Анализ себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть методические вопросы проведения анализа себестоимости продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….2



1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ.………………………………………………………………….5

1.1 Значение анализа себестоимости продукции ………………………...5

1.2 Классификация затрат ………………………………………………….8

1.3 Анализ факторов влияющих на уровень затрат ……………………...15

1.4 Анализ затрат на рубль товарной продукции ………………………..25

1.5 Выявление резервов снижения себестоимости ………………………27



2 КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО "ЗАРЯ" ………………………………………32



ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………47



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………50

Работа содержит 1 файл

анализ себестоимости продукции.doc

— 356.00 Кб (Скачать)

Безусловно, затраты, которые предприятие вынуждено нести в ходе производственного процесса, объективны, и предприятие само определяет себестоимость продукции. Вместе с тем, государство в определенной степени регулирует этот процесс путем нормирования затрат, относимых на себестоимость и принимаемых во внимание при исчислении налогооблагаемой прибыли. Данное регулирование осуществляется с помощью документа "Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг)", в котором как раз и приведена единая для предприятий независимо от форм собственности и организационно-правовых форм номенклатура экономических эпементов затрат. В п. 5 Положения выделены следующие элементы затрат:

      материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

      затраты на оплату труда;

      отчисления на социальные нужды;

      амортизация основных фондов;

      прочие затраты.

Учет и анализ затрат по элементам позволяет рассчитывать и оптимизировать плановые и фактические затраты по предприятию в целом по таким крупным позициям, как оплата труда, покупные материалы, полуфабрикаты, топливо и энергия и др.

Под калькуляционной статьей понимается определенный вид затрат, образующих себестоимость продукции в целом или ее отдельного вида.

Обособление таких видов затрат основано на возможности и целесообразности их идентификации, оценки и включения (прямого или косвенного, т.е. путем распределения в соответствии с некоторой базой) в себестоимость конкретного вида продукции.

Если группировка затрат по экономическим элементам позволяет выявить отдельные виды затрат за отчетный период безотносительно к тому, закончено ли производство продукции или нет, то группировка по калькуляционным статьям дает возможность определить себестоимость продукции, полностью прошедшей производственный цикл и готовой к реализации или реализованной.

Состав калькуляционных статей варьирует в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия; в частности, для промышленного предприятия типовая номенклатура статей имеет следующий вид:

1.      Сырье и материалы.

2.      Возвратные отходы (вычитаются).

3.      Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций.

4.      Топливо и энергия на технологические цели.

5.      Заработная плата производственных рабочих.

6.      Отчисления на социальные нужды.

7.      Расходы на освоение и подготовку производства.

8.      Общепроизводственные расходы.

9.      Общехозяйственные расходы.

10. Потери от брака.

11. Прочие производственные расходы.

12. Коммерческие расходы.

Первые одиннадцать статей составляют так называемую производственную себестоимость; с добавлением коммерческих расходов, т.е. расходов, связанных со сбытом продукции, образуется полная себестоимость производства и реализации.

В системе управления затратами важную роль играет подразделение затрат на прямые и косвенные расходы. Прямые расходы - это расходы, которые в момент их возникновения можно непосредственно отнести на объект калькулирования на основе первичных документов. К косвенным относятся расходы, которые в момент возникновения не могут быть отнесены на конкретный объект калькулирования, и, чтобы попасть в его себестоимость, они должны быть предварительно аккумулированы на определенном счете и в дальнейшем распределены между всеми объектами пропорционально некоторой базе.

Примерами прямых расходов являются затраты сырья и материалов, полуфабрикаты, заработная плата работников, занятых производством данного вида продукции и др. К косвенным относятся расходы на подготовку и освоение производства, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы и др. Базой для распределения могут служить: прямые затраты, заработная плата производственных рабочих, объем выработанной продукции и т.п.

Бухгалтер должен четко определить, что он включает в себестоимость и как он будет ее калькулировать.

Существующие системы калькулирования можно классифицировать в разрезе следующих четырех признаков.

  1. По периоду составления. К ним можно отнести предварительные (плановые, прогнозные, проектные, сметные и нормативные) и отчетные калькуляции. Весь смысл калькулирования состоит в прогнозных расчетах, именно они формируют бюджет и в конечном счете влияют на величину капитала. Чем дольше период, за который они составляются, тем ниже их познавательная ценность. Здесь уместно напомнить исследование известного немецкого ученого Фрица Шмидта об органическом калькулировании. Сознавая недостатки традиционной бухгалтерии, он настаивал на составлении ежедневных калькуляций (почти как в советской системе общепита). Только анализ ежедневных колебаний фактической себестоимости готовой продукции (а величина себестоимости колеблется существенно больше, чем отпускные цены готовой продукции) может обеспечить достаточно эффективное управление затратами. Однако в этом случае увеличивается трудоемкость учетно-вычислительных работ.

  2. По отношению к объекту калькулирования. По данному признаку можно выделить три варианта исчисления себестоимости:

а) по каждой единице готовой продукции или по каждой оказанной услуге. Это наиболее распространенный подход: затраты на выпуск делятся на число выпущенных единиц готовой продукции (оказанных услуг);

б) по каждому центру ответственности и/или месту возникновения затрат. Это связано с тем, что затраты возникают не сами по себе, а по воле тех, кто ими управляет. Отсюда и калькулировать надо не себестоимость изделия (услуги), а затраты, осуществленные лицами, например мастерами, начальниками отделов и другими, ответственными за тот или иной участок производства. В этом случае весь бюджет предприятия распределяется на мини-бюджеты производственных участков, и каждое фактическое отклонение от заданной нормы сразу же указывает на нарушение хозяйственного процесса.

