Анализ существующей системы мотивации персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработка мероприятий по совершенствованию системы мотиваций персонала на примере магазина «Золотое Яблоко»
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты мотивации труда персонала
2. Проанализировать деятельность магазина «Золотое Яблоко» и ее кадровый состав

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты совершенствования систем мотиваций…………6
1.1.Сущность мотивации и мотивационного процесса……………………………6
1.2.Факторы, оказывающие влияние на трудовую мотивацию персонала…......12
1.3. Эффективность системы мотивации труда персонала……………………...17
2.Анализ системы мотиваций в магазине «Золотое Яблоко»……………….22
2.1.Характеристика деятельности магазина «Золотое Яблоко»………………...22
2.2. Анализ кадрового потенциала магазина……………………………………..24
2.3 Анализ экономического состояния магазина «Золотое Яблоко…………….28
3 Мероприятие по совершенствованию системы мотиваций персонала «Золотое Яблоко»………………………………………………………………….39
3.1.Разработка рекомендаций по совершенствованию системы мотиваций персонала золотое яблоко………………………………………………………….39
3.2.Оценка эффективности системы мотивации труда в магазине «Золотое Яблоко»……………………………………………………………………………...42
Заключение………………………………………………………………………...51
Список использованной литературы…………………………………………..53
Приложения 1…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсач Microsoft Word.docx

— 180.19 Кб (Скачать)

 

2.2. Анализ кадрового потенциала магазина

В схеме организационной структуры предприятия, отдел по управлению персоналом не выделен в отдельное подразделение. Функции по управлению персоналом возложены на руководителей отделов (главного бухгалтера, администратора, менеджеров зала, менеджера корпоративного направления и менеджера склада). Такая система носит название линейно-функциональной системы. Работу руководителей отделов координируют и контролируют учредители и директор. Каждый менеджер выполняет функции менеджера по персоналу в своем отделе. В их числе такие важнейшие, как социально-психологическая диагностика, анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений, отношений руководителя и подчиненных. Управление производственными и социальными конфликтами и стрессами, информационное обеспечение системы кадрового управления, управление занятостью. Оценка и подбор кандидатов на вакантные должности (выполняется руководителями совместно с психологом). Анализ кадрового потенциала и потребности в персонале, планирование и контроль деловой карьеры, профессиональная и социально-психологическая адаптация

24

работников, управление трудовой мотивацией, регулирование  правовых вопросов трудовых отношений, соблюдение требований психофизиологии, эстетики труда. Если раньше, в условиях командно-административной системы, эти задачи рассматривались как второстепенные, то при переходе к рынку они выдвинулись на первый план, и в их решении заинтересована каждая фирма. Организация эффективной деятельности персонала  является основной заботой менеджера по управлению персоналом. Анализ кадрового потенциала организации, его соответствие стратегическим целям и задачам – это одна из важнейших задач отдела по управлению персоналом.

Рассмотрим  структуру персонала в магазине «Золотое Яблоко».

Таблица 6

Распределение персонала по категориям

 

Категории

2009

2010

2011

Руководители

Всего человек 

в % к общему числу

 

11

11

 

14

9.3

 

17

10

Специалисты

Всего человек 

в % к общему числу

 

5

5

 

8

5.3

 

9

5.3

Рабочие

Всего человек 

в % к общему числу

 

84

84

 

128

85.3

 

144

84.7


 

 

     

Численность компании в 2011 году составляла сто семьдесят человек. За три года процентное отношение руководителей, специалистов и рабочих не меняется. Это говорит об эффективном использовании трудовых ресурсов в организации, об оптимальном уровне распределения работ среди сотрудников магазина.

Таблица 7

Распределение персонала по полу (в %)

Пол м/ж

2009г.

2010г.

2011г.

М

12,0

9,3

10,0

Ж

88,0

90,7

90,0


 

25

На протяжении всех трех лет мы видим явное преобладание в структуре персонала женщин, что не удивительно в работе магазина парфюмерии и косметики. Причем руководители отделов и директор магазина – тоже женщины. При таком условии возможно более гибкое управление персоналом, выше уровень морального и психологического воздействия, более чуткое, внимательное отношение к подчиненным. Более вероятен мирный исход конфликтов.

Таблица 8

Распределение персонала по возрасту

Возраст

2009г.

2010г.

2011г.

До 25 лет 

Всего человек

В % к общему числу

 

70

70,0

 

108

72,0

 

116

68,2

25-30 лет

Всего человек

В % к общему числу

 

14

14,0

 

25

16,6

 

34

20,0

Старше 30 лет

Всего человек

В % к общему числу

 

16

16,0

 

17

11,3

 

20

11,8




 

Коллектив магазина «Золотое Яблоко» - это молодой коллектив, на 70% состоящий из лиц, моложе 25 лет. Средний возраст сотрудников  равен 26,3 годам. Это возраст начала профессиональной карьеры. Следовательно, в первую очередь необходимо развивать  карьеру сотрудников: мотивировать их, повышая квалификацию, проводя  обучения, продвигая по карьерной  лестнице. Таким образом, предприятие  приобретает квалифицированных  специалистов и снижает текучесть  кадров, которая намного выше в  организациях с молодым персоналом.                                                                                                   Таблица 9

Распределение персонала по уровню образования  сотрудников

 

Уровень образования

2009г.

2010г.

2011г.

