Финансовая политика и конкурентоспособность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 09:13, дипломная работа

Описание работы

Целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности. Указанные цели индивидуальны для каждого хозяйствующего субъекта. Предприятия в условиях высокой инфляции и существующей налоговой политики государства могут иметь различные интересы в вопросах формирования и использования прибыли, выплаты дивидендов, регулирования издержек производства, увеличения имущества и объемов продаж (выручки от реализации).

Содержание

Содержание
1. Глава 1: Теоретические основы оценки финансовой политики предприятия............стр. 2
1.1 Сущность финансовой политики предприятия, ее цель и задачи.............................стр. 3
1.2 Этапы и принципы финансовой политики предприятия.............................................стр. 8
1.3 Методы формирования финансовой политики предприятия...................................стр. 14
2. Глава 2: Основы формирования конкурентных позиций торгового предприятия....стр. 27
2.1 Понятие конкуренции и конкурентных сил.................................................................стр. 28
2.2 Основные стратегии и конкурентные преимущества................................................стр. 38
2.3 Методы анализа конкурентоспособности..................................................................стр. 46


Выводы и предложения

Работа содержит 1 файл

Diplomnaya.docx

— 258.82 Кб (Скачать)

Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при капитализме она превратилась в главный рычаг рыночного  регулирования общественного производства. К середине XIX в. получил широкое  развитие рынок свободной конкуренции, не регулируемый государством. Такой  рынок воздействовал на товаропроизводителей исключительно через механизм спроса и предложения, колебания цен, постоянно  заставляя считаться с требованиями потребителей, улучшать качество, повышать производительность труда, расширять  производство, снижать издержки.

В условиях формирующегося рынка преобладает стихийное  начало конкуренции, сопровождающееся разрушительными процессами - банкротствами, кризисами и тому подобное. В условиях сформированного рынка конкуренция  становится организованной.

Конкуренция имеет большое  значение в механизме рынка. Она  стимулирует деятельность производителей. Через конкуренцию они как  бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно - технического прогресса. Но следует  учитывать, что конкуренция обостряет  противоречия экономических интересов  производителей, обуславливает рост непроизводственных издержек, побуждает  создание монополий. Без вмешательства  государства конкуренция превращается в разрушительную силу для экономики.

Переход от командно – административной к рыночной модели управления экономикой поставил предприятия в сложное  положение. Хотя с одной стороны  предприятия получили полную свободу, с другой стороны они оказались  не готовы к принятию рыночной действительности. Рынок погрузил предприятия в  условия жесткой конкуренции, которая  привела к тому, что многие из них, стабильно работающие в условиях социалистической экономики, в рыночных условиях оказались нежизнеспособными.

Как было доказано многими  экономистами, конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и  уровня жизни населения. Поэтому  конкуренция — очень сложное  понятие. Особенно важно изучить  ее механизм в условиях российской экономики, только начинающей осваивать  этот механизм.

В промышленно развитых странах  эффективность механизма конкуренции  существует давно и ее механизм хорошо отлажен. Россия в силу известных  политических причин в этом плане  остается еще пока неуправляемой. Поэтому  важно на начальном этапе построения механизма конкуренции и обеспечения  конкурентоспособности определиться с терминами и понятиями.

Конкуренция — процесс  управления субъектом своими конкурентными  преимуществами для одержания победы или достижения других целей в  борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в  естественных условиях.

Конкуренция – экономическое  соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка. Конкуренция является главным элементом рыночного механизма регулирования спроса и предложения товаров, выступает как форма социально – экономических отношений и взаимодействия рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства, приложения труда и капитала, купли и продажи товаров. Исходными средствами конкуренции являются цена и качество товара, соотношение цены и качества, сервис, престижность, торговая марка предприятия.

Конкуренция выполняет следующие  важнейшие функции:

  • утверждение суверенитета потребителей;
  • постоянная адаптация производства к изменяющимся условиям рынка;
  • стимулирование товаропроизводителей и потребителей;
  • обеспечение экономической свободы товаропроизводителей;
  • саморегулирование товаропроизводителей;
  • дифференциация товаропроизводителей;
  • распределение ресурсов среди товаропроизводителей.

