Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:56, курсовая работа
Цель исследования: разработка мероприятий по совершенствованию системы мотиваций персонала на примере магазина «Золотое Яблоко»
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты мотивации труда персонала
2. Проанализировать деятельность магазина «Золотое Яблоко» и ее кадровый состав
Введение………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты совершенствования систем мотиваций…………6
1.1.Сущность мотивации и мотивационного процесса……………………………6
1.2.Факторы, оказывающие влияние на трудовую мотивацию персонала…......12
1.3. Эффективность системы мотивации труда персонала……………………...17
2.Анализ системы мотиваций в магазине «Золотое Яблоко»……………….22
2.1.Характеристика деятельности магазина «Золотое Яблоко»………………...22
2.2. Анализ кадрового потенциала магазина……………………………………..24
2.3 Анализ экономического состояния магазина «Золотое Яблоко…………….28
3 Мероприятие по совершенствованию системы мотиваций персонала «Золотое Яблоко»………………………………………………………………….39
3.1.Разработка рекомендаций по совершенствованию системы мотиваций персонала золотое яблоко………………………………………………………….39
3.2.Оценка эффективности системы мотивации труда в магазине «Золотое Яблоко»……………………………………………………………………………...42
Заключение………………………………………………………………………...51
Список использованной литературы…………………………………………..53
Приложения 1…………………………………………………
• дает возможность работать именно тогда, когда у людей наибольшая работоспособность;
• позволяет сотрудникам заниматься делами, которые невозможно сделать вечером;
• дает возможность самим распределять рабочее время.
3.2.Оценка эффективности системы мотивации труда в магазине «Золотое Яблоко»
Для оценки
качества работы с кадрами фирмы
можно использовать систему показателей,
характеризующих интенсивность оборота
кадров и детализирующих особенности
этого оборота. От обеспеченности предприятия
персоналом и эффективностью его использования
зависят объем и своевременность выполнения
всех работ. Для создания эффективной
системы мотивации необходимо изучить
причины увольнения работников, количество
людей, поменявших должность, динамику
текучести разных категорий работников
и другие показатели, имеющие значение
при оценке действующей системы и ее совершенствовании.
Проанализируем изменения состава персонала в магазине «Золотое Яблоко» за три года, с 2009 по 2011 год.
Показатели движения персонала за 2009 - 2011 гг. Таблица 12
Показатели |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Отклонения 2010 от 2009,% |
Отклонения 2011 от 2010,% |
Принято, всего человек |
29 |
64 |
43 |
13,7 |
21,9 |
Уволено, всего человек |
7 |
14 |
23 |
2,3 |
4,2 |
Из них по собственному желанию |
7 |
10 |
17 |
0,3 |
3,3 |
Поменяли должность, всего человек |
2 |
8 |
6 |
3,3 |
1,8 |
В 2009 году среднесписочная численность персонала составила 100 человек. Принято на работу было 29 человек, уволено - 7. В 2010 году среднесписочная численность равна 150 человекам. Принято – 64, уволено – 14. В 2011 году в магазине в среднем работало 170 человек. Принято и уволено, соответственно, 43 и 23 человека. Общий коэффициент оборота за 2009 год равен 36%, в 2010 году – 52%, в 2011 году – 38,8% (см. Таблицу 13). Самый высокий коэффициент (2010 год) показывает наибольшие изменения состава персонала. Это связано с обширным дополнительным набором сотрудников, а так же с проведением аттестации при расширении магазина. По показателям отклонения можно проследить, что с каждым годом возрастает как прием, так и увольнение работников. Рост приема, прежде всего, связан с постоянным расширением магазина на протяжении этих лет, появлением дополнительных рабочих мест.
43
Увольнение
персонала связано с
Коэффициенты движения персонала за 2009 – 2011 гг., в % Таблица 13
Коэффициент |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Отклонения 2010 от 2009 |
Отклонения 2011 от 2010 |
Общего оборота |
36 |
52 |
38,8 |
16 |
13,2 |
Оборота по приему |
29 |
42,7 |
25,3 |
13,7 |
17,4 |
Оборота по выбытию |
- |
2,6 |
3,5 |
2,6 |
0,9 |
Общей текучести |
7 |
9,3 |
13,5 |
2,3 |
4,2 |
Текучести среди руководителей |
- |
2,6 |
1,8 |
2,6 |
0,8 |
Текучести среди специалистов |
- |
2,4 |
5,2 |
2,4 |
2,8 |
Текучести среди рабочих |
7 |
4,3 |
6,5 |
2,7 |
2,2 |
Сегодня текучесть
кадров — одна из проблем, с которыми
столкнулось руководство
В магазине «Золотое Яблоко» за 2009 – 2011 года среднесписочная численность работников постоянно меняется. Рассчитав коэффициенты оборотов принятых и уволенных за определенный период, мы видим, что число принятых кадров в 2009 и 2011 годах существенно меньше по сравнению с 2010 годом. Это говорит о сравнительной стабильности коллектива в 2009 и 2011 годах. В 2010 году произошло первое большое расширение магазина, что потребовало дополнительный набор сотрудников. Наряду с дополнительным набором, ежегодно проводится все более тщательный отбор продавцов. Это связано с повышением уровня престижности магазина, с повышением его конкурентоспособности. К концу 2011 года происходит небольшое повышение коэффициента по выбытию персонала, это обусловлено полным набором штата сотрудников и началом чистки кадров, более претензионным подходом к работе сотрудников. За счет большого набора персонала в период с 2009 по 2011 годы, общий оборот кадров достаточно высокий от 36% до 52%. Такой оборот показывает уровень нестабильности коллектива, что, естественно, отрицательно сказывается на работе предприятия в целом. Коэффициент текучести превышает допустимую норму. Он равен 7% (2009 г.) – 13,5% (2011 г.), причем явно виден его рост. Необходимо принимать срочные меры по снижению текучести: работа с увольняющимися, обучение сотрудников, их мотивация, так как высокий коэффициент текучести, прежде всего, говорит о неудовлетворенности персонала организации. Персонал без опыта работы требует специального обучения. В этих условиях текучка кадров может стать настоящим бедствием: новые сотрудники покидают компанию, не успев отработать вложенные в них средства. Повысить зарплату.
