Финансовая политика и конкурентоспособность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 09:13, дипломная работа

Описание работы

Целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности. Указанные цели индивидуальны для каждого хозяйствующего субъекта. Предприятия в условиях высокой инфляции и существующей налоговой политики государства могут иметь различные интересы в вопросах формирования и использования прибыли, выплаты дивидендов, регулирования издержек производства, увеличения имущества и объемов продаж (выручки от реализации).

Содержание

Содержание
1. Глава 1: Теоретические основы оценки финансовой политики предприятия............стр. 2
1.1 Сущность финансовой политики предприятия, ее цель и задачи.............................стр. 3
1.2 Этапы и принципы финансовой политики предприятия.............................................стр. 8
1.3 Методы формирования финансовой политики предприятия...................................стр. 14
2. Глава 2: Основы формирования конкурентных позиций торгового предприятия....стр. 27
2.1 Понятие конкуренции и конкурентных сил.................................................................стр. 28
2.2 Основные стратегии и конкурентные преимущества................................................стр. 38
2.3 Методы анализа конкурентоспособности..................................................................стр. 46


Выводы и предложения

Работа содержит 1 файл

Diplomnaya.docx

— 258.82 Кб (Скачать)

Поскольку существует некоторая свобода  выбора, то существует и проблема поиска оптимальных вариантов, в частности, с целью минимизации налогов. Профессиональный подход к формированию учетной политики дает широкие возможности  для налогового планирования.

Рациональная, грамотно составленная учетная политика предприятия позволяет  уменьшить налогооблагаемую базу, отсрочить  налоговые выплаты. В связи с  этим выбор учетной политики на текущий  год должен сопровождаться формализованными (количественными) расчетами появляющихся выгод и издержек по каждому возможному варианту. Процедура нахождения сбалансированного  решения следующая:

  • рассматривается оптимальная система учета для целей налогообложения;

 

  • анализируется оптимальная система учета для целей управленческого планирования;

 

  • выявляются несовместимые моменты;

 

  • по несовместимым моментам проводится исследование сравнения выгод и издержек и находится оптимальное решение.

 

Более гибким инструментом налогового планирования представляются контрактные  схемы. Они позволяют выбрать  оптимальный налоговый режим  осуществления конкретной сделки с  учетом графика поступления и  расхода финансовых и товарных потоков.

Инвестиционная деятельность предприятия - важная неотъемлемая часть его  общей хозяйственной деятельности. Значение инвестиций в экономике  предприятия трудно переоценить. Чтобы  предприятие могло успешно функционировать, повышать качество продукции, снижать  издержки, расширять производственные мощности, повышать конкурентоспособность  своей продукции и укреплять  свои позиции на рынке, оно должно вкладывать капитал, и вкладывать его  выгодно. Поэтому предприятию необходимо тщательно разрабатывать инвестиционную стратегию и постоянно ее совершенствовать.

При разработке инвестиционной политики предприятия  целесообразно предусмотреть:

  1. соответствие мероприятий, которые предполагается осуществить в рамках этой политики, законодательным и иным нормативным и правовым актам по вопросам регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации;

 

  1. достижение экономического, научно-технического, экологического и социального эффекта рассматриваемых инвестиций;

 

  1. получение предприятием прибыли на инвестируемый капитал;

 

  1. эффективное распоряжение средствами на осуществление бесприбыльных инвестиционных проектов;

 

  1. использование предприятием государственной поддержки в целях повышения эффективности инвестиций;

 

  1. привлечение субсидий и льготных кредитов международных и иностранных организаций и банков. (41; С.346)

 

  Основной критерий эффективности кредитной политики - это рост доходности по основной деятельности компании, либо в следствие увеличения объемов продаж (что будет происходить при либерализации кредитования), либо за счет ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности (чему способствует ужесточение кредитной политики). Найти оптимальную точку в коммерческом кредитовании помогает использование предельного анализа, формальный язык которого строго определяет желаемое равновесие в объемах и сроках предоставления отсрочки платежа: либерализация кредитной политики уместна до тех пор, "пока дополнительные выгоды от увеличения объема реализации не сравняются с дополнительными издержками по предоставляемому кредиту".

Инструменты кредитной политики представляют собой как шаблоны для оценки потенциальных дебиторов, так и  регламент или процедуры работы соответствующей службы. К основным инструментам относятся: метод оценки кредитной истории и метод  определения оптимального срока, которые  дополняют друг друга.

По объектам проведения политика управления финансовой деятельностью предприятия  подразделяется на управление активами и пассивами. Важнейшие составные  части активов основные и оборотные, пассивов - собственные и заемные  источники финансирования.

Целевой установкой политики управления оборотными активами являются:

  • определение объема и структуры оборотных активов,

 

  • определение источников их покрытия,

 

  • определение соотношения между источниками покрытия, достаточного для обеспечения долгосрочной производственной и эффективной финансовой деятельности предприятия,

 

  • поддержание оборотных средств в размере, оптимизирующем управление текущей деятельности и, в частности, поддержание определенного уровня ликвидности оборотных активов.

 

 

Основной целью управления оборотным  капиталом является достижение компромисса  между ликвидностью, доходностью  и оборачиваемостью.

При недостатке внутренних источников финансирования инвестиций предприятия  привлекают заемные средства. Заемный  капитал - это часть капитала, используемая хозяйствующим субъектом, не принадлежащая  ему, но привлеченная на основе банковского, коммерческого кредита или эмиссионного займа, совокупность денежных средств  и другого имущества (товарных, материальных и нематериальных активов), привлекаемых предприятием на основе возвратности. Иными словами, можно отметить, что  заемный капитал - это совокупность заемных средств, приносящих предприятию  прибыль.

