Финансовая политика и конкурентоспособность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 09:13, дипломная работа

Описание работы

Целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности. Указанные цели индивидуальны для каждого хозяйствующего субъекта. Предприятия в условиях высокой инфляции и существующей налоговой политики государства могут иметь различные интересы в вопросах формирования и использования прибыли, выплаты дивидендов, регулирования издержек производства, увеличения имущества и объемов продаж (выручки от реализации).

Содержание

Содержание
1. Глава 1: Теоретические основы оценки финансовой политики предприятия............стр. 2
1.1 Сущность финансовой политики предприятия, ее цель и задачи.............................стр. 3
1.2 Этапы и принципы финансовой политики предприятия.............................................стр. 8
1.3 Методы формирования финансовой политики предприятия...................................стр. 14
2. Глава 2: Основы формирования конкурентных позиций торгового предприятия....стр. 27
2.1 Понятие конкуренции и конкурентных сил.................................................................стр. 28
2.2 Основные стратегии и конкурентные преимущества................................................стр. 38
2.3 Методы анализа конкурентоспособности..................................................................стр. 46


Выводы и предложения

Работа содержит 1 файл

Diplomnaya.docx

— 258.82 Кб (Скачать)

   (17.6)

где Пч — чистая прибыль предприятия;

Кс — собственный капитал.

Рентабельность акционерного капитала (Ра.к) свидетельствует о верхнем  пределе дивидендов на акции и  исчисляется по формуле

  

где Ку — уставный капитал (номинальная  стоимость проданных акций).

Этот показатель можно определять также как рентабельность акционерного капитала, сформированного только из обычных (простых) акций. В этом случае не учитывают дивиденды на привилегированных  акций, а из уставного капитала исключают  номинальную стоимость этих акций.

Рентабельность продукции (Рп) характеризует  эффективность затрат на ее производство и сбыт. Она определяет отношение  прибыли от реализации продукции (Пр.п) к общей ее себестоимости за тот  же период (Ср.п), т. е.

  (17.8)

Рентабельность продукции можно  исчислять также как отношение  прибыли от реализованной продукции  к общему объему. Именно в таком  виде этот показатель используется (исчисляется) в зарубежной практике хозяйствования.

Во многономенклатурном производстве наряду с рентабельностью всей продукции  определяется также рентабельность отдельных ее разновидностей. Рентабельность одного изделия (Рi) рассчитывается по следующей формуле

 (17.9)

где Ці, Сі — соответственно цена и  себестоимость і-го изделия.

Деловая активность предприятия является достаточно широким понятием и включает многие аспекты его деятельности. Специфическими показателями в этом случае служат показатели оборотности  активов и товарно-материальных запасов, величины дебиторской и  кредиторской задолженности.

Оборотность активов (nа) — это показатель количества оборотов активов за определенный период (преимущественно за год), то есть

nа = В / Ка,           (17.10)

где В — выручка от всех видов  деятельности предприятия за определенный период;

Ка — средняя величина активов  за тот же период.

При этих условиях средняя продолжительность  одного оборота (tа) будет составлять

tа = Дк / nа,          (17.11)

где Дк — количество календарных  дней в периоде, за который определяется оборотность.

Оборотность товарно-материальных запасов (nтм.з) выражает количество оборотов за определенный период:

nтм.з = Ср / Мз,  (17.12)

где Ср — полная себестоимость  реализованной продукции за определенный период;

Мз — средняя величина запасов  в денежном выражении.

Активность предприятия в сфере  расчетов с партнерами характеризуется  средними сроками оплаты дебиторской  и кредиторской задолженности.

Средний срок оплаты дебиторской задолженности  покупателями продукции предприятия (tо.д.з) определяется по формуле

 (17.13)

где Зд — дебиторская задолженность (задолженность покупателей);

Дк — количество календарных  дней в периоде, за который исчисляется  показатель (год — 360, квартал -90);

Впр — объем продажи продукции  за расчетный период.

За период tо.д.з платежные требования предприятия к покупателям преобразуются  в деньги. Понятно, что сокращение этого периода является экономически выгодным, а удлинение (по сравнению  с установленным сроком или прошлым  годом) — нежелательным и требует  выяснения причин последнего.

Средний срок оплаты кредиторской задолженности  поставщикам (tо.к.з) определяется из соотношения:

     (17.13)

где Зк — величина кредиторской задолженности  поставщикам;

М — объем закупки сырья и  материалов за расчетный период в  денежном измерении.