Таблица 14
Динамика коэффициентов интенсивности текучести персонала магазина
Коэффициент интенсивности текучести |
Показатель, % | ||
2009г. |
2010г. |
2011г. | |
Среди руководителей |
- |
28 |
13,3 |
Среди специалистов |
- |
25,8 |
38,5 |
Среди рабочих (продавцов) |
100 |
46,2 |
48,2 |
В их работе нет большого функционального разнообразия, стартовые оклады новичков невысоки, а карьерный рост внутри подразделения ограничен. Сотрудники отдела, в большинстве студенты и молодые специалисты, получив квалификацию или закончив вуз, часто увольняются, чтобы перейти на работу по специальности. С одной стороны - это естественное явление, но компании от этого не легче. Около трех месяцев сотрудник проходит обучение. Чтобы вернуть вложенные в него деньги, он должен отработать в компании не менее семи месяцев. Кроме того, на опытных сотрудников отдела падает двойная нагрузка из-за необходимости обучения новичков. Следовательно, необходимо поощрять таких сотрудников, выплачивать им премии, повышать заработную плату. Кроме материальной мотивации необходима также и карьерная.
Распределение продавцов по категориям 2011 год Таблица 15
Категория |
Количество человек |
В % к общему числу |
Стажер |
18 |
20,5 |
Продавец |
18 |
20,5 |
Кассир |
14 |
15,9 |
Консультант |
28 |
31,7 |
Консультант-универсал |
10 |
11,4 |
Кратко рассмотрим
функциональные обязанности разных категорий
персонала. Продавцы магазина «Золотое
Яблоко» занимаются выкладкой товара,
следят за наличием всех наименований
товаров на полках, следят за запасами
товара в торговом зале, а также поддерживают
чистоту и порядок на рабочем участке.
Кассиры работают непосредственно за
кассовыми аппаратами, рассчитывают покупателей
и занимаются продажей товаров, выставленных
в прикассовую зону. Кассиры являются
материально ответственными лицами, что
требует большей внимательности при их
работе. Консультанты работают с покупателями.
Им необходимо очень хорошо знать характеристики
товаров, чтобы профессионально консультировать
покупателей. Консультанты – универсалы
отличаются большими знаниями товара
и компетентностью в работе с клиентами.
Консультант – универсал обязан знать весь ассортимент магазина. Необходимо, чтобы сотрудник ясно видел пути карьерного роста, он должен понимать, что у него есть будущее в компании. Еще один способ контролировать текучесть кадров — заключать с сотрудниками специальные соглашения. Работники магазина подписывают контракт, в котором обязываются отработать в компании определенное время после обучения и стажировки, а также обязуются не устраиваться на работу в магазины парфюмерии и косметики в случае ухода. Таким образом компания страхует себя от затрат, связанных с текучестью кадров. Работники приобретают бесценный опыт, а компания — обученных и заинтересованных сотрудников. Еще один фактор, который может удержать сотрудника в компании, несмотря на невысокую заработную плату, — хороший психологический климат. Очень часто сотрудники ощущают себя винтиками, выполняющими простую функцию, а между тем, ощущение, что они делают важное дело и ценны для компании, имеет огромное значение для любого специалиста. Если нет признания и внутри компании, то у людей появляется ощущение, что их недооценивают. Необходимо больше общаться со своими подчиненными, дать им возможность высказывать свое мнение, вносить предложения и поощрять их за это. Коэффициент текучести дополняет коэффициент восполнения персонала.
Коэффициент восполнения персонала Таблица 16
Год |
Показатель, % |
2009 |
4,14 |
2010 |
4,57 |
2011 |
1,87 |
Коэффициент
восполнения персонала
предприятие несет потери, связанные с ранее понесенными ею затратами на обучение и удовлетворение некоторых социальных потребностей увольняющихся работников. Коэффициент стабильности кадров рекомендуется использовать при оценке уровня организации управления магазина.
Коэффициент стабильности персонала Таблица 17
Год |
Показатель, % |
2009 |
85 |
2010 |
77 |
2011 |
81 |
В течение
трех лет значение варьирует от 77
до 85 %, это свидетельствует о
связанной с
увязкой интересов
1) иметь цель, на которую ориентируешься, которая зажигает огонь, придает сил и энергии;
Информация о работе Анализ существующей системы мотивации персонала