Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:41, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть методические вопросы проведения анализа себестоимости продукции.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ.………………………………………………………………….5
1.1 Значение анализа себестоимости продукции ………………………...5
1.2 Классификация затрат ………………………………………………….8
1.3 Анализ факторов влияющих на уровень затрат ……………………...15
1.4 Анализ затрат на рубль товарной продукции ………………………..25
1.5 Выявление резервов снижения себестоимости ………………………27
2 КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО "ЗАРЯ" ………………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………50
Расчет выполнен на основе подхода, предложенного С.Б. Барнгольц.[3]
Приведенные в табл. 2 данные показывают, что основное внимание при дальнейшей детализации анализа должно быть уделено тем статьям, по которым допущены значительный незапланированный перерасход или существенная экономия. К таким статьям относятся топливо и энергия (10,09%), дополнительная заработная плата (22,41%), отчисления на социальное страхование (14,07%), расходы на подготовку и освоение производства (-29,53%), потери от брака (1147%), прочие производственные расходы (-46,74%), коммерческие расходы (6,46%). По этим и другим статьям могут быть выявлены резервы сокращения себестоимости или удержания ее на прежнем уровне при подробном анализе затрат на материалы, оплату труда и комплексные косвенно распределяемые издержки производства. Данное направление детализации анализа рассматривается ниже.
Важнейшим направлением изучения причин изменения себестоимости продукции является анализ поиздельных калькуляций, который выражается в сравнении фактического уровня затрат по статьям и на единицу продукции с плановым и данными прошлых лет. Остановимся на этом направлении анализа подробнее. В табл. 13 приведен анализ себестоимости по статьям затрат на примере туалетного мыла "Нежность".
Таблица 13
Анализ себестоимости туалетного мыла «Нежность»
Элементы затрат | Затраты на ед. продукции, тыс. руб. | Структура затрат,% | ||||
план | факт | | план | факт | | |
Сырье и материалы | 2458 | 2587 | 129 | 33,48 | 33,34 | -5,14 |
Топливо и энергия | 36 | 67 | 31 | 0,56 | 0,86 | 0,3 |
Осн. з/пл. произв. раб-х | 842 | 825 | -17 | 13,18 | 10,63 | -2,55 |
Допол. з/пл | 567 | 603 | 36 | 8,88 | 7,77 | -1,11 |
Отчисл. на соц. страх. | 502 | 508 | 6 | 7,86 | 6,55 | -1,31 |
Расх. на подгот. и освоение пр-ва | 200 | 200 | - | 3,13 | 2,58 | -0,55 |
Общепроизв. расх. | 400 | 500 | 100 | 6,26 | 6,44 | 0,18 |
Общехоз. расходы | 338 | 390 | 52 | 5,29 | 5,03 | -0,26 |
Потеря от брака | - | 112 | 112 | - | 1,44 | 1,44 |
прочие произв. расх. | 45 | 56 | 11 | 0,70 | 0,72 | 0,02 |
Итого произв. себест. продукции | 5388 | 5848 | 460 | - | - | - |
Коммерч. расходы | 1000 | 1911 | 911 | 15,65 | 24,63 | 8,98 |
Итого ком. полн. себест. продукц. | 6388 | 7759 | 1371 | 100,00 | 100,00 | - |
Приведенные данные показывают, что перерасход затрат произошел по всем статьям, за исключением основной заработной платы. Особенно большой перерасход допущен по материальным затратам, общепроизводственным расходам, потерям от брака и коммерческим расходам. Выявленные отклонения являются объектом факторного анализа с целью определения причин допущенного перерасхода, установления ответственности за них, обоснования резервов снижения себестоимости и роста прибыли. Аналогичные расчеты делаются по каждому виду продукции.
Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью факторной модели:
где: СP - себестоимость производства единицы продукции (cost price);
CEi - постоянные расходы по i-му продукту (constant expenses);
VGi - объем производства по i-му продукту (volume of goods);
VEi - переменные расходы по i-му продукту (variable expenses).
Исходные данные для факторного анализа себестоимости туалетного мыла "Нежность" представлены в табл. 14.
Таблица 14
Исходные данные для факторного анализа себестоимости туалетного мыла «Нежность»
Показатель | По плану | Фактически | Отклонение от плана |
Объем производства, тыс.шт. | 12000 | 12500 | 500 |
Сумма постоянных затрат, руб. | 2249000 | 2326000 | 77000 |
Сумма переменных затрат на единицу продукции, руб. | 344,9 | 434,6 | 89,7 |
Себестоимость 100шт., руб. | 532,3 | 620,7 | 88,4 |
Используя описанную выше модель и данные табл. 14, произведем расчет влияния факторов на изменение себестоимости туалетного мыла "Нежность" методом цепной подстановки. Результаты поиздельного анализа отразим в табл. 15.
CPпл=СЕпл +VEпл = 2249000 + 344,9 = 532,3 руб.
