Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 14:19, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрытие темы Диагностика целеполаганий организации на примере ООО «Факел».
Задачи курсовой работы:
- Рассмотреть основные понятия о целях организации и их роль в управлении;
- Исследовать особенности построения «дерева целей» и метода экспертных оценок;
- Сформулировать глобальную цель и построить дерево целей на конкретном предприятии ООО «Факел».
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы диагностики целеполаганий организации…5
1.1.Понятие о целях организации и их роль в управлении…………...5
1.2.Глобальная цель организации ………………………………………17
1.3.Понятие дерева целей организации………………………………...20
1.4.Применение метода экспертных оценок для построения дерева целей………………………………………………………………………23
Глава 2. Исследование целей управления на примере ООО «Факел»…….29
2.1.Организационно-экономическая характеристика предприятия……..…29
2.2.Построение «Дерева целей» компании ООО «Факел»…………....31
2.3.Действия менеджера для повышения эффективности функционирования в достижении поставленных целей………………33
Заключение……………………………………………………………………...35
Список использованной литературы…………
а) описание существующих позитивных и негативных тенденций, т.е. разрабатывается модель современного состояния;
б) разрабатывается модель будущего состояния. Это анализ тенденций будущего в зависимости от ситуаций, которые могут возникнуть и оказать влияние на развитие системы. Общесистемные цели задаются в качественном виде и определяются, какими видами деятельности будет заниматься организация. Рассматриваются два варианта представления о будущем:
- опорное представление, на основе экстраполяции и факторного анализа;
- целевое представление, то есть, то чего хочет добиться компания в будущем.
При этом целевое отношение рассматривается в трех аспектах: пессимистическом, реалистическом и оптимистическом.
Задача
сценария состоит в анализе всевозможных
ситуаций, выборе наиболее вероятного
состояния и путей его
3. Декомпозиция целей. Основываясь на главных свойствах целей, развертываемости и подчиненности, конечная цель раскладывается на составляющие подцели таким образом, чтобы конъюнкция этих подцелей определялась в конечную цель11.
Инструментом, с помощью которого осуществляется систематизация целей является модель - «дерева целей».
1.3.Понятие дерева целей организации
В организационной системе управления с иерархической структурой цели подсистем разного уровня исследуются и формируются в соответствии с выполняемыми ими функциями. При этом совокупность целей подсистем одного уровня должна обеспечивать выполнение цели той подсистемы более высокого уровня, которой они подчинены.
Совокупность последовательно дробящихся целей в соответствии с понижающимся уровнем подсистем называют деревом целей. Таким образом, цели отдельных подсистем увязываются в схеме дерева целей, которое является наглядной графической моделью иерархической взаимосвязи целей системы в целом и отдельных ее подсистем.
При построении дерева целей важная роль принадлежит эвристическим методам, экспертным оценкам, необходимость использования которых обусловлена большой неопределенностью в решении этих задач. Сложный характер формирования дерева целей не позволяет построить достаточно строгую математическую модель целеобразования. Однако накопленный опыт формирования и использования деревьев целей при построении систем управления организациями различного назначения позволил сформулировать следующие общие правила и средства реализации процедуры целеобразования:
1.Ни одна цель высших уровней иерархии не достигается непосредственно, а лишь посредством достижения подцелей, на которые она распадается. В то же время это не обычное сложение подцелей, так как каждая из подсистем может обладать дополнительными подцелями, не взаимосвязанными с глобальной целью системы.
2.Средства к достижению общей (глобальной) цели являются ее подцелями.
3.Цели нижних ярусов всегда являются средствами достижения целей высших ярусов и дерево целей реализуется наиболее эффективно, если каждая подсистема стремится достичь своей подцели, имея в виду общую цель всей системы.
4.В системе существуют состязательность целей и их взаимоподдержка, которые проявляются на всех ярусах дерева целей. Состязательность целей выражается в том, что иногда приходится поступаться степенью реализации одной цели во имя другой. Взаимная поддержка целей выражается в том, что нередко достижение одной цели способствует реализации другой. На более низких ярусах дерева целей очень часто наблюдается взаимопереплетение целей. Выявление, анализ и учет, как состязательности, так и взаимосвязи и переплетение целей дают важный материал для принятия обоснованных решений и оценки их последствий.