в) по отношению к производственным функциям. В ходе хозяйственных процессов различным отделам предприятия приходится выполнять отдельные функции, которые так или иначе возникают в одном отделе, а потом продолжаются в другом, третьем и т.д. Самый новый подход к калькулированию, получивший название "ABC", предполагает исчисление затрат на каждую функцию управления: заготовка, хранение, реализация и т.д. Администрация определяет состав таких функций, и это позволяет добиться достаточно эффективного управления, если в нем, конечно, заняты деловые люди.

  3. По поведению затрат в связи с изменением объема производства. Здесь выделяются системы калькулирования, включающие в себестоимость все затраты или только переменные. Первая система делает упор на то, что в себестоимость продукции следует включать все затраты организации независимо от их деления на основные и накладные, прямые и косвенные, постоянные и переменные. Следовательно, в каждом калькулируемом объекте должны присутствовать все произведенные организацией расходы. Вторая, которую в США с конца 30-х годов прошедшего столетия называют системой "Директ-костинг", - делает акцент на поведении затрат в связи с изменением объема производства. Если в первом случае в состав себестоимости входят все затраты организации, то во втором - только переменные затраты и только они капитализируются. Постоянные затраты, как не имеющие непосредственного отношения к технологическому процессу производства продукции (работ, услуг), напрямую списываются на уменьшение результата от реализации продукции (работ, услуг).

Отечественная учетная практика в целом привыкла к полной капитализации затрат, что вытекает из принципа соответствия расходов доходам и, следовательно, требованиям прежде всего финансового учета, в то время как для целей управленческого учета больше подходит маржинальный подход. Его важность в том, что маржинальный (предельный) подход предполагает в ряде случаев принятие заказов по цене, равной себестоимости, исчисленной только по переменным затратам. Это открывает существенные возможности для расширения производства и сбыта готовой продукции.

  4. По способу исчисления. По данному признаку возможны два подхода - исчисление исторической (фактической) или предварительной (нормативной, плановой) себестоимости. При первом подходе себестоимость определяют по документированным данным фактически понесенных затрат, а при втором - по заранее составленным нормам. В случае последующих отклонений фактических затрат от этих норм (стандартов) учитываются только отклонения, т.е. все затраты исчисляются (планируются) заранее - изделия еще не произведены, а их себестоимость уже известна. Но жизнь всегда вносит поправки, на их величину бухгалтер составляет уточняющие записи. Норма выступает как ориентир, указывающий работнику, к чему стремиться. Иногда норма берется как максимально возможная, и если в отчете отмечается, что норма выполнена на 80%, то это рассматривается как удачная работа. Перевыполнить такую норму проблематично.

Для того чтобы непосредственно перейти к анализу себестоимости, необходимо рассмотреть процесс формирования информационной базы для внутренних и внешних пользователей. Традиционным для российской практики является ведение общего и калькуляционного учета с использованием единого плана счетов, который дополняется аналитическим учетом в интересах внутреннего управления. Такая практика ведения учета сохраняется до сих пор во многих российских организациях.

В инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета, в пояснениях к разделу III "Затраты на производство" указывается, что формирование информации о расходах по обычным видам деятельности, которые и составляют издержки производства, осуществляется либо на счетах 20-29, либо на счетах 30-39.

Первый вариант ведения учета предполагает группировку издержек по статьям, местам возникновения и калькулирования себестоимости продукции, а также учет расходов по элементам на этих счетах единого плана счетов.

Второй вариант предполагает использование счетов 20-29 только для группировки издержек по статьям себестоимости, местам возникновения и калькулирования себестоимости продукции, товаров и услуг. А счета 30-39 используются для обобщения издержек по элементам. Использование второго варианта учета позволяет упростить систему управления себестоимостью и контроля за ней.

Взаимосвязь финансового и управленческого учета осуществляется через отражающие счета. Ведение управленческого учета в едином плане счетов становится возможным благодаря наличию необозначенных счетов. Согласно инструкции Министерства финансов организации должны самостоятельно определить экономическое содержание счетов 22, 24, 27, 30-39.

На приводимом ниже рисунке дана схема отражения на счетах расходов по элементам и статьям. Нетрудно заметить, что отражающими счетами при использовании подобной модели являются счета 27 "Отражение издержек производства" и 37 "Отражение расходов по элементам" счета. Обороты и сальдо по дебету счета 37 всегда равны оборотам и сальдо по кредиту счета 27, что достигается без их непосредственной корреспонденции, так как операции по этим счетам проводятся на основе одних и тех же первичных документов, справок и расчетов бухгалтерии.


Рис. 1 Схема отражения на счетах расходов по элементам и статьям[1]

 

1.3 Анализ факторов влияющих на уровень затрат

 

Анализ себестоимости начинают с анализа динамики себестоимости всей товарной продукции. При этом сравнивают фактические затраты с плановыми или с затратами базисного периода. В процессе анализа выявляют, по каким статьям затрат произошёл наибольший перерасход и как это изменение повлияло на изменение общей суммы переменных и постоянных расходов.

Общая сумма затрат может измениться из-за объёма выпуска продукции, её структуры, уровня переменных затрат на единицу продукции и суммы постоянных расходов. Порядок проведения факторного анализа представлен в табл.1

Таблица 1

Исходные данные для факторного анализа общей суммы издержек на производство и реализацию продукции

Затраты

Факторы изменения затрат

объём выпуска продукции

структура продукции

переменные затраты

постоянные затраты

По плану на плановый выпуск продукции:

План

План

План

План

По плану, пересчитанному на фактический объём производства продукции:

Факт

План

План

План

По плановому уровню на фактический выпуск продукции:

Факт

Факт

План

План

Фактические при плановом уровне постоянных затрат:

Факт

Факт

Факт

План

Фактические:

Факт

Факт

Факт

Факт

Информация о работе Анализ себестоимости продукции