Финансовая политика и конкурентоспособность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 09:13, дипломная работа

Описание работы

Целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности. Указанные цели индивидуальны для каждого хозяйствующего субъекта. Предприятия в условиях высокой инфляции и существующей налоговой политики государства могут иметь различные интересы в вопросах формирования и использования прибыли, выплаты дивидендов, регулирования издержек производства, увеличения имущества и объемов продаж (выручки от реализации).

Содержание

Содержание
1. Глава 1: Теоретические основы оценки финансовой политики предприятия............стр. 2
1.1 Сущность финансовой политики предприятия, ее цель и задачи.............................стр. 3
1.2 Этапы и принципы финансовой политики предприятия.............................................стр. 8
1.3 Методы формирования финансовой политики предприятия...................................стр. 14
2. Глава 2: Основы формирования конкурентных позиций торгового предприятия....стр. 27
2.1 Понятие конкуренции и конкурентных сил.................................................................стр. 28
2.2 Основные стратегии и конкурентные преимущества................................................стр. 38
2.3 Методы анализа конкурентоспособности..................................................................стр. 46


Выводы и предложения

Работа содержит 1 файл

Diplomnaya.docx

— 258.82 Кб (Скачать)

Подобный  анализ может проводиться как  группой предприятий, так и отдельными предприятиями.

Таким образом, анализ GAP можно назвать организационной атакой на разрыв (ликвидацию разрыва) между желаемой и прогнозируемой деятельностью.

Попыткой  объединить все элементы целостного взгляда на бизнес явилась разработка примерно в 1980 г. метода, получившего  название LOTS, что на шведском языке означает "лоцман". LOTS вначале применяли для оценки рыночного потенциала гиалюровой кислоты (экстракта петушиных гребешков). В результате анализа маркетинг этого товара был сосредоточен в области глазной хирургии — одной из десятков областей возможного применения кислоты. Это было самой выгодной операцией фирмы "Фармация": продукт под фирменным названием "Хеалон" произвел революцию в современной глазной хирургии.

С тех  пор язык LOTS был систематизирован. Его преподавали руководителям шведского бизнеса и иностранных дочерних фирм. В сокращенном варианте его не без пользы изучают и люди, непосредственно не связанные с покупателями и маркетингом.

Философия LOTS исходит из того, что компания, государственное учреждение или какая-нибудь другая организация должны стремиться и уметь приспособить свои действия к требованиям покупателей.

Метод LOTS включает детальное, последовательное обсуждение ряда проблем бизнеса на различных уровнях и различной степени сложности: от корпоративной миссии компании в целом до индивидуального проекта внутри предприятия.

Анализ  по методу LOTS включает девять этапов и касается:

  • существующего положения;
  • стратегии;
  • долгосрочных целей;
  • краткосрочных целей;
  • методов и объектов анализа;
  • кадрового потенциала;
  • планов развития;
  • организации менеджмента;
  • отчетности.

При обсуждении этих проблем могут быть использованы различные модели деловой стратегии  и способы решения задач. Конечной целью является выработка позиции, которая позволит компании, подразделению  или индивидууму правильно строить  свои взаимоотношения с внешним  миром. Название модели анализа McKinsey 7S идет от названия компании и семи факторов ее деятельности, семи слов, начинающихся в английском языке на букву "5" (strategy — стратегия, skills — навыки, shared values — общепризнанные ценности, structure — структура, systems — системы, staff— кадры, style — стиль) (рис. 7).

 

Рис. 7 Факторы, влияющие на развитие фирмы  по модели McKinsey 7S

 

Стратегическое  положение фирмы рекомендуется оценивать по следующим показателям:

  • относительный размер;
  • рост;
  • доля рынка;
  • позиция;
  • сравнительная рентабельность;
  • чистый доход;
  • технологическое состояние;
  • образ (реальность, воспринимаемая извне);
  • руководство и люди.

Привлекательность рынка рекомендуется оценивать по следующим показателям:

  • абсолютный размер;
  • рост рынка;
  • широта рынка;
  • ценообразование;
  • структура конкуренции;
  • отраслевая норма прибыли;
  • социальная роль;
  • влияние на окружающую среду;
  • юридические ограничения.

После анализа перечисленных показателей  строится матрица "стратегическое положение/привлекательность  рынка" (рис. 8).