Отклонения

2011 от 2009 в %

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Полное среднее

16

16

27

18

22

12,9

-3,1

Среднее специальное

36

36

42

28

66

38,8

        2,8

Незаконченное высшее

32

32

49

32,6

47

27,6

-4,4

Высшее профессиональное

16

16

32

21,3

35

20,6

4,6


Большинство работников магазина «Золотое Яблоко» имеют среднее специальное (36%) и незаконченное высшее образование (30%). Идет тенденция уменьшения уровня среднего образования по отношению к высшему с 2009 по 2011 годы. Это говорит о повышении уровня обслуживания, росте потенциала организации. Торговой организации выгодно иметь образованного сотрудника, личность, способную работать с людьми, обладающую качествами организатора и другими особенностями, соответствующими рабочим требованиям. При отборе кандидатов не столько имеет ценность торговое образование работника, сколько готовность к данной профессии, на основе оценки биографических данных, психологических и характерологических особенностей.

Распределение персонала по стажу  работы по профессии                Таблица 10

Стаж по профессии

2009г.

2010г.

2011г.

Отклонения 2011 от 2009 в %

количество человек

%

количество человек

%

количество человек

%

До 1 года

7

7

17

11,3

32

18,8

11,8

1-3 года

12

12

35

23,3

44

25,9

13,9

3-5 лет

22

22

7

4,6

11

6,5

15,5

     

На протяжении с 2009 по 2011 годы, наблюдаются изменения в стаже работы по профессии. В 2009 году сотрудников, работающих по специальности, было значительно больше, чем в последующие годы. Это обусловлено изменением приоритетов руководства к отбору и найму персонала: основной упор не на специальное образование сотрудника, а на его соответствие данной профессии. Возрастает количество работников, которые менее 1 года работают по специальности. Это подтверждается молодым возрастом сотрудников коллектива. Этот же фактор обуславливает рост количества сотрудников, проработавших от 1 до 3 лет.                                                                

27 

Таблица 11

Распределение персонала по стажу работы в организации

Стаж работы в организации

2009г.

2010г.

2011г.

Отклонения 2011 от 2009 в %

количество человек

%

количество человек

%

количество человек

%

До 1 года

20

20

42

28

52

30,6

10,6

1-3 года

56

56

78

52

86

50,6

-5,4

3-5 лет

24

24

30

20

32

18,8

-5,2


 

     

Увеличение  количества сотрудников, работающих менее  года на предприятии, происходит за счет расширения магазина и за счет текучести  кадров. О закрепляемости кадров на предприятии свидетельствует относительно стабильное количество персонала (за все три года), проработавшего от 1 до 3 лет. Практически неизменным остается костяк (3-5 лет) – это в основном сотрудники, работающие с основания организации, прочно укрепленные в ней.

На предприятии  высокий уровень текучести среди  молодого персонала. И руководству  необходимо применять меры по борьбе с такой обстановкой, так как  свежие умы не задерживаются на предприятии, что может привести к застою в  развитии организации.

 

2.3 Анализ экономического состояния  магазина «Золотое Яблоко

Результаты  экономического анализа служат информационным или рекомендательным материалом для  выработки обоснования и принятия решения. Источником информации для анализа является бухгалтерская и статистическая отчетность. В настоящее время в России любым предприятиям очень трудно выжить, а занимающимся торговлей особенно, так как налоги, которые они должны платить увеличиваются, а объем продаж пропорционально налогам не растет. Вместе с тем с каждым годом все больше и больше открывается новых предприятий, но выживают, конечно, сильнейшие, и в результате денежные средства не концентрируются в  нескольких более крупных фирмах, а распыляются в очень большом количестве небольших фирм. Следует отметить, что сейчас в нашем городе вновь         28

появляется  тенденция задержки зарплаты населению. Также не стоит выпускать из поля зрения инфляцию, которая пусть не в такой степени как 2-3 года назад, но существует. В связи, с чем покупательская способность подвержена колебаниям. Однако характеризуемое мною предприятие  даже в условиях жесткой конкуренции  и экономической не стабильности старается выжить. Судя по экономическим  показателям предприятия (Таблица 20), магазин «Золотое Яблоко» работает не убыточно, а даже с достаточным  процентом рентабельности. По результатам Таблицы 20 можно сделать вывод, что относительно 2009 года в 2010 - 2011 годах наблюдается:

- увеличение объема товарооборота, что в среднем за месяц составляет в 2009г. - 1060,74 тыс.  руб., а в 2011г. – 1807,19 тыс.  руб.;

- увеличение суммы торговой надбавки в 2003г.  на 935,28 тыс.  руб., а в 2011г.  на 1993,62 тыс.  руб., хотя при этом уровень ее (средний процент) падает с 13,7%(2009г.) до12,28%(2010г.);

- увеличиваются  издержки обращения (на наш  взгляд при растущем товарообороте  это естественно) в 2010г. на 255,62 тыс.  руб.  и в 2011г.  на 842,87 тыс.  руб., но при этом уровень издержек обращения уменьшается с 7,3% (2009г.) до 6,17% (2010г.) и 6,2 (2011г.);

- снижение  уровня рентабельности с 4,2%(2009г.) до 4,01%(2010г.) и до 3,94% (2011г.), которое в принципе не мешает получать предприятию увеличение суммы чистой прибыли (на 747,99 тыс. руб. – в 2010г.). Это объясняется тем. Что и в 2010 и в 2011 годах предприятие поставило перед собой цель – получить более высокую прибыль не за счет увеличения цен (а мы видим, что в 2010г.  и в 2011г.  уровень валового дохода ниже, чем в 2009г.  соответственно на 1,35% и 1,42%), а за счет увеличения объема продаж.                   Таблица 20

Основные  показатели финансово-хозяйственной  деятельности в магазине «Золотое Яблоко»  за 2009-2011 гг.

Информация о работе Анализ существующей системы мотивации персонала