Формирование ассортимента и управление товарными запасами

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:46, дипломная работа

Описание работы

Для успешнoгo рaзвития рoзничнoгo торгoвoгo прeдприятия нeмaлoe значение имеет правильное решение ассортиментной политики.
Практика хозяйствования предприятий розничной торговли показывает, что большинство субъектов уходят с рынка по причине необдуманного подхода к выбору ассортиментного профиля магазинов, статичности ассортиментных наборов товаров и негибкого реагирования на изменения, случающиеся на рынке под влиянием факторов макро- и микроокружения. Поэтому торговым предприятиям необходимо научиться управлять ассортиментом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Формирование торгового ассортимента и управление товарными запасами в розничных торговых организациях
1.1 Понятие об ассортименте и товарной номенклатуре
1.2 Основные принципы ассортимента
1.3 Этапы и методы формирования ассортимента товаров в магазине
1.4 Управление товарными запасами в розничных торговых предприятия
1.5 Показатели ассортимента и их характеристика
ГЛАВА 2. Формирование ассортимента в розничном торговом предприятии ООО «Центурион 67» на примере одного из салонов «Кей Си Техник» г. Новосибирска
2.1 Краткая характеристика компании ООО «Центурион 67» и анализ показателей эффективности ее финансовой деятельности
2.2 Управление товарными запасами в розничном торговом предприятии ООО «Центурион 67»
ГЛАВА 3. Оценка и анализ финансового состояния ООО«Центурион 67»
3.1 Анализ структуры актива и пассива баланса
3.2 Оценка ликвидности и платежеспособности организации
3.3 Анализ структуры капитала и финансовой устойчивости
3.4 Анализ деловой активности организации
3.5 Анализ прибыли и рентабельности
ГЛАВА 4. Резервы улучшения финансового состояния организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Структура компании
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Показатели финансовой деятельности
ПРИЛОЖЕНИЕ В Оборот товара и издержки

Работа содержит 1 файл

готовый дилом.doc

— 444.00 Кб (Скачать)

в) досрочного завоза (для обеспечения бесперебойной торговли в отдаленных местностях в период между завоза товаров);

г) целевые товарные запасы (для осуществления определенных целевых мероприятий).

Основную массу всех запасов торгового предприятия составляют товарные запасы текущего хранения. Они необходимы для обеспечения бесперебойной продажи товаров в текущем периоде. Их необходимо постоянно пополнять.

Товарные запасы сезонного хранения и досрочного завоза формируются, в первую очередь, по таким товарам, которые имеют значительный разрыв во времени между их производством и потреблением. Кроме того, они создаются исходя из особенностей географического расположения торговых предприятий, а также на предприятиях, размещенных в населенных пунктах, к которым из-за распутицы или по другим причинам не может быть обеспечена регулярная доставка товаров [8, с. 92].

Товарные запасы, создаваемые на предприятиях торговли, могут оцениваться суммой запасов в стоимостном выражении или размером запасов в днях товарооборота. Они находятся в постоянном движении и обновлен. Конечной стадией их движения является потребление.

Для поддержания товарных запасов на оптимальном уровне необходима четко налаженная система управления ими.

Под оптимальными товарными запасами понимают такое минимальное количество товаров, которое обеспечивало бы бесперебойное их предложение покупателям.

Управление товарными запасами предполагает их нормирование, оперативный учет и контроль, а также регулирование.

Нормирование товарных запасов позволяет разработать и установить их необходимые размеры.

Необходимые размеры товарных запасов для магазинов устанавливаются с учетом объема дневной реализации товаров, оптимальных размеров разовой поставки и других факторов. Работники магазинов следят за соответствием фактических запасов товаров установленным их необходимым размерам и принимают меры по ускорению завоза товаров в магазин или активации продажи заменяющих товаров.

Если фактические запасы в магазине превысили необходимые размеры, то работники магазина должны в первую очередь установить причины возникшего превышения, из которых наиболе6е вероятным могут быть:

1) снижение покупательского спроса под влиянием изменения моды, роста цен, появления новых, более совершенных товаров и т. д.;

2) просчеты работников магазина при определении потребностей в товарах;

3) низкое качество поставляемых товаров;

4) несоблюдение сроков завоза товаров в магазин.

Регулирование товарных запасов заключается в поддержании их на определенном уровне, в маневрировании ими. Оно предполагает принятие торговыми работниками различных коммерческих решений с целью нормализации товарных запасов.

Размер товарных запасов в значительной степени определяется объемом и структурой товарооборота торгового предприятия. Поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов - одна из важнейших задач торговых предприятий. При недостаточной величине запасов возникают сложности с товарным обеспечением товарооборота предприятия, излишние запасы вызывают дополнительные потери, увеличение потребности в кредитах и рост расходов по выплате процентов по ним, увеличение расходов по хранению запасов, что в совокупности ухудшает общее финансовое состояние предприятий.