Заемные средства могут быть оформлены  в виде договоров кредита и  займа, а также в виде товарного  и коммерческого кредита. Определение  величины заемного капитала и его  структуры является важнейшим элементом  финансовой политики предприятия.

Различают следующие виды финансовой политики в области управления оборотными активами: агрессивную, консервативную, умеренную и идеальную.

При агрессивной политике предприятие  финансирует оборотные активы (либо их подавляющую часть) краткосрочными заемными средствами. Внеоборотные активы финансируются за счет собственного и долгосрочного заемного капитала. Таким образом, достигается максимальная рентабельность собственного капитала. Агрессивная политика рискованна, так  как предполагает минимизацию страховых  резервов, что может привести к  крупным финансовым потерям.

При консервативной политике финансирования активов за счет собственного и долгосрочного  заемного капитала финансируются не только внеоборотные активы, но и постоянная (неснижаемая) часть оборотных активов, а также часть переменных активов, возрастающих в ходе сезонных колебаний  деятельности предприятия. Консервативная политика предполагает наличие достаточно больших резервов. Ее недостатком  является снижение эффективности собственного капитала.

Умеренная политика предполагает собственный  и заемный капиталы в качестве источников финансирования внеоборотных и значительной доли (или всей) постоянной части оборотных активов. И только переменные активы (или их подавляющая  часть) финансируются за счет краткосрочных  заемных средств.

Идеальная политика - это  оптимальная, научно обоснованная политика финансирования, учитывающая массу  факторов (финансовое положение, технико-экономические  особенности предприятия, этап его  развития и т.п.), гибко реагирующая  на их изменения.

По периоду охвата в планировании и сроку проведения политика управления финансовой деятельностью предприятия  подразделяется на: оперативную, текущую  и долгосрочную. Оперативное управление финансовой деятельностью предприятия  охватывает такие периоды как  дни, недели, месяц.

Текущая политика выступает как  краткосрочная финансовая политика, проводимая поквартально в пределах года. Она предполагает практическую реализацию финансовой тактики предприятия. Последнюю не следует отождествлять  с самой краткосрочной финансовой политикой. Тактика разрабатывается  и принимается на вооружение. Практически  реализуется она через проведение текущей и оперативной финансовой политики.

Тактика не есть единственный компонент  краткосрочной финансовой политики предприятия. В ее составе всегда есть внетактический элемент, связанный  с новым для предприятия способом зарабатывания, или экономии в денежных расходах финансовых ресурсов. Кроме  того, тактика почти всегда переплетается  со стратегией, реализуемой через  проведение долгосрочной финансовой политики. Таким образом, тактика и стратегия  первичны, проведение текущей и долгосрочной политики управления финансовой деятельностью  вторичны. Долгосрочная финансовая политика находит прямое воплощение не только в текущей, но даже в оперативной  финансовой деятельности. Например, по определенным причинам принята жесткая  установка, что предприятие в  принципе не производит какие - либо финансовые операции, или не рассчитывается в  каком - либо порядке, не платит комиссионные вознаграждения посредникам и т.п. Так, долгосрочная политика управления финансовой деятельностью непосредственно  входит в оперативную финансовую работу предприятия, в ходе которой  принятые стратегические установки  выполняются неукоснительно.

Во взаимодействии с юридическими лицами - представителями  и проводниками политики государства  предприятия (организации) учитывают  в своей финансовой деятельности принятые установки но работе:

  • с центральными экономическими органами и подразделениями их системы;

 

  • региональными органами административно-хозяйственного управления;

 

  • с местными и муниципальными органами власти;

 

  • министерствами, комитетами, фондами, корпорациями, службами, агентствами, осуществляющими функции управления хозяйством в государстве от имени государства, или по его поручению.

По стадиям процесса воспроизводства  политика управления финансовой деятельностью  делится на политику в области: производства, распределения, обмена и потребления.

По отраслевому признаку и видам  деятельности предприятия (организации) политика управления финансовой деятельностью  выступает как: промышленная, торговая, сельскохозяйственная, инвестиционная, транспортная, в области потребительского рынка, включая бытовое обслуживание и предоставление населению жилищных и коммунальных услуг.

Таким образом, классификация финансовой политики осуществляется по основным направлениям, отражающим ее сущность (реформирование и стабилизация финансовых отношений; финансовое оздоровления); по элементному составу (бюджетная, внебюджетная, политика в области  контрактных расчетов и других платежей; политика финансирования текущих расходов; учетно-финансовую политика); по стадиям  процесса воспроизводства (политика в  области производства, распределения, обмена и потребления); по отраслевому  признаку и видам деятельности предприятия  (промышленная, торговая, сельскохозяйственная, инвестиционная, транспортная, в области потребительского рынка, включая бытовое обслуживание и предоставление населению жилищных и коммунальных услуг).

 

 

 

 

 

1.3 Методы формирования  финансовой политики предприятия

 

При формировании финансовой политики предприятия используются следующие  методы.

Анализ финансово-экономического состояния предприятия является базой, на которой строится разработка финансовой политики предприятия. Анализ опирается на показатели квартальной  и годовой бухгалтерской отчетности. Предварительный анализ осуществляется перед составлением бухгалтерской  и финансовой отчетности, когда еще  имеется возможность изменить ряд  статей баланса, а также для составления  пояснительной записки к годовому отчету. На основе данных итогового  анализа финансово-экономического состояния осуществляется выработка  почти всех направлений финансовой политики предприятия, и от того, насколько  качественно он проведен, зависит  эффективность принимаемых управленческих решений. Качество самого финансового  анализа зависит от применяемой  методики, достоверности данных бухгалтерской  отчетности, а также от компетентности лица, принимающего управленческое решение  в области финансовой политики.

Информация о работе Финансовая политика и конкурентоспособность предприятия