 

Рис. 8 Матрица "стратегическое положение/привлекательность рынка" компании McKinsey

 

Метод PIMS (Profit Impact of Market Strategy) — метод анализа влияния рыночной стратегии на прибыль. Был разработан в середине 60-х годов в компании General Electric. PIMS представляет собой попытку обобщить все переменные, которые влияют на долгосрочную прибыльность компании. Считается, что эта модель, использующая около 30 переменных, позволяет выявить около 67% факторов успеха компании. Модель состоит из базы данных, охватывающих почти 3000 предприятий, главным образом североамериканских и европейских компаний. Можно сравнить данные, характеризующие деятельность предприятий, функционирующих в соответствующей отрасли, с данными эмпирического материала модели. Использование эмпирического материала является ее огромным достоинством, так как это позволяет сократить разрыв между абстрактным (теоретическим) и конкретным (практическим). Решающие факторы прибыльности для любой отрасли в соответствии с моделью PIMS подразделяются на три группы: конкурентная ситуация, производственная структура, рыночная ситуация. На схеме знак "+" означает благоприятный эффект на прибыльность, а знак "—" означает неблагоприятный эффект. Факторы ранжированы (рис. 9).

Самое сильное влияние на норму прибыли, в порядке убывания, оказывают:

  • капиталоемкость;
  • относительное качество продукта;
  • относительная доля компании на рынке;
  • производительность труда.

 

Рис. 9 Решающие факторы прибыльности

 

Большое преимущество модели PIMS состоит в том, что ее авторы пытаются измерить относительное качество продукта, так как решающим условием успеха в бизнесе является удовлетворение потребителей. В этой модели делается попытка оценить соответствие структуры производства структуре потребностей.

База  данных этой модели формируется в  Институте стратегического планирования, который находится в Бостоне  и имеет филиалы в других странах.

Рассмотрим  метод изучения профиля объекта. Профилем называется сумма характеристик объекта анализа, благодаря которым он известен целевой группе потребителей. Корпоративный профиль — это образ компании или ее продукция в глазах целевой группы (рис. 10)

 

Рис. 10 Профиль характеристик фирмы

 

Потребитель или любая другая организация  может по утвержденной методике проанализировать и оценить любую фирму, в любой  области деятельности.

"Профиль"  является средством или инструментом  визуального анализа объекта.  Для повышения объективности  оценки рекомендуется ранжировать  характеристики и интегрировать  их. Это очень сложная работа.

Таким образом, существует множество методов  анализа конкурентоспособности. В  данном параграфе были рассмотрены  следующие методы:

  • SWOT-анализ;
  • метод GAP;
  • метод LOTS:
  • модель анализа McKinsey 7S;
  • метод PIMS.

Каждый  метод анализа раскрывает сущность конкурентоспособности исследуемого объекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2002. – 528с.
  2. Годин А.М. Маркетинг: Учебник. – 3-еизд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2006. – 760 с.
  3. Игнатьева А.В., Максимцев М.Н. Исследование систем управления: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 157с.
  4. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 560с.
  5. Коротков Э.М. Исследования систем управления. – М.: ООО Издательско-Консалтинговое Предприятие "ДеКА", 2003. - 336с.
  6. Любушин Н.П., Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: под ред. Проф. Любушина Н.П.. – М. ЮНИТИ – ДАНА,2003. – 471с.
  7. Основы менеджмента: Учебник для вузов. / Под ред. Д.Д. Вачугова. – М.: Высшая школа, 2001. – 367с.
  8. Романов А.Н., Корлюгов Ю.Ю., Красильников С.А. Маркетинг: Учебник под ред. А.Н. Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. – 560 с.
  9. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФА-М, 2005. – 330 с.
  10. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: - М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 271с.
  11. Соболев А.В., Соловых Н.Н. Экономическая теория. Экономика: Учебное пособие – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2009. – 552 с.
  12. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Ученик для вузов / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 576 с.
  13. Фасхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. – 5-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2002. – 448 с.
  14. Алексеев А.А. Маркетинговые исследования рынка услуг. Учебное пособие. Спб.: изд-во СпбГУЭФ, 2004. – 326 c/
  15. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. - М.: Юрайт-М, 2005. – 224 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

Ι. Нормативно - правовые материалы:

1.   Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 декабря 2007 г). // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст.3301.

2.   Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изм. и доп.1 декабря 2007 г). // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст.3824.

3.   Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп. от 3.11 2006 г). // СЗ РФ. 1996. № 48. Ст.5369.

4.   Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) " (с изм. и доп. от 18 июля 2006 г). // СЗ РФ. 2002. № 43. Ст.4190.

5.   Постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. № 367 "Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа". // СЗ РФ. 2003. № 26. Ст.2664.