Поскольку на розничных торговых предприятиях сконцентрирована основная часть товаров, то от уровня управления ими в магазине в значительной степени зависит товароснабжение население. Поэтому в каждом магазине должен осуществляться постоянный контроль состояния товарных запасов, предусматривающий не только наблюдение за соответствием их установленным размерам, но и повседневный контроль над условиями хранения товаров.

Для управления товарными запасами в магазинах все более широкое распространение получает электронная техника. В первую очередь - это кассовые терминалы с системой учета товародвижения, сканеры и принтеры штриховых кодов и др. С помощью такой техники можно осуществлять не только эффективный контроль над товарными запасами в магазине или целой фирме, но и осуществлять управление другими направлениями коммерческой деятельности (ценообразование, работа с поставщиками и т.д.

Составной частью товародвижения является образование товарных запасов в розничных торговых предприятиях.

Правильно организованное управление товарными запасами играет большую роль в повышении уровня торгового обслуживания.

Управление товарными запасами предполагает планирование определенного объема и структуры запасов в соответствии с поставленными перед торговой организацией целями, а также контроль за тем, чтобы товарные запасы постоянно отвечали установленным критериям.

Управление товарными запасами должно осуществляться систематически.

Управление товарными запасами включает:

1) определение размера оптимального товарного запаса;

2) оперативный учет запасов и контроль над их состоянием;

3) регулирование товарных запасов.

Управление товарными запасами решает ряд коммерческих задач, связанных с формированием и поддержанием ассортимента товаров на требуемом уровне с целью удовлетворения спроса покупателей.

Необходимость коммерческой работы по управлению товарными запасами обусловлена тем, что спрос на конкретные товары динамичен, подвержен влиянию многих факторов, что затрудняет принятие правильных решений относительных закупок, поэтому просчеты в этой деятельности ведут к образованию запасов в объемах выше потребностей или ниже, что приводит к отрицательным последствиям [10, с. 78].

Управление излишками товаров предполагает снижение объема закупок этих товаров, отказ от поставок их в очередном периоде, рекламу и другие методы активизации продажи товаров вплоть до снижения цены. Дефицит товарных запасов ведет к неудовлетворению спроса покупателей, снижению объема реализации, что приводит к ухудшению экономического и финансового состояния предприятия. На размер товарных запасов и их оборачиваемость влияют различные факторы, в первую очередь это потребительские свойства товара, качество, цена.

Одной из главных задач управления товарными запасами является обеспечение ускорения оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы [27, с. 224].

Оборачиваемость товаров характеризует качество управления коммерческими процессами.

При управлении товарными запасами необходимо учитывать надежность выполнения договоров поставки, данные анализа объема и структуры продаж, как текущей, так и статистической отчетности, которые следует изучать в динамике.

При анализе товарных запасов проверяют их соответствие нормам.

Норматив товарного запаса - это оптимальный размер товарного запаса, обеспечивающий бесперебойную продажу товаров при минимуме затрат. Сверх нормативные товарные запасы образуются в результате завоза товара в количестве, превышающем платежеспособный спрос, поступление товаров ненадлежащего качества, нарушение условий хранения товара, вследствие чего утрачивается их товарный вид, ухудшается качество.

Розничные торговые предприятия устанавливают норматив товарных запасов на определенный период (квартал, месяц) в сумме и днях обороте в целом и по группам товаров.

Наиболее распространенным методом нормализации товарных запасов считается технико-экономический, который заключается в расчете норм запаса товара по элементам в соотношении с процессом формирования запаса. К элементам норм товарного запаса относят время для приемки проверки и подготовки товаров к продаже, время пребывания товаров в форме товарных запасов, гарантийный запас, применяемый в условиях неравномерности поставок, изменений в обороте и покупательском спросе.

Подтоварные нормы рассчитываются по формуле (1.1).

Nзап.норм=Тпр+Nзап.р+Nзап.з+Nзап.г, (1.1)

где, Тпр - время на приемку товаров и подготовку к продаже;

Nзап.р - рабочий запас в виде выкладки товаров, который должен постоянно находится в торговом зале;

Nзап.з - запас до следующего завоза, предполагает пополнение выбывших товаров в торговом зале с целью обеспечения бесперебойной продажи на период очередного завоза;

Nзап.г - страховой гарантийный запас.

1.5 Показатели ассортимента и их характеристика

Ассортимент товаров характеризуется широтой, глубиной, полнотой, степенью обновления, структурой, устойчивостью.

Широта ассортимента означает количество изделий того или иного назначения.

Глубина ассортимента представляет собой количество разновидностей конкретного вида изделий, количество позиций в каждой группе товаров [26, с. 233].

Степень обновления ассортимента означает удельный вес новых изделий в общем объеме, поступившем в продажу.

Структура ассортимента характеризуется удельным весом товарных групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в общей сумме товарооборота.

Полнота ассортимента - это соответствие фактического наличия товаров на торговом предприятии разработанному ассортиментному перечню [17, с. 266].

