  со стабильностью связаны определенные ожидания работника, с другой стороны динамичной, то есть в соответствии с изменением тактики предприятия, производственной и экономической ситуации. Стабильными должны быть те ее стороны, которые ориентированы на учет интересов персонала и имеют отношение к организационной культуре предприятия (фирмы). Последняя включает ценности убеждения, разделяемые работниками и предопределяющие нормы их поведения, характер жизнедеятельности предприятия.

3. Поскольку формирование  квалифицированной рабочей силы  связано с определенными издержками  для предприятия, кадровая политика  должна быть экономически обоснованной, то есть, исходить из его реальных  финансовых возможностей.

4. Кадровая политика должна  обеспечить индивидуальный подход  к своим работникам.

Таким образом, кадровая политика в новых условиях направлена на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение  не только экономического, но и социального  эффекта при условии соблюдения действующего законодательства, нормативных  актов и правительственных решений. Последние, как отражение государственной  политики в отношении воспроизводства  рабочей силы, влияют на кадровую политику через регулирование ситуации на рынке труда, а также через  требования к обеспечению надлежащей социальной защиты работник

 

1.2. Типы кадровой политики

 

В различных организациях существуют разные типы кадровой политики, но, как правило, они группируются по двум принципам.

Первый принцип свидетельствует  об уровне осознанности руководством организации методов и правил, лежащих в основе политики управления персоналом и с помощью которых осуществляется непосредственное управленческое воздействие на работу с кадрами. По данному принципу можно выделить следующие типы кадровой политики: активная, пассивная, превентивная, реактивная.

Второй принцип показывает принципиальную ориентацию руководства  на внутренние или внешние источники  набора кадров и на степень открытости организации по отношению к внешней среде, окружающей организацию. Здесь выделяют два типа кадровой политики: открытая и закрытая.

Типы кадровой политики организации

По степени воздействия

управлен-

ческого аппарата

на кадровую ситуацию

 

Авантюристическая

 

Активная

 

Превентивная

 

Реактивная

 

Пассивная

 

По степени

открытости формирования

кадрового состава

 

Открытая

 

Закрытая

 

Типы кадровой политики организации  представлены на рис. . [4]

 

Рис 2. Типы кадровой политики организации

 

Далее более детально охарактеризуем указанные типы кадровой политики:

Пассивная кадровая политика. При таком типе политики возникает ситуация, в которой руководство организации не имеет выраженной программы действий в отношении своего персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий.  Для такой организации характерно отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств оценки труда и персонала,  диагностики кадровой ситуации в целом. Руководство в ситуации подобной кадровой политики работает в режиме экстренного реагирования на возникающие конфликтные ситуации, которые стремится погасить любыми средствами, зачастую без попыток понять причины и возможные последствия. [5, с.34]

Реактивная  кадровая политика. При осуществлении политики данного типа руководство организации стремится осуществлять контроль за факторами, свидетельствующими о возникновении негативных ситуаций в отношениях с кадрами, и причинами их возникновения. Такими факторами являются: возникновение конфликтных ситуаций, отсутствие мотивации к производительному труду, отсутствие высококвалифицированной рабочей силы для решения задач, стоящих перед организацией. В этих условиях администрация предпринимает меры по снижению негативных факторов и стремится понять причины, приведшие к возникновению кризисной ситуации. Службы кадров в таких организациях, как правило, обладают средствами для выявления подобной ситуации и принятия экстренных мер. Недостатком такой политики является недостаточная прогнозируемость возникновения кадровых проблем в среднесрочной перспективе деятельности компании.

Превентивная  кадровая политика. Такая политика осуществляется тогда, когда руководство имеет обоснованные прогнозы возникновения кризисных ситуаций в краткосрочной и среднесрочной перспективе, однако кадровая служба организации не имеет средств для влияния на негативную ситуацию. Основная проблема организаций, осуществляющих данный тип кадровой политики, заключается в разработке целевых кадровых программ по развитию персонала.

Информация о работе Формирование и реализация кадровой политики на предприятии