VGпл 12000
CP1=СЕпл +VEпл= 2249000 + 344,9 = 524,82 руб.
VGф 12500
CP2=СЕф +VEпл= 2326000 + 344,9 = 530,98 руб.
VGф 12500
CPф=СЕф +VEф = 2326000 + 434,6 = 620,68 руб.
VGф 12500
Общее изменение себестоимости единицы продукции составляет:
СРобщ = СРф - СРпл = 532,3 - 620,7 = 88,38 руб.
в том числе за счет изменения:
а) объема производства продукции:
CVG = C1 – Cпл = 524,82 – 532,3 = -7,48 руб.;
б) суммы постоянных затрат:
CCE = C2 - C1 =530,98 – 524,82 = 6,16 руб.;
в) суммы удельных переменных затрат
CVE = Cф - C2 = 620,68 – 530,98 = 89,7 руб.
Аналогичные расчеты производят по прочим наименованиям производимой продукции.
Таблица 15
Результаты поиздельного анализа
Вид продукции | Объем выпуска продукции, тыс.шт. | Себестоимость 1000 ед. продукции в руб. | Изменение себестоимости, руб. | |||||||
план | факт | план | 1 итер. | 2итер. | факт | Общее | в том числе | |||
VG | CE | VE | ||||||||
Туал. мыло «Нежность» | 12000 | 12500 | 532,3 | 524,82 | 530,98 | 620,68 | 88,38 | -7,48 | 6,16 | 89,7 |
Крем «Анюта» | 100 | 90 | 80000 | 81333,33 | 80888,89 | 82048,89 | 2048,89 | 1333,33 | -444,44 | 1160 |
Анализ материальных, трудовых и косвенных затрат позволяет подробно анализировать отклонения от сметы, давая, таким образом, возможность более эффективно управлять затратами. Система калькуляции себестоимости по нормативным издержкам может применяться в той степени, в какой процесс производства состоит из серии общих операций.[4] Наиболее эффективный способ управления затратами - это регулировать их на стадии возникновения. Таким образом, необходимо установить нормативы на материалы, труд и услуги, потребляемые в процессе производственных операций, а не на нормативные затраты на готовый продукт. Отклонения от этих нормативов должны учитываться для выявления их причин и лиц, ответственных за их возникновение.
Для рассматриваемого предприятия, производящего широкую номенклатуру продукции, анализ материальных затрат покажем на примере крема "Анюта".
Продукт изготавливается за одну операцию. Нормативные издержки по этой операции представлены в карте нормативных издержек (табл. 16).
Компания "Заря" планирует произвести 100.000 ед. крема "Анюта" в сентябре. Плановая величина постоянных общепроизводственных расходов на сентябрь составляет 1.200.000 руб. Плановая прибыль от продаж 800.000 руб.
Фактические результаты за сентябрь, руб.
Реализация (90.000 ед. по 90 руб.)
Основные материалы:
А: 190.000 кг по 11 руб. за 1 кг
В: 101.000 кг по 14 руб. за 1 кг
Труд основных производственных рабочих (285.000 ч по 9,6 руб. за 1 ч)
Переменные общепроизводственные расходы 676.000 руб.
Постоянные общепроизводственные расходы 1.160.000 руб.
Табл. 16 представляет собой карту нормативных издержек для крема "Анюта".
Таблица 16
Карта нормативных издержек для крема «Анюта»
Статья затрат | Руб. |
Основные материалы: 2 кг материала А по 10 руб. за 1 кг 1 кг материала В по 15 руб. за 1 кг |
20 15 |
Труд основных производственных рабочих (3ч по 9 руб. за 1 час) | 27 |
Переменные общепроизводственные расходы | 6 |
Совокупные нормативные переменные затраты | 68 |
Нормативная маржинальная прибыль | 20 |
Нормативная цена реализации | 88 |
Проведем анализ данных ОАО "Заря". Прежде всего составим сметную таблицу (табл. 17), исходя из которой можно провести предварительный анализ эффективности работы за анализируемый период. Примем материалы А и В взаимозаменяемыми.
Таблица 17
Статьи издержек | По смете на ед. | План(жесткая смета) | Гибкая смета (план пересчит на факт. вып.) | Факт | Отклонения | |
экономия | перерасход | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6(5-4) | 7(5-4) |
Объем пр-ва | - | 100000 | 90000 | 90000 | - | - |
1.Материалы А(2кг*10) В(1кг*15) |
20 15 |
2000000 1500000 |
1800000 1350000 |
2090000 1414000 |
- |
290000 64000 |
2.Оплата труда | 27 | 2700000 | 2430000 | 2736000 | - | 306000 |
Переменные общепроиз.расходы | 6 | 600000 | 540000 | 676000 | - | 136000 |
Постоянные общепроиз.расходы | 12 | 1200000 | 1200000 | 1160000 | -40000 | - |
Итого: | 80 | 8000000 | 7320000 | 8076000 | 756000 |