На современном этапе  мирового развития конкуренция как  движущая сила вынуждает производителей товаров постоянно искать новые  пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества сервиса. В  связи с дефицитностью ресурсов встает новая проблема — экономия ресурсов у потребителей товаров  за счет упрощения конструкции и  повышения качества товаров и  управления всеми процессами.

По степени интенсивности  конкуренция может быть:

  • привлекательной, когда в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем сегменте;
  • умеренной, когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка;
  • ожесточенной для объекта конкуренции, когда субъект поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из данного сегмента;
  • ожесточенной для субъекта конкуренции, когда объект (конкурент) поглотает, уничтожает либо изгоняет субъект из данного сегмента.

Формы конкуренции:

  • предметная — конкуренция между товарами одной ассортиментной группы, между аналогичными объектами, удовлетворяющими одну и ту же потребность;
  • функциональная — конкуренция между товарами (объектами)- заменителями;
  • личностная.

Методы конкуренции:

  • на основе критерия повышения качества товара (неценовая);
  • на основе критерия повышения качества сервиса товара;
  • на основе снижения цены (ценовая);
  • на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя товара;
  • на основе повышения качества управления;
  • на основе использования всех конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная).

Конкуренция может происходить  на следующих уровнях:

местном (в группе, отделе, организации и т. п.);

  • региональном (районе, городе, области и т. п.);
  • национальном (в стране);
  • межнациональном (в нескольких странах);
  • глобальном (в мировом масштабе, без конкретно определенных стран).

Первым  этапом изучения конкурентной среды  является оценка характеристики рынка, на котором работает или предполагает действовать фирма. Рынок:

1)место  купли-продажи товаров и услуг,  заключения торговых сделок;

2)экономические  отношения, связанные с обменом  товаров и услуг, в результате  которых формируются спрос, предложение  и цена.

Структура рынков чрезвычайно многообразна. По виду продаваемого товара выделяют рынки  сырья, материалов, драгоценностей, средств  производства, недвижимости, потребительских  товаров и услуг, информационного  и интеллектуального (духовного) продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочих мест и рабочей  силы. По масштабам охвата территории различают мировой, зональные, региональные, страновые рынки, а применительно  к каждой стране — внутренние и  внешние рынки, различают также  легальные (официальные) и нелегальные (теневые, черные) рынки. Рынки ценных бумаг, недвижимости и другие делят  на первичные и вторичные, на которых  происходит перепродажа ценных бумаг.

Рынок — условное место купли-продажи конкретного вида товара, заключения торговых сделок, которые осуществляются в определенных по интенсивности условиях конкуренции, с соблюдением этических и правовых норм и правил. Рынок может быть совершенным и несовершенным. Модель совершенного рынка основана на предположении, что все участники торговых сделок действуют, руководствуясь исключительно экономико-правовыми и этическими принципами.

Факторы, влияющие на конкурентную борьбу:

1)размер  рынка — чем больше, тем сильнее  конкуренты;

2)темпы  роста рынка — быстрый рост  облегчает проникновение на рынок;

3)мощности  — излишние мощности приводят  к падению цен;

4)препятствия  для входа или выхода из  рынка защищают позицию фирмы,  их отсутствие делает рынки  уязвимыми для проникновения  туда неконкурентных новичков;

5)цена:

6)уровень  стандартизации товаров — покупатели  имеют преимущество, так как им  легко переключиться с одного  товара на другой;

7)мобильные  технологические модули;

8)требования  к размерам необходимых капитальных  вложений — жесткие требования  повышают риск, создают дополнительные  барьеры входа-выхода;

10)экономия  на масштабе — увеличивает  долю рынка, необходимую для  достижения конкурентоспособности  товара;

11)быстрое  обновление ассортимента продукции.

Конкурентоспособность — это свойство объекта, характеризующееся  степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности  по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке.