Цели верхних уровней формулируются обычно в достаточно общем виде, в агрегированных, абстрактных понятиях и детализируется на нижних уровнях целевой структуры.
Дерево целей строится сверху вниз, исходя из сценария, поэтапно, уровень за уровнем так, чтобы мероприятия последующего уровня обеспечивали решение задач предыдущего (см. рис. 2) 12. Следовательно, система должна обеспечить такую организацию своей работы, при которой гарантируется выполнение всех подцелей самого нижнего уровня.
Рисунок 2
Фрагмент дерева целей
Дерево целей
строится на логической основе специалистами,
привлекаемыми к его составлени
В свою очередь, каждая из этих целей может быть декомпозирована на цели следующего, более низкого уровня. В основе декомпозиции могут лежать различные основания, например, по областям деятельности, а внутри областей - по подобластям, по элементам организованной структуры, по региональной структуре системы и т.д.
Представление главной цели в виде дерева целей может оказаться неполным, так как могут быть потеряны присущие её свойства. Проблема полноты в этом случае решается за счет квалификации эксперта, формирующего полное описание, и использования более сложных структур, например, путем превращения дерева целей в граф более общего вида.
Оценка важности целей может быть выражена в их ранжировании. В этом случае каждой цели приписывается порядковый номер, показывающий её относительную важность для достижения соответствующей цели более высокого уровня. Другим способом является нормирование по значимости.
Многие цели по своей природе не поддаются формализации, и, следовательно, их не удается точно измерить. Другие же цели измеримы, но их величины несопоставимы одна с другой. Поэтому, чтобы осуществить общее ранжирование всего дерева целей, используются условные показатели и оценки.
Ранжирование и нормирование целей часто осуществляется на основе метода экспертных оценок. При этом на основе индивидуальных оценок выводят общую усредненную оценку13.
1.4.Применение метода экспертных оценок для построения дерева целей
При исследовании сложных систем возникают проблемы, выходящие за пределы формальных математических постановок задач. В таком случае прибегают к услугам экспертов, т.е. лиц, чьи суждения и интуиция могут уменьшить сложность проблемы.
На первом подготовительном этапе, при проведении метода экспертных оценок, осуществляется формирование экспертных групп на выбранных уровнях управления и подготавливается вся документация, необходимая для проведения экспертизы целей.
Выбор группы экспертов производится с учетом их компетенции отдельно для каждого уровня. Именно в таком случае можно говорить и о достоверности экспертизы, и о минимальных затратах на ее проведение. Для подбора экспертов применяются следующие характеристики: компетентность, креативность, отношение к экспертизе, конформизм, аналитичность и широта мышления, самокритичность.
Компетентность эксперта - это степень его квалификации в определенной области знаний. Компетентность может быть определена на основе опыта эксперта в данной области его квалификации, степенью знакомства с научными достижениями в области исследуемой области и т.д.
Креативность эксперта - способность решать творческие задачи.
Отношение к экспертизе является важной характеристикой эксперта, определяющей его желание (активность или пассивность) участия в экспертизе.
Конформизм - подверженность влиянию авторитетов. Эта характеристика необходима для выбора способа проведения экспертизы.
Самокритичность эксперта - самооценка своей компетентности.
Аналитичность, широта мышления, конструктивность мышления, свойство коллективизма - также важные характеристики эксперта.
Даже неполные определения характеристик экспертов, приведенные выше, показывают, что численные оценки этих характеристик значительно затруднены и в ряде случаев совсем невозможны.
На
втором организационном этапе
Процесс обсуждения выбранных целей происходит до тех пор, пока не совпадут мнения большинства экспертов.
Сформулируем требования, которым должна удовлетворять методика оценки целей функционирования с помощью экспертов.