Сокращение сроков оплаты кредиторской задолженности при прочих равных условиях не может быть признано положительным  явлением для предприятия, поскольку  связано с мобилизацией дополнительных средств. Увеличение же периода оплаты задолженности может быть следствием различных причин: ухудшения условий расчетов с контрагентами, недостатка средств у предприятия, затягивания оплаты с целью использования кредиторской задолженности как источника финансирования и т.п. 

 

Оценка финансовой устойчивости и  платежеспособности 

 

Финансовая устойчивость предприятия  характеризуется соотношением собственного и привлеченного (заемного) капитала. Для этого используются различные  показатели, которые принято называть коэффициентами. Среди них наиболее распространенными являются коэффициенты автономии и обеспечения долгов.

Коэффициент автономии (kа) определяется путем деления собственного капитала на итоговую цифру (итог) баланса предприятия:

kа = Кс / Кб,         (17.15)

где Кс — собственный капитал  предприятия;

Кб — итог баланса предприятия  по состоянию на определенную дату.

По данным табл. 17.2, например,

kа = 14 500 / 23 420 = 0,62

Это означает, что активы предприятия  на 62% обеспечены собственными средствами. Остальная часть (38%) финансируется  за счет долговых обязательств. Такая  величина коэффициента является приемлемой — долги полностью покрываются  собственным капиталом. Если kа<0,5, то возрастает риск неуплаты долгов, а  отсюда возникает беспокойство кредиторов. Увеличение значения коэффициента автономии  ведет к повышению финансовой независимости и уменьшению риска  нарушения финансовой устойчивости предприятия.

Коэффициент обеспечения долгов (kод) является модификацией первого показателя и определяется как соотношение  собственного и привлеченного капитала

kо.д = Кс/Кд.о,     (17.16)

где Кд.о — долговые обязательства (привлеченный капитал). Так, в соответствии с данными баланса предприятия (табл. 17.2)

kо.д = 14 500 / 8920 = 1,625

Следовательно, собственный капитал  превышает долги в 1,625 раза. Нормальной считается ситуация, когда kод   1.

Нужно учитывать тот факт, что  аналитическая оценка финансового  состояния на базе таких коэффициентов  является не всегда однозначной. Безусловно, уменьшение доли долгов в совокупном капитале укрепляет финансовую независимость  предприятия. Однако в то же время  суживается выбор источников финансирования и возможность повышения эффективности  его деятельности.

При определенных условиях выгодно  брать кредиты. В таком случае проявляется эффект так называемого  финансового рычага (ливериджа), который  выражают через отношение задолженности  к собственному капиталу.

Когда плата за кредит меньше чем  рентабельность активов с учетом налогообложения, увеличение задолженности (увеличение отношения Кд.о / Кс)ведет  к росту рентабельности собственного капитала. Значит, привлечение кредита  в данном случае является финансовым рычагом (ливериджем) повышения эффективности  деятельности предприятия.

Платежеспособность предприятия, т. е. его способность своевременно рассчитываться по долгам, определяется с помощью коэффициентов ликвидности. Они показывают, насколько краткосрочные  обязательства покрываются ликвидными активами. Поскольку текущие активы имеют различную ликвидность, постольку  определяется несколько коэффициентов  ликвидности — общей, срочной  и абсолютной.

Коэффициент общей ликвидности (kо.л) — это отношение оборотных  активов (раздел ІІ актива баланса) к  краткосрочным пассивам (раздел IV пассива):

kо.л = Ко.а / Кк.з,                (17.17)

где Ко.а — оборотные активы предприятия;

Кк.з — краткосрочная задолженность  предприятия.

По данным баланса предприятия (табл. 17.2)

kо.л = 12 200 / 4920 = 2,48

Это означает, что оборотный капитал  предприятия превышает краткосрочную  задолженность приблизительно в 2,5 раза. Если kо.л < 2, то платежеспособность предприятия считается низкой. При  непомерно высоком его значении (kо.л > 3-4), может возникнуть сомнение относительно эффективности использования  оборотных активов. На оптимальную  величину kо.л заметно влияет доля товарно- материальных запасов в  оборотных активах. Для предприятий  с небольшими запасами такого вида и оперативно оплачиваемыми дебиторскими обязательствами будет приемлемым более низкий уровень соотношения  оборотных активов и краткосрочной  задолженности (kо.л < 2) и, наоборот, на предприятиях, в оборотных активах  которых велик удельный вес товарно-материальных запасов, это соотношение необходимо поддерживать на более высоком уровне.