Под устойчивостью ассортимента товаров понимается бесперебойное наличие в продаже товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем магазина.

Полноту и устойчивость ассортимента определяют с помощью коэффициентов.

Коэффициент полноты ассортимента (Кп) рассчитывается как отношение фактического количества разновидностей товаров в момент проверки (Рф) к количеству разновидностей товаров, предусмотренному ассортиментным перечнем (Рн) (1.2).

Кп=Рф/Рн (1.2)

Коэффициент устойчивости (стабильности) ассортимента (Куст) рассчитывается по формуле (1.3).

Куст=Рф1+Рф2+…Рфn/Рн*n, (1.3)

где, n - количество проверок;

Рф1,Рф2,Рфn - фактическое количество разновидностей товаров в моменты отдельных проверок [17, с. 267].

Коэффициенты полноты и устойчивости ассортимента рассчитывают как по всему товарному ассортименту, так и по ассортименту товаров отдельных групп или потребительских комплексов.

Числовые значения коэффициентов полноты и устойчивости ассортимента находятся в пределах от 0 до 1 (чем ближе к единице, тем полнее и устойчивее ассортимент магазина, лучше он формируется). Это также свидетельствует о хорошей организации товароснабжения магазина, оптимизации товарных запасов. Кроме того, полнота и стабильность ассортимента товаров магазина являются важными составляющими культуры торговли [17, с. 268].

Расширение ассортимента.

Расширение ассортимента может быть основано:

1) на происхождении товара, когда сложившийся ассортимент дополняется новыми видами товаров, технически связанными с ним;

2) на спросе покупателей, когда в ассортимент вводят новые товары с учетом потребностей покупателей;

3) расширение ассортимента возможно путем наращивания, насыщения, диверсификации.

Наращивание (увеличение широты) ассортимента - это дополнение ассортимента новыми видами товаров. Если торговое предприятие за счет наращивания ассортимента может увеличить прибыль, то ассортимент был для него узок. Наращивание ассортимента осуществляется в случаях, когда торговое предприятие добивается завоевания большой доли рынка или стремится к завоеванию имиджа - предприятия, работающего с исчерпывающим ассортиментом. Неизбежно на этом пути возникает противоречие - отдельные товары или группы не будут обеспечивать требуемую рентабельность.

Насыщение (увеличение глубины ассортимента) - расширение товарного ассортимента за счет добавления новых изделий в рамках, существующих видов (групп). Причинами принятия решения о насыщении ассортимента могут быть:

1) желание увеличить прибыль предприятия;

2) стремление сохранить покупателей, если они высказывают претензии к проблемам в существующем ассортименте;

3) стремление завоевать на рынке положение продавца, предлагающего исчерпывающий ассортимент.

Неограниченные возможности для расширения ассортимента в настоящее время представляет электронная торговля. Ассортимент отдельных виртуальных торговых предприятий исчисляется миллионами наименований (торговля книгами, аудиокассетами, лазерными дисками).

Товарная диверсификация - это включение в ассортимент товаров, которые не имеют прямой связи с прежней сферой деятельности предприятия. Это позволяет снизить уязвимость предприятия в случае изменения ситуации на рынке, то есть используется принцип стратегической гибкости.

Диверсификация решает проблемы, связанные с формированием ассортимента. Если предприятие производит или торгует ограниченным количеством видов продукции, то оно подвергается определенному риску. Торговое предприятие стремится компенсировать сокращение реализации одного вида возможным ростом объемом продаж другого вида товаров. Различают диверсификацию в сбыте и диверсификацию в спросе. Пример диверсификации в сбыте: предприятие оптовой торговли продуктами питания, обеспечивая ранее своих клиентов на основе контрактов с доставкой продукции, открывает предприятие, организующее оптовую торговлю по методу «cash & carry» (с самостоятельной выборкой товаров со склада, оплатой наличными и доставкой самовывозом).

Примеры диверсификации в спросе:

1) горизонтальная диверсификация (диверсификация предприятий, находящихся на одной ступени воспроизводственного процесса - предприятия розничной торговли игрушками диверсифицируются деятельностью в сфере розничной торговли канцелярскими принадлежностями);

2) вертикальная диверсификация (диверсификация предприятий различными ступенями: фабрика по производству обуви - предприятие оптовой торговли обувью - обувной магазин);

3) диагональная диверсификация (диверсификация различных сфер и ступеней производства, не связанных между собой: производитель канцелярских товаров - оптовый торговец игрушками - розничный магазин по продаже текстильных изделий).

По степени близости различных ассортиментных групп, с точки зрения их конечного использования (взаимосвязанности ассортимента), оценивают гармоничность товарного ассортимента.

ГЛАВА 2. Формирование ассортимента в розничном торговом предприятии ООО «Центурион 67» на примере одного из салонов «Кей Си Техник» г. Новосибирска

Информация о работе Формирование ассортимента и управление товарными запасами