Конкурентоспособность может быть стратегической (на стадии стратегического маркетинга) и фактической.

Европейский форум по проблемам управления определил, что "конкурентоспособность —  это реальная и потенциальная  возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым  характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов". Недостаток этого определения заключается  в том, что оно касается только товара и учитывает только ценовые  и неценовые факторы.

Конкурентоспособность объекта определяется по отношению  к конкретному рынку либо к  конкретной группе потребителей, формируемой  по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность  характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность  страны, тем выше жизненный уровень  в этой стране.

Краеугольным  камнем анализа ситуации в отрасли  и конкуренции в ней является тщательное изучение идущей в отрасли  конкурентной борьбы, определение её источников и оценка степени воздействия  конкурентных сил. Этот шаг анализа  особенно важен, так как невозможно разработать полноценную стратегию  без глубокого понимания характера  конкуренции в отрасли.

Даже, несмотря на то, что влияние конкуренции  в каждой отрасли различно, сам  по себе характер конкуренции сходен, что позволяет использовать данную ниже схему для определения ее природы и степени воздействия  конкурентных сил. Профессор Гарвардской  школы бизнеса М. Портер наглядно доказал, что состояние конкуренции  в отрасли можно охарактеризовать пятью конкурентными силами:

1)соперничество  между продавцами внутри отрасли;

2)попытки  компаний из других отраслей  завоевать покупателей своими  товарами-субститутами.

3)возможность  появления новых конкурентов  внутри отрасли.

4)способность  поставщиков сырья и деталей,  используемых фирмой, диктовать  свои условия.

5)способность  потребителей продукции фирмы  диктовать свои условия.

Модель  пяти сил конкуренции М. Портера, является мощным инструментом при систематической  диагностике основных конкурентных сил, влияющих на рынок, и определении  степени воздействия каждой из них. Эта модель не только наиболее широко используется, но и достаточно проста в применении (рис. 1).

 

Рис. 1. Пять сил, определяющих конкуренцию  в отрасли

 

Из  всех пяти конкурентных сил наибольшее влияние оказывает конкурентная борьба между соперничающими фирмами, представляющими однотипные товары и услуги.

Конкуренция возникает в связи с тем, что  у одной или нескольких фирм появляется возможность лучше удовлетворить  нужды потребителей или необходимость  улучшить свою деятельность.

Интенсивность конкуренции между продавцами проявляется  в том, насколько энергично фирмы  используют находящиеся в их распоряжении средства конкурентной борьбы, такие  как более низкие цены, улучшенные характеристики товара; более высокий  уровень обслуживания потребителей, длительные сроки гарантийного периода, специальные способы продвижения  товара на рынок, выпуск новых товаров. Обычно конкуренты стремятся придать  какие-либо новые черты своей  продукции, что отвечает желаниям потребителей. В то же время фирмы стремятся  использовать для укрепления своих  позиций слабости друг друга.

Существует  несколько факторов, которые в  любой отрасли влияют на интенсивность  конкуренции:

  1. конкуренция усиливается с увеличением количества соперничающих фирм;
  2. конкуренция усиливается, когда крупные фирмы присоединяют другую фирму и принимают решительные меры по выводу ее в лидеры;
  3. конкуренция сильна, когда спрос на товар растет медленно;
  4. конкуренция усиливается, когда условия хозяйствования в отрасли толкают фирму на снижение цены или на применение других средств увеличения объема продаж;
  5. конкуренция усиливается, когда затраты покупателей при переходе с потребления одной марки на другие невелики;
  6. конкуренция усиливается, когда одна или несколько фирм не удовлетворены своей долей рынка;
  7. конкуренция усиливается пропорционально росту прибыли от успешных стратегических решений;
  8. конкуренция усиливается, когда затраты на выход из рынка велики, высоки барьеры;
  9. ход конкуренции предсказуем, когда стратегии, ресурсы, организационные особенности, миссии фирм различаются в значительной мере и открыты большинству.

Информация о работе Финансовая политика и конкурентоспособность предприятия