Коэффициент срочной ликвидности (kс.л) исчисляется как отношение  оборотных активов высокой (срочной) ликвидности к краткосрочным  пассивам, то есть

kс.л = Кс.л / Кк.з, (17.18)

где kс.л — оборотные активы высокой (срочной) ликвидности, к которым  относятся оборотные активы за минусом  товарно-материальных запасов.

В нашем примере (табл. 17.2)

kс.р = 5100 / 4920 = 1,04

Такая величина kс.л является нормальной и свидетельствует о возможности  своевременной оплаты долгов. Если kс.л < 1, то платежеспособность предприятия  невысокая.

Коэффициент абсолютной ликвидности (kа.л) — это отношение абсолютной ликвидных активов к краткосрочным  пассивам:

kа.л = Ка.л / Кк.з, (17.19)

где kа.л — абсолютно ликвидные  активы предприятия (деньги и их эквивалента).

По данным табл. 17.2.

kа.л = 3000 / 4920 = 0,61

Нормальной можно считать ситуацию, когда kа.л   0,5.

Уровень ликвидности предприятия  зависит от его прибыльности, но однозначная связь между этими  показателями прослеживается только в  перспективном периоде, где высокая  прибыльность является предпосылкой надлежащей ликвидности. В краткосрочном периоде  такой прямой связи нет. Предприятие  с неплохой прибыльностью может  иметь низкую ликвидность вследствие больших выплат собственникам, надежности дебиторов и т.п. Следовательно, обеспечение  удовлетворительной ликвидности предприятия  требует определенных управленческих усилий и оптимизации финансово- экономических решений.

 

 

 

1. Глава 2: Основы формирования конкурентных позиций торгового предприятия

Введение

 

В настоящее время в  любой стране мира господствуют рыночные отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной  продукции и услуг по сравнению  с аналогами главная задача любой  фирмы в любой стране. И каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной. Выпуск конкурентоспособной продукции  и ее реализация завершают кругооборот  хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять  обязательства перед государственным  бюджетом, банком по ссудам, рабочими и  служащими, поставщиками и возмещать  производственные затраты. Поэтому категория конкурентоспособности является одной из ключевых, а повышение конкурентоспособности и как следствие рост экспорта являются средствами для повышения уровня жизни населения страны. В международной интеграции производства единственным критерием эффективности и востребованности выпускаемой продукции является конкурентоспособность.

Таким образом, тема данной дипломной работы является не только актуальной, но и имеет практическую значимость. Перспективы развития национальной экономики и повышения её конкурентоспособности  связаны, в первую очередь, с повышением конкурентоспособности её хозяйствующих  субъектов, то есть предприятий. Успех  решения задач по выявлению и  усилению конкурентных позиций, предприятия  в большей мере зависят от исследования поведения потребителей и выбора ими тех или иных предпочтений.

Объектом исследования проекта  является "Консул", специализирующееся на производстве и торговле мягкой мебелью, а также гарантийным  обслуживанием продаваемой продукции.

Предмет данного дипломного исследования – влияние поведения потребителей на занимаемые конкурентные позиции предприятия.

Целью данного проекта  является разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности "Консул".

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) исследовать и обобщить понятия конкуренции и конкурентных сил, представленные в работах современных отечественных и зарубежных авторов;

2) рассмотреть основные  типы стратегий и конкурентных преимуществ;

3) рассмотреть методы  анализа конкурентоспособности;

4) провести анализ основных  показателей работы предприятия;

5) оценить рыночное положение  предприятия и его конкурентные  позиции;

6) исследовать влияние потребителей на конкурентные позиции предприятия;

7) выявить резервы и  предложить возможные направления  повышения конкурентоспособности  предприятия;

8) произвести оценку эффективности  представленных мероприятий.

Источниками информации послужили  данные внутренней отчетности и результаты рыночных исследований.

При написании дипломной  работы была использована учебная литература и статьи периодических изданий  зарубежных и отечественных авторов. В целях применения современных  подходов к исследованию темы в работе используются наиболее широко применяемые  в мировой практике методы исследования, такие как аналитический, метод  статистической обработки информации, графический, экономико-математический, а также системного анализа.

 

2.1 Понятие конкуренции и конкурентных сил

 

Развитие рыночных отношений  неразрывно связано с борьбой  товаропроизводителей за более выгодные условия производства и сбыта  товаров с целью получения  максимальной прибыли. В научной  литературе и обыденном общении  подобное столкновение интересов получило название конкуренция.

Информация о работе Финансовая политика и конкурентоспособность предприятия