6.   Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. № 792 "Об организации проведения учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности". // СЗ РФ. 2006. № 12. Ст.1318.

7.   Приказ ФСФО РФ от 23 января 2001 г. № 16 "Об утверждении "Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций". // Вестник Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству. - 2001. - № 2.

8.   Приказ Минэкономразвития РФ от 21 апреля 2006 г. № 104 "Об утверждении Методики проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций". // СЗ РФ. 2005. № 52. Ст.5754.

ΙΙ. Специальная литература:

9.   Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. /Под ред. Любушкина Н.П. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 471с.

10. Баканов М.И., Шеремет  А.Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 474 с.

11. Бланк И.А. Финансовый  менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 294 с.

12. Бланк И.А. Управление  активами. - Киев: Ника-Центр, 2007. - 720с.

13. Бибнев М.В., Анализ финансового  состояния предприятия с использованием "финансового треугольника контроллинга". // Экономический анализ: теория и практика. - 2007. - № 6. - С.47 - 50.

14. Воробьев А.В. Обоснование  задач финансовой стратегии организации  на базе экономико-логической  модели. // Финансы и кредит. - 2007. - № 14. - С.28 - 33.

15. Васильева Л.С., Петровская  М.В. Финансовый анализ. - М.: КноРус, 2007. - 374 с.

16. Григорьева Т.И., Теплова  Т.В. Ситуационный финансовый  анализ. - М.: ГУ ВШЭ, 2006. - 447 с.

17. Горюнов Е.В., Горюнова  С. Е Методика оценки влияния  внешних и внутренних факторов  на развитие экономических процессов. // Экономический анализ: теория и практика. - 2007. - № 7. - С.33 - 36.

18. Ефимова О.В., Мельник  М.В. Анализ финансовой отчетности. - М.: Омега - Л, 2006. - 450 с.

19. Заров В.Г. Использование  финансовых показателей для согласования  краткосрочных и долгосрочных  целей коммерческой организации. // Финансовый менеджмент. - 2007. - №  2. - С.57 - 61.

20. Ильенкова С.Д. Финансовая экономика фирмы. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 208 с.

21. Кондратова И.Г. Бюджетирование  как инструмент финансового планирования. // Экономический анализ: теория и практика. - 2007. - № 4. - С.34 - 37.

22. Кувшинов Д.А., Половцев  П.И. Рейтинговая оценка финансового  состояния предприятия. // Экономический анализ: теория и практика. - 2007. - № 6. - С.50 - 54.

23. Кацун В.П. Краткосрочная  и долгосрочная финансовая политика. - М.: РосНОУ, 2007. - 306 с.

24. Караванова Б.П. Мониторинг  финансового состояния организации. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 448 с.

25. Карапетян А.Л., Мудрак  А.В. Оценка финансового состояния  организации на основе единой  системы коэффициентов. // Экономический  анализ: теория и практика. - 2005. - №4. - С.31 - 34.

26. Крылов Э.И., Власова  В.М., Журавкова И.В. Анализ финансовых  результатов, рентабельности и  себестоимости продукции. - М.: Финансы  и статистика, 2006. - 717 с.

27. Ковалев В.В. Финансовый анализ. Методы и процедуры. - М.: РДЛ, 2007. - 294 с.

28. Любушин Н.П., Романова  И.В. Функциональный подход к  анализу состояния организации. // Экономический анализ: теория и  практика. - 2006. - № 6. - С.48 - 51.

29. Логвинова Т.В. Трансформация  функций стратегического управления  финансами предприятия. // Финансовый  менеджмент. - 2007. - № 2. - С.63 - 66.

30. Мельник М.В., Бердников  В.В. Финансовый анализ: система показателей и методика проведения. - М.: Экономистъ, 2007. - 316 с.

31. Маслова И.А., Пчеленок  Н.В. Методы диагностики вероятности  банкротства. // Управленческий учет. - 2006. - № 2. - С. 19 - 22.

32. Олюнин В.И., Воробьев  А.В. Экономико-логическая модель  обоснования комплексной стратегии  управления предприятием как  инструмент агрегирования корпоративной  и финансовой стратегии. // Финансы  и кредит. - 2007. - № 12. - С.39 - 42.

33. Перекрестова Л.В., Папехин  Р.С. Внешние и внутренние угрозы  финансовой безопасности предприятия. // Финансы и кредит. - 2007. - № 16. - С.32 - 36.

Информация о работе Финансовая политика и конкурентоспособность предприятия