Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 14:22, курсовая работа
Целью данного исследования является составление финансового плана и управление денежными средствами конкретного предприятия.
Введение
1. Теоретические аспекты финансового планирования на
современном предприятии
1. Сущность и понятие планирования
1.2 Этапы финансового планирования
1.3 Финансовое планирование как метод эффективного управления
деятельностью предприятия
2. Методы финансового планирования на предприятии
2.1 Методы финансового планирования
2.2 Технология постановки бюджетирования на предприятии
2.3 Составление финансового плана предприятия
Заключение
Список использованной литературы
Принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия. Постоянные изменения в технике, технологии и организации производства приводят обычно к снижению расхода запланированных ресурсов и к необходимости уточнения первоначальных планов. В условиях рынка возможны также значительные колебания спроса, изменения действующих цен и тарифов, которые тоже ведут к соответствующим поправкам в различных планах. Поэтому все планы на наших предприятиях, как это принято в мировой практике, должны содержать резервы, именуемые иначе надбавками «безопасности».
При соблюдении этого требования необходимо также планировать величину таких резервов, ибо их необоснованное применение сказывается на результатах планирования.
Принцип точности планов определяется многими как внутрифирменными факторами, так и внешним ее окружением. Высокая степень точности планов, видимо, представляется вообще не очень необходимой нашим предприятиям в условиях свободных рыночных отношений. Поэтому всякий план должен составляться с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния и положения на рынке и многих других факторов. Иначе говоря, степень точности планов возможна любая, но при обеспечении допустимой эффективности производства. Главным образом она определяется применяемыми системами и методами планирования. При оперативном или краткосрочном планировании требуется более высокая степень точности плановых показателей, при стратегическом или долгосрочном – можно ограничиться выбором общей цели и составлением приближенных расчетов
В современной науке и практике планирования, помимо рассмотренных классических требований, широкую известность имеют общеэкономические принципы: системность, целенаправленность, комплексность, оптимальность, эффективность, научность, приоритетность, сбалансированность, занятость, директивность, самостоятельность, равнонапряженность, конкретность, объективность, динамичность, риск и др.
На каждом предприятии результаты экономической деятельности различных подразделений во многом зависят от: уровня развития техники, технологии и организации производства; применяемых систем управления персоналом, мотивации и оплаты труда; использования имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов, показателей продуктивности, доходности и платежеспособности и т.п. Все перечисленные факторы образуют целостную комплексную систему плановых показателей, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующему изменению многих других экономических показателей. Кроме того, на производстве любое плановое решение влияет не только на экономические результаты, но и на социальные, технические, организационные и др. Поэтому необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения были комплексными, обеспечивающими учет изменений как в отдельных объектах, так и в конечных результатах всего предприятия.
Принцип
эффективности требует
Принцип
оптимальности подразумевает
Следовательно, основные принципы планирования ориентируют все наши предприятия и фирмы на достижение наилучших экономических показателей. Многие принципы весьма тесно связаны и переплетены между собой. Некоторые из них, например эффективность и оптимальность, действуют в одном направлении. Другие, гибкость и точность, – в разных направлениях. Наши экономисты-менеджеры имеют в настоящее время большой выбор существующих принципов планирования. Наряду с важнейшими рассмотренными принципами необходимо остановиться еще на двух основных положениях разработанного Р. Л. Акоффом нового метода интерактивного планирования: принцип участия и принцип холизма.
Принцип участия оказывает активное воздействие персонала на процесс планирования. Он предполагает, что никто не может планировать эффективно для кого-то другого. Лучше планировать для себя – неважно, насколько плохо, чем быть планируемым другими – не важно, насколько хорошо. Смысл этого: увеличивать свои желания и способности удовлетворять потребности как собственные, так и чужие. Планирование другими не может увеличить эти желания и способности, только собственное планирование дает такую возможность. Оно должно быть столь же радостным, сколь производительным. При этом главная задача профессиональных плановиков состоит в стимулировании и облегчении планирования другими для себя. Экономисты-менеджеры должны обеспечивать мотивы, информацию, знание, понимание, мудрость и воображение, необходимые остальным категориям персонала, чтобы планировать для себя [1, С. 101].