1.Оценка целей функционирования должна проводиться в благоприятной психологической обстановке.
2.Трудоемкость опроса должна быть в допустимых пределах.
3.Экспертная документация не должна допускать Двоякого понимания вопросов.
4.Экспертная документация должна быть, по возможности, однородной и полной.
5.Выбранная система шкал экспертной оценки должна быть обоснована и доведена до сведения эксперта.
6. Цели проведения экспертизы должны быть известны всем экспертам.
Наиболее приемлемым с практической точки зрения является анкетирование14.
Экспертные методы прогнозирования (см. табл. 2) применяются, как правило, в случаях, когда отсутствуют какие-либо статистические данные, на которых мог бы базироваться количественный прогноз, как например, в случае когда предприятие собирается выпустить на рынок совершенно новый продукт.
Таблица 2
Классификация экспертных методов прогнозирования
Вид экспертизы |
Вид обработки мнений | ||||||
без аналитической обработки |
с аналитической обработкой | ||||||
Индивидуаль-ная |
Интервью |
Экспертные |
Генерация идей |
Построение сценария |
Метод «дерева целей» |
Матричный метод |
Морфоло-гический анализ |
Коллективная |
Метод “мозгового штурма” |
Метод коллективных экспертных оценок |
Метод «Дельфи» |
Но даже когда статистическая информация имеется, при использовании ее для прогнозирования могут возникнуть трудности, которые можно разделить на четыре группы:
- исходная статистическая информация зачастую бывает недостоверной. Однако даже при наличии достоверных данных о прошлом, они не всегда могут служить надежной базой для принятия плановых решений, направленных в будущее;
- некоторая часть информации, необходимой для выбора наилучшего варианта планового решения, имеет качественный характер и не поддается количественным измерениям (например, невозможно разработать формулу для прогнозирования (оценки) поведения людей в той или иной ситуации, в производственном коллективе);
- в момент принятия решения необходимая статистическая информация отсутствует, а ее получение требует времени или средств;
- существует большая группа факторов, которые будут влиять на реализацию планов, но при подготовке плановых решений их нельзя точно предсказать.
Для применения статистических методов прогнозирования необходимо проводить исследовательскую работу и пользоваться услугами квалифицированных статистиков - и то и другое может дорого стоить. Кроме того, в условиях динамичного развития общества, когда происходят какие-то кардинальные изменения - в экономике, в социальной сфере, в технике, в технологии и в других областях - эффективность применения статистических методов для прогнозирования и планирования, особенно на длительный период, снижается.
Существует также опасность, что управляющие станут чрезмерно полагаться на статистические методы и на полученные на их основе результаты и поэтому могут не заметить существенных изменений, значение которых мог бы оценить другой специалист.
В таких условиях особую роль в предвидении будущего приобретает интуиция специалистов, называемых экспертами.
Интуиция - это способность человека делать заключения об исследуемом объекте, его будущих состояниях неосознанно, т.е. без осознания пути движения мысли к этим заключениям.
Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение принимается как решение проблемы (в данном случае - прогноз).
Центральным этапом экспертного прогнозирования является проведение опроса экспертов. В зависимости от целей и задач экспертизы, существа и сложности анализируемой проблемы, времени, отведенного на опрос и экспертизу в целом, и допустимой их стоимости, а также от подбора участвующих в ней специалистов, выбирается метод опроса:
- индивидуальный или
- групповой (коллективный);
- личный (очный) или
- заочный (путем пересылки анкет);
- устный или
- письменный;
- открытый или
- скрытый.
Индивидуальный опрос позволяет максимально использовать способности и знания каждого специалиста. В отличие от индивидуального при групповом опросе специалисты могут обмениваться мнениями, учесть упущенное каждым из них, скорректировать свою оценку. Обмен мнениями является обычно стимулирующим началом в выдвижении и творческой разработке новых идей. В то же время недостатки такого опроса состоят в сильном влиянии авторитетов на мнения большинства участников экспертизы, в трудности публичного отказа от своей точки зрения и в ряде других факторов психофизиологической совместимости.