Принцип холизма состоит из двух частей: координации и интеграции. Каждая из них относится к своему измерению предприятия, которое разделено на уровни, а каждый уровень – на объекты, различающиеся по выполняемым функциям, выпускаемой продукции и обслуживаемому рынку. Координация охватывает взаимодействие объектов одного уровня, интеграция – между объектами разных уровней. Согласно этому принципу, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгодней планировать одновременно и во взаимозависимости. Эта концепция планирования «сразу всеми» противостоит последовательному планированию как сверху вниз, так и снизу вверх.
Принцип координации устанавливает, что деятельность ни одной части организации нельзя планировать эффективно, если ее выполнять независимо от остальных объектов данного уровня. Отсюда вытекает, что деятельность подразделений одного уровня следует планировать не только одновременно, но и во взаимозависимости с другими. Не важно, где возникают проблемы, решать их следует совместно с остальными.
Принцип интеграции определяет, что планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях. Стратегия или тактика, сформулированная на одном уровне предприятия, часто создает новые проблемы для других уровней. Поэтому для ее решения необходимо изменение стратегии другого уровня. [1, С. 111].
Для практической реализации планирования как процесса представляется важным соблюдение следующих основополагающих принципов: гибкость, непрерывность, коммуникабельность, участие, адекватность, комплексность, многовариантность, иттеративность [19,с.124].
Принципы выражают общую тенденцию организации процесса планирования, реализацию плана и контроля за его выполнением. При этом следует иметь ввиду, что контроль предполагает не только учет выполнения, но и необходимые корректировки и регулирование в самом процессе планирования при изменениях среды функционирования предприятия.
Подводя
итог вышесказанному, отметим, что на
современном этапе развития экономики
научная проработанность
В
связи с этим многие российские ученые
призывают к реструктуризации бизнес
- процессов деятельности предприятий,
в частности, к постановке внутрифирменного
планирования в форме бюджетирования.
1.2
Этапы финансового
В рыночной экономике планирование на предприятии – внутрифирменное планирование – не носит элементов директивности. Цель внутрифирменного планирования – обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств, достижение конкурентоспособности и прибыльности предприятия, а также планирование доходов и расходов предприятия, движения его денежных средств.
Исходя
из этих целей внутрифирменное
Анализ финансовой ситуации и проблем;
Прогнозирование будущих финансовых условий;
Постановка финансовых задач;
Выбор оптимального варианта;
Составление финансового плана;
Корректировка, увязка и конкретизация финансового плана;
Выполнение финансового плана;
Анализ и контроль выполнения плана.
Анализ ситуации и проблем заключается в изучении фактических данных за предыдущий период. Это даёт возможность оценить финансовые результаты за прошедшее время и определить проблемы. Основное внимание уделяется таким показателям, как объём реализации, затраты, размер полученной прибыли и др.
Прогнозирование
будущих условий необходимо для
определения внешней и
Постановка финансовых задач заключается в определении на планируемый период параметров получения доходов, прибыли, предельных размеров расходов и основных направлений использования средств.
Выбор оптимального варианта. На основе анализа тенденций и текущего финансового состояния рассматриваются несколько вариантов положений, в которых может оказаться предприятие, и оптимальные варианты развития финансов предприятия.
Составление финансового плана. Составляется финансовый план предприятия в виде баланса его доходов и расходов.
Корректировка,
увязка и конкретизация финансового
плана состоят в состыковке показателей
финансового плана с
Выполнение финансового плана. Этот процесс текущей производственной деятельности предприятия, влияющий на его конечные финансовые результаты.
Анализ
и контроль заключается в определении
фактических конечных финансовых результатов
деятельности предприятия, сопоставлении
с плановыми показателями, выявлении
причин и следствий отклонений от плановых
показателей, в подготовке мер по устранению
негативных явлений [24,с.265].
1.3 Финансовое
планирование как метод
Конкурентоспособность
и эффективность
Существуют
различные подходы к
С
точки зрения экономики предприятия
финансовое планирование представляет
собой процесс определения
В бухгалтерском и управленческом учете финансовое планирование носит оперативный характер и базируется на системе бюджетирования; включает основной бюджет, взаимосвязи между показателями, а также учет воздействия внешних и внутренних факторов, влияющих на принятие решений. Финансовый бюджет содержит бюджет капитала, денежный бюджет, проект баланса и проект бюджета денежного потока [26, с.78].
В маркетинговой деятельности финансовое планирование заключается в разработке соответствующего бюджета, являющегося прогнозом прибыли и убытков. Бюджет состоит из двух частей: поступлений и расходов. Их разность дает сумму ожидаемой прибыли. Планирование финансовых результатов в маркетинге осуществляется по двум направлениям: